8 мин.

Уход Чалова поможет всем: и ему, и ЦСКА

Денис Романцов провожает Федора в ПАОК. 

Пять лет назад Чалов стал лучшим бомбардиром (и четвертым ассистентом) РПЛ. Тренер «Рубина» Курбан Бердыев назвал Федора самым умным игроком лиги, а болельщики – MVP сезона. 

Вскоре, накануне чемпионата-2019/2020, ЦСКА красиво встретился с фанатами. Ахметов с Нисимурой угощали пловом, Набабкин и Кырнац лимонадом, Помазун и Чернов играли с болельщиками в баскет, Бийол с Сигурдссоном – в футбол маленьким мячом, а Чалова отправили в клетку для панны. 

Когда началось общение с Гончаренко и Бабаевым, гендиректора спросили про интерес к Чалову «Валенсии» и «Лацио». «Мы не намерены Федю никуда отдавать, время не пришло», – ответил Бабаев. 

Через несколько недель «Кристал Пэлас» предложил за Чалова 14 миллионов фунтов, потом 25 миллионов, но ЦСКА все равно отказался. Многим то решение с каждым годом кажется все более абсурдным, но логика ЦСКА как была, так и остается понятной. 

Почему Чалова не отпустили в «Кристал Пэлас»

1) Англичане предлагали рассрочку, а ЦСКА находился в долговой яме, в которую, скорее всего, провалился бы первый транш. Продав Чалова, ЦСКА летом-2019 не стал бы богаче и между четвертым и пятым туром лишился бы единственного форварда (после ухода Абеля оставались ненадежные Н’Диай с Нисимурой; переход Боласи из «Эвертона» сорвался). 

2) После трансферной революции-2018 ЦСКА впервые с 2012-го не попал в топ-2, но собрал перспективный состав, который для борьбы за зону ЛЧ хотелось как максимум усилить, а как минимум сохранить – и уж точно не ослаблять потерей лучшего бомбардира. 

3) Летом 2017-го ЦСКА не отпустил Головина в «Арсенал». Считали, что рано – всего полгода побыл лидером команды. Не уехав в АПЛ, Головин выдал суперсезон с четвертьфиналом ЛЕ и новым выходом в ЛЧ, после чего улетел в «Монако».  

4) Была и совсем неочевидная причина отказа: Чалов – воспитанник клуба, в нем видели как бы второе лицо команды после Акинфеева и рассчитывали на более долгосрочное сотрудничество, чем, например, с Головиным и Мусой. 

5) Гинер считал «Кристал Пэлас» недостаточно солидным клубом для карьеры Чалова и имиджа ЦСКА как продавца. И не сомневался, что после еще одного сильного сезона будут предложения от клуба если не Абрамовича, то Усманова («Эвертон»).  

Что пошло не так

Исчезли многие предпосылки для сильного сезона Чалова. Гончаренко отмечал, что Федору важно присутствие рядом одного-двух нападающих (вроде Траоре, Мусы или Абеля): для конкуренции, взаимодействия на поле и просто как примера на тренировках. 

В сезоне-2019/2020 Чалов впервые оказался в роли единственной надежды ЦСКА в нападении. И с этой ролью в 21 год не справился. А Гончаренко не мог, как раньше, встряхнуть-разозлить ссылкой в запас. Выпускал и выпускал, а Федор ломал нос, не забивал даже с пенальти и как человек, склонный к самокопанию, с каждым матчем без голов зарывался все глубже. 

«Феде надо давать информацию дозированно. С ним нужно вести беседы, но обязательно делать скидку на то, что Чалов и самоанализом, самобичеванием много занимается. 

Если ты усиливаешь его сомнения или вбрасываешь дополнительную информацию, с которой он не может справиться – это не идет на пользу. Он и сам на себя сильно давит, а ведь у него еще есть брат-футболист, родители, которые дают советы, агент. 

Это с Бекао можно говорить бесконечно, с Влашичем, Сигурдссоном, а с Чаловым следует быть осторожным в словах и помнить: у него компьютер в голове».

Гончаренко говорил это «Чемпионату» еще в июне 2019-го, когда Чалов был как сейчас Тюкавин – золотой мальчик, которого все вокруг хвалят. 

После этого в компьютер Чалова загрузили столько информации (имею в виду медийные и закулисные обсуждения трансфера в АПЛ, безголевой серии и недоверия Черчесова), что он просто завис. 

Гончаренко признавал, что в сезоне-2019/20 Чалов не то что не прибавил, а деградировал, став, скажем, хуже открываться. 

Что привело к первому отъезду Чалова в Европу

Не помогло и появление Адольфо Гайча. Из-за ковидных трудностей обошлись без привычного медосмотра и только в Москве выяснили, что в физическом плане аргентинец серьезно ограничен. Значит, снова вся надежда на Чалова, который еще и пропустил три недели из-за травмы колена. 

Менять-то его было на кого (за полгода до Гайча пришел Шкурин), но это Жамалетдинова после 3+1 за 372 минуты в чемпионате-2018/19 можно было зачехлить и отправить в Познань. А как отвергнуть человека, за которого еще недавно давали 25 млн фунтов? 

Его надо было возвращать на уровень сезона-2018/2019, поэтому Чалов снова играл больше, чем заслуживал, и это не пошло на пользу ни ему, ни ЦСКА: за вычетом предновогоднего хет-трика в Ростове он забил в первой части чемпионата-2020/21 всего пару мячей, а ЦСКА утратил лидерство и к зимней паузе отстал от «Зенита» на четыре очка. 

«Главная причина спада Чалова – что он не уехал, – говорил Виктор Онопко после ухода из ЦСКА. – Он хотел уехать, у него было предложение из Европы. Сам он говорит, что ничего не поменялось, но я вижу, что он стал другим, стал больше думать на поле. 

Тут тренеру очень тяжело что-то сделать и влезть в голову. Можно помочь добрым словом, но это не всегда работает. Что касается Чалова – тут тренер точно ни при чем».

Появление Рондона разбудило Чалова к маю-2021, но у Березуцкого Федор играл далековато от створа ворот, правым вингером, и снова приуныл. Командировка в Швейцарию получилась не столько удачной, сколько полезной. 

Чалов выдал в «Базеле» почти ту же результативность, что при Березуцком, и выпал из старта при Абаскале (тот потом называл «Чаловым» оператора «Спартака», которого тоже зовут Федор), но вернулся посвежевшим и разгрузившимся. 

Одно дело вечно думать, что было бы в АПЛ, если бы уехал на инерции суперсезона-2018/19. Другое – наконец-то попробовать себя вне ЦСКА и понять: если проигрываешь конкуренцию 36-летнего Адаму Салаи – надо выбросить АПЛ из головы и сосредоточиться на реальности. 

Почему после лучшего сезона в карьере Чалов снова сдал

Летом 2022-го Чалову в ЦСКА сообщили, что из-за новых проблем с покупкой игроков не рассматривают его уход ни в каком виде, и со свободной от посторонних мыслей головой Федор выдал лучший сезон в карьере – 24+6 в двух турнирах. Причем ярко играл как в тройке с Карраскалем и Мединой, так и засадным форвардом (вместе с Обляковым – под Заболотным). 

«За 2023 год я прибавил в индивидуальных особенностях, – говорил Федор. – Стал больше брать на себя, стал острее, не боюсь инициативы. Я точно стал сильнее как футболист».

Летом 2023-го заговорили об интересе «Марселя» и «Галатасарая», но конкретное предложение (4 миллиона евро за 60 % прав) сделал только ПАОК. ЦСКА ответил: «Наличие предложения можем подтвердить. Однако согласны с мнением наших болельщиков, которые писали в комментариях о его несоответствии рынку. Мы также можем отметить несоответствие нашим желаниям и амбициям».  

Чалов прекрасно начал следующий сезон, много забивая и эффектно ассистируя, но потом, казалось, снова загрузился лишней информацией – и заметно сдал на фоне переговоров о новом контракте. 

Весной-2024, после продления, опять повысилось давление. 

«Мы достигли компромисса, в котором были учтены как принципиальная позиция клуба продлить воспитанника, так и интересы игрока, желающего попробовать силы в Европе, осуществив мечту. Все зависит от Федора, и мы рассчитываем на серьезную мотивацию футболиста и хорошую форму уже в ближайших играх». 

Комментируя продление, Роман Бабаев как бы сказал Чалову: мы тебе прописали заниженные отступные, а ты уж выдай на финише максимум. Будто бы подтверждая (зачем-то), что раньше с мотивацией были проблемы. 

Весной 2024-го Федор забил пять мячей, что не больно-то улучшило впечатление от сезона ЦСКА, и уходит теперь в тот же ПАОК – за три миллиона, оговоренных в контракте. 

И дело здесь не в том, что Греция – не АПЛ. А 3 млн евро – не 25 млн фунтов. Раз скучаешь по еврокубкам, а зовут только в ПАОК и тебе 26 – хватайся за то, что есть. Нечего и обсуждать. Как и с деньгами – летом 2019-го бюджет ЦСКА, вероятно, не пополнился бы (из-за долгов) примерно ничем, а теперь хоть чем-то. Словом, дело не в цене и не стране. 

Дело в том, что последние пять сезонов Чалова – это четыре года головной боли (его, тренеров и менеджмента) и один супергод с Федотовым. И это не то, на что рассчитывал ЦСКА, отказывая «Кристал Пэлас» в августе 2019-го. 

Возможно, и ЦСКА без форварда с непонятным статусом (вроде и 25 млн, а вроде и по пять матчей без голов), и Чалов без мыслей о неслучившемся добились бы большего, чем один удачный сезон за пять лет. 

Они и вместе сделали немало (Кубок, три серебра, Федор – второй бомбардир клуба в чемпионатах России), но все же хорошо, что дальше – без головной боли. И у Чалова, и у руководства ЦСКА.  

22 сезона Игоря Акинфеева. Галерея величия

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Алексей Филиппов, Григорий Сысоев