Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 24: Невозможно спланировать
***
Началась новая неделя, и КОВИД-19 продолжал испытывать нас. Всех нас. Этому вирусу действительно не нравится наш мир. Я молюсь за тех, кто потерял членов семьи и друзей. Честно говоря, на мой взгляд, ничто не могло подготовить нас к этому вирусу, но, надеюсь, теперь он намного лучше подготовил нас к будущему кризису в области здравоохранения. Конечно, у нас появился новый психологический багаж, но мы усвоили, что в кризисных ситуациях нужно действовать, прежде чем оказаться правыми. Ничего более. Это научило нас, что жизнь — это командный вид спорта.
К этому времени Мо, Садьо и Наби были в отъезде со своими национальными сборными. В Кубке Африки так много творческого таланта и страсти; они выражают себя через футбол. Их путешествие помогло им найти свой путь, они знают, как выжить и извлечь из себя максимум пользы. Они инвестируют в себя, стремясь к постоянному совершенствованию. Единственный ингредиент, который им нужен — это доверие — со стороны клуба, со стороны менеджера, со стороны персонала.
Я приведу пример того, что произошло в преддверии матча с «Челси». Это было за два дня до игры, и мы были сосредоточены на упражнениях «почувствуйте сетку ворот». Я старался дать им по 30-40 ударов в штрафной и вокруг нее с разных ракурсов, в разных ситуациях с высокой вероятностью забить. Без сомнения, надо наносить сильные и уверенные удары по углам ворот. Это типичная тренировка «игровой день-минус-2» [дня]; проблема в том, что у нас не так много таких тренировок с нашей тройкой нападающих в наши напряженные периоды, но когда у нас есть время — это похоже на дорогой фейерверк. Я всегда стараюсь подстраивать упражнения под то, что им нужно, а не делать то, что они хотят. Когда мы перешли на правую сторону штрафной, Мо постоянно бил под ближнюю штангу. Через какое-то время я спросил: «Ты попробовал бы хоть раз пробить в открытый дальний угол?» Своим последним ударом он пробил под дальнюю, но про себя я подумал: почему он пытается пробить в ближний? Затем в игре с «Челси» на 26-й минуте Трент сделал один из своих лучших пасов и вывел Мо один на один против Алонсо. Мо обыграл его простым финтом и забил невероятный гол. И знаете что? Под ближнюю штангу. Он удивил Менди.
Это говорит о том, что нужно доверять своим творческим игрокам, давать им пространство для самовыражения, даже если это «выглядит» неправильно. Доверие открывает творческий потенциал, снова вспомнил я. Но обеспечьте и лояльность. Как можно требовать непредсказуемости, не давая свободы и доверия? Как можно ожидать непредсказуемости, когда постоянно меняешь стратегию? Например, я сказал Садьо в туннеле перед всей командой перед выходом на матч на «Стэмфорд Бридж»: «Сегодня ты забьешь, но гол не будет красивым. Вероятно, это будет некрасивый гол — рикошет после удара Мо или отскочивший мяч после стандарта, но сегодня ты забьешь». А потом я сказал команде: «Ребята, когда Садьо забьет, празднуйте все вместе с болельщиками, как будто это победный гол в нашем финале Лиги чемпионов». На тот момент он не забивал в девяти матчах, пресса костерила его почем зря, а я ненавижу такие сомнения. Креативным игрокам нужно доверие, они должны чувствовать, что мы во всем им доверяем, особенно в такие вот моменты. Это единственный способ, которым он может выйти на матч со своей интуицией. В тот день Садьо провел одну из своих лучших игр за последнее время и забил гол. Другой пример — это то, что я сказал Мо: «Будь лидером, то, какой ты есть, покажи всем, какой ты лидер». Обладая доверием, они обладают способностью превращать трудные ситуации в прекрасные. Как я уже говорил ранее, в «Ливерпуле» мы называем их «пианистами» в честь цитаты Шенкли о том, что нужно восемь парней, чтобы нести инструмент, и трое, чтобы на нем играть. Я всегда говорю, что когда у ваших пианистов будет отношение мирового класса, ваша команда станет пугающей.
К этому моменту нам стало ясно, что мы не смогли должным образом спланировать этот период. Ситуация с КОВИД привела к неразберихе. Мы были в отличной позиции, чтобы бороться за титул чемпиона Премьер-лиги, так что это оказалось моим представлением о кошмаре: вот так потерять свое место в турнирной таблице. Это почти что можно сравнить с крушением поезда, которое произошло внутри нашего здания. Вагон за вагоном врезается в КОВИД. Кто бы мог сказать за три недели до этого, что мы окажемся в такой ситуации? Никто. Но мы оказались. Нам пришлось с этим смириться. Мы доказали, что мы клуб и команда, которые хотят продолжать в том же духе. Это наш вызов, это наша работа. Если люди хотят недооценивать наших игроков или наш персонал, то они могут это сделать. Мы отправились на выезд к «Тоттенхэму» без Вирджила и Фабиньо и должны были победить — возможно, если бы больше решений было принято в нашу пользу. Мы отправились в гости к «Челси» без Юргена, Жоэля, Али и Роберто, но их лучшим игроком был Эдуар Менди — и для меня это говорит само за себя.
Мы потеряли Трента из-за КОВИД на следующий день после «Челси», а это значит, что мы потеряем некоторые из наших самых креативных передач из глубины. К этому моменту в сезоне у него уже было больше голов и результативных передач, чем за весь прошлый. Отсутствие Мо и Трента причиняло боль; и я не знал, болела ли у меня голова из-за этого или из-за КОВИД. Я думал, что тоже его подцепил. У моего сына была высокая температура, и экспресс-тест дал положительный результат; должно быть, он заразился от меня, потому что во время этих школьных каникул моя семья никуда не ходила. Я ждал результатов ПЦР-тестов, чтобы узнать, есть ли вирус у остальных членов семьи. Наш дом был похож на лабораторию с таким количеством домашних тестов на кухонном столе. Этот вариант вируса похож на Лионеля Месси в его лучшие времена; он найдет брешь, через которую сможет пробиться, даже если ты блестяще организован. От него просто не защититься.
Поскольку число наших случаев возросло, мы решили отменить тренировку, провести новый раунд ПЦР-тестов и проинформировать Службу общественного здравоохранения Англии. Вместе с нашим юристом, спортивным директором и генеральным директором мы подготовили заявление с просьбой отложить наш первый полуфинальный матч против «Арсенала» в Кубке английской лиги, поскольку мы не видели, как мы могли бы безопасно провести матч. Я написал Юргену, предложив отменить тренировки. Если вы знаете меня и наш футбольный персонал, вы знаете, как высоко мы ценим тренировки. Это было нелегкое решение, к которому мы легко отнеслись и показали, насколько мы обеспокоены.
Поздно вечером 3 января, очень поздно, я получил результат. Доктор позвонил мне… В конце концов, не отсутствие Мо и Трента в будущем вызвало у меня головную боль. Нет, вирус зацепил и меня. Наш сотрудник по связям с прессой связался со мной, чтобы назначить выступление на 9:30 утра следующего дня с объявлением об отмене моей пресс-конференции перед «Арсеналом». AXA был закрыт примерно на 48 часов, и АПЛ разрешила перенести первый матч с «Арсеналом».
Следующим матчем был «Шрусбери» и мы взяли 23 наших игрока из команд до 18 и 23 лет на нашу субботнюю утреннюю тренировку, в то время как Пит пошел на пресс-конференцию. Роберто и Жоэль также возвращались после КОВИД, так что могли тренироваться, а Витор проводил само занятие. Мы готовились как могли, не думая ни о чем, находящемся вне нашего контроля.
Суббота также была днем, когда я еще немного поработал над нашей попыткой подписать Луиса Диаса из «Порту». Наш скаутский отдел снимает очень полезные видеоролики об игроках, которые могли бы быть интересны нашей команде. Мы знаем тех, кто нам действительно нравится задолго до того, как это попадает в СМИ. Видео содержат 15-минутный анализ их сильных и слабых сторон, но вдобавок ко всему я всегда хочу посмотреть полные игры тех игроков, кто мне по-настоящему нравится — полную 95-минутную нарезку, правду, фазы, реакции на фазы. Это был мой самый последний отчет о Диасе, когда «Порту» играл на выезде против «Эшторила»…
«Готовясь к прессингу, он читает, куда идет следующий пас, чтобы его перехватить, бежит изо всех сил в такие моменты. Он чует эти шансы перехвата мяча вблизи ворот соперника. Никогда не останавливается. Хочет обороняться впереди. Мне нравится это...»
«Может чаще двигаться без мяча за спиной у защитников, когда мяч "свободен" из-за спины. Моменты, которые он создает, рассчитаны по времени, но могут быть и более неожиданными. Отличное касание и контроль мяча. Внутри штрафной умение создавать удары. Может идти на дриблинге, легко проходит игроков соперника, переигрывает/скользит влево и вправо, обгоняя защитников. На небольшом пространстве на полной скорости пытается найти лучший вариант для передачи. Мне нравится это. Всегда смотрит по сторонам. Мне нравится это. Всегда нацелен на то, чтобы забить. Мне нравится это. Идет обыгрывать один в один, чтобы пробить издалека, что хорошо для нашей игры...»
«Естественным образом позиционирует себя по отношению к внешнему треугольнику. Легко приспосабливается к позиционированию других людей. С мячом, находящимся на противоположном фланге может быть более активным, находя место за линией защитников. Нужно добавить идею атаковать и через центр, более активно атаковать смещаясь внутрь поля. Это также даст ему больше движений нападающего, а значит, и больше голов...»
«Импульс контрпрессинга легко улучшится в рамках нашего стиля и тренировок. С ним он станет более интенсивным. Более агрессивным. БЕЗУСЛОВНО, лучшим игроком. НЕ СОМНЕВАЮСЬ...»
Юрген ответил на этот отчет следующим: «Он меняет ход игры». Я ответил ему в сообщении: «Абсолютно, буквально для них и фигурально для нас». Мы надеялись, что сможем заполучить его.
Было странно в день матча быть дома. В 10 утра, когда я сидел за кухонным столом и пил настоящий английский чай из своей кружки из «Теда Лассо» со слоганом «Поверь», мне позвонил Юрген. «Собрание в AXA с парнями, которые остались прошло хорошо, сейчас я направляюсь в "Титаник"». Он вернулся к работе. Мы немного пошутили, я сказал ему прямо перед тем, как мы закончили разговор, что позвоню ему в перерыве! Я был так рад за него, и я был рад за парней, которые вернулись к тренировкам, им нужна была некоторая ясность и лидерство после такой вот прошлой недели.
Я смотрел игру из дома. Кубок Англии, душа футбола. «Энфилд», футбольный храм. Финал, третий раунд турнира. Макс Уолтман выходил в старте, мечты могут сбываться. Это было просто здорово. Когда я приехал из «Порту», он был в команде до 12 лет, и мы с Алексом тренировали его каждый вторник и среду по программе отрыва от производства. Нет большей славы для клуба, чем такие моменты. Мы хотим создавать игроков, которые будут выигрывать кубки за первую команду. Не просто молодых игроков, но и молодых победителей. Сам он тренировался только один раз после возвращения после КОВИД, но это был его первый выход в основном составе. Академия должна гордиться — в тот день в старте у нас вышло шесть выпускников. Это означало, что мы не могли проиграть, потому что мы давали возможность таланту, и это правильно. Вы можете проиграть игру, да, конечно, но мы выиграем «новых» игроков, мы выиграем опыт. Это самое худшее, что может случиться. За пятнадцать минут до начала матча я пожалел, что не могу посмотреть игру с трибуны; если ты не можешь сидеть на скамейке запасных, тебе лучше сесть именно туда. Я начал волноваться, поэтому отправил сообщение парням: «"Энфилд", vamossss [с исп. — впередддд], удачи, ребята, ПРЕСЛЕДУЙТЕ их».
Наш первый гол был создан Конором, Кейд развернулся в штрафной и хорошо завершил атаку. Возраст этих двух игроков вместе взятых не дотягивает даже до 36 лет Джеймса Милнера. Невероятно. В течение первого тайма я делал заметки: «Мы можем атаковать гораздо лучше. Мы слишком рано отдаем пас во фланг, перед их центральными защитниками так много брешей, особенно когда мы больше двигаемся, но мы не пытаемся, мы просто меняем фланг атаки. Вирджилу и Ибу нужно вмешаться, когда у них будет свободное место, проявить больше инициативы, чтобы поиграться с идеей разрыва линий. Это подтолкнет других к правильным позициям. Наш контрпрессинг хорош, но мы должны использовать его, чтобы сделать первый пас вперед и атаковать...»
Я подсчитал дома, сколько раз мы теряли мяч, но сразу же отвоевывали его, и сколько раз мы атаковали напрямую. Но в эти моменты мы замедлялись вместо того, чтобы ускоряться. Тем не менее, мы прошли в четвертый раунд со счетом 4:1. Бобби делал то, что обычно Бобби и делает, Костас совершал Костас-прострелы, Фабиньо забил свой пенальти, когда Мо и Милнер не были на поле, а затем еще один под конец матча. Юрген позвонил мне после матча и сказал, что мы будем играть дома против «Кардиффа». «Это был хороший день», — сказал я. «Он будет хорошим только тогда, когда твой тест окажется отрицательным», — ответил он. Мы подождем...
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.