12 мин.

Эрнест и море

 

Он любил вино, женщин, море, свой катер, простых рыбаков, но в его жизни была еще одна любовь, и это была Куба...

Всего в пятнадцати километрах от Гаваны находится небольшой, но очень уютный коттедж, утопающий в зелени и цветах, который называется Finca Vigia (Финка Вихия), что в переводе обозначает «Дом наблюдения». В этом доме во время своего пребывания на Кубе жил Эрнест Хемингуэй. Здесь он провел долгие годы...

К дому можно подняться по парковой дорожке, ведущей вверх. Справа будет дом для прислуги.

1

А уже за ним, чуть выше, стои́т дом писателя, окруженный кустами мальвы, высокими манговыми деревьями и королевскими пальмами. Некоторые из них Хемингуэй посадил сам. Рассказывают, что он не разрешал срывать с них плоды, а предпочитал пить кокосовое молоко из купленных орехов. В парке растут несколько видов акаций, фламбоян и другие растения. На освещенных участках высажены фруктовые деревья: апельсины, лимоны, персики, манго. 

2
12

А вот и сам дом Хемингуэя.

3

Обратите внимание на колокол, который висит у входной двери. В этом доме было очень много гостей: именитых и простых, в честь каждого прибывшего гостя звонили.  Следует отметить, что звук у него очень приятный. 

 

9

 

4

В доме большая гостиная, рабочий кабинет, библиотека, спальня, столовая, из которой можно пройти на террасу.

5
7

В библиотеке писателя более 9000 томов.

13

В этом доме, неподалеку от Гаваны, Хемингуэй будет счастлив, он снова начнет писа́ть... и появится одно из самых известных произведений  – «Старик и море», за которое получит Пулитцеровскую премию и Нобелевскую по литературе, бо́льшая часть которой будет отдана Кубе. Здесь он узнает цену настоящей мужской дружбе, здесь он познает радости и разочарования, любовь и страдания, встретит революцию на этой земле, которая будет называться Островом Свободы.

К дому вплотную примыкает Белая башня. Это уже более поздняя постройка. Изначально этот дом был приобретен без нее, и только уже потом, по настоянию его жены Мэри Уэлш, была пристроена к дому.

21

На первом этаже жили любимые писателем многочисленные кошки, а на втором и третьем этажах были оборудованы два небольших кабинета. Подняться на Башню можно по лестнице. И сразу же открывается невероятно красивый вид. Правда, из самого коттеджа вид тоже изумительный, так как дом находится на возвышенности, но из Башни смотреть в сторону Гаваны просто одно удовольствие!

7
8

Личные вещи писателя: папка с бумагами, его пишущая машинка, на которой он печатал свои знаменитые на весь мир произведения, заточенные карандаши... Все сохранено так, как было в день его отъезда.

9
10
11

Здесь он написал свои самые знаменитые произведения  –  «За рекой, в тени деревьев» и «Старик и море».

  

10

От дома нас ведет вот такая дорожка, в тени высоких деревьев.

 

14

Бассейн. Когда-то в нем плпвал Хемингуэй. Сейчас он не наполняется водой...

10

А здесь схоронены его любимые собаки.

12
15

А теперь мы подошли к одному из главных предметов обожания Хемингуэя –  его катеру «Пилар»,  на котором он столько лет выходил в море. Подбирая судно, Эрнест придерживался такого же принципа, как и в своих произведениях: ничего лишнего, наносного, все внимание только на деловых качествах, все детали подчинены основному назначению. Этот катер, как и его проза, нес в себе простую и тонкую красоту.

Радости и огорчения, любовь женщин, встречи с друзьями, морские прогулки с детьми, даже рождение сюжетов для рассказов и повестей – все происходило здесь.

13

Ему предлагали новые и более комфортабельные судна в подарок, но Хемингуэй остался верен своей «Пилар».

5

Всего в шести с половиной километрах от Гаваны находится рыбацкий посёлок  Кохимар (Cojimar), который был описан в повести Хемингуэя  «Старик и море». Именно здесь Хемингуэй швартовал свою "Пилар". Вот за этим разводным мостиком и сегодня можно увидеть лодки. Примечательно и то, что частично сохранились рыбацкие причалы.

32
33

Давайте здесь остановимся и поговорим о его любви к морю, соленому ветру, рыбалке и об уважении к простым рыбакам.

Роман Хемингуэя с Кубой был одним из самых длительных в его жизни. В FincaVigia Эрнест жил продолжительное время. Здесь он любил и был любим, были творческие взлеты и кризисы, здесь им были написаны самые лучшие его произведения. Одним из которых, безусловно, является «Старик и море». 

                                                           *Куба. FincaVigia.*  

                                  

11

Впервые эту историю Хемингуэй кратко рассказал в очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо», ещё в 1936 г. Писатель сам очень любил рыбалку (самую крупную летучую рыбу в Атлантике выловил именно он). Он дружил с кубинскими рыбаками, хорошо знал их законы и обычаи, ловил вместе с ними крупную морскую рыбу, выпивал с ними в маленьком рыбацком кабачке, слушал их рассказы о море. 

 

12

Вот что вспоминает один из рыбаков: «Все дружили с ним, каждый был рад взять ему выпивки за свой счет... Да, таким он был — все лицо улыбается, со всеми тепло здоровается, особенно с бедняками. Здесь он был под нашей защитой, как бог этого маленького городка». «Папа» – так его называли на Кубе. Его обожали и боготворили. Здесь три культа - Фидель Кастро, Че Гевара и Хемингуэй, их «папа». 

Хемингуэя можно без преувеличения назвать основоположником спортивной рыбалки. Он был настоящим практиком-новатором и испытателем.

 

10

С главным героем из его повести «Старик и море», Хемингуэй случайно встретился недалеко от берега Кубы еще в 1934 году. Он был поражен увиденным: на одной стороне лодки был пристегнут скелет огромной рыбы-марлина, который был в полтора раза длиннее ялика.  Эрнеста удивили эта огромная рыба и совсем маленький измученный человек. Она была поймана рыбаком в тяжелой схватке и затем съедена акулами. Старику предложили доставить его к гавани Гаваны, но тот отказался, он не хотел, чтобы его жалели! Гордый дух старика поразил Хемингуэя, но писатель все же уговорил принять немного еды и воды, чтобы вернуться назад. Звали старика  Ансельмо Эрнандес. «Я не читал рассказа Хемингуэя, вообще я ничего не читал  –  неграмотен. Но знаю, писатель любил правду. Часто приходил ко мне, душевно беседовал. Все понимал. Рыбаки вспоминают, как любил море Хемингуэй» (из интервью Ансельмо Эрнандес в 1962 году).

              *Ансельмо Эрнандес с Хемингуэем, спустя много лет после первой встречи *

 

11

Существует несколько версий того, кто послужил прототипом старика. Вот еще одна история: как рассказывали очевидцы, Хемингуэй пристально наблюдал за небольшим судном, движущимся вслед за огромной рыбой. Он попросил своего капитана подойти к лодке поближе, но неожиданно услышал страшную брань в свой адрес от сидящего в лодке пожилого человека. Вместе со старым рыбаком был и мальчик. Чтобы не мешать ловле, Хемингуэй ушел на приличное расстояние, но длительное время пристально следил за тем, как старик и мальчик рыбачат.

Много лет он хранил в памяти эту историю, и он знал, что обязательно расскажет о ней. Сюжет он наполнил новыми деталями, обогатил глубоким жизненным и философским смыслом. И вот через пятнадцать лет писатель  снова возвращается к притче о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования.  Но теперь Хемингуэй  вложил в образ старика часть себя. Возможно, что в основу рассказа лег эпизод, произошедший с самим писателем во время одного из первых визитов на Кубу, когда он поймал громадного марлина, который очень долго тащил его за собой по морю.

Он сроднился с морем, знал о нем очень многое. Его Старик победил потому, что смысл жизни видел в борьбе, умел стоически переносить страдания, не отчаивался и не падал духом. 

В мире литературы часто возникали споры о том, кто же все-таки стал прототипом старика Сантьяго. Старик - это собирательный образ, который объединил в себе черты нескольких человек,  одним из которых был легендарный рыбак –  Григорио Фуентас. Случайная встреча Эрнеста и Григорио переросла в многолетнюю дружбу.  Этот человек обслуживал катер писателя, и так сроднился и подружился с Хемингуэем, что тот стал считать его членом своей семьи. 

С Хемингуэем Грегорио избороздил всё кубинское побережье  –  сначала в погоне за «Большой Рыбой», а затем, в годы войны, за нацистскими субмаринами.

                                                                * Григорио Фуентас *

16

Грегорио говорил, что это он придумал название книги и подарил его писателю. О своей многолетней дружбе с Хемингуэем он мог рассказывать часами и очень не любил намеков на пристрастие Эрнеста к спиртному. «Никогда он пьяницей не был, просто стакан у него в руке всегда был полным»,  –  была любимая его фраза. 

Со дня смерти хозяина «Пилар» в море больше не выходила. Хемингуэй завещал ее своему капитану и лучшему другу, Старику Грегорио. Но содержать катер Фуэнтос не смог и вскоре передал ее кубинскому правительству.

  – Что бы вы хотели с ней сделать? — спросил капитана Фидель.

  – Чтобы она оказалась дома.

Многих удивил такой поступок капитана, ведь этот катер оценивался в полмиллиона долларов. Но Старик был верен своему другу Эрнесту...

   –  Разве бывает цена для любви и памяти? — задумчиво говорил Фуэнтес.

Григорио намного пережил своего друга Эрнеста и дважды в год: 11 и 21 июля, в свой и его день рождения,- старик с бутылкой виски приходил к морю и делал два глотка: за себя и за него...

                              _______________________________________________________

Я предлагаю вам, если будет желание и свободное время, посмотреть художественный фильм «Старик и море»

Также предлагаю вашему вниманию великолепный мультипликационный фильм по одноименному произведению Хемингуэя, созданный Александром Петровым в технике  «ожившей живописи», выполненный на стекле масляными красками, и получивший премию «Оскар», как лучший короткометражный фильм (2000 г.)

 

Для работы использовались материалы:

Юрий Папоров «Хемингуэй на Кубе»,

Лестер Хемингуэй «Эрнест Хемингуэй. Обреченный победитель»

Эрнест Хемингуэй «Старик и море» (цитаты)

фотографии из личного фотоархива

фотографии с сайта

материалы  You Tube