Секреты воздуховода «Мерседеса»
Техническая новинка «Мерседеса» – воздуховод, активирующийся одновременно с DRS – с момента своего появления заинтриговал соперников, и чуть было не вызвал протесты. Блог «О гонках и не только» перевел статью известного эксперта Крейга Скарборо, который решил разобраться в оригинальной конструкции.
Теперь понятно, что на «Мерседес» W03 и впрямь установлен воздуховод, позволяющий срывать воздушный поток с переднего антикрыла для лучшего аэродинамического баланса. Появившиеся фотографии позволяют понять, как воздушный поток проходит от заднего антикрыла к переднему.
«Мерседес» представил новую машину поздно, пропустив первые тесты. Сейчас сложно сказать, была ли эта задержка связана с необходимостью внесения изменений в конструкцию шасси в связи с установкой DRS-воздуховода, но ясно, что болид необходимо было компоновать именно с учетом размещения каналов для прохождения воздушных потоков внутри шасси.
Как я уже писал, в «Мерседесе» используется уникальный воздуховод, связанный с системой DRS. При включении этой системы и изменении угла атаки одной из пластин на заднем антикрыле открывается специальный канал, по которому воздушный поток под высоким давлением поступает в шасси болида. Напомню, что в 2010 году в конструкции воздуховодов использовалось похожее решение, и воздушный поток срывался с заднего антикрыла для обеспечения большей скорости на прямой. Как и говорилось в первой статье, я полагаю, что теперь воздушный поток срывается в W03 с переднего антикрыла.
На фотографиях болида Михаэля Шумахера, сделанных в Мельбурне, мы четко рассмотрели под носом болида небольшие отверстия, которые могут доказать мою теорию, но не дают ответа на вопрос, каким образом воздушный поток проходит через шасси.
Более того, на фотографиях передней части болида ясно можно рассмотреть два канала, изгибающихся к переднему антикрылу для направления на него воздушного потока через носовой обтекатель.
Подробное объяснение, почему в Mercedes решили использовать эту систему приведено в моей предыдущей заметке.
Как это работает?
При выключенном DRS переднее и заднее антикрылья функционируют в нормальном режиме, без всяких вспомогательных эффектов, и способствуют созданию прижимной силы обычным способом.
Когда гонщик нажимает кнопку активации DRS, плоскость заднего антикрыла меняет угол атаки, и на торцевых пластинах становятся заметными слоты для воздушного потока. Внутри необычайно толстых торцевых пластин начинается воздуховод, то есть в упомянутые слоты под большим давлением попадает воздушный поток, сформировавшийся на верхней плоскости заднего антикрыла.
При этом основная плоскость заднего антикрыла свой угол атаки не меняет, а воздушные потоки формируются на обеих торцевых пластинах и направляются каждые в свой канал от заднего к переднему антикрылу. Таким образом, у нас есть либо два независимых канала, либо, возможно, они связаны друг с другом для обеспечения лучшего баланса при прохождении поворотов.
Воздушный поток проходит по каналам в верхней и передней части торцевых пластин по направлению к нижней плоскости заднего антикрыла, а затем уходит под кожух двигателя.
На фотографиях, сделанных сзади, эти каналы можно легко рассмотреть; кстати, я видел фото с тестов, на котором можно было увидеть один из каналов, не связанный с нижней плоскостью заднего антикрыла. Далее воздушный поток проходит по обеим сторонам двигателя. На стопкадре, приведенном внизу, можно увидеть, как выглядят вышеупомянутые каналы.
Я полагаю, что далее воздушные потоки с двух сторон обтекают область бензобака, а потом проходят в районе кокпита по углублению для ног пилота, достигая носа машины. Этот замысловатый путь, возможно, объясняет почему используются два воздуховода, а не один большой.
При снятом носовом обтекателе виден и пункт назначения воздушных потоков. Как и остальные команды, «Мерседес» использует карбон, чтобы не повредить другие части болида при смене обтекателя на пит-стопах. Но в случае W03 мы видим своеобразную «клетку», скрывающую вспомогательную панель на верхней части носового обтекателя. Расположение этой панели в районе «ступеньки» на носу болида не противоречит техническому регламенту. У «Мерседеса» часть носового обтекателя, которая принимает на себя удар, слегка закругленная и имеет заостренную нижнюю часть (на фото отмечена красным кружочком), а верхняя часть, возможно, создает определенную степень жесткости. Стрелочками на фотографии ниже обозначены 2 канала, одинаковые по форме с теми, которые уходят в двигательный отсек в задней части болида и скрытые под той самой «клеткой» из карбона. Когда носовой обтекатель на месте, воздушный поток по воздуховодам проходит к нему и по пилонам переднего антикрыла направляется к самому антикрылу, под которым, в свою очередь, есть пара отверстий. При включенном DRS воздушный поток проходит через эти отверстия и срывает воздух с переднего антикрыла.
Конкурентам придется искать место для размещения воздуховодов в области углубления для ног гонщиков. Но, как мы видели в 2010 году, команды могут подойти к решению этого вопроса с недюжинной фантазией. Однако, все это займет какое-то время, что и объясняет периодически возникающие протесты против использования этой системы.
Иллюстрации и скриншоты Крейга Скарборо
Молодцы Мерсы, пусть соперники копипастят и внедряют дудку,а Браун и Ко много новинок подготовили к каждому ГП.Они, имхо, ещё не все карты раскрыли и им есть чем удивить соперников=))