2 мин.

Покойся с миром, Роберт!

Я не мог написать этот текст раньше. Но думаю, что в этом упущении есть и польза. Когда происходит событие, первой реакцией на которое обязательно будет эмоция, важно возратиться к нему позже уже с трезвой головой. Это придаёт другой ракурс. Итак, тема гибели Роберта Энке.

Человек покончил жизнь самоубийством. Это происходит либо тогда, когда человек не видит других путей выхода из сложившейся ситуации, либо когда он не видит себя в них. То есть, проще говоря, у него не хватает духа на их свершение. Одно остаётся неизменным - кризисная ситуация, то, насколько далеко она зашла. Самоубийство - это вольный выбор человека, он выбрал то, как ему будет лучше. А может, вообще не выбирал. В обоих случаях я не вижу ничего, что могло бы вызвать у нас сострадание. Сострадание вызывает не сам суицид, а то, какая ситуация в жизни человека ему способствовала.

Мы немногое знаем о личной жизни Роберта Энке. И это важно, потому что громогласность скорби и обсуждений его смерти, разумеется, исходит из его футбольной славы. А она как раз-таки здесь не причём. У Энке умерла дочка в два года от врождённого порока сердца. У него по жизни были проблемы с нервами, он занимался с психотерапевтом. Он не раз задумывался о таком исходе жизни. Вот практически и всё, что известно доминирующей общественности. В общем, фактов из его жизни, как и то, что в его футбольной сфере ничто не намекало на такой исход, хватает сказать, что он умер не по-футбольным причинам. По личным.

Он не прав как игрок, как футболист. И не потому что он был молод, талантлив, перспективен, уже первый номер бундестим, и знаменит, чуть ли не боготворим, на весь Ганновер. А потому что это стало возможно даже при всех имевшихся жизненных трудностях. Вот почему жалко его таланта. Но ведь принципиально ещё и другое. Все вышеперечисленные футбольные достижения и перспективы (а Энке знал им цену, потому что он сам прошёл через многое на их пути) не смогли перевесить жизненных трудностей. Именно так мы можем понять их силу, и искренне посочувствовать Роберту Энке.

А то, что он не прав как футболист. Нужно возвратиться к мотивам - он принимал решение не как футболист, а как человек. Или как человек, а потом уже футболист. Осознавая потери футбольного мастера, важно осознать и это.

Единственное из футбола, что могло вызвать тупиковую ситуацию - то, что вратари тратят много нервов на своё дело, а у Энке как раз проблемы с нервами и были. Но в интервью кипер признавался, что футбол - для него отдушина, и только выходя на поле, он, концентрируясь на игре, забывает о всех жизненных невзгодах. Как видите, и эта версия отпадает. Или деталь в версии. Или деталь в додумках. Или в истории. Как бы то ни было, это уже история. История о разном. Запомним её такой, какая она есть.

Покойся с миром, Роберт!