Антикризис-2015. Сепаратист с дипломом журналиста творит чудеса в Испании
Денис Романцов – о Гаиске Гаритано, авторе самой невероятной сенсации испанского сезона.
Прошлой весной Испанию сразила комедия Мартинеса-Ласаро «Восемь баскских фамилий». Андалусийский мачо Рафа влюбился в кареглазую басконку Амаю, примчался к ней на родину и вынужденно заделался там под местного, сменив за фильм восемь баскских фамилий – от Габилондо до Субисарреты. Картина собрала в прокате семьдесят семь миллионов евро.
Осенью Испанию сразила команда Гаиски Гаритано «Эйбар». Рожденный на пепле гражданской войны, «Эйбар» семьдесят с лишним лет скитался между второй и третьей лигами, в августе вспыхнул в примере и из первых десяти матчей проиграл только три. На днях «Эйбар» поборол в гостях «Эспаньол» и на излете первого круга укрепился на восьмом месте. Команда с восемнадцатым бюджетом в примере идет восьмой.
Когда Альфредо Варона из мадридской онлайн-газеты Público поинтересовался у Гаритано, с кем из героев «Восьми баскских фамилий» тот себя ассоциирует, ответ вышел занятным: «Рафа мне не близок. Я не представляю себя с серьгой в ухе и зализанными волосами. Я скорее – как отец Амаи, актер Карра Элехальде. Я серьезный баскский мужик. Я всю жизнь провел в Стране Басков, только на пару лет уезжал в «Ллейду» и «Оурэнсе». Если б не футбол, я пел бы баскские народные песни. У нас тут проходит чемпионат бертсолари (исполнителей таких песен), участвуют 15 тысяч человек – так вот, я был одним из них».
Доказательством того, что Гаритано – серьезный баскский мужик, служит его речь на тренировке перед августовской игрой с «Атлетико». Матч с чемпионом был первым выездным для «Эйбара» в примере. Вулканическую тираду Гаритано опубликовала Marca:
«Игра в футбол их вообще не волнует, они выбьют из вас все дерьмо, а потом кого-то из вас удалят с поля. Их вообще ничего не интересует, кроме победы. Они не хотят играть в футбол, они думают лишь о крови, поте и победах. Такой у них характер. Они настоящие сукины дети – если мяч в воздухе, в борьбе за него без промедления будет выставлен локоть. Они будут бить вас весь матч, а потом у вас удалят игрока, и если вы испугаетесь, все кончено».
«Эйбар» с достоинством проиграл на «Висенте Кальдерон» 1:2, а Гаритано элегантно вывернулся: «Сукины дети» – это комплимент игрокам «Атлетико». Я назвал их так потому, что они делают вашу жизнь на поле невыносимой. Они очень практичны и агрессивны».
Гаритано еще нет и сорока. Карьера игрока у него вышла так себе. Тринадцать сезонов из пятнадцати шастал по низшим лигам. В юности Гаиску не числили особым талантом даже на городском уровне, поэтому он всерьез занялся образованием и получил диплом журналиста в единственном государственном университете Страны Басков. Диплом так и не пригодился: Гаритано почти не открывал газет, так как критика и похвала влияли на него одинаково плохо, а место газет в его тренерском кабинете занимают сейчас компьютеры, диски и книги о футболе. Отринув журналистику, Гаритано охотно критикует эту профессию: «Футбольных персонажей считают скучными и пустыми, но проблема и в журналистах – нам постоянно задают одни и те же скучные и пустые вопросы».
Проведя девяностые в арендных странствиях, Гаритано вошел в новый век игроком «Эйбара» – беспробудного середняка сегунды. Сначала Гаритано и «Эйбар» чуть не провалились в третью лигу, но для обоих это дело привычное – даже испугаться не успели. Потом Гаритано стал капитаном, а на сезон-2004/2005 «Валенсия» отправила в «Эйбар» 18-летнего Давида Сильву. Никогда еще Эйбар – 27-тысячник, равноудаленный от Сан-Себастьяна и Бильбао – не был так близок к примере. Отстали от «Алавеса», другого баскского клуба, всего на три очка. В итоге в примеру вышли Гаритано с Сильвой (первого подхватил «Реал Сосьедад», второго правообладатели перевели в «Сельту»), а «Эйбар» на следующий год занял последнее место в сегунде и опрокинулся в пропасть.
Отработав трехлетний контракт с «Реал Сосьедадом» и вылетев с ним из примеры, Гаритано заехал на год в «Алавес», а потом устроился вторым тренером в «Эйбар». Его отец и дядя – тренеры, чем же еще ему заниматься, если не тренировать – не задавать же скучные вопросы в микст-зоне.
Дядя Гаиски, Андер Гаритано, тренировал юношей «Сарагосы», а семь лет назад принял главную команду. Его предшественнику, Виктор Фернандесу, собрали чудо-команду, фактически филиал сборной Аргентины (Аймар, Милито, Айала, д’Алесссандро), а он умудрился подвести эту компанию к двенадцатому месту по итогам первого круга. С Андером Гаритано дела наладились – победа в Кубке над «Расингом», потом в чемпионате над «Мурсией»...
А через несколько часов после «Мурсии» Андер Гаритано ушел в отставку, проработав главным тренером всего восемь дней. Версий было много – то ли проблемы со здоровьем, то ли – с Андресом д’Алессандро. Факт в том, что Андер ушел из профессии и до сих пор не объяснил причин.
Его брат, отец Гаиски Гаритано, Анхель много лет служил оруженосцем при тренере Мане – том самом, что вознес «Алавес» к финалу Кубка УЕФА. Тот финал кончился в овертайме победой «Ливерпуля» 5:4 после автогола защитника Дельфи Хели. Гаритано-старший помогал Мане до 2008-го, пока обоих не выперли из «Эспаньола». Пристойной работы Анхель не нашел и устроился детским тренером в городочке (меньше тысячи жителей) Артеага. Год назад Анхель влип в историю, став первым тренером, который получил черную карточку – ноу-хау баскской федерации футбола, решившей наказывать так игроков или тренеров, ведущих себя вызывающе или непристойно. Повторный показ черной карточки карается прекращением матча и техническим поражением. Девятнадцатилетний судья матча, который закончился со счетом 5:5, записал в протоколе, что постоянно слышал от Гаритано оскорбления и угрозы. В итоге отца Гаиски дисквалифицировали на месяц.
Тренерская карьера самого Гаиски Гаритано начиналась так же натужно. Сначала он помогал Анхелю Вьядеро, но всего через год Вьядеро уволили, его сменщик Маникc Мандиола – даром что тренировал Гаритано в «Алавесе» – своим ассистентом его не видел, и Гаритано взялся на «Эйбар-В», а это вообще – четвертая лига. Гаритано не особо зажег и там – шестнадцатое и тринадцатое место, но и этого хватило, чтобы два с половиной года назад получить пост главного тренера основного состава «Эйбара». И вот тогда-то завертелось.
С первой же попытки Гаритано вывел «Эйбар» в сегунду, и сначала пределом его грез было задержаться там подольше – то есть, не выпорхнуть сразу же назад. Дело в том, что летом 2013-го года «Эйбар» считался букмекерами главным претендентом на вылет из сегунды, главным образом из-за того, что обладал наименьшим бюджетом в лиге – 3,9 миллиона евро.
Президент «Эйбара» Алекс Арансабаль, как обычно, набрал бесплатных игроков – шестерых в аренду, шестерых – по свободному трансферу, а в мае следующего года заявил: «В эти тяжелые времена повсеместной бедности и безработицы истории, когда Давид бьет Голиафа, особенно ценны. Не знаю, бывают ли чудеса, но это – что-то близкое к чуду», – в тот день «Эйбар» обыграл в гостях «Мальорку», чей бюджет в пять раз больше, а вскоре вышел в примеру (через год после выхода в сегунду – неслыханный для Испании взлет!).
Что-то близкое к чуду Гаритано совершил на пятитысячнике «Ипуруа»: на трибунах за воротами – по пять рядов, две основные трибуны побольше – там десять рядов, за одной трибуной – жилые дома, за другой – холмы. «Ипуруа» – это особенное место, это наш «Энфилд», – хвастался Гаритано в осеннем интервью испанскому Canal Plus, – наша инфраструктура еле соответствует требованиям сегунды, но она наша, родная, и в примере мы будем играть только здесь».
Ладно бы стадион. Перед дебютом в примере у клуба, семьдесят четыре года куковавшего в низших лигах, хватало и более насущных проблем. Финансовая прижимистость (самый дорогой игрок в истории клуба – Дани Ньето, купленный летом во второй команде «Барсы» за 150 тысяч евро) привела к тому, что в конце сезона у «Эйбара» только семь игроков из двадцати трех оставались на контракте.
Продление контрактов и подписание новых игроков осложнялось тем, что над «Эйбаром» нависла угроза вместо примеры загреметь в третий дивизион. По принятым в Испании в 1999 году законам, клубу необходимо было иметь на счету 25 процентов от среднего бюджета лиги – чтобы подтвердить финансовую состоятельность. У клуба не было ни цента долгов (в отличие, например, от «Барсы» и «Реала», чей совокупный долг пляшет вокруг отметки в один миллиард евро), но именно «Эйбар» мог исчезнуть из примеры, так там и не появившись, если бы не собрал к концу августа два миллиона евро.
Тогда президент Арансабаль и тренер Гаритано запустили в прессе и соцсетях акцию «Защити «Эйбар», призывая покупать акции их клуба по 50 евро (при рыночной стоимости – 60). Только бы собрать, только бы успеть. Единственное ограничение диктовалось уставом клуба – ни один инвестор не мог купить акций больше чем на сто тысяч евро. «Мы хотим, чтобы наша команда была для простых людей – это часть нашей идеологии», – говорил Арансабаль.
«Зарплаты игроков завышены и непропорциональны, – развивал тему Гаритано. – Если клубы, которые обещают многое и не платят, а мы – обещаем мало, но выплачиваем все. Я сам пережил задержки зарплаты в «Реал Сосьедаде» и не хочу, чтобы подобное происходило в клубе, который я тренирую. Мы никогда не будем брать в долг, никогда не будем взваливать на себя непомерные обязательства. У меня у самого даже никогда не было ипотеки или там машины в кредит – я просто ненавижу жить в долг».
«Эйбару» не пришлось брать в долг. Его акции купил не только Хаби Алонсо, в девятнадцать практиковавшийся полгода в «Эйбаре», но и люди из Китая, Австралии, Аргентины, Англии, Ирландии и к старту сезона нужную сумму все-таки наскребли. В примеру Гаритано вошел с третьим с конца бюджетом (хуже только у «Эльче» и «Альмерии»), девятью (!) футболистами, которые выкарабкивались с «Эйбаром» еще из третьей лиги, десятком свободных агентов (самый известный – бывший игрок «Днепра» Дерек Боатенг), пятеркой арендованных и неимоверной скромностью: «Когда я играл, было примерно пятьдесят тысяч человек сильнее меня и мне все равно посчастливилось провести пару лет в Ла Лиге, соперничая с Бекхэмом и Роналдиньо. Так же и теперь – есть около двенадцати тысяч тренеров сильнее меня, так что мне просто повезло поработать тренером в Ла Лиге», – говорил Гаритано в студии Canal Plus.
Лучшие бомбардиры в команде Гаритано – 30-летний итальянец Пьоваккари, арендованный у «Сампдории», а прошлый сезон посвятивший Румынии, и атакующий полузащитник Микель Арруабаррена – свой первый в жизни матч в примере он провел 24 августа, в тридцать один год, а еще пять лет назад сидел на лавке в варшавской «Легии». Похожая история и с лучшим распасовщиком команды – Саулем Берхоном. Он тоже давно не мальчик (двадцать восемь лет) и тоже проводит первый сезон в примере, а раньше пиком его карьеры считался год во второй команде «Барселоны». Сильнейший защитник клуба, двадцатишестилетний верзила Рауль Альбентоса всего несколько лет назад бегал за дубль «Мурсии» в четвертой лиге, а опорный хав Дани Гарсии – за дубль «Хетафе» в третьей лиге.
С таким контингентом Гаритано добился шести побед в семнадцати турах и идет на восьмом месте, выше «Атлетика» с «Реал Сосьедадом», которые десятилетиями воспринимали «Эйбар» как полигон для обкатки молодежи (у Гаритано и сейчас есть игроки, арендованные у главных клубов Страны Басков). Но Гаиска далек от головокружения, напротив:
«Тренерская скамейка для меня – все равно что электрический стул. Я так мало могу на ней сделать – неприятно осознавать, что ты не там, где хочешь быть, а я хочу быть на поле. Я сын и племянник футболистов и вся моя жизнь прошла на поле. Не знаю, как Алекс Фергюсон выдержал столько на одном месте. Тренерская профессия здорово выматывает – и думаю, настанет день, когда я должен буду уйти. Работать тренером всю жизнь – это не для меня».
Еще одно откровение Гаритано спровоцировало дискуссию и в кругах, далеких от футбола. На вопрос Альфредо Вароны про необходимость референдума о независимости Страны Басков Гаритано ответил: «Я не только за референдум, я выступаю за независимость Страны Басков. В моей понимании демократии должны учитываться интересы абсолютно каждого человека – так же, как происходит в раздевалке «Эйбара». Совпадение или нет, но через несколько недель после громокипящего заявления Гаритано опросы общественного мнения зафиксировали в Стране Басков самый высокий с 1998 года процент желающих отстраниться от Испании – 39 процентов.
У команды Гаритано нет ни долгов, ни безумных владельцев-миллиардеров, ни капризных звезд. Так что независимости в испанском футболе Гаиска уже добился.
Антикризис-2015. Как кинопродюсер строит идеальный клуб в Италии
Антикризис-2015. Русский футбол без договорняков
Антикризис-2015. Как Моуринью превращается в Фергюсона
Антикризис-2015. 7 самых добрых историй английского сезона
Антикризис-2015. Как «Сассуоло» свел всех с ума
Антикризис-2015. Как врач хоккейной «Сибири» спас жизнь человеку
Антикризис-2015. Как 17-летний школьник прославил «Енисей» на всю Россию
Фото: Fotobank/Getty Images/Juan Manuel Serrano Arce, Denis Doyle (3)
Уверен, что на этот пятитысячник какой-нибудь дедок ходит уже 30 лет - и когда "эйбар" впервые сыграл в примере, он точно узнал, что такое счастье