Он купил себе Lonsdale
(из журнала «Total Football» за декабрь 2012)
Весной 2012 года газета Sunday Times оценила состояние владельца "Ньюкасл Юнайтед" Майка Эшли в 1,7 млрд фунтов, поставив его на 36-е место в своем ежегодном списке богачей. Хотя всегоа за несколько лет до этого владелец "сорок" столкнулся с серьезными проблемами - как в футболе, так и в бизнесе.
Родился: 20 октября 1963 года
Род занятий: Основатель фирмы Sports Direct, занимающейся розничной торговлей спортивными товарами, владелец футбольного клуба «Ньюкасл Юнайтед» (с 2007 года)
---
В начале века у многих британских тинейджеров было как минимум по три пары носков Donnay, купленных в ближайшем Sports Soccer. Этим магазинам, больше напоминавшим склады, очень подошел бы девиз «дешево и сердито». Фирма постепенно скупала более солидные бренды, делая их общедоступными. Например, это произошло с когда-то крутым «Лонсдейлом» и с шикарной в свое время сетью «Лилливайтс». Рынок брали не качеством, а количеством и крупными скидками.
Торговля шла бойко, и в 2006 году ритейлер, поменявший название на Sports Direct, обошел по обороту своего главного конкурента, JJB Sports (принадлежавшего владельцу «Уигана» Дэйву Уилану). В начале 2007-го Sports Direct «вышел в люди», разместив акции на Лондонской бирже. Основатель и владелец продал 43 % компании, выручив 929 млн фунтов! При этом мало кто мог назвать его имя.
Все изменилось, когда Майк Эшли купил испытывавший финансовые затруднения «Ньюкасл Юнайтед». Стало известно, что Эшли занялся бизнесом в 17 лет, открыв на занятые у родителей десять тысяч фунтов спортивный магазин в центре городка Мэйденхед, примерно на полпути между Лондоном и Редингом. Майк был женат на шведке, но развелся в 2003 году, оставив ей недвижимость, детей и 50 млн фунтов. И… вот, в общем-то, и все — в прессе он не светился. Тем более странно, что такой человек купил столь шумный и скандальный «Ньюкасл», клуб, которым живет целая «нация джордис». Может, так у разбогатевшего Майка проявился кризис среднего возраста?
Следующие два года ответили на этот вопрос утвердительно. Новый хозяин уволил Сэма Эллардайса за слишком прямолинейный стиль игры и вернул в клуб легендарного Кевина Кигана, который на тот момент, по собственному признанию, уже несколько лет не смотрел футбол. Эшли пил пиво с болельщиками в центре города и сидел с ними на секторе в полосатой футболке… Выглядело это жалко. Он вел себя как толстый непопулярный мальчишка в детском саду, в один прекрасный день появившийся с самой большой игрушкой и полным карманом конфет. Он изо всех сил хочет, чтобы с ним дружили. Но как только конфеты кончаются, а игрушка ломается, начинается жесткая травля. Это и произошло, когда по итогам второго сезона Эшли в клубе «Ньюкасл» вылетел в чемпионшип под руководством еще одной легенды, Алана Ширера. В Sports Direct дела также шли плохо. Летом 2009-го Майк почти сдался, попытавшись продать клуб. Но все сделки сорвались, так что пришлось засучить рукава и заняться исправлением ситуации.
Первым делом Эшли и управляющий директор Дерек Лламбиас продали полсостава за 20 млн фунтов. Затем переименовали стадион в sportsdirect.com @ St James’ Park Stadium, пытаясь заработать на правах на название. Болельщики встали на уши, но Эшли с ними больше не заигрывал. На посту главного тренера был утвержден Крис Хьютон, блеснул совсем молодой Энди Кэрролл — и «Ньюкасл» вернулся в элиту.
Всего через пару лет Майк Эшли мог с удовлетворением взглянуть на пройденный после падения путь. «Ньюкасл» занял пятое место, а состояние бизнесмена вновь приблизилось к двум миллиардам. Более того, к концу октября акции Sports Direct перевалили за отметку в четыре фунта, компания выкупила часть магазинов обанкротившегося JJB Sports и продолжает разрастаться за границей.
В чем секрет? Во-первых, в довольных и мотивированных работниках. Летом 2009-го Эшли пообещал своим служащим премии в виде акций компании в случае выполнения планов по продажам — необычный ход для низкооплачиваемой индустрии с высокой текучкой. Во-вторых, продажам всегда помогают крупные летние турниры, коих в уходящем году было сразу два — Евро и Олимпиада. В-третьих, на пользу фирме пошел экономический кризис. Во время упадка люди переключаются на то, что дешевле.
Майк Эшли может быть доволен результатами последних трех лет и в бизнесе, и в клубе. Его пример наглядно показывает, что дешевый популизм никогда не заменит настоящий труд.
УШЛЫЙ СПОНСОР
Кстати, не только Sports Direct оказался на коне в кризисные времена. Новым спонсором «Ньюкасла», заплатив 24 млн фунтов за четыре года, стала компания Wonga.com, специализирующаяся на мелких краткосрочных займах под высокие проценты. Такие фирмы наживаются в первую очередь на малоимущих. И именно на северо-востоке Англии самая высокая безработица в стране. Но хитрые «вонговцы» сумели красиво закрыть дебаты на тему этики, вернув «Сент Джеймс Парку» изначальное имя, несмотря на то что контракт с клубом подразумевал название стадиона в честь спонсора. TF
в этом блоге по-моему первый такого рода. иной уровень, спасибо!
Если смотреть бизнес-результаты клуба, то с 2007-ого по 2012-й оборот(доходы) выросли на 6 млн фунтов всего, это за шесть лет. Да, был вылет, но даже с его учетом, такое положение дел никуда не годится. При этом, в реальности клуб даже регрессировал, так как увеличилась зависимость от ТВ-сделки. В 2007-м на коммерции НЮ зарабатывал около 28 млн фунтов в год, в 2012-м...14 млн. Это Ньюкасл Юнайтед, величина в британском футболе вполне серьезная. Это, при всем уважении, не Норвич или Фулхэм, которые примерно столько же и зарабатывают. Упала и выручка с матчей, в итоге, клуб, который 30% дохода брал с ТВ, сейчас берет уже 60%.
С другой стороны, Майку удалось контролировать расходы, что немаловажно. Клуб перестал сорить деньгами, делать необоснованно дорогие покупки в стиле Астон Виллы или даже соседнего Сандерленда, хотя состав Сорок не так, чтобы прям хуже, чем у них. В принципе, очень даже боеспособный состав. Все это отразилось на итоговых результатах и самоокупаемости, устойчивости клуба. Если до Эшли Сороки теряли 34 млн фунтов(итоговый убыток), то вот сейчас в 2011-м был плюс в 33 млн почти, но это за счет продажи игроков, а в 2012-м прибыль 1,4 млн фунтов при скромной трансферной получки. Это очень хорошо, показывает, что клуб "независим".
Не стоит забывать, что Майк купил Ньюкасл на грани коллапса, долги были около 70 млн фунтов. Эшли сразу эти долги "снял", убрал значительные проценты(около 6-7 млн фунтов ежегодно), выдал клубу большой займ от владельца на более мягких условиях. Но и тут опять же... Условия-то пусть и мягкие, и намного лучше,в десятки раз, быть должным владельцу, чем там третьему лицу(банку или другим кредиторам), но сам долг на 2012-й год составляет 130 млн фунтов. То есть, он вырос почти в два раза.
В общем, вот такой он Майк Эшли. Очень неоднозначный. Если мы говорим именно о ведение дел. А к фанатам новый хозяин Ньюкасла скорее добродушен. Единичные билеты низкой категории - самые дешевые в лиге. Сезонные абонементы - одни из самых дешевых. После начального роста цен, еще там году в 2008-м или около того, Эшли объявил недавно аж о 8-летней заморозке сезонных билетов, если человек продлит его на столько. Это действительно революционное и очень крутое предложение. Польза и для клуба, и для верных фанатов. Более того, пока там некоторые пускают бесплатные автобусы и прочее в таком духе(штука-то нужная относительно, но это несерьезно, откровенно говоря), Ньюкасл вместе с ВБА, Суонси работает над действительно фантастическим решением, причем во многом именно НЮ там это дело запустил. Эти клубы решили пойти на "прямой обмен". Они заключают договор, по которому оба клуба дают фанатам скидки. Это как прямой договор о прямой торговле между странами. В результате, фанаты НЮ вместо 39 фунтов в прошлом году будут платить 15 фунтов! Это вам не автобусы пускать. Фаны ВБА сэкономят 11 фунтов (15 вместо 26), за счет более низких цен на Сент Джеймсе. В Уэльсе "джордис" будут платить 20-ку заместо 35.
Так что даже при всех недовольстве и тп, я бы все-таки на месте фанатов Ньюкасла Эшли должное отдавал. Мне Майк чем-то сам клуб напоминает, в Ньюкасле всегда любили себе напридумывать проблем и потом их героически решать.
Надеюсь прочесть очередную запись в этом блоге по итогам матча с Ньюкаслом.
В Ньюкасл не еду. Следующий раз на стадио через пару недель, на матче с "Арсеналом".