23 мин.

Саймон Купер. «Барса: Взлет и падение клуба». Эпилог: Конец? Спасибо/Gràcies; Избранная библиография

Сведения к разделу фотографий

Состав персонажей

Барселонский лексикон

Примечание к тексту

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВНУТРИ СОБОРА

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АРХИТЕКТОР

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗОЛОТОЙ ВЕК, 2008-2015

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ЗНАКОМСТВО С ТАЛАНТАМИ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: СОБОР РУШИТСЯ

Эпилог: Конец?

Спасибо/Gràcies

Избранная библиография

Эпилог: Конец?

Летом 2021 года Месси решил остаться в «Барселоне». Он был потрясен, когда его попытка уехать в прошлом году довела до слез жену и сыновей. Он понимал, что Барса уже не лучшая в мире, но и не ужасная — и в любом случае, он был прежде всего отцом. Поэтому он согласился подписать новый контракт за половину своей прежней зарплаты и доиграть свои лучшие годы на «Камп Ноу».

Когда сезон 2020/21 в Барсе закончился, он уехал в Бразилию и наконец-то выиграл для Аргентины Копа Америка. Это действительно был его трофей: он возглавил рейтинг турнира по количеству забитых мячей, передач, созданных моментов, удачных дриблингов и движений, приведших к голу. Пока он отсутствовал, его контракт с Барсой истек, но, похоже, это была лишь административная формальность.

В начале августа семья Месси была на яхте в своем любимом месте отдыха — на Ибице. На острове он встретил Неймара и других игроков «Пари Сен-Жермен», которые в шутку посоветовали ему: «Приезжай в Париж». Это ничего не значило: Месси надолго возвращался в Кастельдефельс. Он думал, что в новом контракте не хватает только его подписи.

Но поздним вечером 4 августа его отец позвонил: сделка с Барсой сорвалась. Хорхе Месси только что встречался с президентом Лапортой, который наконец отбросил бодрые предвыборные речи и признал, что клуб не может позволить себе предложить сыну Хорхе какой-либо новый контракт. На тот момент общий фонд заработной платы «Барселоны» составлял около 110% от доходов, что значительно превышало установленный в испанской лиге лимит в 70%. «Барселона» отчаянно пыталась избавиться от игроков, которым переплачивала — Коутиньо, Гризманна, Дембеле, Умтити, Пьянича — но на тот момент ни один клуб не хотел брать на себя их зарплату, не говоря уже о том, чтобы платить за их трансферы. Это означало, что Месси должен был уйти. Он был ошеломлен. Он мало что понимал в структурном финансовом кризисе клуба и своей собственной роли в нем: в конце концов, деньгами занимался его отец.

Даже если бы Месси согласился продолжить карьеру в Барсе за минимальную для Ла Лиги зарплату в €155 тыс. этого было бы недостаточно: соотношение расходов на игрока и доходов клуба все равно составляло бы около 90%, поэтому Ла Лига отказалась бы регистрировать его новый контракт.

«Это неправда», — подумал Куман, когда узнал об уходе Месси. Миллионы людей чувствовали то же самое. Некоторые предполагали, что Барса играет с Ла Лигой в сложную блеф-игру.

В следующее воскресенье на пресс-конференции, объявившей о его уходе, в течение двух минут Месси рыдал на сцене, прежде чем смог что-то сказать. Он откровенно объяснил, что плачет в основном из-за потери счастливого существования своей семьи в Барселоне, а не из-за любви к клубу. «Мы с семьей были уверены, что останемся, потому что это наш дом. Я сделал все возможное, чтобы остаться, но это просто невозможно». Даже лучший футболист мира обнаружил отсутствие контроля над собственной жизнью. Зрители, среди которых было много его нынешних и бывших товарищей по команде, стоя аплодировали ему в течение нескольких минут.

10 августа он улетел в Париж, чтобы присоединиться к клубу, который вытесняет Барсу из числа тех, кто платит самые высокие зарплаты в футболе. В самолете вместе с семьей находился Пепе Коста, сотрудник «Барселоны», который последние 17 лет исполнял обязанности камердинера и покидал Барсу, чтобы сопровождать своего хозяина во Францию.

Хорхе Месси много лет общался с председателем совета директоров «Пари Сен-Жермен» Нассером Аль-Хелаифи. Но Париж оказался не тем, чего хотел Лео Месси. Его семья, только что поселившаяся в своем люксе в принадлежащем Катару отеле «Рояль Монсу», не выбирала это приключение. Более того, ПСЖ, и без того обладающий гением не отходящего в защиту игрока в лице Неймара, не особенно в нем нуждался. В Париже Месси часто выглядел так, будто потерял интерес к клубному футболу, и публично размышлял о том, что однажды вернется в Барсу в качестве спортивного директора. Я подозреваю, что в конце концов он навсегда поселится в Каталонии, как и иностранные иконы клуба — Гампер, Кубала и Кройфф до него.

Место Месси в спортивном комплексе Жоан Гампер занял новый игрок Барсы, арендованный у «Севильи», Люк де Йонг, крупный голландский столб, который в Андалусии сидел на скамейке запасных. (Болельщики «Ньюкасла» могут помнить его по безголевому сезону на Тайнсайде в сезоне 2013/14). Главная привлекательность де Йонга для Барсы заключалась в том, что он почти ничего не стоил: каталонцам пришлось бы платить только его зарплату уровня «Севильи». Ла Лига обязала Барсу сократить расходы на игроков с €670 млн. в сезоне 2019/20757 до €97 млн. в сезоне 2021/22 — меньше, чем у «Реал Сосьедада».

На деле же к концу 2021 года долг Барсы по зарплате все еще превышал €400 млн. Но это было резкое падение за чуть более чем год. Только уход Месси и Гризманна сократил около €200 млн. в зарплатной ведомости. В клубном футболе общая сумма зарплат является, безусловно, лучшим прогнозом положения в лиге. Если «Барселона» будет платить зарплату второго эшелона, она будет и привлекать игроков второго эшелона, а значит, будет постоянно проигрывать командам высшего эшелона. После поражения 0:3 от «Бенфики» в сентябре 2021 года Барса потерпела пятое поражение в Лиге чемпионов с разницей в три мяча или хуже всего за 13 месяцев.

Месси и деньги ушли одновременно. Кройфф нашел бы это захватывающим моментом: время начать думать. Но что делать? Клише (и предвыборная история Лапорты) заключалось в том, что Барсе следует вернуться к старой «формуле»: готовить к первой команде мальчиков из Масии. Конечно, из академии наконец-то вышла группа талантливых молодых людей во главе с Гави, Нико и Ансу Фати, а Педри, парень с Канарских островов, считался почетным игроком Масии. Однако победа над всеми соперниками с преимущественно домашней командой была маловероятной ставкой. Эта формула сработала для «Барселоны» лишь однажды в истории клуба — в течение десяти лет, с 2005 по 2015 год, когда построенная Кройффом молодежная академия на годы опередила свое время. С тех пор футбол развивался: другие клубы копировали Масию, и теперь они тоже выпускали выдающихся игроков. Более того, есть причина, по которой почти ни один ведущий клуб Европы не набирает большую часть первой команды из своей академии. Просто неразумно ожидать, что полдюжины игроков, вышедших из одной академии в 18 или 20 лет, окажутся в числе 200 или более лучших футболистов на земле. Поколение Месси/Хави/Иньесты было неповторимо.

Тем не менее, изначально казалось, что «Барселона» нацелена на воссоздание дней своей славы начала 2000-х годов. Лапорта, президент той эпохи, уже был переизбран, и он быстро подписал правого защитника того времени Дани Алвеса, к тому времени уже 38-летнего, и нанял другую икону предков, Хави, в качестве тренера после того, как Куман был окончательно уволен. Йохан Кройфф уже умер и поэтому был недоступен, его сын Жорди стал влиятельным директором клуба по международному футболу. И Жорди, и Лапорта следовали мантре: «Как бы поступил Йохан?».

Принципы Кройффа могут быть вечными, но в футболе никогда нельзя идти на попятную. Вместо этого Барсе нужно было найти будущее: определить самые инновационные клубы и самых инновационных людей в них, и либо переманить их, либо скопировать то, что они делают. Другими словами, каталонцы должны были сделать то же самое, что делали с ними другие клубы. К счастью для них, Хави, как оказалось, это понимает. Как и Гвардиола, он ориентировался на будущее.

К счастью для него, к началу 2022 года финансовое положение клуба восстановилось. Месси был заменен на посту власти Goldman Sachs. Банк с Уолл-стрит предоставил Барсе кредит в размере €595 млн., чтобы помочь реструктурировать долг клуба, который к тому времени оценивался в €1,5 млрд., а также согласовал 35-летний план финансирования еще €1,5 млрд. на строительство Пространства Барсы. Общий долг клуба в размере €3 млрд. наверняка станет самым большим в истории всех клубных видов спорта. А учитывая, что Goldman выделил значительную часть средств, американцы теперь играли главную роль.

Но, с другой стороны, деньги становились доступными. Позже стриминговый сервис Spotify согласился платить Барсе €70 млн. за спонсорство футболок команды и покупку прав на название стадиона — впервые в истории. «Камп Ноу» станет «Spotify Камп Ноу»; еще один прибыльный шаг в сторону от «больше чем клуб». Тем не менее, общий пакет Spotify стоил меньше, чем Барса получила от спонсоров комплектов одежды в эпоху Месси, Rakuten и Beko. Клуб также планировал продать миноритарную долю в своем аудиовизуальном отделе, Barça Studios.

К январю 2022 года клуб чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы привлечь трех новых нападающих. Он купил Феррана Торреса у «Манчестер Сити» за €55 млн., взял в аренду у Волков бывшего игрока Масии Адаму Траоре и подписал Пьера-Эмерика Обамеянга по свободному трансферу из «Арсенала». У Барсы все еще было достаточно денег, чтобы подписания были умопомрачительно сложными. Обамеянг заставил себя ждать, прилетев из Лондона в Барселону в последний день трансферного окна, заставив руководство Барсы действовать, а «Арсенал» — отпустить его бесплатно. В итоге он подписал контракт с Барсой за минуту до закрытия окна в полночь. Тот факт, что он поддерживал главных соперников каталонцев — «Играть за «Реал Мадрид» всегда было моей мечтой», — сказал он в 2016 году, — предсказуемо не стал сдерживающим фактором. В конце концов, профессиональные футболисты не думают так, как болельщики.

По сообщениям, Обамеянг согласился на годовую зарплату около €2 млн., что намного меньше, чем он зарабатывал в «Арсенале». Торрес и Траоре тоже согласились на меньшую зарплату, чем могли бы заработать в другом месте, хотя и сдержали обещания, что Барса постарается платить больше, если сможет. Жорди Кройфф ликовал, и это было вполне оправданно: ««Барселона» по-прежнему остается особенным клубом, ради работы в котором игроки готовы терять в деньгах».

Результаты быстро улучшились. Вскоре стало очевидно, что Барса Хави не просто пытается вернуться в 2009 год. Они двигали мяч вперед быстрее, чем предыдущие команды «Барселоны», часто используя длинные передачи, а полузащитники Френки де Йонг и Педри делали глубокие выпады, в то время как старомодные вингеры делали поле широким. Новые игроки, прибывшие из Премьер-лиги, обеспечили столь необходимый темп и физическую мощь. 20 марта 2022 года на «Бернабеу» я наблюдал, как подопечные Хави разгромили «Мадрид» со счетом 4:0. Всего через час после начала игры многие болельщики хозяев уже ушли, вероятно, не менее удивленные, чем разочарованные: «Мадридцы выиграли пять предыдущих Clásicos, что стало лучшей серией над Барсой с 1960-х годов. Каталонцы поднимались с того дна, на котором оказались, когда эра Месси сменилась эрой Люка де Йонга.

Однако ни один болельщик Барсы не должен увлекаться. Никто из новичков не играл в первых командах других больших клубов. Если бы это было так, Барса не смогла бы их подписать. В марте 2022 года Ла Лига объявила пересмотренный лимит зарплат клуба на вторую половину сезона: беспрецедентные минус €144 млн. По словам представителей лиги, в ближайшие сезоны лимит будет снижен. Единственный способ, которым Барса могла бы усилить свой состав — это сократить расходы на игроков на €4 за каждый новый потраченный евро.

Если предположить, что их расходы на зарплату не будут соответствовать расходам конкурентов, то трудно представить, как каталонцы смогут вернуться на вершину европейского футбола. Возможно, это не имеет большого значения, если они смогут выполнить свою главную задачу — превзойти «Реал Мадрид», но и это выглядит очень сложной задачей. К весне 2022 года «Реал» завершит реконструкцию своего стадиона «Бернабеу» в центре города, которая превратит его в круглогодичное место проведения конференций, торговых ярмарок, концертов и так далее. Согласно прогнозам, доходы «Мадрида» вырастут более чем на €200 млн. в год и превысят €1 млрд. в год, что позволит клубу значительно опередить Барсу. Поэтому я подозреваю, что дни славы эпохи Месси-Гвардиолы никогда не вернутся — ни в «Барселоне», ни, возможно, где-либо еще в футболе.

Возможно, в итоге я похоронил «Барселону». Но я начал писать эту книгу, потому что хотел похвалить ее, и до сих пор хочу. Фраза «красивая игра», которую популяризировал Пеле, всегда ассоциировалась с южноамериканским идеалом футбола, с блестящим индивидуалистом. Однако я не думаю, что этого достаточно. Мой идеал красивой игры объединяет гениального индивидуалиста с гениальной коллективной системой. Таким был футбольный клуб «Барселона»: Месси плюс el cruyffismo. Аргентинец мог на дриблинге обойти полкоманды, но на протяжении 15 незабываемых лет он был еще и винтиком в команде, которая умела передавать мяч от игрока к игроку, находить пространство между линиями, прессинговать соперников и совершенствовать все остальные элементы стиля, который был изобретен в восточном Амстердаме в 1960-х годах.

Идеальный футбол всегда должен был разыгрываться где-то в центре экономики этого вида спорта, в Западной Европе. Это случилось в Барселоне из-за эмоциональных потребностей города без национального государства. В течение десятилетий после того, как Каталония была разгромлена в ходе гражданской войны в Испании, socis и местная аристократия направляли свою гордость и деньги в свой футбольный клуб. Они нашли деньги, чтобы подписать Кройффа, лучшего игрока своего времени. Позже, став тренером, он создал оригинальную традицию, в которой Месси мог стать лучшей версией самого себя.

Все это не так уж и банально. То, что создали Барса в самом любимом виде спорта в мире — одно из самых радостных достижений человечества. Она трогала людей от Каталонии до Патагонии.

Возможно, эта история уже заканчивается. Я просто благодарен, что был там, чтобы увидеть это и съесть pa amb tomàquet.

Спасибо/Gràcies

Я был очарован футбольным клубом «Барселона» с тех пор, как более 40 лет назад открыл для себя Йохана Кройффа, но окончательный толчок к написанию этой книги произошел (как и многое в современном футболе) в Катаре. На конференции Financial Times в 2018 году я разговорился с Хавьером Собрино, который в то время занимал должность директора по стратегии и инновациям футбольного клуба «Барселона» (хотя на самом деле он родом из Мадрида). Очаровательный и вежливый парень, Хавьер пригласил меня посетить Барселону, чтобы написать о своем инновационном центре Barcelona Innovation Hub. Когда я приехал туда, тогдашний президент Барсы Жозеп Мария Бартомеу, Жорди Кардонер, Марта Плана и Альберт Мунде оказали мне исключительную помощь.

Моя статья появилась в Financial Times в феврале 2019 года. Через несколько дней я получил письмо от Ребекки Николсон из британского издательства Short Books с вопросом, можно ли из нее сделать книгу. Я и сам задавался тем же вопросом. Ребекка и мой редактор в издательстве Penguin Press в США Уильям Хейворд с самого начала отнеслись к этому проекту с пониманием и разожгли мой энтузиазм. Спасибо вам обоим за то, что вы это сделали.

Мои коллеги из Financial Times сыграли важную роль в создании книги. Джефф Вагнер, Крис Донли и их коллеги организовали конференцию в Катаре, которая положила всему этому начало. Эстер Бинтлифф, Пьеро Богославец, Элис Фишберн, Софи Ханскомб, Энтони Лавелл, Джейн Ламакрафт, Нил О'Салливан, Алек Рассел и Джош Сперо заказали, отредактировали и опубликовали несколько моих статей о Барселоне. С ними было приятно работать все эти годы. Дэниел Домби, корреспондент FT в Испании, помог исправить по крайней мере несколько моих заблуждений об этой стране, даже пока мы ждали в клинике, чтобы вправить ему сломанный палец. В свою очередь, мои дети помогали присматривать за его детьми. Спасибо Эльчину Пойразлару за то, что терпел нас всех.

Мои коллеги-журналисты и друзья Рамон Беса, Джон Карлин, Джимми Бернс и Жорди Пунти были фантастически щедры на знания и контакты в Барселоне. Без них я бы не смог написать эту книгу. Джон был невероятной звездой, что ему было неприятно, когда Пеп сказал, что поговорит со мной, а потом не поговорил. Джон, ты знаешь, что сделал все возможное, чтобы попросить его.

Прекрасная и сверхэффективная команда международных коммуникаций «Барселоны» в составе Ориоля Бонсомса, Сандры Хорс и Чеми Терес, всегда вежливая и улыбчивая, организовала для меня десятки интервью. Любой, кто когда-либо работал в футбольной журналистике, знает, что это не является стандартной практикой в индустрии.

Эта книга — результат сотен бесед и интервью, проведенных за последние 30 лет в Барселоне и за ее пределами. Я хочу поблагодарить всех интервьюируемых, процитированных в книге, а также Яэль Авербуха, Ориоля Баррахину, Кристину Благоевич, Роджера Беннетта, Антони Боша Доменека, Пола Боугурда, Карла Бромли, Джеймса Кэмпбелла, Марию Каррерас, Джона Дэвиса, Рэйчел Донадио, Роберта Эдельмана, Пепа Ферре, Ричарда Фицпатрика, Глорию Гарсию Кастельви, Майкла Голденберга, Исаака Геррероа, Матеу Эрнандеса, Сэма де Йонга, Энрика Хове, Адама Купера, Дэвида Килпатрика, Саймона Листера, Джилл Литт, Матиаса Манна, Анну Маркес Корбелью, Жауме Масферрер, Бранко Милановича, Бенджамина Миллера, Альберта Монтагут, Фелипе Монтейро, Марка Муртра, Доминика Питерса, Роджера Пильке мл., Уилла Прайса, Джерома Пагмайра, Эми Рафаэль, Артура Ренара, Ксавье Роига, Хелену Розу-Триас, Ксавье Салу-и-Мартин, Эстер Зильберштейн, Эда Смита, Хенка Спаана, Рассела Стопфорда, Кэтрин Страуд, Хелену Сатклифф, Франсеска Трильяса, Даррена Тулетта, Карлеса Таскетса и Ксави Вилайоану.

Я не поблагодарил всех моих собеседников из ФК «Барселона» и не назвал их имена в тексте, потому что не хочу рисковать, чтобы кто-то из них оказался в неловком положении из-за того, что я написал. Но вы знаете, кто вы, и я вам очень благодарен.

Альберт Капельяс многократно цитируется в книге, но я хочу выделить его особо, потому что он, как никто другой, сформировал мое представление о «Барселоне». Теперь, когда он вернулся домой, я болею за то, чтобы он перевернул представление о молодежной академии Барсы.

Эта книга о прекрасном месте, и большую ее часть я написал в двух других прекрасных местах. Спасибо Марку Мазоуэру, Мари д'Ориньи, Джеймсу Аллену и Еве Гринстед за предоставленный мне офис в Рид-Холле, академическом центре в Париже, управляемом Колумбийским университетом. На фоне безумия 2020 года написать большую часть этой книги в солнечном дворике у Рив-гош было большим подъемом боевого духа.

Большое спасибо Антуану Флошелю, владельцу масии Can Cab в Каталонских горах, а также Коломбе Шнеку и Томасу Чаттертону Уильямсу, которые организовали для меня место в писательской резиденции Can Cab. Это было идеальное место для того, чтобы разобраться с этой книгой, а бассейн заслуживает особого упоминания. Спасибо также прекрасному персоналу Can Cab и моим коллегам-писателям, французам и американцам. Это было трогательное зрелище, когда, принеся из кухни уже десятую за день чашку чая, я проходил мимо каждого человека в отдельной комнате или на террасе, каждый из которых молча склонялся над своим одиноким проектом. Надеюсь, все ваши книги удались.

Мой агент Гордон Уайз из Curtis Brown всегда был готов ответить на мои скучные и бессмысленные письма. Вместе со своими коллегами Найлом Харманом и Сарой Харви он безжалостно навязал эту книгу ничего не подозревающим иностранным издателям.

Мой отец Адам Купер был незаменимым редактором и идейным вдохновителем, как и для всех моих книг. Спасибо тебе.

Моя жена Памела Друкерман и наши дети Лейла, Лео и Джоуи приняли участие в моем эгоистичном проекте гораздо активнее, чем я мог себе представить. Они пожертвовали собой и ездили со мной в Барселону, где дети посещали курсы испанского языка и стали фанатами Ансу Фати и Френки де Йонга. А еще мы много ели. Самым непосредственным результатом этой книги стало то, что мы решили провести учебный год 2021/22 в Мадриде. Почему не в Барселоне? По причинам, затронутым в этой книге, легче всего учить испанский в Мадриде. Но мы ездили на скоростном поезде в Барселону так часто, как только могли.

Памела, гораздо лучший писатель, чем я, прочитала столько страниц этой книги в разных черновиках, что теперь сама может написать достойную биографию Йохана Кройффа. Но я обязан ей гораздо большим, чем это, навсегда.

Избранная библиография

Книги:

Пол Баллус и Лу Мартин, «Манчестер Сити Гвардиолы: Создание суперкоманды» (Backpage and Polaris, Эдинбург, 2019)

Фритс Баренд и Хенк ван Дорп, ««Аякс», «Барселона», Кройфф: Азбука упрямого маэстро» (Bloomsbury, Лондон, 1998)

Джимми Бернс, «Барса: Народная страсть» (Bloomsbury, Лондон, 1999)

Джимми Бернс, «Криштиану и Лео» (Macmillan, Лондон, 2018)

Майкл Кокс, «Зональная опека» (HarperCollins, Лондон, 2019)

Йохан Кройфф, «Бум» (Gooise Uitgeverij, Бюссюм, 1975)

Йохан Кройфф, «Мой разворот: Жизнь в тотальном футболе» (Nation Books, Нью-Йорк, 2016)

Хенк Давидсе, «Ты должен бить, иначе не сможешь забить, и другие цитаты Йохана Кройффа» (BZZTôH, Гаага, 1998)

Менно де Галан, «Гордость мира: Михелс, Кройфф и золотой «Аякс» 1964-1974 годов» (Bert Bakker, Амстердам, 2006)

Дэн Филдсенд, «Европейская игра: Секреты успеха в европейском футболе» (Arena Sport, Эдинбург, 2017)

Шериф Геммур, «Йохан Кройфф, гений поп-музыки и деспот» (Hugo Sport, Париж, 2015)

Ник Хорнби, «Футбольная лихорадка» (Indigo, Лондон, 1996)

Роберт Хьюз, «Барселона» (Vintage Books, Нью-Йорк, 1993)

Златан Ибрагимович, «Я — Златан Ибрагимович» (Penguin, Лондон, 2013)

Монтсе Иллан и Хавьер Торрадо, «Высокоэффективная диетическая кухня: Практические рецепты для футбола» (Barça Innovation Hub, 2019)

Андрес Иньеста, «Артист: Быть Иньестой» (Headline, Лондон, 2016)

Ауке Кок, «Йохан Кройфф, биография» (Hollands Diep, Амстердам, 2019)

Саймон Купер, «Аякс, Голландцы, Война: Футбол в Европе во время Второй мировой войны» (Orion, Лондон, 2003)

Саймон Купер, «Футбол против врага» (Orion, Лондон, 1996)

Тибо Леплат, «Гвардиола, похвала стиля» (Hugo Sport, Париж, 2015)

Гари Линекер и Дэнни Бейкер, «Жизнь, смех и футбол» (Arrow Books, Лондон, 2020)

Сид Лоу, «Страх и ненависть в Ла Лиге: Барселона против мадридского Реала» (Yellow Jersey Press, Лондон, 2013)

Рафаэль Миндер, «Борьба за Каталонию: Повстанческая политика в Испании» (Hurst & Co., Лондон, 2017)

Марти Перарнау, «Пеп конфиденциально: Внутренняя история первого сезона Пепа Гвардиолы в Баварии» (Arena Sport, Эдинбург, 2014)

Пол Престон, «Гражданская война в Испании: Реакция, революция и месть» (William Collins, Лондон, 2016)

Жорди Пунти, «Месси: Уроки стиля» (Short Books, Лондон, 2018)

Рональд Ренг, «Барса: Открытие красивого футбола» (Piper, Мюнхен/Берлин, 2016)

Рональд Ренг, «Слишком короткая жизнь: Трагедия Роберта Энке» (Yellow Jersey Press, Лондон, 2011)

Ян Ролло и Аскер Йекендруп, «Спортивное питание для футбола: Научно обоснованное руководство для практики питания в футбольном клубе «Барселона»» (Barça Innovation Hub, 2018),

Нико Схепмакер, «Круйфф, Хендрик Йоханнес, феномен 1947-1984» (Van Holkema & Warendorf/Unieboek, Весп, 1984)

Дитрих Шульце-Мармелинг, «Король и его игра: Йохан Кройфф и мировой футбол» (Die Werkstatt, Геттинген, 2012)

Ферран Сориано, «Гол: Мяч не залетает случайно» (Palgrave Macmillan, Лондон, 2012)

Кольм Тойбин, «Память о Барселоне» (Simon & Schuster, Лондон, 1990)

Артур ван ден Бугард, «Последний сезон: Другое лицо Йохана Кройффа» (Thomas Rap, Амстердам, 2019)

Питер ван Ос, «Йохан Кройфф: Американские годы» (Publisher 521, Амстердам, 2007)

Гийс ван Хенсберген, «Саграда Фамилия: Рай Гауди на земле» (Bloomsbury, Лондон, 2018)

Мануэль Васкес Монтальбан, «Барселонас» (Verso, Лондон, 1992)

Джонатан Уилсон, «Наследие Барселоны» (Blink, Лондон, 2018)

Эдвин Винкельс, «Йохан Кройфф в «Барселоне»: Миф о спасителе» (Brandt, Амстердам, 2016)

Эдвин Винкельс, «От Йохана до Френки: Барселонское чувство 30 голландских футболистов и тренеров» (Brandt, Амстердам, 2020)

Дэвид Виннер, «Блистательные оранжевые: Невротический гений голландского футбола» (Bloomsbury, Лондон, 2000)

Питер Зварт, «Падение Оранье: и как мы можем подняться снова» (Das Mag, Амстердам, 2018)

Фильмы:

Ориоль Бош Кастелле, «Андрес Иньеста, Нежданный герой» (2020)

Пит Эркеленс и Пим Маркс, «Финт» (NOS, 1988)

Джеймс Эрскин, «Это футбол», сезон 1, эпизод 6: «Чудо» (Starbucks Production, 2019)

Рамон Гилинг, «В один прекрасный момент» (фильм Питера ван Хюйсте, Humanistische Omroep, 2004)

Жорди Льомпарт, «Мечты Барсы: Подлинная история футбольного клуба «Барселона»» (2015)

Жорди Маркос, «Последняя игра. 40 лет Йохана Кройффа в Каталонии» (2014)

Дункан МакМат, «Принять мяч, отдать мяч» (Zoom Sport International, 2018)

Rakuten, «Дни матчей — Внутри ФК Барселона» (2019)

«Tifo Football, путеводитель Тифо по Ла Масии: История» (17 сентября 2019)

Мартен де Вос, «Номер 14: Йохан Кройфф» (1973)

Джастин Уэбстер, «Барселона, конфиденциально» (JWP-Alea, 2004)

Журналы:

Журнал Hard Grass Magazine eds, «Бог мертв, Кройфф — нет: Самые красивые стихи и рассказы о Йохане Кройффе» (Ambo/Anthos, Амстердам, 2016)

Эдвин Винкельс, «Одинокий чемпион», Hard Grass, выпуск 15 (L.J. Veen, Амстердам, 1998)

Hard Gras, выпуск 29: «В Барселоне» (L.J. Veen, Амстердам, 2001)

So Foot, выпуск 128: «Йохан Кройфф» (So Press, Париж, 2015)

Прочее:

Мария Виктория Каррерас, «Второе возрождение: Футбольный клуб Барселона, Камп Ноу и возрождение каталонского национализма, 1950-1975 гг.», неопубликованная магистерская диссертация (Калифорнийский государственный университет, Лонг-Бич, 2013 г.)

Анита Элберс, «Футбольный клуб Барселона, тематическое исследование 9-516-031» (Гарвардская школа бизнеса, Кембридж, 2015)

Об авторе

Саймон Купер — соавтор бестселлера «Футболономика». Его первая книга «Футбол против врага» получила премию William Hill Sports Book of the Year и признана одной из основополагающих книг о футболе. Саймон ведет еженедельную колонку в Financial Times и ранее писал колонки о футболе для Times и Observer.

От переводчика

Вот и подошла к концу барселонская эпопея этого блога.) Книга очень насыщенная и подходящая не только поклонникам самого клуба и испанского футбола, но и вообще всем, любящим эту игру, и желающим разобраться как что работает в современном футболе.

В первой и последней главе каждой книги я обычно говорю о той посильной помощи, которую вы можете оказать переводчику — подписывайтесь на мой бусти, там есть как удобные варианты подписки, так и единоразовые донаты — таким образом вы поддержите меня в моих начинаниях по переводам спортивной литературы, а также будете получать по одной (двух или более, в зависимости от уровня подписки) электронной версии книг, которые будет удобно читать на любом электронном устройстве — и вам не особо затратно, и мне — очень приятно! Спасибо за то, что читаете!

Блог уходит в мини-отпуск до 21 ноября, а там ворвется с новой очень интересной и иллюстрированной книгой не про футбол...)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...