Битва брендов за лучших спортсменов
Все уже привыкли, что спортивные клубы могут «драться» друг с другом за звёздных игроков. Некоторые способны применять любые хитрости, чтобы переманить к себе ценный актив, не взирая на действующий контракт или устные договорённости между игроком и клубом соперником.
На рынке спортивных брендов всё по-другому. Борьба иногда бывает, но случается очень редко. Соглашения в основном подписываются на 4-5 лет. Правило рынка гласит, что конкурентам запрещается выводить игрока из действующего договора.
После истечения соглашения спортсмены могут собирать предложения от других брендов, но все они идут к тому экипировщику, с которым истек договор. Если тот готов дать столько же, то игрок обязан продлить контракт. Если нет, то только в этом случае футболист может свободно уходить.
У топ-брендов уже давно есть свои скаутские отделы, которые отслеживают перспективных игроков и подписывают с ними контракт в совсем юном возрасте.
В этой статье мы расскажем об отношениях звёздных игроков с крупными брендами и спортсменах с пожизненными спонсорскими контрактами.
Лионель Месси и Аdidas
С Аdidas Месси сотрудничает с 2006 года. Интересно то, что, занимая второе место среди самых высокооплачиваемых спортсменов мира и нося статус одного из величайших футболистов всех времен, Месси расположился на последнем месте в списке спортсменов, заключавших самые дорогие сделки в истории. Его годовой доход от контрактов оценивают в $27 млн, тогда как годовая зарплата превышает $80 млн. Но даже при таком раскладе он по-прежнему остается одним из самых высокооплачиваемых спортсменов в списке Аdidas.
Летом 2022 года «ПСЖ» отчитался о том, что переход Месси принёс им 700 млн евро. После трансфера Лео у клуба появилась 11 новых спонсоров, средняя сумма контракта выросла с 3-5 млн евро до 5-8. Увеличились доходы от продаж футболок и количество подписчиков в соцсетях. Только за первый день после трансфера на аккаунты клуба в соцсетях подписались 15 миллионов человек. В 2017 Adidas подписал с Месси пожизненный контракт на миллиард евро.
Стефен Карри и Under Armour
В 2019 году Стефен Карри, выступающий за команду НБА «Голден Стэйт Уорриорз» и сборную США, занял девятое место в списке самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes. Примечательно, что по контракту с «Голден Стэйт» он получает $34,9 млн в год, тогда как его гонорары от рекламы приносят $42 млн. Ежегодно Under Armour выплачивает спортсмену $20 млн. Эта сделка и по сей день остается одной из крупнейших в истории спорта и моды.
В то же время в отношениях бренда и баскетболиста все не очень гладко. Так, в 2018 году Карри почти разорвал контракт с Under Armour из-за того, что генеральный директор бренда Кевин Планк выступил в поддержку Трампа. Затем Карри не устроило, что он практически не участвует в жизни бренда, после чего руководство Under Armour запустило отдельную линию специально для баскетболиста, а развивать ее пригласили эксперта, отвечавшего за успех продуктов Jordan в Nike.
Эрлинг Холланд и Nike
На Эрлинга Холланда претендовала большая тройка брендов, но он выбрал Nike, подписав десятилетний контракт на 23 миллиона евро в год. Почти 500 тысяч в неделю. Норвежец договорился с Nike еще в 2015, когда выступал за «Ред-Булл Зальцбург» и получал примерно миллион евро за сезон. В январе прошлого года это соглашение закончилось. Холланд решил взять паузу и рассмотреть все предложения.
За него разразилась серьёзная «война». Еще в 2020 писали, что Puma предлагает в восемь раз больше его актуального соглашения с Nike - 8 миллионов евро в год. В январе 2022, когда Эрлинг уже зажигал в Бундеслиге, ставки выросли. И Adidas и Puma были готовы дать Холланду пятилетний контракт на 50 миллионов евро.
Находясь без контракта, Холланд вел себя очень хитро. Он носил одежду и тренировался в бутсах от каждого из трёх брендов. Параллельно с этим представители норвежца переговаривались с брендами. С Nike отдельно обсуждали вопросы, что компания будет позиционировать Холланда как главную девятку мирового футбола и наследника Роналду, с именем которого связаны крутые бутсы. В итоге Эрлинг выбрал американский бренд из-за долгосрочных перспектив, поскольку компания умеет создавать большие проекты и развивать игроков.
Леброн Джеймс и Nike
За свою карьеру Леброн Джеймс заработал $272 млн, а к 2022 году его контракт с «Лос-Анджелес Лейкерс» составил еще $117 млн. Сегодня заработок баскетболиста оценивают в $89 млн и большую часть его состояния, а именно $53 млн, приносят рекламные контракты с Kia Motors, Coca-Cola, McDonald's, Samsung и другими компаниями.
В декабре 2015 года самый звездный игрок НБА подписал пожизненный контракт с Nike на сумму более $1 млрд. По этому соглашению Джеймс ежегодно получает $30 млн, а также процент от продаж именной модели кроссовок.
Пеле и Puma
Пеле в свое время принял участие в конфликте Adidas и Puma. В 20-х братья Даслеры вместе делали обувь, но поссорились в 40-х и их пути разошлись. Адольф создал Adidas, а Рудольф Puma. Оба бренда успешно зашли в футбол в конце 50-х. Puma поставляла бутсы преимущественно клубам, а Adidas сборным.
Ближе к семидесятым футбол комерциализировался и лучшие игроки становились амбассадорами брендов. Однако у главной мировой звезды Пеле не было персонального контракта. Всё потому, что Adidas и Puma перед Чемпионатом Мира 1970 года заключили пакт и обязались не подписывать с ним соглашение. Оба бренда считали, что контракт Пеле взвентит цены на рынке, из-за чего придётся больше платить другим игрокам.
Puma нарушила этот договор почти сразу, предложив Пеле 25000 долларов. С учетом инфляции почти 200 тысяч только за Чемпионат Мира и еще 100 тысяч долларов, на наши деньги 770 тысяч, за 4 года сотрудничество.
Контракт включал в себя выпуск совместной линейки обуви и множество рекламных материалов перед четвертьфиналом Чемпионата Мира 1970 года.
Роджер Федерер и Uniqlo
20-кратный победитель Большого шлема сотрудничает с японским брендом с 2018 года. До этого его имя принадлежало Nike, с которыми он заключил не одну крупную сделку. В июле 2018 года на турнире Уимблдон он появился в форме от Uniqlo и до сих пор остается лицом японской компании.
В масштабе 10 лет эта сделка оценивается в $300 млн, что существенно превышает заработок Федерера, полученный от долголетнего контракта с Nike в $150 млн.
Помимо этого, Федерер вместе со спортивной швейцарской маркой On выпустил свои первые кроссовки. Пара получила название «The Roger» и напоминает классическую теннисную обувь.
Неймар и Puma
В 2020 Неймар расторг контракт с Nike и ушел к Puma. И Nike и сам Неймар отказались от дальнейшего сотрудничества. Компанию напрягали частые скандалы звёздного бразильца. Именно в этот период ходили слухи об обвинениях Неймара в изнасиловании. Ещё одной причиной расторжения соглашения стал очень дорогой контракт. Бразилец хотел быть главной звездой и быть на первом плане. На рынке было лишь две компании, которые могли потянуть запросы форварда. Adidas не был заинтересован в Неймаре, а Puma без проблем предложила бразильцу 25 миллионов евро в год.
Поль Погба и Adidas
В сезоне 2015/16 Поль Погба отыграл больше чем в десяти различных парах бутс от брендов Nike и Adidas. Француз тогда был на подъёме, поэтому между двумя компаниями развернулась жёсткая борьба. Adidas смог привлечь Поля лояльностью. Немецкий бренд часто присылал французу бутсы для тренировок, в том числе бесшовные, которые в те годы казались чем-то новым и необыкновенным.
Когда контракт уже был подписан, Погба признался, что выбрал Adidas из-за общих ценностей и стал одним из главных лиц бренда, продвигая линейку «Predator».
Криштиану Роналду и Nike
Роналду сотрудничает с Nike с 2003 года. В 2016 году Криштиану заключил пожизненный контракт с американсим брендом, который, по мнению аналитиков, вскоре превысит $1 млрд, что делает Роналду одним из богатейших спортсменов, спонсируемых Nike. По условиям соглашения, португалец ежегодно получает 24 миллиона долларов.
Португалец стал третьим спортсменом в истории, который заключил с компанией пожизненный контракт. До него подобные соглашения были подписаны с американскими баскетболистами Майклом Джорданом и Леброном Джеймсом.
Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе всех новостей и эксклюзивных материалов о бизнесе в фитнесе и спорте! Подписывайтесь на канал «EMSport.ru - все о бизнесе в фитнесе и спорте» и будьте в центре событий вместе с нами!