Уткин-дза-да
Самая громкая новость на sports.ru за последнее время: открытие первого регионального проекта редакции: ориентированного на украинские новости и украинских читателей сайта «Трибуна». Если вы думаете, что вас это не касается, и на ваших привычках жовто-блакитная «Трибуна» никак не отразится, вы глубоко ошибаетесь, и сейчас я вам расскажу, почему.
Плюс украинизация всей страны
Тем, кто все проспал и не в курсе, о чем вообще речь, рекомендую начать с чтения программной записи Александра Ткача «10 причин прийти и остаться на Tribuna.com». Прочитали, прониклись? Хорошая идея, правда? Нет, ну, действительно – все как на Sports.ru, только с локальным желто-голубым отливом. Больше новостей о сборных Украины, таблица украинского чемпионата по футболу на главной, обзоры украинской прессы и даже местная «дивчина дня» (девушка дня) – еще одна возможность поглазеть на симпатичную мамзель, не покидая безопасной зоны интернета. Все замечательно, короче говоря. Настоящий рай для тех украинских читателей, для которых старый Sports.ru был чересчур русско-центричным. Их, – тех, кому не хватало статей про «Шахтер» и «Будивэльник», – нашлось уже 80 тысяч всего за неделю. Феноменальный старт, поздравим редакцию.
Но какое отношение все это имеет к тем, кто, как и автор этого блога, каждое утро начинает с открытия старого доброго Sports.ru? А вот какое.
Потратьте две минуты вашего времени, попробуйте покликать по ссылкам на украинской «Трибуне». Оставьте комментарий к какой-нибудь новости. Упс, что такое? Нужно регистрироваться заново? Неприятность. Ну ладно, это мелочь. Не очень-то и хотелось комментировать, на самом деле. А вот, смотрите, интересный блог про историю футбола. Не украинского футбола, а вообще футбола. На него, пожалуй, можно было бы и подписаться. Ах, черт, тут ведь своя регистрация. И своя лента блогов, разумеется. И чтобы читать еще и местные блоги, придется все-таки регистрироваться (успейте это сделать до того, как кто-то другой займет ваш любимый ник «Подмышка Кайри Ирвинга») и регулярно заходить еще и «Трибуну».
Но, ладно, чего это я. Это все пустяки. Подумаешь, заново зарегистрироваться. Подумаешь, еще одна вкладка в браузере. Ерунда... до тех самых пор, пока не будет запущена белорусская «Трибуна». Или армянская. Или дальневосточная. Придется регистрироваться везде – а вдруг там появится свой самородок-автор, пропустить которого будет никак невозможно?
Но это все проблемы читателя Sports.ru, внезапно захотевшего читать еще и украинскую «Трибуну». Проблемы не смертельные, хотя, как легко представить, в гипотетическом будущем, где Sports.ru будет иметь локальные версии для нескольких регионов, отнюдь не мелочные.
А что с авторами? Авторам «раздвоение» сайта всего-навсего удвоило затраты времени на публикацию. Смотрите:
Узнаете? Это особая украинская копия лучшего спортивного блога рунета «Моя Италия» на «Трибуне». Алексею Логинову мало читателей Sports.ru, ему нужны те 80 тысяч украинцев, которые зарегистрировались на «Трибуне» за неделю. И как автор, я его прекрасно понимаю – даже если у тебя десять тысяч читателей, разве зазорно хотеть еще пару сотен? Совсем нет. Плохо только, что для этого Логинову и всем прочим придется публиковать свой текст дважды. Сегодня – дважды. Завтра? Кто знает, сколько раз. Белорусы, армяне и жители Владивостока – тоже читатели, и если Алексей Логинов захочет, чтобы «Его Италию» читали и они, ему придется копировать каждый свой текст требуемое количество раз.
Все эти проблемы не появились бы, если б «Трибуна» не была самостоятельным сайтом со своей базой данных контента и пользователей. Представьте, что для перехода со Sports.ru на «Трибуну» достаточно было бы кликнуть по ссылке где-нибудь в шапке сайта, и – ррраз! – главная перекрашивалась бы в желто-голубые тона, но с вами оставались бы все ваши блоги, комментарии и тексты.
Причины, по которым для «Трибуны» были заведены свои сервера, мне не известны, могу только предпложить, что проблема заключается в масштабируемости существующей инфраструктуры Sports.ru. Это вообще базовая проблема высоконагруженных сайтов. Предположим, у вас есть веб-магазинчик, торгующий барахлом для Москвы, и вот вы решили открыть склад еще и в Санкт-Петербурге. Справится ли ваш сайт с двукратным (условно) количеством посетителей? Если нет, то поможет ли удвоение количества серверов? При том, что это кажется логичным, работать простое удвоение «железа» будет далеко не всегда. Возможно, вам потребуется поставить три сервера вместо одного, чтобы обслуживать двойное число покупателей. Это неразумно и дорого, проще запустить локальную копию (на одном сервере) специально для Питера. И тут-то как раз и вылезут все проблемы, с которыми сталкиваемся мы, прыгая со Sports.ru на «Трибуну». Вот питерец захотел купить ваш товар, который пока есть только в столице – и ему придется регистрироваться по второму разу, потому что в первый раз он уже зарегистрировался на местной версии вашего магазина. Ну и т.п.
Все это – лишние действия, которые каждый нормальный человек просто ненавидит. У него есть регистрация в фейсбуке, триттере, реддите, «живом журнале», инстаграме, теперь ему еще иметь две регистрации, чтобы купить какую-то фигню в интернет-магазине или почитать о спорте на русском языке? Да ну, нафиг.
RSS спешит на помощь
В свое время, а именно в 1999-м году, когда интернет был уже достаточно обширным для того, чтобы казаться чересчур обширным и отнимающим чересчур много времени, умные люди догадались, что совершенно необязательно заставлять пользователя каждое утро открывать все сайты из списка «Избранного». Новости, статьи, записи в блогах можно агрегировать и автоматически – по мере появления нового контента – отправлять пользователю. Так появился формат RSS (Rich Site Summary), венцом развития которого стал Google Reader.
Фактически, RSS дает возможность читать только то, что интересно конкретно вам. На том же Sports.ru можно выбрать виды спорта, новости, отдельные блоги и конференции и читать только их, не тратя время на то, чтобы скроллить главную страницу, где Василий Уткин, «10 лучших подружек футболистов прямо сейчас», и прочие, глубоко фиолетовые лично вам вещи. Обычно RSS-ридеры показывают только заголовки и пару строчек текста (для чтения полной записи придется все равно перейти на сайт), но даже этого достаточно, чтобы сэкономить массу времени.
И вот здесь мы натыкаемся на самый глобальный конфликт интернета, известный так же как Первая Великая Война За Просмотры Главных Страниц. Его подоплека проста: то что удобно читателю, неприятно для сайтов. Пользователь не хочет открывать сто сайтов каждый день. Он хочет все сразу и в одном месте. В то же время сайтам нужны просмотры главных, переходы по ссылкам и показы рекламы. Кликайте, кликайте, не переставайте кликать.
Изрядной части читалей Sports.ru отдельная украинская «Трибуна» нафиг не сдалась. Даже если там появится свой Василий Уткин. Тем более, что если он и появится, то обязательно прийдет на «старый» Sports.ru за читателями, которых здесь банально больше. Но Sports.ru кровь из носу требовалась украинская локальная версия, потому что там новый рынок, и его нужно привлекать специфической главной с важными локальными новостями, турнирной таблицей украинского чемпионата по футболу и расчудесными баннерами.
Ирония ситуации заключается в том, что главные страницы в их обычном понимании уже давно мертвы. Спасибо RSS, да.
На смерть Google Reader
Google Reader, позволяющий читать все в одном месте, просуществовал ровно до того момента, пока сам Google не понял, что идея агрегации новостей убивает главные страницы сайтов с их дорогостоящими красивыми баннерами (в том числе из рекламной сети Google Ads). Примерно в то время, когда Александр Ткач писал о том, зачем нужна украинская «Трибуна», пользователи Google Reader получили уведомление о том, что с 1-го июля 2013-го сервис прекратит свою работу. Мол, нерентабельно, непрофильно для компании и вообще им мало кто пользуется. Ну да, всего-то сто миллионов человек по всему миру.
Закрытие Reader-а, это, конечно, очень неприятная новость, но повлияет ли это как-нибудь за расстановку сил в войне за Просмотры Главных Страниц? Совершенно никак. Формат RSS уже давно существует сам по себе. Более того, особо умелые агрегаторы новостей могут показывать не только заголовки и превью, но и тексты целиком. Вот, например:
При таком раскладе необходимости открывать любую страницу сайта нет вообще. Только если нужно оставить комментарий или написать что-нибудь свое. Те же пользователи, которые только читают, могут в принципе не видеть сайт Sports.ru месяцами. Смена дизайна, да вы о чем вообще? Какие такие новые сервисы?
Можно, разумеется, отмахнуться, мол, таких любителей минималистичности мало, большинство по-старинке читает все с сайта. Это правда. Пока что – правда. Но если заглянуть в будущее, где у каждого спортивного сайта или магазина будет своя копия для Украины, Петербурга, Чикаго, где, как в романе Рэя Бредбери «451 по Фаренгейту», даже стены в доме будут показывать таргетированную рекламу – «Я северная стена, на севере есть прекрасный ресторан» – сколько появится желающих послать к черту все локальное, подобранное кем-то чрезмерно заботливым, и самому определять что читать, где покупать и обедать? Можно закрыть Google Reader, но идею о том, что каждый способен сам определять собственный список для чтения не задушишь и не убьешь. Извините, главные страницы!
* * * * * * * * * *
Важное замечание. Автор понимает, что накал апокалептичности к этому моменту несколько зашкалил. И, да, в курсе того, что 95% пользователей Sports.ru чихать хотели на RSS и все его блага. Но автор живет именно в том мире, в котором он живет – в мире, где существует проблема Слишком Большого Количества Источников Информации – и если он видит пути решения проблемы, то ему смертельно хочется рассказать о них.
Главная страница наносит ответный удар и побеждает
У RSS в частности и идеи агрегирования контента вообще, при всех их прелестях, есть несколько крупных недостатков. Во-первых, если читатель становится комментатором или автором, ему все-таки придется взаимодействовать с сайтом напрямую – т.е., в частности, регистрироваться. Во-вторых, самостоятельный отбор «интересного и важного» закрывает возможность узнать что-то из смежных областей. Если бы я читал Sports.ru исключительно через Google Reader, настроенный на новости и статьи о баскетболе и американском футболе, фиг бы я нашел, допустим, Трактора Бэнга, который пишет о абсолютно неинтересной мне КХЛ, но пишет замечательно.
Главные страницы сайтов (как в свое время первые страницы газет) информируют нас о важных глобальных событиях, которые мы могли бы пропустить, если б зашоренно интересовались делами только своего города или своей команды. Главные страницы расширяют наш кругозор. (В этом плане главная Sports.ru, к сожалению, как правило малополезна, т.к. содержит один футбол и «прямо сейчас», но не суть.) Хороший пример главной – это Grantland.com. Там сразу все – и бейсбол, и театр, и хоккей, и английский футбол. Глаз обязательно зацепится за что-то непривычное, что-то за пределами обычного круга интересов, но потенциально любопытное. То есть, на самом деле, читателям, настолько же, насколько и сайтам, нужны главные страницы. И мы уже знаем ответ на вопрос, какой должна быть главная, чтобы от нее не хотелось немедленно убежать в Google Reader.
Во-первых, главная не должна быть на 100% персонализированной. Это хорошо, когда есть возможность отфильтровывать неинтересные виды спорта, или страны, или типы новостей, но, чтобы читатель не варился в собственном соку, или, условно говоря, не ел любимую жареную картошку на завтрак, обед и ужин каждый день, нужно предлагать что-то необычное. Так работают официанты в хороших ресторанах – да, у нас есть ваш любимый картофель-фри, но попробуйте это замечательное филе-миньон в соусе бла-бла-бла.
Во-вторых, главная не должна концентрироваться исключительно на локальном контенте. Украинский сайт? Белорусский? Молдавский? Англо-итальянский? Ради бога, остановитесь. Дайте мне заполнить в профиле страну проживания, и если я напишу там «Украина», пусть у меня будет больше украинских новостей, чем всех прочих, и только. Ну и турнирная таблица чемпионата Украины по умолчанию, хорошо.
В-третьих, никаких лишних регистраций и никакого огораживания локальных версий от основной. Да, это технически сложно, но это стоит того. Люди не любят, когда их ограничивают. И они ценят, когда им говорят – ну да, вот у нас тут своя Франция, но вы из Германии можете приехать к нам без паспорта.
Главная страница СМИ будущего, созданная с учетом этих принципов, будет настолько прекрасна, что нам не нужен будет RSS, чтобы отсеивать нужное. Мы все будем открывать эту главную снова и снова, каждый день, и кликать, кликать и кликать – в том числе и по рекламным баннерам.
Спасибо за внимание.
Но дело не только в техническом аспекте, но и в идеологическом. У Украины и правда должно быть свое сообщество, свои главные темы, свои лидеры (даже если кто-то захочет присутствовать и там, и там в равной мере, в Украине логично и правильно начинать с нуля).
А в остальном – про персонализацию, выделение контента по интересным конкретному человеку темам – и возразить нечего. Собственно, поэтому Sports.ru уже пару лет является чуть ли не единственным российским интернет-медиа, которыйуже пару лет копает в эту стороны. И в мелочах (своя таблица в правой колонке, добавление любимой команды в меню), и в более серьезных вещах – типа личных лент. Надеемся, уже в этом году сможем показать народу и граздо более продвинутый их вариант.
Кстати, если в блоге тусуют хорошие разработчики, живущие в Москве или готовые сюда переехать, следите за вакансиями – совсем скоро откроем еще несколько )) Работа правда интересная, многое из того, что придется делать, пока не делает более-менее никто.
Я возражаю против:
а) принуждения читателей к повторным регистрациям. Как мы уже выяснили, мой ник на "Трибуне" уже занят, и я зарегистрироваться уже не смогу, т.к. фейсбука не имею.
б) разделения контента и аудитории. Спросите Логинова, нравится ли ему копи-пастить тексты на украинскую "Трибуну", или уже надоело.
Ну и в) против довода Гилева, что, мол, сайты разделили, так как украинцы - большие националисты.
1. Про кроссдоменную авторизацию: но ведь несмотря на существующие проблемы, все они имеют решение и серьезный портал должен уметь их решать. И это проблема из разряда "один раз решил (нашел того, кто умеет ее решать) и забыл", нет?
2. Про кучу мобильных приложений для разных клубов: а чем они, простите, отличаются друг от друга, кроме а) захардкоданных фильтров по клубу при выборке новостей и прочего контента из таблиц и б) цветовой гаммы?
3. И еще не очень понял про "выделение контента по интересным конкретному человеку темам... Sports.ru уже пару лет является чуть ли не единственным российским интернет-медиа, который уже пару лет копает в эту стороны". Вы имели в виду, что больше практически нигде нет фильтра ленты блогов и прочего по выбранным тегам? О_о
Мне кажется это довольно серьезная проблема, что какой-нибудь придурок вроде меня может писать под уже известным на трибуне брендом вроде Tikonderoga.
А потом туда захочет писать сам Tikonderoga и что тогда? Два разных ника использовать? Удалять меня?
А Трибуна у нас получилась полностью украинской, независимой, со своей редакцией, авторами и блогами. Кто-то из местных блогеров туда тоже перешел, но чем дальше, тем больше там будет собственной жизни. Именно потому что это абсолютно украинский сайт, а не переключалка в меню.
А регистрация - да, надо региться через соцсети, да и все.
А вместо гуглоридера мы вам однажды дадим большую личную ленту подписок. Да и сейчас у нас с подписками все в порядке, на главную можно ходить только за свежими одписками.
Вам как россиянину, живущему в США (я же правильно понимаю), кажется, наверное, что вы были и с той, и с другой стороны ситуации - в пост-СССР, "на Западе" и в мировом информпространстве - и теперь видите ситуацию целиком. Но штука в том, что украинский болельщик отличается не только от глобального и американского, но и от российского. И не только количеством новостей о Коноплянке или Карпине, которые ему нужны. А еще и вниманием к разным видам спорта (диспропорция в сторону футбола в Украине ощутимо сильнее, чем в России) - и хорошо бы людям в другой стране иначе настроить список видов спорта и подразделов в них. И вниманием к домашнему чемпионату и событиям вообще - для украинцев они ощутимо важнее, чем для россиян. И да, "Барселона" там заметно сильнее отстает по популярности от киевского "Динамо", чем от "Спартака" в России.
Кроме того, часто в одних и тех же темах для людей в разных странах важно разное. Вот сегодня "Динамо" в КХЛ в драматичнейшем матче обыграло СКА - и для россиян тут загвоздка в невероятном камбэке, а для украинцев в том, что победную шайбу за 7 минут до сирены забил украинец Касянчук (что россиянам, в свою очередь, абсолютно безразлично).
Со стороны все это не так заметно, но на практике таких штук очень много - и это только то, что касается контента. Про социализацию, с которой все еще сложнее, тут уже сказали - и да, далеко не все в Украине хотят, чтобы к ним "приезжали без паспорта". (Вполне может статься, что большая часть тех, кто этого хочет, уже завела блог на "Трибуне" Sports.ru.)
В целом, мне ваш взгляд на эту тему напоминает отношение человека, который много путешествует, но общается за рубежом в основном с людьми своего круга. У меня, например, такое бывает после европейских хостелов. Там всегда более-менее схожего типа публика из самых разных стран - открытая, космополитичная, интегрированная в "мировую повестку дня". С ними очень легко найти общий язык, и через 5 минут создается ощущение, что по сути кроме гражданства вас с австралийцами, поляками и японцами ничего не разделяет. Это нормально, если вы хотите собрать по 5% из каждой страны и делать что-то космополитичное (и, видимо, англоязычное) для них. Но как только вы захотите охватить оставшиеся 95%, выяснится, что Японии есть еще сотни миллионов людей, которые просто не ездят по хостелам.
Естественно, рассчитываю, что администрация удалит этот аккаунт по первому требованию настоящего Tikonderoga)