Халкозависимость как симптом командной болезни в «Зените»
По матчу с «Бенфикой» (хотя какое там – куда раньше, ещё, пожалуй, на выезде с «Байером») стало очевидным: у «Зенита» серьёзные проблемы с игрой, если не сказать, что её нет вовсе. В сравнении с рекордным стартовым отрезком чемпионата (семь побед в семи турах) подопечные Боаша с развитием осени стали действовать натужно; для зрителя просмотр «зенитовского» матча превратился из привлекательного зрелища в весьма неоднозначный продукт, в котором нерешительность и обособленность футболистов друг от друга слились воедино.
Давно и достоверно известно, что «Зенит» - по большей части коллектив, ориентирующийся на индивидуальные действия своих игроков, когда речь заходит об атакующей фазе игры. Потому как в обороне питерцы работают более-менее слаженно (опять же, в сравнении с нападением). Хотя последний выезд – в Саранск, заставил усомниться даже в таких, вроде бы, надёжных элементах общей структуры, как Ломбертс и Гарай: в эпизоде с голом Олегу Власову парой незамысловатых движений удалось оставить в дураках обоих.
Индивидуализм правил в «Зените» ещё задолго до прихода Боаша и, на первый взгляд, не португальца должно винить в том, что команда не выглядит единым целым. С другой стороны, бывший наставник «Тоттенхэма» был приглашён в Петербург именно с этой целью: наладить функционирование «Зенита», как механизма. Подкованный с тактической точки зрения, Андре Виллаш-Боаш прибыл в Россию как специалист, способный развить команду с позиции стратегии, однако, на деле выходит, что балом продолжает править, как то было и раньше, Халк.
Несомненно, будучи, пожалуй, сильнейшим футболистом в клубе, бразильский вингер-нападающий заслуживает уникального статуса в небогатом на большие имена и славные победы российском чемпионате, вернее, в рядах его представителя. Но, «забирая одеяло» себе ото всех остальных партнёров по атаке, Халк в собственных финтах порой забывается, и получается, что действует в некоем своём, абстрагированном от других, темпе – выделяющимся, как и его положение в отечественном футболе. Но если вне поля повышенное внимание к персоне Халка, как к главной звезде лиги объяснимо, то непосредственно в игре оно встаёт команде боком, то есть Боаш попросту не знает, как интегрировать способности латиноамериканца в общее дело.
В результате, который уже матч подряд оказывается фактически выключенным из игры Данни. Лишённый своих непосредственных функций плеймейкера (Халк регулярно берёт на себя абсолютно все аспекты в вопросе построения атак команды), он действует у бразильца на подхвате и, как следствие, показывает мизер из своих возможностей. В свою очередь Халк, пытающийся сочетать обязанности вингера, плеймейкера и центрфорварда, тащит мяч вперёд в одиночку, так, словно в одном его лице представлены он и ещё двое, такие же быстрые и техничные, как он сам. В действительности, рядом с ним идёт Данни, занимающийся на поле не совсем своими делами и, вдобавок, с головой, забитой мыслями о новом контракте, и Шатов, которому пока не доверяются функции разыгрывающего в клубе такого ранга, как «Зенит». Поэтому и выходит, что его первостепенная задача, опять же, не помешать Халку и в нужный момент удачно тому подыграть.
Затрагивая вопрос командного взаимодействия, должен сказать, что всегда рад появлению в составе Кержакова. При наличии в составе такого единала (иногда в хорошем, порой и в не очень, смысле), как Халк, Александр выступает, как дополнительный генератор идей у чужой штрафной площади и в этом смысле выгодно отличается от Рондона. Венесуэлец – из тех нападающих, что ждут мяч близ ворот соперника, поэтому игра в тандеме с Халком в принципе идеально подходит для него: бразилец пробирается с мячом сквозь десятки вражеских ног, а впереди его паса уже ждёт Соломон – на словах всё выглядит довольно просто, однако, при, непосредственно, попытке реализации данная нехитрая комбинация нередко встречает уйму препятствий. Их примерно столько же, сколько защитников в команде соперника работают персонально по Халку, ведь, только обыграв их всех, он сможет выполнить передачу на Рондона.
Кержаков – форвард совершенно иного типа, что даёт возможность Боашу варьировать план на игру. Если с Рондоном на поле стратегия «Зенита» является обыденностью, освобождающей оппонента от раздумий насчёт тактических уловок, которые, в теории, могли бы быть для него заготовлены, то появление Кержакова влечёт за собой непредсказуемость. Александр не станет ждать паса Халка, но скорее будет трудиться и изобретать сам и, к тому же, с большей долей вероятности, успешно обыграется с тем же Данни или Шатовым. Кержаков – более приспособленный к командным взаимодействиям юнит в отряде Виллаш-Боаша, поэтому, на мой взгляд, во всех играх с командами, превышающими статус аутсайдера (тем более – в европейских баталиях) выбор в качестве основного форварда-наконечника должен делаться именно в его пользу.
Халк, будучи звёздным лидером «Зенита», является камнем преткновения в построениях петербургской команды. Это – человек, которого никак не усадишь на скамью с тем, чтобы хотя бы попытаться улучшить игру в пас, просто потому что он – да, лучший. Аналогичным примером является Криштиану Роналду для мадридского «Реала», но, в отличие от бразильца, португалец, как только прибыл, тогда ещё, на Туманный Альбион, в «Юнайтед», был обучен важнейшему правилу футбола: футбол – командная игра. Хотя тяготел к индивидуальным действиям не меньше Халка. У Роналду, в то же время, всегда были сильнейшие партнёры: Гиггз, Руни в Манчестере, Алонсо, Озил и Модрич – в Мадриде. Поэтому я воздержался бы от целенаправленной критики Халка. Ещё только при оформлении документов о его переходе в «Зенит», я не совсем понимал, почему он не решился выбрать европейский гранд, где быстрее бы превратился в атакующего хавбека мирового класса.
Однако факт остаётся фактом: сегодня составляющие части атаки «Зенита» действуют разрозненно, каждый – немного в своём ключе. И, судя по тому, как развивается ситуация, два вероятных сценария представляются выходами из положения, когда один футболист в атакующем блоке, по сути, берёт на себя функции трёх: необходимо либо купить в напарники Халку исполнителей, равных по классу, либо отправить его в клуб, где ни единый представитель не уступит ему в мастерстве и известности фамилии.
по делу
спасибо