Осторожно, история. Палермо во Второй Мировой
Италия дорого заплатила за диктатуру Муссолини. Почти 500 тысяч человек погибло во время войны. Это и солдаты в песках Ливии и Эфиопии, в снегах Донбасса и Сталинграда, с горах Греции и Югославии. Это и мирные жители Сицилии, Рима и Неаполя. Жертвами режима Муссолини стали многие тысячи мирных жителей и военные Советского Союза, Греции (где итальянские войска особенно жестоки), стран Северной Африки, солдаты Великобритании и США.
Первые погибшие среди палермитанцев появились задолго до начала Второй Мировой Войны. Гражданская война в Испании стала "репетицией" перед большой войной в Европе. Италия в этом конфликте поддержала Франко и выслала свой экспедиционный корпус. В составе того корпуса был солдатом бывший полузащитник Микеле Марроне, который в возрасте 30 лет ушел из футбола, а в составе Палермо играл в Южной Лиге Италии в сезоне 1928/29. После гибели Марроне 28 апреля 1937 года в Сарагосе, в честь него переименуют построенный за пять лет до этого стадион Литторио. Первоначально стадион был назван в честь эмблемы фашиской партии - скрепленных прутьев и топорика, которая также называется "фасция". С новым названием стадион, который в 2002 году будет назван в честь Ренцо Барберы, простоит до конца войны, пока не будет переимнован в "Ла Фаворита" в честь района Палермо, где стадион находится.
Ренцо Барбера - легендарный президент Палермо, которого обожают до сих пор все фанаты команды, приводивший клуб к двум финалам Кубка Италии. Сын члена Совета Палермо, сделавший сам неплохую карьеру сицилийского чиновника, занимавший высокие посты с 1970-ых по 1990-ые годы, во время Второй Мировой Войны был офицером итальянских войск. Конкретных данных о службе Ренцо Барбера найти не удалось. В качестве президента же Барбера получил прозвища "Последний Леопард" и "Presidentissimo", которые говорили о его высоких моральных качествах и уважении к сопернику.
Также неизвестно подробностей о службе в армии игрока Палермо с 1920 по 1922 год Джовани Трабукко, игравшего за Палермо в чемпионате Сицилии и в Первой Лиге. Избрав военную службу, Трабукко сделал неплохую карьеру военного - дослужился до подполковника и умер в Палермо в 1980 году. Судьба другого игрока - Луиджи Леоне, игравшего за Палермо в Серии А с 1933 по 1935 год, известна лучше. Но по более трагичной причине - мобилизованный в армию после окончания карьеры футболиста, Леоне оказался на Восточном фронте, где под Сталинградом погиб 17 декабря 1942 года.
В апреле 1943 года погибнет легендарный игрок Палермо Дженнаро Сантилло. Сантилло считался одним из лучших полузащитников своего времени, за Палермо сыграл 214 матчей и был очень близок к вызову в сборную. В 1942 году он ушел из футбола и поселился в пригороде Трапани на берегу Средиземного моря. Дом его будет разрушен во время одной из бомбардировок Сицилии американской авиацией.
С Сицилии начнется высадка союзнических войск. В июле союзники высадятся на Сицилию, а в начале сентября - на Аппенинский полуостров. Большие потери итальянской армии, которая не была готова к столь тяжелой войне сразу на нескольких фронтах, успехи союзников в самой Италии, вынудят итальянских генералов во главе с маршалом Бадольо, отправить в отставку и арестовать Муссолини, а также подписать акт о капитуляции Италии 8 сентября 1943 года.
Хоть официально для Италии война и закончится, но главные испытания будут еще впереди. На всех фронтах итальянские войска будут сдаваться либо союзником, либо немецким частям. На восточном фронте около 30 000 человек сдадутся советским войскам и попадут в лагеря военнопленных, где большинство погибнет из-за эпидемии тифа. В Греции две тысячи итальянцев, сдавшихся английским и греческим войсками, погибнут от голода, а почти 5 000 итальянцев будет расстреляно немецкими войсками на островах Кефалиния и Кос, несколько тысяч итальянских солдат погибнет в боях с немецкой армией, а еще полторы тысячи останется в Греции воевать в отрядах греческих партизан до самого окончания войны. Основная же часть воевавших в Греции и Югославии итальянцев будет отправлена в немецкие лагеря. Одним из этих итальянцев будет офицер итальянской армии Геррино Капелло.
Одним из офицеров, продолживших воевать против немецких войск после капитуляции армии, будет уроженец Сицилии Раймондо Ланца ди Трабиа. "Последний Сицилийский рыцарь", как называли его в Италии, один из богатейших сицилийцев своего времени, как и многие итальянские военные, первый боевой опыт получил в Испании, а затем служил офицером в итальянских войсках. После капитуляции он устроился адьютантом у Джакомо Карбони - одного из генералов, арестовывавших Муссолини 25 июля 1943 года. Будучи адьютантом Карбони, Ланца ди Трабиа обеспечивал связь командования итальянских войск, пытавшейся воевать против немецкой армии, составяющих большую часть вооруженных сил марионеточной Итальянской Социальной Республики, с войсками союзников. В это же время он познакомился со множеством представителей итальянской аристократии, например, с Джанни и Сюзанной Аньелли, которые участвовали в движении Сопротивления, а Сюзанна еще и была представителем Красного Креста в Италии. В конце сороковых, став президентом клуба Палермо, Раймондо Ланца ди Трабиа по дружбе сможет купить для Палермо несколько высококлассных игроков Ювентуса, президентом которого был Джанни Аньелли.
Одним из игроков, купленных Палермо у Ювентуса, будет чешский вингер Честмир Выцпалек. Перейдет из Ювентуса Выцпалек в 1947 году. А в году 1944-ом, Выцпалек, житель оккупированной немцами Чехии, проведет 8 месяцев в концлагере Дахау.
Чудом избежит концлагеря бывший тренер Палермо Джила Фельдман. Работавший в 30-ых годах в Италии венгерский специалист из-за этнических законов, принятых Муссолини перед войной, уедет в Венгрию, где устроится в клуб, за который выступал игроком - МТК-Будапешт.
На момент начала войны МТК-Будапешт будет носить два неофициальных звания - самый титулованный клуб Венгрии и неофициальный титул "главного еврейского" клуба Венгрии. Еврейское происхождение клуба будет главным источником успехов клуба - у клуба всегда будет предостаточно спонсоров. Но также и главной бедой - в 1941 году клуб будет распущен, а президент клуба Альфред Брулль и легендарные игроки Йозеф Браун и Надлер Герник погибнут в концентрационных лагерях.
Еще один легендарный игрок, вратарь знаменитой австрийской Вундертим - Рудольф Гиден, переехавший в 1933 году из Австрии во Францию, на новой родине продолжит карьеру вратаря и в 1940 году будет вызван в сборную. Практически сразу после этого, он будет вызван и в армию Франции на защиту от вторжения Германии. После войны, Рудольф переедет в Италию, где попробует себя в качестве тренера, в том числе и в Палермо, но особенного успеха не добьется.
В качестве заключения хочется всех еще раз поздравить с Днем Победы и пожелать всем мирного неба над головой, и чтобы футболисты входили в историю только за умение обращаться с мячом, а не с оружием.