Брюс Гроббелар. «Жизнь в джунглях. Автобиография» 17. Природа вратарского мастерства
«Хиллсборо»
...
17. Природа вратарского мастерства
ВРАТАРСТВО— ЭТО ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СЛЕДОВАНИЕ ЕМУ. Твоя позиция очень важна, и ты должен изучить игрока с мячом: куда он будет бить? Каковы его движения? Куда он смотрит? Ты должен читать игру. Когда ты останавливаешь удары с линии ворот в игру вступает инстинктивность. В этот момент ты не рассчитываешь, все зависит только от скорости твоей реакции. Спасение после удара головой с углового — инстинктивное, а чтение полета мяча с углового и его выход, чтобы забрать его — расчет.
В целом, я, наверное, играл более расчетливо. Если ты, как вратарь, не умеешь хорошо читать игру, то получаешь слишком много неприятных сюрпризов.
Как вратарь, ты не только последняя линия обороны, но и первая линия атаки, и должен с умом подходить к тому, как начать следующую атаку. Если бы я увидел, что на поле возникла ситуация «два в два», я бы без промедления выбил бы мяч, чтобы дать им возможность побороться. Как правило, одним из игроков, вступающих в борьбу за «Ливерпуль», был Иан Раш. Я свистел, как только брал мяч, и он понимал, что сейчас произойдет. Он готовится к тому, чтобы пройти по флангу и забрать с собой своего опекуна, оставив место в центре. Затем я пускал мяч на пространство, и он неизбежно выигрывал последующую дуэль благодаря своей скорости и силе.
Ты анализируешь опасность, видишь забегания и пространство, а затем действуешь. В свое время я, наверное, бросал больше, чем любой другой вратарь в лиге. Выбивать мяч ногой было нельзя. Мы любили как можно чаще строить атаку от защиты, поэтому в большинстве случаев я выбирал более короткий вариант. Если Раш был доступен, почему бы его не использовать? Нужно быть тертым.
Общение также очень важно для вратаря. Ты — главный на заднем дворе, и тебе должно нравиться быть лидером. Одни — прирожденные лидеры, другие в них вырастают. Я был лидером в армии. С семнадцати до девятнадцати лет я присматривал за людьми, которые порой были почти вдвое старше меня; у меня был довольно широкий круг в моей палке. Поэтому с семнадцати лет я знал, что могу руководить. За время моей работы лидером мы потеряли всего двух человек, в то время как другие палки понесли гораздо больше потерь. Эти два человека погибли в силу сложившихся обстоятельств — мы ничего не могли сделать.
Есть физические намеки на сильные характеры.
Есть Невилл Саутхолл. А еще есть Бобби Миммс. Мы знали, что Саутхолл — большой, серьезный персонаж. Мы знали, что можем наехать на Миммса. Я думаю, о вратаре можно многое сказать по силе его рук. В конечном счете, тебе нужны большие руки и сильные запястья, чтобы не пропускать удары. Когда перед игрой ты пожимаешь руку другому вратарю, а его рукопожатие оказывается слабым, ты начинаешь задумываться о том, хватит ли у него сил, чтобы парировать удар. У Дэвида Симэна были сильные руки. У Фила Паркеса были сильные руки. У Тони Годдена нет. У Гэри Бейли нет. У Эрика Торстведта нет. У Бобби Миммса нет. Петер Шмейхель — ты этого никогда не узнал, потому что он никому не пожимал руки. Мне пришлось схватить его на поле перед игрой на «Олд Траффорд», и он был совсем не рад. Надо сказать, что у него были сильные руки. Зрительный контакт тоже был важен. Если другой вратарь не смотрел на тебя, когда пожимал руку, я воспринимал это как то, что он немного стесняется — давай на него набросимся.
Вратари вообще — это другая порода. Проще говоря, твоя задача — охранять ворота. Штрафная площадь — 18 ярдов (16,5 м) в длину и 44 ярда (40,32 м) в ширину — это твоя территория. Никто в твоей команде, включая менеджера — если только он сам не был вратарем — не может сказать тебе, что делать в этой области. Ты должен быть на 100% ответственным. Никто не может тобой командовать — ты король штрафной, капитан, и никто другой. Если ты делаешь свою работу в этой зоне и не позволяешь мячу зайти за линию, значит, ты сделал свою работу, и точка.
Однако король в своем королевстве должен четко формулировать свои требования, поэтому решающее значение имеет эффективная коммуникация. Если информация, которую ты сообщаешь находящимся перед тобой людям, верна, все будет в порядке. Именно такой силой и обладает хороший первый номер.
Как вратарь, ты должен стараться как можно чаще ловить мяч. Выбить его кулаком и дать шанс сопернику? Нет. Убедись, что ты его удержишь. Я видел великолепных вратарей, которые любят летать, щелкать и отбивать мяч, но очень многие из них не могут им завладеть. Что это за современные вратари, которые не любят ловить эту штуку? Если ты поймал мяч, ты полностью контролируешь ситуацию и не даешь сопернику ни единого шанса. Возьми мяч в руки. Если понадобится, сломай пальцы, когда он ударит тебя — мяч должен быть у тебя.
Не так давно я проводил неделю тренировок с вратарями в Мелвуде. Там используются те же мячи, что и в матчах. Мы тренировались удерживать мяч. Через некоторое время после этого вратарь, с которым я тренировался, играл на «Энфилде», и он не поймал мяч так, как мы это делали на тренировке. Он словно хотел сделать все, что он делал в игре, эффектным для последующего телевизионного монтажа. Он только и делал, что выбивал его кулаком, а его ноги болтались в разные стороны. Это было странно. Потом я сказал этому вратарю: «Слушай, почему ты не можешь поймать мяч?» «Этот мяч движется», — ответил он. Я ответил: «Что ж, я тренировался с тобой всю неделю с одним и тем же мячом, и ты ловил его во время тренировок, но вот игра, и теперь ты бьешь по нему кулаком — что происходит? Это все тот же мяч». Они просто хотят покрасоваться.
В наше время, чтобы быть лучшим вратарем, нужно иметь хорошие ноги. Можешь ли ты играть пять на пять без рук? Насколько хорошо ты владеешь мячом? Вратари, которые могут играть в поле, становятся очень популярными. Те, кто неловко держится на ногах, не доберутся до вершины. Они будут играть в Чемпионшипе и Лиге один. Умеешь бегать? Ты также должен быть в хорошей физической форме. Ты должен обладать взрывными мышцами, что делает работу в тренажерном зале очень важной. Можешь ли ты достать до левого верхнего угла ворот правой рукой, а не левой? Тебе нужно быть гибким. Я считаю, что для вратарей очень полезна йога. Йога, прыжки на батуте, настольный теннис — любой из этих видов спорта.
В том, что касается твоей физической формы как вратаря, есть противоречие. Тебе нужно иметь взрывные мышцы и в то же время быть гибким. Другими словами, ты должен быть похожим на гимнаста. Если ты гимнаст, то у тебя идеальное тело вратаря. Ты должен знать, как падать и как идти вниз, не причиняя себе вреда. Ты не можешь научить этому человека, который никогда этого не делал. Этому нужно учить тебя в детстве, на мате: можешь ли ты прыгнуть отсюда и перекатиться? Можешь ли ты нырнуть с мата, а затем перекатиться? Этому нужно учить с самого раннего возраста.
Я бы сказал, что самое важное для вратаря — это его концентрация. Мозг подсказывает тебе, что делать руками и ногами, и если ты не сконцентрирован и не нацелен на результат, то ты будешь медлить. Правильная расстановка людей перед тобой также крайне важна, ведь их присутствие может означать, что тебе вообще не придется совершать сейв; но когда нужно — ты должен быть начеку. Твоя концентрация должна быть стопроцентной.
Существует множество способов улучшить концентрацию, например, стоять на одной ноге или жонглировать. Еще одно распространенное упражнение — встать на полукруглый мяч (мяч Босу). Пока ты концентрируешься на том, чтобы удержаться на ногах, кто-то бросает тебе мяч, который ты должен поймать. Твой ум должен быть сконцентрирован на неустойчивой поверхности, на которой ты балансируешь, и одновременно ловить мяч. Если тестирование проводишь ты, одновременно задавай подопытному вопросы — проверяй его по таблице умножения. Если он не даст правильного ответа, знай, что его мысли заняты другими вещами. Все дело в кинетике. Многие немецкие команды используют кинетику в своей тренерской работе.
Главное — это присутствие в моменте. Отсутствие этого присутствия, вероятно, делает многих людей несчастными в жизни в целом — большую часть времени они живут прошлым или будущим, и редко живут моментом. Вратарь должен жить моментом, и если случается что-то плохое, например, пропущенный гол, он должен забыть об этом и оставаться в моменте до конца игры. Только после свистка следует задуматься о том, что произошло во время игры. Как тренер вратарей ты тоже даешь свою оценку. Если у тебя был ужасный рабочий день, как у несчастного Лориса Кариуса в Киеве, очень важно, чтобы команда, окружающая вратаря, оценила, что он сделал в игре. Но только после.
А как насчет психической силы? Некоторые люди говорят, что вратари — сумасшедшие. Легендарный вратарь «Арсенала» Боб Уилсон даже написал книгу о вратарях и вратарском искусстве под названием «Ты должен быть сумасшедшим». Я придерживаюсь другого мнения. Вратари — не единственные сумасшедшие, есть еще двадцать игроков на поле, которые тоже по-своему безумны. Это они гоняют один и тот же мяч на протяжении девяноста минут, пытаясь забить как можно больше и при этом изматывая себя. Мы остаемся в своей штрафной, защищаем ее и позволяем мячу приходить к нам. Когда он у нас появляется, мы выбрасываем его обратно и поручаем товарищам по команде выловить его — точно так же, как ты выводишь собаку на прогулку. Ты бросаешь мяч, и в конце концов он к тебе возвращается. Иногда ты пинаешь его дальше, а потом они еще сильнее за ним гоняются. Они — сумасшедшие.
Чтобы быть хорошим вратарем, нужно иметь высокий болевой порог. Если у тебя проблемы с болью, то вряд ли из тебя что-то получится. Если ты выходишь на игру и думаешь: «О, я действительно не чувствую себя сегодня хорошо, потому что тот нападающий врежется в меня на дальней штанге», то забудь об этом, даже не надевай свитер. У тебя должен быть высокий болевой порог — болевой барьер, через который ты должен пройти.
Я уже ломал части стопы и пальцы в игре, но продолжал играть, так как просто не замечал этого. В остальном мне очень повезло. За время своей карьеры я несколько раз ломал ребра и скулы, играя за «Саутгемптон» против своих старых друзей «Эвертона». А еще я сломал правый локоть в пасхальный понедельник на «Олд Траффорд». У меня остался большой шрам, напоминающий мне о том, как я мучился в тот день.
*
ЛЕВ ЯШИН БЫЛ МОИМ ПЕРВЫМ ГЕРОЕМ. Он ловил самые невозможные удары. Пэт Дженнингс, сыгравший за Северную Ирландию 119 раз за 22 года, а также за Шпоры и «Арсенал», был еще одним моим героем. Его руки были как лопаты, и когда он приходил за кроссами, то мог ловить только одной из них. А еще он просто замечательный человек. Фил Паркес из «Вест Хэма» (не тот, что из Вулвз и «Ванкувера») тоже был достаточно крупным, чтобы идти за мячами, а Невилл Саутхолл из «Эвертона», возможно, был лучшим вратарем, который так и не получил шанс сыграть на чемпионате мира, потому что выступал за Уэльс. Он был грузным, но очень сильным. Он мог идти за мячами, но полагался на свою резкость, когда находился в своей вратарской, а он был очень хорошим вратарем. Дино Дзофф был фантастическим вратарем для Италии благодаря своей манере игры — он отлично владел ногами, что в его время было совсем не обязательно. Тот, кто играет в воротах сборной Италии, должен быть одним из лучших. На международном уровне я также должен отметить Феликса из Бразилии как одного из лучших игроков, которых я видел, а также Яна Томашевского из Польши, который практически в одиночку обеспечил Польше квалификацию на чемпионат мира 1974 года за счет Англии. Брайан Клаф назвал Томашевского «клоуном», так что у нас было что-то общее.
Во время моих игровых дней было несколько довольно хороших киперов, особенно в английских лигах. Если включить в список вратарей, игравших в разные эпохи, то есть несколько, которые особенно привлекли мое внимание. Мануэль Нойер произвел на меня огромное впечатление своей игрой. Его доминирование и присутствие впечатляют. Он хорошо играет ногами, а капитанство в «Баварии» и сборной Германии многое говорит о его лидерских качествах. То, как он командует своей штрафной, служит примером для его товарищей по команде. Он вернется и снова будет доминировать, хотя Германия, унизившая Бразилию на чемпионате мира 2014 года, удивительным образом не прошла дальше группового этапа в России четыре года спустя.
В Италии Джанлуиджи Буффон был великолепным вратарем, а с его 176 матчами за свою страну он является самым долгоиграющим игроком среди всех европейских сборных. Его вероятный преемник в сборной Италии Джанлуиджи Доннарумма, юнец из «Милана», еще только подросток, но выглядит очень перспективным вратарем. Они позволили Буффону обучать его в национальной сборной, и поэтому в ближайшие два десятилетия им не стоит беспокоиться о вратарской позиции.
Если посмотреть на Буффона, то можно увидеть, что он прекрасно читает игру еще с тех времен, когда он только пришел в сборную Италии. Он дебютировал в Серии А в возрасте семнадцати лет в 1995 году, а в сборной Италии — в девятнадцать. В возрасте сорока лет он все еще играл за «Ювентус» в только что завершившемся сезоне.
Прелесть вратаря еще и в том, что ты можешь сделать так, чтобы твоя игра длилась гораздо дольше, чем у остальных. Ты сможешь по-настоящему повзрослеть в этой игре. Опыт поможет тебе обрести уверенность и знания. Но чтобы продержаться так долго, нужно избегать травм, так что если ты будешь хорошо управлять собой, то сможешь расти в спорте. Ты гораздо лучше понимаешь игру, когда постоянно играешь и из года в год находишься в составе команды.
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...