4 мин.

Вопрос на 2025-й: может, уже поверим в Мусаева?

Колонка Терентьева. 

Этот текст – часть цикла о самых интригующих героях, командах и явлениях 2025-го (например, вот текст про идеального игрока «МЮ»). Наслаждайтесь. 

«Сбитый летчик». «Неумеха». «А он в футбол вообще играл?».

Мурад Мусаев нервно оглядывается в подтрубинке и выводит «Краснодар» на матч с «Динамо» в 30-м туре – матч, который для него самого уже ничего не решал. В сознании большинства Мусаев проиграл в любом случае. 

Упустил золото – замечтался и подвел великого Галицкого.

Взял золото – дотащил-таки багаж в самом слабом сезоне РПЛ и с уставшим «Зенитом».

Неважно, что и при Ивиче намечался кризис – и непонятно, к чему бы он привел. Что даже самый слабый «Зенит» при Семаке прочнейший клуб РПЛ. Что Мусаев к 40 годам добился большего, чем 90 процентов современных тренеров России: две бронзы РПЛ, 1/8 Лиги Европы, первый в истории «Краснодара» выход в группу Лиги чемпионов (кстати, тогда из российских клубов только он пробился в евровесну). А потом – серебро в Азербайджане с командой-середняком.

Неважно. Мусаев всегда в тени. 

Сначала протекционизма Галицкого и его футбольной империи, а весной и фантазии «при Ивиче было бы точно не хуже». Будто все успехи – совпадение и выстроенная до система, а все поражения – доказательство самозванства. Победу над «Динамо» и историческое серебро тоже восприняли как формальность. Физрук, которому повезло.

Но из декабря многое видится иначе. 

Мусаев заслужил второй шанс в «Краснодаре» – и не как говорящая голова в студиях «Матч ТВ» и якобы удобный подчиненный. А как тот, кто способен поставить самый качественный футбол в первой части сезона-24/25. Кто сможет победить, но не любой ценой, а в соответствии с принципами клуба. Кто добился успеха в другом чемпионате и окреп. 

Весной поступок Галицкого казался барской капризностью – желанием все сделать по-своему. В декабре прорастают гораздо более важные смыслы. Сейчас мы понимаем, что владелец «Краснодара» реже появляется на публике не потому, что занят и держит дистанцию, а потому что борьба с болезнью (о которой он три года назад рассказал в «Коммент.Шоу») идет непросто. 

В таком контексте увольнение Ивича можно понять. В трудные моменты рядом должны быть те, в кого ты веришь. Чье развитие ценнее, чем строчка о трофее в википедии. 

Да, это был большой риск. Весна могла зажевать Мусаева как личность – обнулить достижения, окончательно спрятав в образе карманного тренера. Запустить по траектории некогда успешного Олега Кононова, который на 5 лет растворился в той самой кричалке фанатов «Спартака». 

Но Мусаев не сломался. Лидерство в РПЛ, 11 побед подряд и главное – совершенно новое ощущение, что «Краснодар» сильнейшая команда России. Которая может не только бодаться с «Зенитом», но и перемалывать гегемона в очных матчах. 

Возможно, при Ивиче и правда было бы не хуже – этого мы никогда не узнаем. Очевидно только то, что Галицкий проиграл предыдущий чемпионат, но выиграл в другом – получил тренера, которому можно довериться во всех смыслах. Игровых и человеческих. Потому что тот выстоял в самом сложном карьерном отрезке вопреки навешанным ярлыкам. 

Доказав, что Галицкий не самодур, а визионер с уникальным мышлением (потому и успешный). Что сам Мусаев – сильный человек и талантливый тренер. Что «Краснодар» – не клуб, а образ мысли, и иногда на дистанции это важнее чемпионского конфетти.

2025-й может получиться очень разным. Это футбол – вперемешку с понедельниками.

Но становление Мусаева как полноценной и самодостаточной фигуры в жизни «Краснодара» – важный сигнал. Клуб движется к тому, чтобы когда-то стать больше своего создателя. Как и любое талантливое творение. Уже не наивным детищем, за которым надо постоянно приглядывать и исправлять косяки, а – черно-зеленой вселенной со своими особенностями и закономерностями.

Со своими героями – во множественном числе. 

Со своими традициями. 

Со своими победами.

Телеграм-канал Артема Терентьева

Фото: vk.com/fckrasnodar; РИА Новости/Виталий Тимкив, Александр Вильф