Хавьер Пасторе: «Мы с футболом оставили друг друга»
Экс-игрок сборной Аргентины, «Палермо», «ПСЖ» и «Ромы» дал интервью испанскому изданию Relevo, в котором вспомнил лучшие моменты своей футбольной жизни и рассказал о планах объявить о завершении карьеры. «Сицилийский цирюльник» публикует перевод беседы.
Хавьер Пасторе, «Эль Флако» (Тощий с исп.), встретился с испанской журналисткой Лореной Гонсалес в кафе на окраине Мадрида. Здесь он проживает несколько месяцев, обрел облегчение от боли в бедре, которая в последнее время мешала ему не только играть в футбол, но и просто ходить. После неудачной операции в феврале прошлого года ему установили протез, с которым его состояние стало лучше.
Одетый в спортивный костюм Пасторе старался быть незамеченным, тем не менее с ним пожелали сфотографироваться несколько соотечественников. Фактически Хавьер отошел от футбола в июле 2023 года после неудачного опыта выступления за Эльче и Катар. Прежде чем объявить о завершении карьеры, Пасторе хотел бы понять свое самочувствие. Но сейчас в его глазах нет страданий. Он улыбается и облегченно болтает о лучших моментах своей жизни.
Какие воспоминания у тебя о маленьком Пасторе?
Поскольку футбол для меня был на первом месте, я просил маму отвезти меня в клуб на 3 часа раньше, чтобы я уделил больше времени тренировке и успел увидеть игру величайших игроков. Это было мое любимое место, мне нужен был только мяч, я старался учиться чему-то новому, конкурировать с другими… У меня всегда такое желание.
Даже на взрослом уровне?
Я получал удовольствие от футбола на протяжении всей карьеры. День матча был для меня самым счастливым, кто бы ни был соперником. Когда я надевал бутсы, у меня сразу появлялась улыбка на лице. Да, с возрастом возрастает ответственность, но я всегда играл в футбол ради удовольствия.
И как теперь получать удовольствие без футбола?
Помимо футбола я много сил вложил в своих детей, жену, с которыми я проводил все свое время вне футбола. И это время принесло мне много счастья, за эти полтора года я уже не так сильно ощущал отсутствие игры в футбол. Последние четыре года приносили мне уже больше боли, чем удовольствия, и это, думаю, заставляет меня не так сильно скучать по нему. Теперь, когда я избавился от этой боли, я с нетерпением жду общения с моими близкими.
Футбол бросил тебя или ты его?
Можно сказать, это было обоюдно. Мое тело больше не справлялось, травма бедра поставила крест на игре, после нее я уже не мог полноценно играть. Боль после игр была невыносимой, и я решил прекратить это, потому что не было сил продолжать. Мы оставили друг друга.
Что стало поворотным моментом для прекращения?
В те последние годы, что я играл с болью, мое сердце было на поле, я чувствовал поддержку болельщиков, ходил на тренировки, общался с партнерами по команде… И это то, что помогало мне отвлечься от болей, это были дни счастья, которые дарил мне футбол. Но прошло время, и как-то мой маленький сын попросил с ним поиграть в мяч, сказал, пойдем поиграем в саду, и в этот момент я не смог встать с дивана из-за боли в бедре. Этот момент меня убил. Тут у меня в голове щелкнуло, что надо что-то менять, если я не могу с сыном заняться тем, что больше всего люблю на свете. Я сказал себе, что в этом году заканчиваю с карьерой, буду делать операцию, и посмотрим на мое самочувствие. Это был поворотный момент.
У тебя в сердце остался футбол?
Это моя жизнь. Я хотел бы до июня следующего года официально объявить о своем уходе из футбола. Я оставил дверь открытой, но я долгое время не тренировался, футбол сейчас изменился, уклон в сторону физики, менее техничный, и это не то, что подходит под мой стиль. В последние годы я не был физически готов на 100%, и тренеры делали на этом акцент, надо больше бегать, быть физически сильнее… Разве это самое важное в игре? А правильная отдача, контроль мяча, хорошее видение поля, точные пасы… Будто это отходит на второй план. Сначала много бегай, будь сильнее, а потом только посмотрим на тебя. Я не легкоатлет, я не пробегу 20 км за игру, даже если буду тренироваться.
Кто из тренеров больше всего на вас повлиял?
Мой первый тренер, который открыл мне дорогу в футбол, Анхель Каппа. Я до сих пор держу с ним связь. Делио Росси в Палермо ставил такую игру, в которой я играл центральную роль. Анчелотти в ПСЖ. Но больше всего, я думаю, Блан. Ему нравился мой стиль игры, и он давал мне много свободы на поле, что придавало мне уверенности. При нем я показывал свой лучший футбол.
Марадона доверял вам на Чемпионате Мира 2010, чему Вы научились у него?
Всему. Диего был человеком, который тебя все время учит, он усаживал тебя рядом с собой, и вы вместе смотрели тренировку, разбирали моменты, и он говорил, как нужно действовать в той или иной ситуации. Его футбольные знания были настолько глубокие, что он читал моменты заранее, он видел футбол на десять шагов впереди остальных.
«Почему он тебя прозвал «El maleducado del fútbol» – «футбольным грубияном?»
(Смеется) Я дебютировал за национальную сборную, он выпустил меня на 20 минут, и я свои 19 лет довольно неплохо проявил себя. Он мне потом сказал, что я творю на поле, что хочу, с неуважением отношусь к сопернику. Любой итальянец сказал бы, что я без уважения отношусь к футболу, «футбольный грубиян». Что говорил Диего, было законом.
В чем успех сборной Аргентины на прошедшем Мундиале?
Много предпосылок. Победа на Кубке Америки стала ключевой, чтобы люди начали принимать Месси. Он был лучшим в мире, но в Аргентине его не признавали. После Кубка Америки изменилось отношение, партнеры по сборной почувствовали, что могут идти вперед вместе с Лео. На Чемпионате Мира создалась особая аура вокруг сборной, я гулял по Катару и понимал, что станем чемпионами. Когда мне было 13, я дал себе слово играть в Европе, так и произошло. Атлетик забивает на последних минутах, потому что верит в свою победу. Поставить цель – это самое важное.
Вы выступали со многими звездами в одной команде, к примеру с Бекхэмом, кто по Вашему мнению с другой планеты?
Ибрагимович – один из лучших товарищей по команде когда-либо, в случае чего он всегда рядом, подскажет, подбодрит, скажет, где у меня что не получается. За пределами поля вокруг него сложилась противоречивая аура, но в профессиональном плане он все доказывал на поле. Как человек он без недостатков.
А Неймар? Почему ему не удалось полноценно реализовать свой талант?
Он один из самых талантливых футболистов, с легкостью мог побороться за Золотой Мяч с Месси и Криштиану. Но футболом он наслаждается как ребенок. Для Месси футбол – это жизнь. Мы видели, как он тренируется, а Ней в это время отдыхал. Он немного из другого поколения, помимо футбола в его жизни много маркетинга. На тренировке он забивает три невероятных мяча, а потом три часа фотографируется для журнала. Я не хочу сказать, что Ней не был сконцентрирован на футболе, но он уделял много времени тому, что выходит за рамки игры.
Будут ли еще появляться феномены?
Раньше говорили, что такого как Марадона, больше не будет, а потом появился Месси, сейчас Ламин Ямаль ближе всех к Лео. Если обратите внимание, очень много талантливых ребят среди марокканцев, потому что если окажетесь в Марокко, увидите, как все мальчики играют в мяч на улице. Сейчас тенденция, что в Европе дети дома играют в компьютер, раньше мы были голоднее.
Вы представляли свою жизнь без футбола?
Никогда не представлял, потому что с шести лет моя жизнь связана с футболом, и такова моя жизнь, в моем рюкзаке рядом с учебниками лежал мяч.
Какова будет жизнь без него?
Я остаюсь счастливым, я всегда понимал, что карьера футболиста длится 15-20 лет. Теперь меня на улице не так часто узнают, чувствую себя спокойнее. Я выбрал Мадрид для проживания именно по этой причине. Итальянцы узнают, французы еще больше. Я был самым дорогим трансфером чемпионата Франции в истории, парижане восприняли это очень близко к сердцу, и принимали меня как за своего. В Италии я также стал одним из итальянцев.
Вам никогда не предлагали контракт крупные испанские клубы?
Во время выступления за Палермо был интерес со стороны Барселоны, но там для меня не было места в основном составе. Агенты Атлетико два года подряд приезжали в Париж во время моей игры за ПСЖ, с 2013 по 2015 годы. Симеоне был заинтересован в моем трансфере, позже он мне говорил: «Если бы ты перешел, то я бы сделал из тебя лучшего футболиста». «Нет, ты бы заставил меня отрабатывать в защите», – отвечал я (смеется).
Есть какой-нибудь забавный момент, связанный с Анчелотти?
Было почти два часа ночи в разгар чемпионата. Мы всегда собирались вместе, чтобы поужинать после тренировки. Мы собирались в ресторане, который находится в ста метрах от дома Анчелотти. Вдруг Почо Лавесси говорит нам, что собирается позвонить ему. Мы в недоумении пытались отговорить его, но он все-таки позвонил. «Что-то случилось, Почо?» «Нет-нет, игроки, которые помогают вам одерживать победы, здесь рядом и хотят, чтобы вы пришли». Он пришел через несколько минут в одной пижаме и заказал «лучшее вино для своих игроков». Он остался с нами и начал рассказывать тысячу анекдотов. В нем есть такая штука, которая заставляет тебя, выходя на поле, «умирать за него».
Расскажи о своем сыне
Сантьяго. Он без ума от футбола, его кумиры Мбаппе, Месси… Сейчас он следит за Атлетико, потому что он общается с одноклассниками, чьи родители выступают за Атлетико, а также из-за Хулиана Альвареса. Я не навязываю себя ему.
Почему?
Я предпочитаю, чтобы он был самим собой, а не копировал кого-то, особенно своего отца. Я считаю это неким давлением. Он однажды включил нарезку на Ютубе со мной, показать своим друзьям, когда они пришли к нам домой. «Мой отец тоже играет».
Перевод – Андрей Хачатурян.
спасибо за текст!