Несколько положительных свойств модной структурной метаморфозы «Тоттенхэма» при Постекоглу
Постекоглу мноогобещающе начал в «Тоттенхэме». 4-2-3-1/4-3-3 уже одной четвёркой сзади интригуют успевших, наверное, забыть об альтернативах постоянной линии из пяти болельщиков «шпор» — с бескомпромиссной тягой к прессингу, доходящей до персональных выдвижений ЦЗ на чужую треть, неотступным желанием короткого контроля и пассионарным наполнением полузащиты, — наконец-то в опорной пригождается Биссума! — воодушевление фанатов и наблюдателей пылает, кажется, ещё ярче.
Однако при всей свежести построений Постекоглу один неизменно важнейший тактический элемент «Тоттенхэма» последних лет преемственно остаётся решающим и при новом тренере. Ключевая роль фланговых игроков обороны, — тогда — латералей, сегодня — фулбеков, — наследует Конте в красноречивой вариации: у Энджа они не бороздят бровки, — в ширине у греко-австралийца всегда дежурят вингеры, — а заходят внутрь в качестве ложных.
У модной структурной метаморфозы в нынешнем «Тоттенхэме» есть несколько отличительных свойств, прилично положительных. Во-первых, фулбеки Энджа чаще действуют в полуфлангах не только ради лучших развития владения и контроля ответных выпадов, оставаясь, как привычно, глубже и участвуя только в билд-апе, но и сами исключительно активно участвуют в нападении, продолжая подключаться до чужих ворот уже вингеров, через полуфланги. Такое высокое атакующее участие от ложных фулбеков постоянно создает 2v1 против крайних защитников соперника, при мяче у вингера — а Постекоглу регулярно атакует именно через ширину, — предоставляя ему либо вариант для последующей передачи чуть внутрь, на врывающегося уже фулбека, либо большую свободу для самостоятельных действий, ухода к центру на дриблинге или подачи (и первое, и второе вчера сыграло голами против «Барселоны»).
Во-вторых, крайние защитники «шпор» стараются быть вариативными и согласованными в использовании своих ложных личин: обычно внутрь заходит один, тогда как другой продолжает давать ширину в развитии, или же при открывании даже двух фулбеков в полуфлангах на места крайних защитников, ротируясь с ними, отходят из центра хавбеки. Так не только сохраняются пресловутые треугольники и удобная для продвижения структура с заполнением всех каналов, но и регулярно сбивается оригинальными открываниями с толку соперник, растягивается, даже в случае его удачной реакции, оборонительная структура — неизбежно создаются адресаты, пространство и возможности для продвижения.
Впрочем, и без изъянов новшества не обходятся. Главный, пожалуй — несоответствие профилей имеющихся крайних защитников предлагаемым им ложным ролям. Порро, Регилон, Эмерсон, Сессеньон, Удоджи — в ростере «Тоттенхэма» почти все фланговые защитники, за исключением, кхм, Дэвиса и Танганга, — сплошь латерали, самостоятельные атакующие единицы. Их лучшие навыки раскрываются, они приносят наибольшую пользу команде в амплуа липнущих к боковой реактивных вингбеков, самых высоких, широких и опасных игроков на поле. Роли же вспомогательные и позиционные, вместо бесконечных вбеганий за спину и попыток обыгрышей-передач в штрафную предлагающие глубоко перегружать центр, чувствовать момент для необходимого захода внутрь или рывка на помощь вингеру требуют от них доныне не особо замеченных — если вообще развитых на сколько-нибудь достойном уровне, — навыков и лишают возможности проявить умения ключевые. Так, как минимум, польза неприспособленных к необходимым ролям крайних защитников неизбежно снижается — как максимум, от несоответствия способна снизиться и общая польза.
Пока единственный крайне оборонительный фрагмент «Тоттенхэма» Энджа предстаёт противоречивым. Возможно, со временем и становлением стиля Постекоглу невзрачность амплуа прежде сверкающих остротой вингбеков сполна компенсируется силой целой и цельной команды; возможно, Эндж сделает из нескольких латералей прекрасных ложных фулбеков; возможно, на их роли купят кого-то более подходящего. Благостных вариантов масса — пока же латерали причудливо полезны в скрадывающем их прежде откровенную мощь режиме, порой не до конца понимая новые функции. Посмотрим, во что это вырастет.
Иллюстрации — ниже.
Действия фулбеков «Тоттенхэм»: заходы в центр, ротации с полузащитниками, рывки через полуфланги и периодическое непонимание.
Напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.