Жиль Вильнев: «Есть люди, которым веришь, что они не сыграют грязно»
Блог «О гонках и не только» достает из архивов интервью великого канадца журналу Autosport.
Без сомнения, Жиль Вильнев стал одним из самых романтических героев «Формулы-1». На гоночной трассе невысокий, забавно выглядящий франко-канадец использует гоночный болид, чтобы рисовать ярчайшие картины. В каждом повороте и на каждом изгибе трассы Вильнев атакует за рулем «Феррари» с визгом и шумом. Кажется, что машина вот-вот вылетит за пределы дорожного полотна. Он всегда атакует поребрики всеми колесами, а хвост машины болтает в унисон нажатию на педаль газа.
Когда на улице стоит ненастная погода, стиль Вильнева раскрывается во всей своей смелости и точности. Он словно атакует погоду, бросая и кидая свою «Феррари» через лужи, поднимая в воздух водяной спрей, как будто вода стремится освободить ему дорогу. Его тактика – не оставлять права на ошибку себе и еще меньше шансов соперникам.
В таком стиле прошли первые два с половиной года впечатляющей карьеры Вильнева. В то же время серия аварий и происшествий сопровождала начало его карьеры, так что на страницах Autosport и многих других журналов об автогонках разгорались жаркие споры о том, не слишком ли настроен Вильнев на борьбу. В прошлом году за дуэль на последних кругах Гран-при Франции с Рене Арну обоих гонщиков осуждали не только зрители, но и их коллеги.
Задаю ему вопрос о том, не заставляет ли критика менять подход к гонкам и атаковать чуть меньше, и Вильнев отвечает быстро, как будто наносит ответный удар:
«Нет, ни в малейшей степени. Когда тебя преследуют неудачи, ты можешь поддаться искушению ехать медленнее и спокойнее, просто чтобы увидеть клетчатый флаг. Но я не хочу действовать в таком стиле. В машине ты должен быть собой. Если ты действуешь не так, как обычно, то это может привести к проблемам».
Жиль ухмыляется.
«В Дижоне», – продолжает он, – «кому-то понравилась наша дуэль, а кому-то нет. Но мне понравилось. Это мой подход к жизни. Даже если многим гонщикам не по душе наша борьба, то, полагаю, многое зависит от того, при каких обстоятельствах вы боретесь. Арну и я не собирались уступать друг другу. Мы боролись за позицию на последнем круге гонки, и это совсем другое дело, чем борьба впереди на первом круге. Если бы я или Арну хотели действовать грязно, то один из нас вынес бы другого с трассы. Знаете, есть люди, которым ты веришь, что они не сыграют грязно в подобных ситуациях, и Арну для меня был одним из них».
Оценка одной из красивейших дуэлей в гонках за последние годы не заняла у Вильнева много времени. Его дебют удивил многих людей, даже в родной Канаде, но не удивил любителей спорта в провинции Квебек, которые читали и видели своими глазами подвиги Жиля на протяжении десяти лет.
Он начал спортивную карьеру в гонках на снегоходах в 1969-м, когда ему было всего 18 лет. Он сразу начал побеждать и на следующий год перешел работать в команду Skiroule гонщиком и механиком. В 1971-м он выиграл гонку на 440-кубовых снегоходах на севере штата Нью-Йорк, а через два года стал чемпионом Канады за рулем снегохода Alouette.
В тот год Жиль впервые сел за руль машины «Формула Форд», а следующей зимой построил собственный, заднемоторный снегоход на поперечных рычагах подвески, основанный на принципах строительства гоночных автомобилей. Машина получилась быстрой, но ненадежной, и на чемпионате мира по гонкам на снегоходах 1974-го, который проходил в Висконсине, Вильнев вернулся за руль проверенного Skiroule. Вильнева это не слишком смутило, и он выиграл гонку в классе 650-кубовых снегоходов, завоевав свой первый титул чемпиона мира.
К этому времени Вильнев уже сосредоточил свое внимание на автогонках, но еще два сезона продолжал гоняться на снегу. Причина была простой: деньги.
«Гонки на снегоходах всегда были для меня очень полезны», – говорит Вильнев. – «Без них, полагаю, я не смог бы оказаться в кокпите гоночного болида. На деньги, которые я заработал в 1973-м, я смог купить машину «Формула Форд» и расплатиться со старыми долгами».
«В 1975-м», – продолжает Жиль, – «у меня был контракт со Skiroule на участие в гонках снегоходов, и они стали моими спонсорами. Думаю, что без их поддержки карьера бы закончилась, потому что после неудачного сезона-1974 я не мог найти способа заработать деньги для продолжения участия в гонках. Я продал дом и все, что мог, так что я нырнул так глубоко, как только мог».
Выступая в гонках на снегоходах, Вильнев не только заработал деньги на карьеру в автоспорте, но и сумел многое узнать об управлении болидом и его сохранности.
«Когда вокруг тебя в воздух взмывает снег, ты ничего не видишь», – говорит Жиль, – «и ты должен мгновенно реагировать на поведение машины. Так ты учишься реагировать на все.
На снегоходе тебе всегда холодно. Иногда кажется, что руки буквально отваливаются, но ты должен продолжать, что бы ни случилось. Это закаляет характер».
Летом 1973-го Жиль провел несколько гонок в «Формуле Форд» на трассах вроде «Сен Жовит» и «Моспорт», а затем, на сезон-1974, перешел в «Формулу Атлантик». Он здорово провел несколько первых гонок за рулем «Марч» команды Ecurie Canada, но на «Моспорте», в середине сезона, угодил в тяжелую аварию. Вильнева достали из кокпита со сломанной ногой, и он выбыл из строя почти до конца сезона.
На сезон-1975 Жиль подписал контракт с командой Skiroule. По ходу сезона он купил болид «Марчи» и, едва ли не в одиночку собирая машину и готовя двигатель к гонкам, начал второй сезон в «Формуле Атлантик». Настойчивость наконец-то дала плоды: он выиграл свою первую гонку в «Формуле Атлантик». Гонка была дождевой и проводилась в местечке Гимли, в Манитобе.
К тому времени многие в Канаде заметили талант Вильнева, и сезон 1976-го он вновь начал в команде Ecurie Canada. «На тот сезон у меня была пара предложений: Дуг Ширсон, Пьер Филипп и Ecurie Canada вели со мной переговоры, и никто не потребовал от меня денег. Я не очень хотел идти в Ecurie Canada, потому что у нас с Крисом Харрисоном были не лучшие отношения. Мы никогда не понимали друг друга…» – рассказывает Жиль.
«Затем со мной начал переговоры Рэй Уорделл, я знал его, потому что мы два года подряд встречались в Труа Ривьер, когда он помогал Патрику Депалье и парням из его команды. Я считал, что Рэй – лучший в этом бизнесе, и согласился выступать за Ecurie Canada».
Спустя секунду, подняв брови, Вильнев добавляет: «Но в то время я не думал, что сезон сложится так, как это в итоге случилось. Даже в самых безумных мечтах я не думал, что выиграю девять гонок из десяти».
В этот выдающийся сезон Вильнев выиграл чемпионат Канады и титул в «Формуле Атлантик», параллельно выступая гонках IMSA в США. На трассе «Труа Ривьер» он подтвердил свой талант, оторвавшись от конкурентов и опередив на финише Джеймса Ханта и Алана Джонса.
«В тот год я научился множеству важных вещей», – честно признает Вильнев. – «Рэй очень многому меня научил. Я его должник, он один из лучших специалистов, которых я встречал в гонках».
После гонки в Труа Ривьер в сентябре Хант вернулся в Европу с восторженными отзывами о пареньке по фамилии Вильнев, и в скором времени тим-менеджер «Макларена» Тедди Мейер уже обсуждал с Жилем контракт на выступления в «Формуле-1».
«К концу 1976-го я всерьез обсуждал дебют в «Формуле-1», она становилась все ближе и ближе», – рассказывает Жиль. – «Но я всегда оставался реалистом. Есть большая разница между «быть ближе» и дебютировать».
Той осенью Вильнев вел переговоры с Тедди Мейром, Берни Экклстоуном и Валтером Вольфом. В паддоке ходили слухи, что он может сесть за руль болида на Гран-при Канады в сентябре. За несколько дней до гонки Жиль с волнением ждал первой встречи с Берни Экклстоуном.
«Конечно», – продолжает Вильнев, – «когда он прибыл на «Моспорт», и мы наконец встретились, я услышал не совсем то, что хотел услышать, и этот вариант отпал. Валтер Вольф хотел видеть меня в кокпите своего болида, но у них была очень плохая машина, и я отказался, потому что это могло повлиять на мою дальнейшую карьеру. В итоге в конце осени мы подписали соглашение с «Маклареном».
Предполагалось, что Вильнев примет участие в четырех гонках в сезоне-1977 за рулем «Макларена», но он провел лишь гран-при Великобритании в «Сильверстоуне». История того дебюта, когда он квалифицировался девятым за рулем М23 и шел седьмым в начале гонки стала почти легендарной, как и история о свободных заездах перед гонкой, когда его развернуло 20 раз, но он ни разу не задел ограждения!
Основной серией, в которой выступал Жиль в 1977-м, стала «Формула Атлантик». В календаре было семь гонок, все они проводились на территории Канады и Вильнев из-за участия в гонке в «Сильверстоуне» пропустил лишь этап в Вествуде. Тем не менее, он стал чемпионом серии, одержав три победы и однажды финишировав вторым из-за дополнительного пит-стопа для смены покрышек. Кроме того, он провел несколько гонок в серии «Кан-Ам» за команду Валтера Вольфа, и именно в одной из этих гонок в августе он узнал от Тедди Мейера, что «Макларен» не будет продлевать с ним контракт на 1978-й.
«Мне это не слишком понравилось, потому что «Макларен» выигрывал гонки и был в отличной форме. Несколько недель дела шли не слишком хорошо», – рассказывает Вильнев.
«Но потом на гонку «Формулы Атлантик» в Сент-Фелисьене, что в Северном Квебеке, приехал Дидье Пирони, и сказал мне, что я буду проходить тесты за рулем «Феррари», – продолжает свой рассказ Жиль. – «Я не мог поверить своим ушам, мое имя никогда раньше не упоминалось в контексте с «Феррари». Но потом, через неделю или около того, мне позвонил сам Энцо Феррари и спросил меня, хочу ли я выступать за его команду!»
Дело было в августе, но у Жиля был контракт с «Маклареном» до конца октября, и, как говорит Жиль: «В «Феррари» не хотели ждать до этого срока. Я приехал в Монцу и вел переговоры с Тедди Мейером и людьми из Marlboro, которые были достаточно добры, чтобы отпустить меня, и это позволило мне подписать контракт с «Феррари». В Marlboro очень помогли мне».
Вильнев рассказывает истории своих дебютов, явно наслаждаясь интригой: «Тогда вовсю ходили слухи, что Марио Андретти переходит в «Феррари», и, несмотря на то, что я приехал в Монцу, съездил на фабрику «Феррари», потом вернулся домой, но все еще сомневался в том, что я буду выступать за «Феррари». В Маранелло мне говорили, что все решится через пару недель.
«Две недели спустя я был готов отправляться на последнюю гонку «Формулы Атлантик» в Квебеке, и мне так и не позвонили из «Феррари». У меня была причина связаться с ними. Я позвонил и сказал, что мне так и не перечислили деньги за поездку в Монцу, которые обещали выплатить. Секретарь сказал, что деньги отправлены и больше ничего, я повесил трубку и подумал, что надо принимать вещи, как они есть.
Но затем, спустя пять минут, мне позвонил Энцо Феррари и сказал: «Ты готов подписать контракт?». И я, конечно, ответил, что готов! Но мой контракт с «Маклареном» так и не был закончен, и в понедельник после гонки я поехал в Англию, уладил формальности с контрактом, а оттуда направился в Италию и подписал новое соглашение».
Свою первую гонку за итальянскую команду он провел в следующем месяце, на «Моспорте». Первая победа в «Больших Призах» пришла спустя год, когда Монреаль, всего в 50 километрах от родного города Жиля, Бертьевилля, впервые принимал у себя Гран при Канады. В тот вечер город сошел с ума от радости.
В 1979-м Вильнев выиграл Гран-при Южной Африки, на трассах «Лонг-Бич» и «Уоткинс Глен». Он лидировал еще в четырех гонках и финишировал вторым во Франции, Австрии, Италии и Канаде. Он закончил сезон вторым, всего в 5 очках от ставшего чемпионом Джоди Шектера. Сейчас, после трех гонок сезона-1980, люди в «Феррари» могут отметить, что у них собран один из самых сильных дуэтов гонщиков в своей истории. К сожалению, двигатели на красных машинах не так сильны, как гонщики.
Вильнев и Шектер живут в Монте-Карло. Оба женаты. Спутница Жиля, Джоанна, с ним уже более десяти лет. У Шектеров есть маленький мальчик, а у Вильневых – сын и дочь. Во многом эти двое гонщиков очень похожи, а в чем-то они совсем разные.
Кажется, что у Жиля и Джоди очень хорошие приятельские отношения, и Вильнев подтверждает это: «К счастью, мы хорошие друзья, действительно очень хорошие друзья. Мы очень хорошо работаем вместе».
Жиль, рассуждая о тяжелом начале сезона, говорит, что с волнением ожидает дебюта нового турбомотора «Феррари» V6, который вряд ли будет использоваться в гонках до конца сезона. «Я не думаю, что мы будем использовать его в гонках, пока он не станет мощнее, чем наш нынешний V12. По крайней мере, пока он не позволит проходить круг во Фьорано с той же скоростью, что и наша нынешняя машина «Феррари» T5. Мы способны построить болид с «граунд-эффектом» и более узким расположением турбомотора, так что я надеюсь у нас будет более хорошая машина», – говорит Вильнев.
Сезон-1980 с Т5 и турбомотором станет третьим полным сезоном Вильнева в «Феррари». Итальянская пресса в начале года ожидала, что Жиль бросит вызов Джоди Шектеру в борьбе за титул чемпиона, но пока год складывается тяжело для обоих гонщиков.
«Прямо сейчас, – улыбается Вильнев, – «кажется, что итальянцы любят меня. Надеюсь, такая же ситуация сохранится и до конца года!
В целом то, что говорят журналисты или кто-то еще не имеют значения, например ты не можешь изменить мое отношение к гонкам. Я всегда буду пилотировать в таком стиле. Я буду атаковать на пределе все время, и, если эта тактика принесет мне титул, я буду счастлив».
Фото: Gettyimages.ru/Steve Powell/Allsport, Allsport UK
Наверное уникальный случай среди формульных пилотов, когда первоисточником скила был не карт, а снегоход.