3 мин.

Черномор

Весной 2005-го Гекдениз влип на родине в пренеприятную историю, которая едва не отправила его бурно развивавшуюся карьеру в кювет. Сговорившись с четырьмя коллегами, Карадениз сделал крупную ставку на матч «Кайзериспор» – «Акчаабат Себатспор» и попытался оказать влияние на его исход. «Мы хотели сделать так, чтобы первый тайм завершился в пользу «Себатспор», а во втором – «Кайзериспор» отыгрался», – признался в ходе разбирательства азартный полузащитник. Сочтя откровенность Карадениза смягчающим обстоятельством, Федерация футбола Турции скостила его дисквалификацию с 15 месяцев до 10, а размер штрафа – с 57 тысяч евро до 38. Пособникам Гекдениза, не столь раскрученным и искренним, как их вдохновитель, повезло меньше – их штрафы остались неизменны.

Столь длительное отстранение Карадениза от трудовой деятельности неслабо шокировало владельца «Трабзонспора» Атая Актюга: «Не ожидал, что наказание будет столь суровым, ведь Гекдениз – один из важнейших футболистов нашей страны. Мне кажется, любой человек имеет право на ошибку». Перебравшись в Казань, Карадениз не слишком охотно вспоминает те события: «Мне не нравится, когда люди копаются в моем прошлом – лучше думать о дне сегодняшнем и завтрашнем. Та история приключилась три года назад. Но давайте закроем эту тему. Скажу лишь, что тотализатор это нехорошая вещь…»

Впрочем, даже запятнав свою репутацию, Карадениз оставался востребованным продуктом на зарубежном рынке. Летом 2006-го наставник «Вест Хэма» Алан Пардью, восхитившись 26-летним правым вингером в матче турецкой сборной с Саудовской Аравией, убедил менеджмент своего клуба выложить за него 3,5 миллиона фунтов – однако тот самый Атай Актюг заартачился и не нашел в себе сил проститься с живым символом клуба.

Карадениз был в «Трабзонспоре» не просто одним из ведущих игроков и капитаном, но и популярнейшей фигурой в болельщицких кругах – коренной трабзонец, он выступал за родной клуб с 15 лет. Что уж говорить, если одно из прозвищ команды – Karadeniz Firtinasi (Черноморский Шторм). На протяжении девяти лет олицетворяя собой клуб с побережья Черного моря, Гекдениз забил за него в общей сложности 64 мяча, а особенно удачно посотрудничал с Фатихом Текке (с которым, к слову, в прошлом году едва не воссоединился в «Зените»): Карадениз забил 13 мячей, а Текке – 34, ровно половину из которых – с передач будущего форварда «Рубина».

При этом на старте своей карьеры Карадениз чаще всего использовался в амплуа крайнего защитника или опорного хавбека и лишь в 23 года впервые переместился поближе к атаке. Эрсун Янал и Фатих Терим – наставники соответственно «Трабзонспора» и турецкой сборной – видели в Гекденизе прежде всего правого вингера, а вот Курбан Бердыев рассмотрел в нем нападающего – как оттянутого, действующего под Милошевичем или Кабзе, так и самого что ни на есть центрального (в игре с «Химками» его поддерживал из глубины Сергей Ребров).

То, что не удалось «Вест Хэму» и «Зениту», осуществил «Рубин». На флажке заявочной кампании казанцы провернули самый дорогой трансфер межсезонья, компенсировав «Трабзонспору» расставание с лидером почти девятью миллионами евро – больше российские клубы выкладывали только за Сейтаридиса, Тимощука и Манише.

«Здесь очень интересно. Не скажу, что меня многое поразило, но я вижу очень хороший уровень футбола. Главное, что никому не гарантировано легкой жизни, в турнире нет явных фаворитов. Мне еще в Турции рассказывали, что в чемпионате России не бывает простых матчей, а теперь и я могу это подтвердить. Если говорить о личных амбициях, то легче всего сказать, что ты станешь чемпионом или забьешь двадцать голов. Я уже много прошел в футболе, поэтому буду скромным: просто хочу оставить в России свой след», – поведал Карадениз, попробовав российский футбол на ощупь.

Скромность – не помеха чувству юмора. Оформив отношения с питерским «Зенитом», экс-напарник Гекдениза Фатих Текке пообещал наколотить в России 61 мяч за два сезона и взял себе соответствующий номер, но не сумел даже приблизиться к обозначенной планке. Однако Карадениз все же решил доказать, что турки – люди слова, и разместил на своей футболке все ту же цифру – 61. Судя по первым матчам 28-летнего скромняги в чемпионате России, он и впрямь вознамерился выполнить обещание, данное летом 2006-го его закадычным товарищем.