История одного письма, или почему «Палермо» выступает в розовых футболках
27 февраля 1907 года был подписан устав «Palermo Foot-ball Club», где впервые появилось упоминание розового и черного как официальных цветов команды. За два года до этого сицилийский журналист Джузеппе Айрольди отправил письмо Джошуа Уитакеру. Письмо и устав хранятся в музее клуба.
«Дорогой Джошуа, я, как и многие мои друзья, заметил, что цвета вашего клуба «Палермо» очень часто используются другими командами. Как, например, «Дженоа». Вчера Микеле Пойеро высказал мнение мистеру Блэку и мистеру Норману, что следует изменить красно-синие цвета на розово-черные. Микеле говорит, это цвета горького и сладкого. Ваши результаты различаются как показания швейцарских часов. Как сказал Винченцо Флорио из спортивного клуба на улице Mariano Stabile, когда вы проигрываете, вы всегда можете выпить Амаро, а когда выигрываете, то можете отведать сладкого розового ликера.
Мое здоровье нехорошо, я стар, поспешите, пожалуйста. Джузеппе Айрольди»

Необычные цвета пережили многочисленные банкротства клуба и диктатуру Муссолини и не меняются вот уже 82 года. Стали символами команды, и про розовые комплекты форм других клубов говорят: «Как у «Палермо». Но давайте окунемся в историю первых лет сицилийского клуба и более внимательно посмотрим на тех людей, кто его создал.
Английские корни
В начале 20 века Палермо переживает экономический бум. В город на заработки активно стекаются не только жители сицилийских деревень, сюда же из Англии едут многочисленные квалифицированные специалисты – инженеры и служащие портов, дипломаты и торговые представители.
Летом 1900 года транзитом через Марсалу и Неаполь в Палермо приезжает сотрудник британского консульства Джордж Эдвард Сэмюэл Блейк. Он не так молод, ему уже 38 лет, но темперамент не дает сидеть за чиновничьим столом, он проповедник и чтец в местном англиканском приходе, управляющий клуба «Sailor’s Rest». А еще к этому моменту он трехкратный чемпион Италии по футболу, один из основателей «Крикетного и футбольного клуба Генуи». В новом для себя городе он также помогает в основании футбольной команды и становится ее капитаном. На фото он в центре кадра с мячом у ног.

Но первым в этой истории был все же сицилиец. Иньяцио Майо Пагано (на фото сидит справа от Блейка), сын богатых родителей из Палермо, в возрасте 22 лет был отправлен в Англию для учебы в Итоне. Оттуда он возвращается с друзьями-англичанами, большой любовью к новому спорту и полными чемоданами снаряжения. В том числе и красно-синими футболками в честь флага Великобритании. Один из друзей Иньяцио – Эдвард Де Гарстон (на фото стоит крайний слева), вице-консул Великобритании в Палермо, станет одним из игроков и первым президентом клуба.
Как ни странно, но даже на заре футбола команды не могли существовать без финансовой поддержки. За ней любители английской игры обратились к самому богатому англичанину острова – Джозефу Исааку Спадафоре Уитакеру. Его отец, Джозеф Уитакер, приехал на Сицилию в возрасте 17 лет работать со своим дядей на производстве вина. Бизнес рос, к сороковым годам Уитакер владел целым флотом парусных судов, бороздившим пространство мирового океана. В 1848 году корабли Уитакера поучаствуют в Сицилийской революции, а в 1860 году помогут Гарибальди высадиться на Сицилии в начале Рисорджименто.

В дальнейшем Уитакер и его деловой компаньон Винченцо Флорио вольются в элиту объединенной Италии. Джозеф Исаак Спадафора (на фото братьев третий слева) унаследует бизнес отца, построит в Палермо виллу Мальфитано, где будут собираться представители итальянской и британской аристократии. А на ныне застроенных полях виллы Варваро на улице Нотарбартоло «Палермо» проведет свои первые игры. Назначенному почетным президентом клубу Джозефу будет помогать его старший брат Джошуа (на фото братьев четвертый слева), большой фанат спорта и попечитель англиканского прихода. Именно к нему и обращался Айрольди.
Первые игроки
Успехов молодой команды придется ждать долго. Местных соперников у «Палермо» пока нет, играть приходится с экипажами английских судов, знакомыми с футболом с самого детства. Первая игра пройдет в декабре 1900 года против экипажа корабля Nathan и закончится поражением «Палермо» 5:0. Первый гол в истории «Палермо» забьет Норман Олсен (на первом фото он стоит второй слева) 1 января 1901 года. Личность Олсена таинственна. Эта фамилия в протоколах матчей возникает на протяжении двух десятков лет, возможно, за ней скрывается сразу несколько человек. И только в апреле 1901-го придет первая ничья, со счетом 1:1 закончится игра против моряков корабля «Катерина Уолкер».
3 апреля 1901 года состоится первое сицилийское дерби. В Палермо из Мессины свою команду привезет друг Иньяцио Майо Пагано Альфредо Маранголо. Сыновья двух городов познакомились в Англии и решили провести матч между ними по возвращении на Сицилию. Вместе с мячом Маранголо привезет форму судьи и вратарские перчатки и будет чередовать роль рефери и игрока. Игра закончится победой «Палермо» 3:2, и станет первой в многочисленном списке Сицилийских дерби, первой победой «Палермо» и первым матчем для «Мессины» в истории. В дальнейшем противостояние двух городов превратится в Кубок Уитакера, в котором сначала дважды были сильнее мессинцы, а потом также дважды победили палермитанцы.

Из письма Айрольди мы узнаем, что первым идею изменить цвета «Палермо» предложил Микеле Пойеро. Пойеро – фамилия для Палермо того времени известная. Микеле Амаро Пойеро – бывший мэр и сенатор от Левой партии, Микеле Лояконо Пойеро – ботаник и исследователь сицилийских эндемиков. В составе команды, помимо Микеле, есть еще Винценцо и Роберто, без них не обходится практически ни один из матчей «Палермо» первого десятилетия существования клуба. Но ни родственные связи между ними, ни какие-то дополнительные факты их биографии выяснить не удалось.
И другие действующие лица
Сам Джузеппе Айрольди, как можно догадаться, тоже был выходцем из аристократической семьи. Барон и журналист практически не оставил после себя упоминаний, в отличие от своих предков и полного тезки и коллеги из Лекко, одного из создателей кроссвордов и головоломок. Если другие представители рода Айрольди построили дом (палаццо Драго в стиле барокко) или посадили дерево (парк Айрольди у подножия Монтепеллегрино), то от Джузеппе осталось только письмо в клубном музее.
Последний упоминаемый в письме персонаж нашего повествования – Винченцо Флорио. Внук компаньона Джозефа Уитакера не был большим фанатом футбола, беззаветно отдаваясь автоспорту. Он гонялся сам, организовывал соревнования для других, был знаком с великими гонщиками и конструкторами. Главное его детище – гонка Targa Florio, существует до сих пор как один из этапов чемпионата Италии по ралли. В 2024 году она была проведена в 108 раз.

Что было дальше
Идея, высказанная в письме 1905 года, была воплощена в конце февраля 1907-ого. Палермитанцам пришлось ждать несколько месяцев новые футболки, поставки атрибутики задерживались. Только осенью 1907 года «Палермо» провел первую игру в розово-черной форме против команды «Эрин» сэра Томаса Липтона, знаменитого «короля чая», самого богатого холостяка мира и организатора многих спортивных турниров в разных частях света. Сицилийцы победили со счетом 2:1.

Случайность или нет, но в том матче принял участие футболист с фамилией Барбера. Был ли он родственником будущего легендарного президента Ренцо Барберы, нам ничего не известно, но совпадение символичное. Но это была другая история, которую мы расскажем чуть позже.
Новости о команде, трансляции с матчей и многое другое есть в нашем канале в Телеграме. Подписывайтесь.