Намяли бока
Тонкости мотивации
Европейские гранды в последние годы стали относиться к декабрьскому путешествию в Японию как к весьма обременительному времяпрепровождению – мол, и график внутренний ломает, и из ритма привычного вышибает. Ничего не поделаешь – такова уж судьба Межконтинентального Кубка и его располневшего преемника, рожденного в муках, да к тому же со второй попытки. Старосветские клубы-мастодонты, в трех предыдущих финалах не выжавшие из себя ни единого забитого мяча в игровое время, с вящей наглядностью демонстрировали, нет, не равнодушие, но очевидный недобор мотивации – особенно в сравнении со своими южноамериканскими оппонентами (а ЧМ к финалу неизменно – что в 2005-м, что в прошлом году, что сейчас – сводится к формату «Европа – Южная Америка»).
«Сан-Паулу» двухлетней давности и прошлогодний «Интернасьонал» были командами, планомерно и степенно готовившимися к клубному мундиалю, однозначно являвшемуся для них важнейшим стартом сезона (если не пятилетки – учитывая, что Кубок Либертадорес они берут, прямо скажем, не ежегодно). Больше того, бразильские клубы сознательно придерживали своих лидеров, которых европейские купцы начинали вербовать уже летом – сразу по окончании Кубка Либертадорес, чтобы на мировом форуме еще круче взвинтить их трансферную стоимость.
«Сан-Паулу» таким образом удалось раскрутить и впоследствии выгодно пристроить в Европе аж семерых планетарных чемпионов – Сисиньо, Графите, Эдкарлоса, Лугано, Минейро, Жозуэ и Аморозо. Схожая история приключилась и с «Интером» из Порту-Алегри: «Барса» была подавлена ровно год назад, а Сеара уже в «ПСЖ», Луиз Адриано – в «Шахтере», Алешандре Пато – в «Милане», а Рикардо Жезус – в ЦСКА. В общей сложности, после триумфа на клубном мундиале «Сан-Пауло» «поднял» на трансферах 48 миллионов евро, а «Интер» – 26. То есть, грубо говоря, в плане финансового обогащения клубный ЧМ для южноамериканцев примерно тождественен Лиге чемпионов для европейцев. Этим-то и объясняется всегдашняя страсть и неистовость обладателей Кубка Либертадорес в поединках с замороченными на внутриконтинентальных проблемах победителями Лиги чемпионов.
Однако в этот раз застолбленная межконтинентальная формула была выполнена лишь наполовину. Резидент Нового Света – «Бока Хуниорс» – предстал привычно голодным до большого трофея клубом, норовящим завоевать титул в ритме аргентинского танго, а заодно прибавить ликвидности своим главным активам – Банеге, Кардосо, Паласио и Майдане.
Аргентинский номер, однако же, не прошел. Так случилось, что из Европы прибыл еще более мотивированный коллектив, которому данный конкретный турнир кровь из носу понадобился в качестве эдакой победной, чемпионской инъекции. «Милан» до того отвратительно вступил в сезон, что на самом его старте фактически самоустранился из борьбы за скудетто. В этой ситуации планетарный успех мог стать (ну и, собственно, стал) убедительным доказательством того, что миланские пороховницы поистине неиссякаемы.
Роковая сшибка
Натужно и подчеркнуто эргономично преодолев полуфинальный барьер, «Бока» с «Миланом» недвусмысленно намекнули – расходовать силы попусту они не намерены, настоящая сшибка будет в финале. Так и случилось.
Аргентинцы не успели заявить на турнир свежеподписанного Хуана Романа Рикельме, главного криэйтора победы в Кубке Либертадорес. За красивым и мастерским избиением одноклубников в финале 29-летний творец наблюдал из VIP-ложи – со своим неизменным обиженно-раздраженным выражением лица, которое, кажется, осталось бы таковым даже в случае победы «Боки». 23-летний уругваец Альваро Гонсалес, усиленно пытавшийся в последние месяцы восполнить недостаток El Mudo (Немого), здорово проявил себя в ряде матчей минувшей апертуры, но не сумел собраться на чемпионат мира.
Первый тайм вышел просто-таки выдающимся по накалу. Кака с Зеедорфом старались выдумать что-нибудь эдакое, а Филиппо Индзаги просто караулил удачу на своем рабочем месте – на границе офсайда, – нимало не сомневаясь, что в столь открытой и обоюдоострой игре шансов у него будет в изобилии. Суперпиппо не обманулся в своих ожиданиях – одно ловкое движение и счет в середине первого тайма уже 1:0 в пользу «россонери».
Индзаги еще продолжал салютовать примчавшим в Йокогаму тиффози, как Родриго Паласио сравнял счет. А вот 20-минутный отрезок в середине второго тайма получился чем-то сродни маленькой победоносной войне: Кака (отдавший еще и пару голевых передач и признанный лучшим игроком турнира), Неста и вновь Суперпиппо нанесли аргентинцам три пробоины, окончательно потопив их надежды на успех. Автогол Амброзини в эпилоге встречи лишь избавил поражение «Боки» от эпитета «разгромное».
Аминь, Чермити
Лучшим снайпером турнира стал бразильский форвард команды-хозяйки – «Уравы Редс» – 32-летний Вашингтон, проведший, между прочим, с десяток матчей за сборную своей страны – правда, в весьма смутные для «селесао» времена, когда командой рулили Вандерлей Лушембурго и Эмерсон Леао.
Сделав дубль в утешительном финале, Вашингтон затем еще и метко пальнул в серии пенальти, принеся своему клубу бронзовые медали. Однако главным героем разборки полуфинальных неудачников стал не Вашингтон и не кто-то из его одноклубников.
19-летний страйкер тунисского «Этуаля» Амин Чермити, лучший голеадор африканской Лиги чемпионов, в полуфинальном сражении с «Бокой» так и не дождался внятных передач от партнеров, а потому во встрече с «Редс» решил положиться исключительно на свою даровитость, уже пленившую «Марсель», «Гамбург» и много кого еще. Что вышло из самоуправства юного африканца, лучше один раз увидеть. А еще лучше – смотреть на этот гол до тех пор пока не станет понятно, как же ему это все-таки удалось.