Футбольная Цусима - навсегда!
В ближайшие дни планирую отметить в блоге вековой юбилей первой официальной сборной страны, посвятив этому событию несколько текстов. Если помните, первое выступление сборной приключилось на Олимпиаде-1912, а день рождения был в лучших национальных традициях совместно изгажен футболистами, спортсменами и болельщиками и получил незавидное прозвище «Футбольная Цусима». Ниженаписанное прошу считать превью и объяснительной запиской одновременно.
Всё-таки нынешние футболисты пресны. Чем они могут поразить нас за пределами изумрудно-зелёного прямоугольника? Ездой в пьяном виде, 140-знаковым остроумием, высокохудожественной пантомимой или виртуозной генерацией мата, после которой гражданину Шнурову одна дорога – в келью? Полноте, это все даже я умею.
Парни, выходившие играть в футбол 100 лет назад, имели сомнительное счастье жить в куда более лихое время. Бурный 20-ый век азартно курочил их судьбы в причудливом паззле. Лезешь вглубь биографий людей юного футбола и аж дух захватывает. В представленном повествовании в качестве героев выступят «Король контрабандистов», последний представитель романтической эпохи флибустьеров Северных морей; пособник третьего Рейха из России и узник концлагеря из Германии; депутат и «зэ-ка» в одном лице; академик; рекордсмен нации, изгнанный из своей страны; олимпийский призер в гимнастике, капитанивший в футбольной сборной.
Первое поколение российских сборников тяжело назвать даже забытым. О нем по-хорошему никогда по- настоящему и не вспоминали (имею в виду, разумеется, «в широких массах» ). Имена Яшина, Нетто, Стрельцова, Федотова и Воронина (не Андрея;) знают даже люди, никогда не видевшие их на поле. Имена этих игроков и других их выдающихся коллег уже навсегда канонизированы и в футболе являются символами своей эпохи, как Знамя над Рейхстагом, Юрий Гагарин и выражение «груз 200». Символами неприкасаемыми и не подлежащими переоценке. Символами, любое посягательство на которые справедливо приравнивается к высшей степени морального уродства.
Хронологически первый состав сборной страны знают единицы. Если следующей своей жертвой моральные уроды выберут, например, Никиту Хромова или Льва Фаворского, волны справедливого гнева не будет. Попросту не поймут, о ком речь.
Вот так сложилось. Это общемировая тенденция: в Германии Уве Зеелер гораздо более известен, чем Готфрид Фукс, и даже слегка сдвинутые на винтаже англичане в своем пантеоне Мэтьюза ставят намного выше Стива Блумера. Виновато в этом телевидение, упорядоченная система турниров и, конечно же, интернет. Виноваты тем, что их ещё не придумали.
Вообще же, быть первым круто. Адам, Колумб, Амундсен и тот же Гагарин подтвердили бы. Пусть людям с лейблом Number One не всегда удавалось получить свое при жизни, зато шансы обрести бессмертие в веках у них всегда были очень высоки.
Первым русским сборникам повезло меньше: в качестве спортсменов их признали несостоятельными, а в дальнейшем подвергли забвению. Никогда не прощу Бубнову и Губерниеву того, что они не родились столетием раньше! Вот где целина неподнятая! Вратарь ниже уровня сборной Дании, ТТД ниже плинтуса, физподготовка и морально-волевые вообще где-то в компании с отдельными посетителями одной конфы. Тех игроков ославили бы так, что и через сто лет помнили бы!
2012 – год футбольных юбилеев. Уже, кажется, оклемался с даты векового юбилея РФС нынешний президент этой уважаемой организации, хотя подозрительно, что бриться он примерно с того времени перестал.
30 июня стукнет 100 лет с первого матча сборной страны на официальном турнире. К этой дате сборная либо, утопая в мармеладе народного обожания, будет готовиться к финалу ЧЕ (ну, или в крайнем случае, отходить от драматичнейшего поражения в полуфинале), либо предстанет перед лицом общественного гнева в виде обделанных людей без совести, главного тренера и внятных перспектив. Вероятность каждого из этих двух событий любой из вас может оценить у господ букмекеров.
При втором варианте уважающий себя футбольный журналист или блогер обязан будет достать ноутбук и сочинить какую-нибудь пафосную каку на темы «Что делать?» и «Кто виноват?». Может даже , кто-нибудь, исторически продвинутый, напишет текст в наименовании которого будет слово «Цусима» (невыхода из группы для ассоциации вполне должно хватить). Впрочем, писарчукам со стажем и сочинять особо ничего не придётся – доставай пожелтевшие блокноты и меняй фамилии Романцева и Бышовца, Онопко и Бесчастных – на их современных последователей. Мало, что ли, таких цусим у нас было и сколько будет ещё.
Недостатка в критике, разумеется, конструктивной и обоснованной (кто-то сомневается?), точно не будет и без меня. Так что я свой камушек сейчас заблаговременно кину и пойду, ок?
А не кидать просто не получится. За время работы над текстом убедился, что большинство тенденций того времени с поражающей точностью проявляются и сегодня. Искусственно подогреваемое противостояние Питера и Москвы, разнузданное лобби на всех уровнях, полный бардак и самодурство в футбольных верхах, скорое на расправу общественное мнение, неумение учиться на поражениях и использовать во благо успешный опыт, элементы шовинизма при комплектовании команды (удержусь от термина «расизм» только потому, что Тчуйссе и Веллитона тогда не было) и даже своя «кальянная история» - разве что-то из перечисленного в наши дни является канувшим в Лету архаизмом?
Век пролетел, а тень «Футбольной Цусимы» висит над нашим футболом и поныне. Давно пора привыкнуть: Футбольная Цусима – навсегда!
Подробнее о событиях вековой давности, судьбах игроков первой сборной России и ее соперников, о навязчивых аналогиях с сегодняшним днем и параллелях с военной Цусимой – в ближайшее время в блоге.