Последний урок Сократа
Берём цикуту, размешиваем...
На самом деле Сократу скорее всего не цикуту дали в качестве яда. Многие ученые придерживаются мнения что по всем симптомам это был болиголов ( болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), так как смерть Сократа была довольно подробно описана Платоном. При отравлении цикутой люди еще как мучаются - тошнота, рвота, пена из за рта, припадки и в конце концов паралич и смерть. Ничего этого по описанию Платона у Сократа не было.
«Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, лег на спину: как велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голень и немного погодя - еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал что нет. После этого он снова ощупал ему голени, понемногу ведя руку вверх, показывая нам, как как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет».
Вот так спокойно и деловито греки убивали своего гениального философа и добродушного старика. Своего гражданина и заслуженного воина, мужа, отца и просто чистого душой человека. Мастерски убивать людей научились еще две с половиной тысячи лет назад. Чего не отнять, того не отнять...
Справедливости ради следует сказать, что политическая обстановка в то время в Греции была сложной. Всего пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой, всего четыре года, как удалось сбросить власть спартанских диктаторов - « тридцати тиранов», государство с трудом приводило себя в порядок. При отцах и дедах, Афины были самым сильным городом Эллады, а теперь оказался на краю гибели. Может быть, в этом виноваты такие люди как Сократ?
Короче, многие люди были растеряны и были готовы обвинить в своих бедах кого угодно. Да и сам судебный процесс на Сократом был больше похоже на показательное избиение. Судей было аж пятьсот человек (!), чтоб труднее было подкупить. Они все сидели в большом открытом доме возле рыночной площади. Толпа была невероятная. Таких судов не было уже лет двадцать. Ведь обвиняли Сократа не в воровстве, не в обиде, не в обмане, даже не государственной измене. Его обвиняют в том, что он портит нравы юношества и почитает каких то новых богов. Сократ спокойно сидел перед судьями и с улыбкой слушал как говорят три обвинителя: Мелет, Анит и Ликон. Говорили они сурово. Что называется «заводили» народ. Народу шумел недоброжелательно, все больше и больше.
Я не буду описывать долгие, нудные, глупые обвинения. Это и так понятно, что обвинять Сократа начали по «теме», а распалясь закончили тем, что он - враг народа (как это узнаваемо, не правда ли?). «Казнить его смертью» завершили речь обвинители. Ответная речь Сократа была блистательна. Я также не буду ее приводить, кто желает может с легкостью ее найти, стоит только набрать в поисковике «речь сократа перед судом». Скажу только что в ней он в пух и прах разбивает все обвинения, с присущей ему иронией и остроумием. Судьи голосуют. Они тоже не принимают всерьез обвинения. Правда, они признали мудреца виновным, но лишь малым перевесом голосов.
Сократ и не рассчитывал на оправдание. Но он был удивлен признанием его виновным со столь незначительным перевесом в голосах. Небольшой перевес объясняется, по-видимому, тем, что произнесенная Сократом речь произвела впечатление. Суд решает назначить наказание Сократу в виде штрафа. Пусть заплатит штраф - да и идет себе с богом.....И здесь случается неожиданное. Философ берет слово: «Граждане судьи, как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю, что ни в чем не виноват? Я наоборот, так полезен государству, что мне надо не наказание назначать, а награду! Например обед за казенный счет, потому как я человек бедный.» Это уже похоже на издевательство. Народ шумит. Судьи проголосовали и меняют приговор Сократу на - смертную казнь.
«Я ведь, граждане, человек старый и смерти мне бояться не пристало. Поэтому давайте разойдемся: я - чтобы умереть, вы чтобы жить, а что из этого лучше, нам неизвестно". Решено. Сократа уводят в темницу. А в Афинах праздник, нельзя казнить в течении 30 дней. За эти дни друзья создали Сократу массу возможностей для побега. Да и никто его особо и не охранял. Афиняне только рады были бы побегу. Честно говоря никто особо и не жаждал смерти мудреца. Особо старался некто Критон, который шмелём ввился вокруг старика. И все уговаривал...уговаривал.
Его часто называют самым лучшим и преданным другом Сократа, а по мне он - первый враг.
Потому как нет для философа хуже участи как признать лживость свого ученья, своего мировоззрения и самой жизни. Сбеги Сократ и вся Греция узнала бы цену его философии. Так наверно дьявол искушал Иисуса, ведь он мертвых поднимал с погоста, неужели бы не смог разметать всю стражу? Так и Критон до последнего дня жужжал в уши Сократа - «Сбеги...сбеги!» или по другому - «Предай...предай себя!» и все будет хорошо. Только шарфик на горлышко не повязывал, да носочки теплые не надевал мудрецу. Как же погано, как мерзко, устроено все в этом лучшем из миров! Потому как на этом острие меча, на этом вопросе о том, имеет ли жизнь философа отношение к его философии проверялось немало учений. А на поверку оказались гнилью!
Что ж за подлая наука эта - философия!
Да там все ученики, старались изо всех сил, додавить, сломать старика, с нетерпением ожидая просьбу о пощаде или хотя бы о помощи.
Нет повести печальнее.....
Критон как бы говорит: Короче, вот ты нас Сократ учил, что твоя школа позволяет тебе и нам не боятся смерти и даже обрести бессмертие. Так вот, я тебе прямо заявляю, считай, я этой херни не слышал, а ты не говорил. Ты полное ничтожество и пустышка. Почему? А вот ты обернись, погляди на меня на остальных твоих учеников. Ничего не было, ты никого ничему не научил. Никто твоих бредней, всерьез не воспринимает. Ничего, ничего, я еще увижу как ты завоешь от страха!
А у Сократа уже нет сил учить. Он просто дает звучать своей печали:
« О, Критон, если бы большинство было способно делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было. А то оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делают что попало»
Но Критон не унимается. Он и уговаривает и увещевает, только что не угрожает.
« А, к тому же, Сократ, ты затеял, мне кажеться, несправедливое дело - предавать самого себя, когда можно спастись...» (Критон.44-45с)
Вам это ничего не напоминает?, а Прометея беспомощно прикованного к скале и орла клюющего ему каждый день печень? Ведь философ уже все для себя решил. Он как бы говорит: Если я себе изменю, то мне не на что будет себя употребить. Нет мне жизни иной, чем та которую себе избираю.
«О, милый Критон, твое усердие стоило бы дорогого, если бы оно было направлено сколько - нибудь верно, а иначе, чем оно больше, тем тяжелее» (К.,46с)
Ты должен быть в ответе за все, что сказал, потому как жизнь все равно заставит тебя ответить за все. Зачем же тогда тратил столько сил на пустышки, в которые не верил? К Сократу привели детей, несколько родственников и Ксантиппу. Он сказал несколько слов детям и женщинам, о чем то распорядился и велел их увести. Потом выпил яд и лег. Ученики заголосили. Он промолвил:
«Ну что вы чудаки! Я специально отослал женщин, чтоб они не устроили подобного бесчинства, ведь умирать нужно в благоговейном молчании. Тише, сдержите себя! Те застыли и перестали плакать»
- Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся (он лежал закутавшись) и сказал (это были его последние слова):
- Криптон, мы должны Аскепию петуха. Так отдай же, не забудьте.
- Непременно, - отозвался Криптон.
- Не хочешь еще что нибудь сказать?
Ответа уже не было.
Немного спустя он вздрогнул. Служитель открыл лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Петуха приносят ( по обычаю) за выздоровление. За выздоровление души Сократа, так долго болевшего телесностью...
Прочитала... минут 5 переваривала... слушала музыку... выключила, просто захотелось посидеть в тишине... После такого материала начинаешь думать о смысле жизни и примерять всё на себя.
Как верно сказано Сократом: "Высшая мудрость — различать добро и зло"
Как лежало на душе, так и писал. Рад, что у тебя отозвалось....
Честно.
Кстати, у адыгских народов обычай , после выноса покойника из дома нужно обязательно кому-нибудь из соседей отдать петуха. Случайно ли такое совпадение...
Ну знаешь. Чего стоит Сократ, если "если б не Платон"? Это все равно, что "чего бы стоил Пушкин, если б не Лермонтов". И Сократы, и Пушкины еще и сами по себе круты должны быть, чтоб Платоны и Лермонтовы о них писали.
У меня с философией странная любовь. С одной стороны, как мне кажется, подавляющее большинство великих философов - полные психи. Плюс зануды. Я трижды на Шопенгауэре засыпала. Не в прямом смысле)) Соловьева вообще считаю безумным, но щаз не об этом (с)
Не будь всей этой истории с Критонами да судами, не умри он мучеником и очень вовремя, кто знает - был бы он по сей день столь велик, почитаем и известен.