Не сыграл ни минуты за клуб из 3-й лиги Франции, но все равно стал его символом
Что вы знаете о клубе «Ред Стар»? Нет, не о «Црвене Звезде» из Белграда, а именно о «Ред Старе» из Парижа? Отечественные любители футбола вспомнят, что за него в начале 90-х играли Фёдор Черенков, Сергей Родионов и Александр Бубнов. Те, кто интересуется фанатизмом, скажут, что фанаты этого клуба известны своими левыми взглядами. На этом, наверное, всё. Хотя на самом деле об этом клубе и его героях есть что рассказать. А подтолкнуло меня к написанию сегодняшнего поста вот это фото с матча 3-го французского дивизиона между «Ред Стар» и «Ле Маном», состоявшемся в конце февраля. Изображение пока что неизвестного человека дополнял текст «Красная Звезда никогда не умирает. Вчера, сегодня, завтра: почтим армию теней». Что ж, давайте разбираться, что это за человек, что за армия теней и почему его имя почитают в столице Франции даже спустя 80 лет после его смерти.
На баннере изображен Рино Делла Негра — по-настоящему культовый человек для красной части Парижа с крайне интересной и трагичной судьбой.
В 20-е годы прошлого века власть в Италии прочно захватили фашисты во главе с Бенито Муссолини. Новый режим стал очень быстро закручивать гайки, поэтому свободолюбивый отец нашего героя вместе с женой Анной решил уехать из Удине и перебрался во Францию. Выбор пал на крохотный город Вими, который является пригородом Ланса. Почему? Всё дело в том, что отец Рино был строителем, а скромный Вими оказался почти полностью разрушенным после ожесточенных боев во время Первой мировой войны, что обеспечивало старшего Делла Негра работой. 18 августа 1923 года здесь на свет появился и маленький Рино. Но так как городок был небольшой, то и отстроили его довольно быстро, поэтому в 1926 году семья в поиске работы решает перебраться поближе к столице. Новым пристанищем для них стал недалёкий городок Аржантей — пригород Парижа. Отец находит работу на стройке, а мать — на заводе в цехе по выплавке олова.
Жила семья в районе итальянских мигрантов, где взрослые до ночи пропадали на работе, а дети постоянно играли в футбол. Благодаря этому полюбил эту игру и маленький Рино. Важно отметить, что все они бежали из Италии из-за надвигающегося фашистского режима, поэтому такое окружение сильно повлияет на политические взгляды Рино в будущем. А пока он быстро прогрессировал на футбольном поле и сильно выделялся среди сверстников, поэтому его еще будучи школьником позвали поиграть за местную любительскую команду «Аржантей». Отцу такая затея не пришлась по душе — семья едва сводила концы с концами, а на Рино они с матерью рассчитывали как на подрастающую рабочую силу, поэтому такая забава как футбол в семейные планы не входила. Компромисс был найден довольно быстро: Рино разрешили играть за «Аржантей», но взамен он устроился слесарем на автобусный завод братьев Шоссон (сегодня там выпускают автодома).
Для этого ему пришлось бросить школу, хоть и учился он там хорошо. Но даже в 14 лет он выглядел куда предпочтительнее всех своих более старших одноклубников, причём не только поражал всех своей скоростью на любимом правом фланге, но и убедительно смотрелся в воротах, когда подменял основного вратаря, который из-за работы пропускал немало матчей. Параллельно с «Аржантей» он играл и за команду завода «Корпо Шоссон», с которой выиграет Кубок Сены 1938 года, а также за «Женесс Спорт», где завоюет любительский кубок в 1941 году. После этого он успеет поиграть и за клуб «Тье».
Когда ему исполнилось 19, скоростного вингера заприметил один из тренеров парижского клуба «Ред Стар», который пришёл посмотреть на матч любительской команды. Приглашение в столичный клуб для Рино стало настоящим чудом, так как «Ред Стар» только что выиграл Кубок Франции — уже пятый по счёту! «Ред Стар» был основан 21 февраля 1897 года самим Жюлем Риме — человеком, создавшим ФИФА, президентом Федерации Футбола Франции и инициатором создания чемпионатов мира. С 1930 по 1970 год главный трофей на планете назывался Кубок Жюля Риме. На момент прихода Делла Негры в клуб в 1942 году там уже выступали будущий реформатор тренерского цеха Эленио Эррера и главная звезда французского футбола тех лет Альфред Астон, который заменил на острие атаки аргентинца Гильермо Стабиле, ставшего с 8 голами лучшим бомбардиром первого ЧМ-1930 в Уругвае. Из-за такой конкуренции Рино почти не играл, однако на каждой тренировке он поражал всех своим трудолюбием и сумасшедшей скоростью (100 метров за 11 секунд), поэтому капитан команды Леон Фонкинос назовёт его одной из величайших надежд французского футбола. «Это безумие! Когда мяч у него, ребята по команде просто не могут его остановить!», — восторгался своим партнёром Фонкинос.
Так как с 1940 года Париж находился под немецкой оккупацией, то «Ред Стар» несколько раз в год проводил товарищеские игры против команды немецких солдат. Сам Делла Негра шутил, что такие матчи — это лучшая возможность встретиться с врагом, который преследует тебя с детства. В таких играх он был особенно хорош, перед каждым выходом на поле суеверно целуя бутсы — мать Рино говорила, что ему это приносит удачу. Но это всё были неофициальные матчи, а вот по-настоящему заблистать в футболке «Ред Стар» у Рино не вышло — спустя всего лишь 3 месяца после прихода в команду, а именно в октябре 1942 года, Рино вступил в ряды Французского сопротивления. К этому его подвиг призыв на Службу принудительного труда, которая отправляла десятки тысяч французских рабочих в Германию для поддержки нацистской промышленности.
Вместо этого он знакомится с Альфредо Терраньи и становится членом группировки «Франкоязычные террористы и партизаны — главная эмигрантская организация» (сокращенно «FTP-MOI»), которой командовал француз армянского происхождения Мисак Манушян, поэт и переводчик. «FTP-MOI» была частью Сопротивления и состояла из мигрантов из Италии, Испании, Польши, Венгрии, Румынии и других стран. Но в первое время, даже несмотря на свою деятельность в подполье, Делла Негра продолжал тренироваться вместе с «Ред Стар». Уже в нулевых всё тот же Леон Фонкинос вспоминал: «Несмотря на свою деятельность он так сильно любил футбол, что на свой страх и риск приходил к нам на тренировки. Каждый раз он играл как в последний». Удивительно тут другое: остальные игроки клуба знали и подпольной деятельности Рино, но никогда не обсуждали это на тренировках — они уважали его выбор, но не могли говорить об этом вслух, так как подозревали тренера «Ред Стар» в сотрудничестве с гестапо. Более того, о партизанстве Рино не знают даже его родители — только 2 близких товарища, друг и подруга, тоже причастные к «группе Манушяна».
Партизаны под руководством Манушяна совершили больше 30 успешных нападений на немецких оккупантов (Делла Негра причастен к половине). Среди них выделяются разгром штаб-квартиры итальянской фашистской партии, сожжение военной казармы и ликвидация полковника СС Юлиуса Риттера, отправившего в концлагеря более 600.000 человек. Примечательно, что Риттер как раз руководил Службой принудительного труда, куда хотели призвать и Рино. Но вместо этого Делла Негра ушел в партизанское движение, где у него было важное задание. В ноябре ему передали инструкцию по его выполнению, но открыть он её должен был лишь ранним утром 12 ноября 1943 года. Когда наконец этот день настал, он развернул клочок бумаги, из которого узнал, что ему и Роберту Вишицу предстояло ограбить немецких инкассаторов. До самого утра он проворочался на кровати, но так и не уснул. Дождавшись 5 утра, он встал и побежал на нужный ему автобус до Парижа.
Он добирается до нужного места, где уже видит пятерых своих подельников: Альфредо Терраньи, Чезаре Луккарини, Спартака Фонтанота, Жоржа Клоарека и Роберта Вишица, с которым ему и предстояло отправиться на задание. Остальные же должны были следить за обстановкой вокруг и прикрывать акционеров. Для маскировки они называли друг друга другими именами, причём все из них были французскими: Секондо, Марсель, Поль, Марк и Рене. Сам Рино был известен среди партизан как «Жильбер Ройе». Вся компания садится на велосипеды и разъезжается по разным маршрутам, чтобы в обозначенное время снова собраться в одном месте. Рино подъезжает к станции метро «Рейи–Дидро», садится в поезд, и в 12 часов дня выходит на станции «Кадет». Там он встречается с коммунисткой Инес Саккетти, которая открывает для Рино свой портфель с двойным дном: он достаёт завёрнутый в тряпку пистолет «Бергманн» и прячет его в кармане штанов. Уже на улице он снова видит рассредоточенных в толпе пятерых своих друзей. Кажется, всё идёт по плану.
Но после серии прошлых удачных акций партизан уже берут на карандаш, поэтому, во-первых, все оккупанты находятся в повышенной готовности и всегда ждут возможного нападения и, во-вторых, конкретно о той акции с участием Делла Негры у них уже есть кое-какая информация. Все заканчивается провалом: немцы выслеживают группу диверсантов и первыми их атакуют. Начинается перестрелка, в ходе которой Рино получил пулю в ногу и не смог скрыться с места предполагаемого преступления у здания театра Парижской оперы, а Роберта догоняют в нескольких кварталах. Через несколько дней, 16 ноября, будет арестован и лидер группировки, сам Мисак Манушян. Позднее будут арестованы все 23 члена подпольной группы, которых будут жестоко пытать на протяжении трёх месяцев. Все они будут переданы немецкому военному суду в Париже, который вынесет им смертный приговор.
За несколько часов до казни Делла Негра напишет 2 последних письмо своим близким. Первое — для родителей: «Дорогие мои. Хочу сказать вам, что я приговорен к суровому наказанию. Я очень сожалею, что не рассказал вам о том, чем я занимался, но так должно было быть. Мои папа и мама, вы всегда были святыми для меня. Я целую весь Аржантей, всех кого знаю, от начала и до конца нашей улицы. Ваш дорогой сын, который любит вас до последней минуты своей жизни. И не грустите обо мне, а лучше устройте хороший банкет и знатно напейтесь за меня!». Второе письмо он пишет своему брату: «Думай, что я как будто был на фронте и погиб именно там. По жизни будь таким же мужественным, как я. Обнимаю всех, кого знал. Передаю привет и прощаюсь со всей командой «Ред Стар». Ваш Рино». Своим несгибаемым позитивом и просьбой хорошо отметить свою смерть Рино напоминал эпатажного Барта Де Графа — пранкера с инвалидностью и лицом ребенка, который стал спонсором голландского клуба «НЕК» (Неймеген), чтобы спасти его.
21 февраля 1944 года на холме Мон-Валерьен Рино, Манушян и их соратники были расстреляны. Символично, что Рино был убит ровно в день 47-летия клуба «Ред Стар». Самому Рино было лишь 20 лет. Через пару месяцев после расстрела немецкое правительство развесило на улицах Парижа пропагандистские «Красные плакаты», целью которых было очернить память борцов за освобождение Франции. На плакате было написано, что члены Сопротивления совершали жестокие убийства и были врагами французского народа. Но гнев общества из-за их расстрела оказался сильнее: простые парижане считали казнённых героями и на каждом таком плакате писали «Они умерли за Францию».
Сразу после смерти футболиста его мать начнёт борьбу за то, чтобы её сына перестали называть преступником и признали погибшим за свободу Францию. В 1955 году французский поэт Луи Арагон напишет стих в память о партизанах, а популярный певец Лео Ферре напишет музыку на это стихотворение. В 1969 году Жан-Пьер Мельвиль, один из ключевых режиссёров в истории мирового кино, снимет картину «Армия теней», который рассказывает о деятельности французского Сопротивления. Именно поэтому слова про «Армию теней» появятся и на баннере фанатов «Ред Стар», который вы могли видеть в самом начале этого поста.
В 2004 году, в год 60-летия гибели Рино, клуб «Ред Стар» устроил вечер памяти Делла Негры. Туда были приглашены бывшие партнёры героя по клубу, в том числе капитан Леон Фонкинос, а также брат Рино. На стадионе «Стад Де Пари», который когда-то вмещал целых 23 тысячи человек, но в 1999 году пострадавший от страшного урагана, из-за чего часть трибун была разобрана и вместимость снизилась лишь до 3.000 (в 2002 году арену реконструировали и увеличили её до 10.000 мест), была установлена мемориальная доска в память о футболисте и его борьбе с нацизмом.
Важно отметить, что второе название арены — «Стадион Бауэр». Такое название он получил в честь улицы Доктора Бауэра, ведущей к стадиону. Ну а сама улица названа в память о докторе и члене Сопротивления, расстрелянном немцами в 1942 году. В 2009 году стадион отметил свой 100-летий юбилей.
В 2014 году фанаты обратились в клуб с просьбой назвать в его честь и одну из трибун стадиона. И фанатская трибуна теперь действительно носит имя Рино Делла Негры, пусть и неофициально. «Он был больше, чем просто футболистом. Потому что, помимо спортивных качеств, всех нас производили сильное впечатление его жизненные ценности. Он вполне мог бы сделать блестящую карьеру футболиста, молчать и никогда не подвергать свою жизнь опасности. Но вместо этого он решил уйти в подполье, за что поплатился своей жизнью. Он обладал необыкновенным мужеством», — вспоминал экс-капитан «Ред Стара» Леон Фонкинос.
Впечатлил он не только своих партнёров и остальных современников, но и фанатов парижского клуба. Поэтому даже сегодня, спустя 80 лет после его гибели, члены «Red Star Fans», «Gang Green», «Perry Boys» и остальных ультрас-групп каждое 21 февраля забывают о войне со столичными соседями из ФК «Париж» и «Кретея», чтобы возложить венок в память о Делла Негре. Рино не провёл ни одного официального матча за «Ред Стар», но даже несмотря на это сумел тронуть сердца болельщиков этой скромной команды из 3-й лиги Франции.
P.S. Понравился пост? Тогда ставьте плюсы, пишите комментарии и подписывайтесь на блог «100% фанатский стиль!». Заодно можете прочитать не менее интересную историю про Лео Мажора, который, бегая по городу и имитируя массированный штурм, в одиночку освободил город в Нидерландах от фашистских оккупантов, за что теперь фанаты «Зволле» его боготворят.
До новых встреч!
Любопытно, успел ли Рино пересечься на поле со своей противоположностью - Виллапланом