5 мин.

Совместитель

(из журнала «Total Football» за декабрь 2013)

На обложке "Форбс" за сентябрь 2012 года красовался улыбчивый усатый мужчина, представленный журналистами как «лицо американской мечты». В его руках был мяч для игры в американский футбол в честь того, что именно этот человек стал первым представителем национальных меньшинств, купившим франчайз в Национальной футбольной лиге. А менее чем через год Шахид Хан присоединился к пяти другим американцам, вложившим деньги в клубы английской премьер-лиги.

1

Родился: 18 июля 1952 года в Лахоре (Пакистан)

Род занятий: владелец поставщика компонентов для автомобилестроения Flex-N-Gate (с 1980), «Джексонвилл Джэгуарс» (с 2012) и «Фулхэма» (с 2013).

---

Шахид Хан родился в Лахоре в семье представителей среднего класса. Хотя на родине он ни в чем особо не нуждался, в шестнадцать лет его потянуло в США, «страну безграничных возможностей». Шахид подал документы на поступление в несколько учебных заведений и получил место в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне, где ему предстояло изучать индустриальную инженерию. Америка встретила юношу вьюгой; самолеты не летали, и новоиспеченному студенту пришлось несколько дней добираться до цели наземным транспортом.

Одну из ночей Шахид провел в хостеле, отдав за это показавшиеся ему возмутительными два доллара. А уже на следующий день он нашел работу посудомойщиком за баснословные для юного мигранта доллар и двадцать центов в час. Шахид сравнил эти деньги с доходом большинства населения Пакистана и еще сильнее утвердился во мнении, что принятое им решение о переезде было верным.

Еще учась в университете, Хан начал подрабатывать по специальности в фирме Flex-N-Gate, занимавшейся производством комплектующих для автомобилей. После окончания учебы в 1971 году он перешел на постоянную работу в компанию, а через семь лет основал собственную, занимавшуюся ремонтом и выпуском кастомизированных бамперов. Для этого, кроме накопленных 16 тысяч долларов, потребовался займ в 50 тысяч. Дело пошло успешно, и всего через два года Шахид смог выкупить Flex-N-Gate. Скоро его бамперы ставились на машины «Большой тройки» (Ford, General Motors, Chrysler), а к 1989 году Хан стал эксклюзивным поставщиком бамперов Toyota в США. По пути он набрался различных японских производственных идей и философий (таких как кайдзен и генти генбуцу) и успешно внедрил их у себя. К 2012 году на 52 заводах фирмы в пяти странах работали более тринадцати тысяч человек, а доходы превысили три миллиарда долларов в год. Сам же владелец, чье состояние на сентябрь 2013 года оценивалось в 3,8 миллиарда долларов, вышел на 122-е место в списке Forbes 400 самых богатых американцев (Шахид получил «грин-кард» в 1991 году).

Как полагается любому добропорядочному богатому гражданину США, Хан занимается благотворительностью, жертвуя средства в пользу обездоленных и инвалидов. Также он выделил 10 миллионов долларов своей альма матер. В то же время Шахид не мог пройти мимо самого раскрученного вида спорта в стране, американского футбола. В 2010 году Хан попытался купить «Сент-Луис Рэмс», но франчайз достался Стэну Кронке (нынешнему владельцу «Арсенала»). Шахид не сдался и в ноябре 2011 года достиг соглашения о покупке одной из новейших команд НФЛ — основанных всего 20 лет назад «Джексонвилл Джэгуарс». Почти как в кино, договор с тогдашним владельцем Уэйном Уивером был набросан на салфетке во время обеда в одном из местных ресторанов. Эта салфетка теперь в рамке висит у Хана на стене.

Заплатив 770 миллионов долларов, Шахид стал владельцем «Джэгуарс». Эта сумма составляла 3,3 тогдашних годовых доходов, и по многим параметрам имелся потенциал для роста. Например, по выручке на билетах франчайз находился на 29-мместе из 32. Через год «ягуары» уже были двадцатыми, невзирая на то что провели худший сезон в своей истории (2 победы и 14 поражений), что стоило работы генеральному менеджеру и главному тренеру.

Нынешний сезон команда начала в том же ключе, проиграв восемь стартовых матчей. Последнее из этих поражений случилось на… стадионе «Уэмбли», который каждый год принимает матчи НФЛ. Руководство «Джексонвилла» подписало соглашение, согласно которому команда будет проводить в Лондоне по одному домашнему матчу в сезоне вплоть до 2016 года. «Ягуары» первыми в НФЛ заключили подобный контракт. Матчи в Англии привлекательны маркетинговыми возможностями, новым рынком, а доходы от продажи билетов в Лондоне на 44% выше, чем в Джексонвилле (матч с «Сан-Франциско» собрал полный стадион). С одной стороны, покупая команду, Шахид Хан обязался никуда ее не перевозить, с другой — руководство НФЛ серьезно рассматривает перспективу наличия франчайза в столице Британии.

В этом свете становится более понятной летняя покупка Ханом «Фулхэма» у уставшего от спортивных забот Мохаммеда Аль-Файеда за сумму в районе 150–200 миллионов фунтов. Хан ищет точки соприкосновения рынков двух футболов. У «ягуаров» уже есть лондонский фан-клуб Union Jax, насчитывающий 20 000 членов, а в клубном магазине «Фулхэма» на стадионе «Крейвен Коттедж» теперь можно приобрести атрибутику «ягуаров». Новоиспеченный владелец «дачников» говорил о том, что его интересовали только столичные клубы и что следующим летом он собирается свозить «Фулхэм» в Джексонвилл. Также он вроде бы охотно отвечал на вопросы о долгосрочных планах на клуб, хотя и с минимумом конкретики. Единственные пункты, на которых Хан четко акцентировал внимание, касались того, что «Фулхэм» должен быть самодостаточен, больше зарабатывать на стадионе (то есть на билетах и сопутствующих товарах и услугах) — бизнесмен вообще ожидает от болельщиков финансовой поддержки. Вполне вероятно, что Шахид видит многих из них на трибунах «Уэмбли» в цветах уже другой, но столь же близкой ему команды. ТF

***

ОБРАТНОЕ ТЕЧЕНИЕ

2

28 октября 2007 года — менее чем через восемь месяцев после официального окончания реконструкции — стадион «Уэмбли» принял свой первый матч НФЛ. Выступавшие в роли хозяев «Майами Долфинс» проиграли «Нью Йорк Джайантс» — 10:13. Следующие пять лет на «Уэмбли» проходил один матч за сезон, и только однажды на игру пришло менее восьмидесяти тысяч зрителей («Чикаго» — «Тампа Бэй» в 2011-м). В 2013 году впервые было решено рискнуть и сыграть два матча. Оба собрали аншлаг. На 2014-й запланированы уже три встречи. Функционеры постепенно проверяют аппетит лондонской публики — хватит ли его на полную программу из восьми домашних игр? Подвижки в любом случае ощутимы. Если еще два года назад шли разговоры о создании в Лондоне команды в тридцатых годах XXI века, то сейчас уже говорят о ее возможном появлении через 5-10 лет.