Полоса белая, полоса синяя. Почему Зингаревич хочет продать «Рединг»
В самом начале 2012 года стало известно, что одним российским владельцем футбольного клуба в Англии будет больше. Антон Зингаревич решил купить небольшой футбольный клуб «Рединг», базирующийся в городке недалеко от Лондона. Первый этап сделки – покупка контрольного пакета (51%) акций – была завершена ближе к концу футбольного сезона, 29 мая.
Сначала интерес к этому проекту в России был достаточно умеренный. Но «Рединг» вышел в АПЛ, затем с этим клубом подписал контракт тогда еще нападающий сборной Павел Погребняк, так здорово начавший английскую карьеру в «Фулхэме», и скромный английский клуб стал как-то роднее – во всяком случае, интереснее. Зингаревич начал раздавать интервью в том числе и российским СМИ, говорил верные вещи. Чемпионат Англии тем временем шел, и дела у команды были не очень. В итоге «Рединг» вылетел обратно во второй дивизион (чемпионшип), Погребняк уже перестал вызываться в сборную, интерес к проекту как-то сошел на нет. Нового Абрамовича из Зингаревича не вышло. Ну а несколько дней назад появилась информация, что роман Зингаревича с английским футболом и вовсе подходит к концу. Вроде как для «Рединга» ищут новых инвесторов, а Зингаревич думает клуб продавать. Для тех, кто следит за командой, подобное развитие сюрпризом не стало. Покупка «Рединга» длится уже больше года и напоминает мыльную оперу – с противоречивыми комментариями от официальных лиц, непонятной секретностью и самыми разными задержками.
Как Зингаревич покупал «Рединг»
24 мая 2012-го сэр Джон Мадейски, владевший «Редингом» более 20 лет, согласился продать клуб российскому бизнесмену. Сделка была оформлена в две стадии: специально созданная для этого компания TSI (Thames Sports Investment) вначале покупала 51% акций, а затем, в сентябре 2013-го (или раньше), должна была купить оставшийся пакет в 49%. Речь шла лишь о продаже самого футбольного клуба. Потому что в холдинг Мадейски входила еще компания, управляющая отелем неподалеку от стадиона, которую сэр Джон оставил в своих руках.
После того, как радость от возвращения «Рединга» в АПЛ поутихла, начали всплывать разного рода неприятные вопросы, касающиеся этой сделки. Так, TSI была зарегистрирована в известном оффшоре Гибралтаре, что уже не особо располагает к доверию. Более того, «Рединг» не включил в счета за 2012 год отчет о движении денежных (наличных) средств. Подобный шаг имеет право на жизнь, если материнская компания предоставляет свой отчет, однако к лету 2013-го у английских регуляторов до сих пор не было никаких документов от TSI. Видимо, там уже запустили официальную процедуру проверки компании ФК «Рединг».
На этом странности не заканчиваются. Отец Антона, Борис Зингаревич, в 2004 году пытался купить миноритарный, то есть небольшой, пакет акций клуба «Эвертон», и обещал инвестиции около 13 млн фунтов. Сделка сорвалась в последний момент, что вызвало массу негодования среди фанатов «ирисок». Интересно, что сделка проводилась через компанию Fortress Sports Fund, управляющим который был некто Крис Самуэлсон. Сейчас этот же самый человек участвует в проекте покупки «Рединга» Зингаревичем-младшим. Крис – опытный финансист из Швейцарии, один из управляющих компании Mutual Trust SA, которая занимается разными оффшорными инвестициями.
Ситуация с «Эвертоном» далеко не единственная пикантная история, которую раскопали газеты, пытаясь разобраться, кто и зачем покупает «Рединг». Оказывается, Крис не только работал с Зингаревичами, но и вел дела с небезызвестными Бадри Патаркацишвили и Борисом Березовским, причем участвовал так, что финансовые контролеры Франции, Нидерландов и даже ФБР интересовались его фигурой в рамках расследований об отмывании денег. В общем, фигура весьма и весьма мутная. Все это напрягало и руководства лиг (АПЛ и низших дивизионов), которые тоже проводили свои расследования ситуации в клубе.
В сентябре 2013-го случился очередной тревожный звонок. Зингаревич не завершил сделку с Мадейски, как это было обговорено ранее, и не выкупил оставшиеся 49% акций клуба. Финансовые параметры сделки держатся в секрете и по ним есть определенные разногласия. В самом начале считалось, что Зингаревич заплатит около 26-27 млн за клуб по схеме 13+13, плюс еще около 1 млн он заплатит за базу и академию. В принципе, это вполне резонная оценка. Во-первых, примерно таким был долг материнской компании футбольного клуба перед Мадейски. Во-вторых, как подсчитал Deloitte, клубы в среднем продаются в 1,5-2 раза дороже их выручки или регулярных доходов (это так называемый мультипликатор).
Если взять доход «Рединга» в 2011-м (17,2 млн фунтов) и умножить на 1,5 (клуб скромный, поэтому по нижней границе), то выйдут эти же 26 млн. Потом появились оценки СМИ, что сделка могла стоить 40+25 млн. Тут ситуация в том, что «Рединг» в 2012-м вышел в АПЛ и сделал это без участия нового владельца. Этот выход принес клубу около 95 млн фунтов дополнительных доходов только от ТВ сделки, +35 млн за год в АПЛ и еще около 60 млн парашютных выплат, которые АПЛ переводит клубам, из нее вылетающим, в течение следующих 4 лет. Соответственно, стоимость клуба взлетела. Я думаю, что все-таки первый транш был в районе 13 млн фунтов, плюс еще 1 млн за инфраструктуру, затем прошлым летом, возможно, несколько миллионов Зингаревич выплатил в качестве бонуса. Но вот оставшиеся 49% сейчас стоят 25 млн – эта та цифра, которую называют большинствово СМИ. Это вполне логично по подсчетам. После того, когда русский миллионер пропустил дедлайн, поползли слухи о том, что что-то не так.
Если предположить, что параметры сделки были действительно пересмотрены, то все равно сумма в 25 млн фунтов – это тот размер средств, которые владелец футбольного клуба должен быть готов тратить. Задержки и отговорки, что такие вещи требуют времени, – тоже несостоятельны. Все-таки работа над передачей клуба началась еще задолго до 2012 года, и даже если учесть, что выход клуба в АПЛ усложнил переговоры, то все равно времени все оформить было более чем достаточно. Вспоминая претензии чиновников АПЛ и ФЛ (футбольная лига – орган, администрирующий нижние английские дивизионы, со второго по четвертый), можно всерьез задуматься: а есть ли у Зингаревича вообще деньги на «Рединг»? Ведь главный вопрос, который интересует лиги, когда те проверяют возможных владельцев, – это финансовые гарантии. Это не налоговые органы – им, в общем, в рамках разумного, все равно, откуда деньги. И по долгим проверкам и разбирательствам понятно, что с этим у новоиспеченного хозяина «Рединга» были какие-то нестыковки.
Почему Зингаревич хочет «Рединг» продать
Вся эта ситуация очень беспокоит болельщиков клуба. Они, конечно, часто преувеличивают – ну, не посещает человек игры последнее время, мало ли что, у него могут быть проблемы личного характера. А сложность со сделкой, в принципе, может объясняться желанием Криса Самуэлсона максимально «оптимизировать налоги». Но поговорка, что пессимист – это информированный оптимист, тоже существует не просто так. Много во всей этой продаже клуба странностей. Так в чем же дело?
Первая теория лежит на поверхности. Если Зингаревич действительно потратил около 13-16 млн на покупку контрольного пакета, но управление футбольным клубом ему по душе не пришлось, то как раз есть резон не выкупать остальное, а продать свой пакет – тем более что на этом можно сделать неплохие деньги. Как я уже писал, клуб даже вылетев из АПЛ получит около 60 млн фунтов парашютных выплат на 4 года. Это примерно по 15 млн в год – точная структура неизвестна, но скорее всего будет 20+20+10+10. Этим летом «Рединг» на состав не потратился совсем, даже больше продал. Да и прошлым летом, когда предстояло играть в АПЛ, Рединг потратил всего около 5,3 млн фунтов, не учитывая продажу игроков на 650 тыс. Еще около 3,5 млн фунтов клуб потратил зимой 2013-го. Более чем скромные расходы. Сейчас стоимость 51% акций клуба вполне может быть оценена в районе 25-30 млн. То есть на продаже своей доли Зингаревич может спокойно получить около 5-10 млн прибыли. Хотя никакого отношения к повышению в классе он не имел, просто оказался в нужное время в нужном месте. Очень российская история.
Вторая теория в том, что Зингаревич понял, что не потянет проект по финансам. «Рединг» не такой уж успешный в этом плане клуб. Доходы за последнее время сильно сократились.
Это легко объяснить: такие скромные клубы в Англии почти полностью зависят от ТВ-денег. В 2008-м, когда клуб был в премьер-лиге, 65% денег он получил именно от ТВ.
Потом они вылетели, стали получать парашюты, затем кончились и они. В итоге в 2012-м Рединг от ТВ получил всего 5 млн фунтов, но и эта сумма составила аж 30% от их доходов.
Стадион «Рединга» вмещает всего 24 тысячи человек. Это немного, но и не так уж мало. В АПЛ 2012/13 «Рединг» был 18-й командой по размеру стадиона и 17-й по посещаемости, обогнав «Уиган» – из-за того, что «Мадейски Стэдиум» был всегда забит под завязку. Да, «Рединг» – это не «Челси» или «Тоттенхэм», и даже не «Сандерленд» или «Саутгемптон». Но это все равно это довольно приличный клуб. Может, сам городок небольшой, но там много молодых людей, «Рединг» известен своим институтом, да и вообще это такой мини-инновационный хаб с фокусом на IT-отрасли. Отличное местечко для футбольного клуба.
Сейчас в чемпионшипе «Рединг» идет на 7-м месте в таблице посещаемости, а по проценту заполнения стадиона – на 4-м с показателем около 81%. «Редингу» бы неплохо поднять вместимость стадиона, и такие планы были, но они экономически оправданы только, если клуб будет в АПЛ (там у «Рединга» средняя посещаемость 99%), а с этим проблемы. Если посмотреть данные всех клубов чемпионшипа за 2012 год (сезон 2011/12), то по доходам «Рединг» занимает место в середине таблицы, на 11-й позиции из 22-х. Отчасти это связано с тем, что какие-то клубы еще получают парашютные выплаты, в то время как сам «Рединг» их получать перестал. Без выплат от премьер-лиги «Рединг» находится на 8-м месте по доходам.
С ними ситуация не слишком хорошая, но вполне терпимая. Куда хуже дело с расходами и общим балансом. Для следующих графиков я построил свои модели бюджета клуба на сезоны 2012/13 и 2013/14 , чтобы лучше продемонстрировать, чего стоит ждать новому владельцу клуба. Мои прикидки помечены звездочками.
Видно, что в последние два года «Рединг» оперирует по «убыточной» модели. В 2011-м зарплаты составляли 106% от выручки, а в 2012-м – аж 180%. Это очень много. Конечно, огромные доходы от АПЛ поправят это в 2013 году, но даже с парашютами в 2014-м зарплаты будут около 100%. При таких показателях выходить даже в ноль крайне сложно. А ведь парашюты на уровне 20 млн будут держаться лишь текущий сезон и следующий, потом будет 10 млн.
Все это привело к тому, что в 2011-м и 2012-м клуб ушел в минус, и это при положительном балансе трансферов. Как результат трансферных операций я брал прибыль с продаж игроков минус годовая амортизация(я об этом много писал тут и тут).
В 2012-м «Рединг» зафиксировал 11,8 млн убытков. В 2013-м вполне можно ожидать и прибыли в районе 9-10 млн, но вот уже в этом финансовом году (сезон 2013/14) «Рединг» опять уйдет в убыток около 11 млн. И это еще моя модель не учитывает возможные новые инвестиции в состав этой зимой. Правда, вряд ли они будут при сегодняшнем положении дел. Без продаж игроков «Редингу» тяжело сохранять баланс около нуля – это отлично видно по 2009 году, когда зарплаты еще были высокие и не прошли сокращение (99% от выручки). Клуб был в плюсе на 3,7 млн, но все это благодаря прибыли с продаж игроков на 16,3 млн фунтов. Поэтому даже если заложить в модель экономность, то в 2015-м все равно стоит ждать убытка на 5-6 млн и опять же по 11-12 млн убытков в 2016-м и 2017-м. Ну это все без выхода в АПЛ, понятное дело.
Прибавьте к этому строгие правила финансового контроля, которые уже вовсю работают в низших дивизионах Англии. Так, в 2013/14 разрешается не более 8 млн убытков, причем 5 млн из них обязательно должны быть покрыты вливаниями в капитал, а не предоставлением клубу льготного (мягкого) займа, как любят делать многие владельцы, потому что это более надежный способ деньги вернуть. Также серьезно ограничено финансирование команды за счет внешних кредитов – например, в банке. В 2014/15 убытки уже разрешены не более 6 млн. Да, затраты на инфраструктуру и академию можно не учитывать, но все равно рамки строгие. А санкции включают в себя трансферное эмбарго и большие штрафы, если клуб с такими убытками выходит в премьер-лигу. Если превышение показателей находится в рамках 1-5 млн фунтов, то штраф составит 60% от убытка, 80% для 5-10 млн и 100% для превышений более, чем на 10 млн. То есть, если в 2014/15 «Рединг» получит убыток в 15 млн, не будет экономить и потратится, то штраф составит 80% от 9 млн (я не учитываю списания на академию или стадион) или 7,2 млн фунтов. Существенная сумма. Так, например, ожидается, что «КПР», если по результатам этого сезона добьется повышения в классе, попадет на 50-60 млн фунтов штрафа. Это будет самый крупный штраф в истории футбола.
В общем, особо не развернуться – или, как я это называю, не «поабрамовичить». Хотя если Зингаревич не потратился на команду после выхода в АПЛ, не смог выкупить оставшуюся долю Мадейски в сентябре, возникает резонный вопрос: так ли важен этот внутренний английский ФФП?
Я считаю, что с точки зрения инвестиций клубы чемпионшипа, способные выйти в АПЛ, – это очень привлекательный актив. Стоят они не очень дорого. Вот буквально пару дней назад стало известно, что Ролан Дюшателе, бельгийский миллионер и владелец льежского «Стандарда», купит «Чарльтон» за 14 млн фунтов. Можно потратить около 25-30 млн и при грамотном менеджменте вполне бороться за выход в высший дивизион. А там уже, учитывая новую ТВ-сделку, доходы составят около 70 млн – в то время как средний клуб чеммпионшипа получает около 20-25 млн. Но путевки наверх всего три, а желающих много. Поэтому с убытками и долгами в чемпионшипе дела обстоят плохо.
В 2008-м приблизительно за 50 млн фунтов американская компания General Sports and Entertainment LLC купила клуб «Дерби Каунти», который тогда еще был в премьер-лиге. Впрочем, он вылетел в конце того сезона. За 2009-12 года клуб получил убытков на 32,7 млн фунтов, а общий расход денежных средств составил 25,7 млн.
Не все эти траты легки для владельцев, что-то было профинансировано через банковские кредиты. На конец 2012 года долг клуба перед владельцами составил около 18,5 млн фунтов, а банкам «Дерби» должен 15 млн.
На этом примере видно, что хотя успех сулит отличную прибыль, есть риск завязнуть в болоте, и тогда придется тратить немалые деньги. Держать такой клуб в рамках самоокупаемости – очень сложно. Заметьте, я взял для примера «Дерби», который один из самых экономных клубов. Скажем, «Ипсвич» или «Лестер» тратят куда больше.
Разумеется, это было известно давно – Зингаревич должен был все понимать. Возможно, он никуда и не уходит и будет управлять клубом еще долгие годы. А может быть, управление футбольным клубом его не увлекло, и пока есть возможность выйти из сделки, да еще с прибылью, Зингаревич решил так и сделать. У разбитого корыта останутся, как обычно, фанаты. Владельцы приходят и уходят, продают и покупают, а болельщики всегда с командой. Одним везет, другим – не очень. Сложно однозначно сказать, в какую категорию попадут фанаты «Рединга», но с каждым днем все больше причин считать, что именно им – не повезло.
Фото: Fotobank/Getty Images/Ben Hoskins
Ну кули, сидя на Острове рулить фут клубом - ну не мечта ли каждого отпрыска миллионера. Скачки, телки, клубы и пойло - богема епта...
Итог, как говорится перед вами...
- у нас можно было воровать, отнимать, коррупционировать и так далее, там нет
АПЛ знает, что ей, в отличии от некоторых, не дождаться (скрытой или явной) денежной поддержки от государства, поэтому финансово-крепкие клубы - залог качественного продукта, на который всегда будет спрос.