Sports.ru как зеркало русской революции
Прошло чуть больше месяца после апрельской революции «белого дизайна». Вполне достаточный срок для того, чтобы по-новому взглянуть на то, как мы с вами реагировали на изменения – и как редакция реагировала на нас. Все это, как будет видно ниже, дает приличное количество тем для размышлений. Но, перед тем как перейти к «философскии», пробежимся по более утилитарным вопросам.
Sports.ru: краткий отчет по функциональному тестированию (16 мая 2012).
Очень многое из того, что я и другие пользователи собрали в список ошибок в предыдущем посте в этом блоге было исправлено. Вернулись рейтинги, возможность вставки видео и т.п. Но остались:
Проблемы с редактором:
Если скопировать два абзаца или больше из редактора, а потом их вставить в него же, то вставится только один.
Форматирование текста (подчеркивание, полужирное начертание и курсив) пропадает после повторного открытия записи для редактирования. Точнее, пропадает все, кроме подчеркивания. Причем в самом окне редактирования стили видны, но при сохранении записи пропадают.
Списки произвольно включаются и выключаются – редактируя текст иногда не видишь списка, потом сохраняешь запись, и в ней списки есть. А иногда наоборот.
Наконец-то можно управлять положением картинок в тексте (выравниванием). Но другие функции, например, величина горизонтального отступа, не работают. Точнее – работают в редакторе, не сохраняются в записи. Что такое горизонтальный отступ и почему он важен? Вот пример. Видите первое фото? Тест практически наползает на него справа, не очень красиво. Отступ в несколько пикселов сделал бы запись аккуратнее.
Вставка видео работает, гм, странно. Можно вставлять по кнопке на панели инструментов редактора, но тогда не вставляется вообще (Firefox 12). Можно просто копировать код iframe в текст, но в этом случае потребуется повторно открыть запись для редактирования и пересохранить.
Мелкие огрехи:
В профилях до сих пор даты по-английски («Дата регистрации»).
Если кто-то из разработчиков выразит заинтересованность, я могу записать видеоролики с демонстрацией всех этих дефектов. Если кого-то донимают другие «баги» - пишите в комментариях, я добавлю в общий список.
Скажете, мол, этолишь мелкие недочеты? Правильно, мелкие. Но раздражают довольно сильно – непредсказуемость редактора, например, становится кошмаром при наборе больших текстов. Тем не менее, я не буду сейчас ругать плохими словами отдел разработки: во-первых, мы теперь знаем, что IT-ресурсы у sports.ru весьма и весьма ограничены; во-вторых, прогресс заметен и это дает надежду на то, что рано или поздно все будет работать как следует.
* * * * * * * * * *
Говоря о исправленных ошибках и возвращенной функциональности нельзя не вспомнить такую малозначительную, на первый взгляд, вещь, как фотографии в профилях. Если вы помните, ее убрали в новом дизайне. И на все возмущенные «как же так?!» лично Дмитрий Навоша отвечал, что, мол, не вписывается в новый дизайн, мало востребовано, и, к тому же, ужасно затратно по ресурсам. А что получилось в итоге? Вписали в новый дизайн, нашли ресурсы на реализацию, и, самое главное, прислушались к тому единственному проценту, которым фотографии были нужны. Последнее – самое важное и характеризует заметный сдвиг в редакционной политике.
Изначально, как все мы помним, реакция редакции на возмущение пользователей была не просто негативной, а откровенно недружелюбной. «Раньше тоже ругались на новый дизайн, но привыкли, и сейчас привыкните!» И «Дизайн не доллар, чтобы всем нравиться». И «Гугл тоже закрывает бесперспективные направления!» В общем, классическое «Я тут одна, а вас много!». Именно эта реакция а-ля советская продавщица радражала сильнее всего, больше, чем неработающая почта и миллион ошибок.
Возникла классическая революционная ситуация. Кое-то из «граждан» sports.ru «эмигрировал» – закричал в сердцах, что уйдет туда, где лучше, и ушел. Другие начали активно протестовать. Третьи снизили полезную активность – количество новых постов сразу после «редизайна» уменьшилось в разы. А у четвертых появилось нехорошее чувство покупателя в магазине, которого сначала обвесили, а потом еще и обхамили.
– Не понимаю, – говорил я своей жене – такого поведения редакции. У сайта, по большому счету, единственный ценный актив это пользователи «Трибуны». И вот пользователи жалуются, что им что-то не нравится, а редакция отвечает «Привыкните!». Это что, единственный салун в городе? Шельмуют, но куда ж ты денешься?
Да, пользователи ВСЕГДА ЧЕМ-ТО НЕДОВОЛЬНЫ, но это их, пользователей, особое свойство.
Но ситуация развернулась нетипичным образом. Sports.ru, к слову сказать, это действительно «единственный салун в городе» – аналогичных сайтов просто нет. Желающим уйти, хлопнув дверью, уходить, в общем-то, некуда. Но! Как мы все видим на примере тех же фото в профилях, добавлении серого фона для страниц и прочих мелочей, политика партии сменилась с «Привыкните!» на «Ну ладно, мы постараемся». Это очень нетипично, и, поэтому, очень здорово. На самом деле, именно так и нужно было реагировать редакции с самого начала – «извините, что у нас тут проблемы, все починим и будет даже лучше, чем было» –а не цитировать комментарии двухлетней давности по поводу предыдущего редизайна.
Да, пользователи ВСЕГДА ЧЕМ-ТО НЕДОВОЛЬНЫ, но это их, пользователей/клиентов, особое свойство. Тыкать им в лицо – вот, два года назад вам не нравилось то, что теперь хотите вернуть – это дурной тон. На конкурентном рынке такие фокусы не проходят. Парикмахерская, в которой недовольным стрижкой клиентам будут говорить «ничего, привыкните!», очень быстро разорится. Но sports.ru, как мы знаем, конкурентов на данный момент не имеет. И, в принципе, они могли какое-то время игнорировать все наши вопли «Таблицы!... Почта!... Рейтинги!... Белый фон!». Могли, но не стали.
* * * * * * * * * * * *
Примеров обратного поведения – миллион. Вот вам самый прекрасный: сайт УЕФА, посвященный Евро-2012.
Полтора года назад я зарегистрировался на портале по продаже билетов на чемпионат. Не для себя – футбол мне скучен – для мамы. И, ура!, моя заявка на билет на матч открытия выиграла. В мае (или марте?) 2011-го с меня взяли деньги за билет. После этого год от УЕФА не было ни слуху, ни духу. Нормальный такой подход: взять беспроцентный кредит, с каждого болельщика по паре сотен евро. Сколько в итоге получается? 31 матч, допустим, по 20 000 билетов на каждый, прикинем по 100 евро – 62 миллиона. А что, хороший бизнес. Ладно, болельщик вытерпит – что ж ему еще остается?
Дальше – больше. Весной 2012, когда уже сообщили, что билеты напечатаны и вот-вот будут отправлены, УЕФА закрыла билетный портал. Когда доставят билеты? Скоро, ждите. Переживаете, что не успеете сделать визу? Можете позвонить и поговорить с нашим автоответчиком. Или напишите, если найдете в дебрях страницы тех. поддержки, нам письмо – мы вам ответим автоматическим текстом прошлого года о том, что «Билеты будут доставлены за 4-6 недель до начала чемпионата» и «Портал заново откроется в начале мая 2012».
Нужно ли говорить о том, что за три недели до матча открытия билет моей маме все еще не доставлен, а портал не работает? А отследить статус доставки можно только с помощью тайного знания из Google, но никак не с помощью сайта УЕФА?
Это, девочки и мальчики, нормально – так работает бизнес при отсутствии конкуренции. Под девизом «куда ж вы денетесь с подводной лодки». Да, это нормально... но, как говорят в таких случаях, хочется взять и УЕФАть.
И, повторюсь, я очень рад, что Sports.ru не стали вести себя подобным образом. Потому что это не типично. И потому что это правильно.
Давайте скажем им за это спасибо, и пусть они, вдохновленные, починят нам еще что-нибудь.
Что касается конкретных пимеров «плевков» - вот то, что раздражало сильнее всего. В день смены дизайна какую-либо адекватную реакцию можно было получить только у Вас и еще нескольких членов редакции в комментариях. А на главной странице сайта висел пост, суть которого сводилась к «У нас теперь клевые фотоальбомы». И ни одного официального, видимого всем, предупреждения в духе «мы немного не рассчитали, и поломалось то-то и то-то». Назовите меня чересчур чувствительным и привередливым, но лично я это воспринимал именно как «идите нафиг со своими таблицами, нам фоточки важнее». Более того, члены редакции иногда *обижались*, когда им говорили, что дизайн так себе и функционал тоже мог бы быть получше. Последнее вообще нонсенс: какие могут быть обиды у поставщика сервисов на клиентов? Зайдите в Европе или Штатах в магазин и скажите, что вам неудобно то, где у них лежит, к прмиеру, чай. Перед вами извинятся и помогут этот чай найти, но никто не отбрыкнется «всем удобно, а вам неудобно?» или «мы старались, а вы не цените?»
Если представить себе ситуацию, в которой я был бы на тот момент человеком, отвечающим за PR в sports.ru, я бы сделал так:
* пост с кратким перечнем новшествах сайта и, обазательно, предупреждением о том, что часть фунционала не работает (положительная реклама).
* отдельный пост со списком известных проблем и предложением писать в комментариях о найденных недочетах (обратная связь, удобный сбор откликов).
* отдельный подробный пост с объяснениями почему сделано так, а не иначе. И не в духе «мы решили, что будет черно-белый дизайн, все, кому не нравится, привыкнут», а «мы изменили облик нашего сайта, сделав его более удобным для мобильных браузеров. Разумеется, это не окончательный вариант дизайна, по результатам ваших откликов и предложений мы будем вносить дополнительный изменения.»
Вот, примерно так. Мелочи, но они изменили бы очень многое.
Вот в таком порядке.
1. RSS.
2. Личная почта.
3. Проблемы с новым кодом видео Яндекса. Старый сейчас хоть заработал.
4. Со вставкой музыки Яндекса (хоть и не критично, но всё же).
К дизайну можно привыкнуть. Удобно-неудобно, красиво-страшно - это не проблема. В конце концов на Жигулях же ездят, главное доехать куда надо.
1. Невозможно сразу попасть к первому комменту.
2. Комменты не имеют ссылок, к ним нельзя перейти из вкладки «комментарии»
3. Нельзя продолжить читать с того места, где остановился.
Критичен только второй пункт, остальные имеют значение при количестве комментов >200. Если меньше, подгрузка удобнее.
Текст - не есть математическое выражение, требовать от него соответствие формальной логике, гм, нелогично. Сравнения и гиперболы, недопустимые в математике, прекрасно себя чувствуют в тексте. Так что упрекать меня «вот у вас тут нелогичное сравнение» - не очень правильно.
Далее, про «множество примеров, доказывающих обратное». Я возьму ту же ситуацию с Евро-2012. Вот маме моей билет не пришел еще, при том, что тысячам других болельщиков уже доставлен. Значит ли это, что моя мама не должна быть возмущена задержкой? Нет - ведь ее билета до сих пор нет! Множество примеров, подтверждающих обратное, ничего конкретное для нее не меняют.
Аналогично с сайтом: 99% процентов довольных пользователей не сделают оставшийся процент тоже довольными. И странно удивляться такому положению дел. С другой стороны, понятно, что всех сделать счастливыми нельзя. Но зато можно сделать так, чтобы даже несчастливые не чувствовали, будто их посылают к черту - этим хороший саппорт и PR отличается от плохого. Сразу после редизайна, несмотря на то, что лично Вы отвечали очень старательно и терпеливо, был ощущение, что на пользователей немного плюют. И Вам привели множестоо примеров, это подтверждающих. :)
Почта, например.
(извините, не сдержалась : ) )
главное что теперь все хорошо!.
Я когда долго на сайте не бываю, читаю главную ленту с того момента, на котором остановился. Как и конфу Уткина, например. Но если на конфе как-то можно страницами перейти к нужному месту, то на главной надо тыкать «показать еще» несколько раз. Очень неудобно. Тоже и с комментами. Очень часто бывает что самые адекватные (или самые остроумные) комменты только в начале обсуждения, а дальше все сваливается в срач. Если же комментов много, то перейти в начало не представляется возможным.
http://habrahabr.ru/post/143887/