Радость и грусть. Как «Ауди» выиграла «24 часа Ле-Мана»
Дуэль «Ауди» и «Тойоты», гибель гонщика и девятая победа Тома Кристенсена – блог «О гонках и не только» подвел итоги знаменитого автомарафона.
«Ауди» вновь стала лучшей в Ле-Мане. Фото: REUTERS/Stephane Mahe
Ле-Ман – место рождения легенд автоспорта, иногда красивых, а иногда страшных. Гонщики, бегущие к своим машинам на старте, история «Бентли Бойс» во главе с «алмазным королем» Вульфом Баранто, традиция разбрызгивать шампанское на подиуме, скорости под 400 километровв час на прямой Mulsanne и трагедия Пьера Левега – все это французский марафон, который отмечает в нынешнем году 90-летний юбилей.
Большинство болельщиков ожидало от этой гонки новой дуэли «Ауди» и «Тойоты». Японская команда горела желанием бросить вызов «ингольштадтскому экспрессу» и отыграться за неудачу прошлого года. В квалификации тон задавали три экипажа «Ауди», но в 24-часовой гонке побеждает не самый быстрый, а самый надежный.
Перед стартом над половиной трассы прошел сильный дождь, сделав знаменитое «Кольцо Сартэ» еще более коварным. Никто даже не мог предположить насколько коварным…на девятой минуте гонки «Астон Мартин» под номером 95 под управлением датчанина Алана Симонсена сорвало с траектории на мокром поребрике и швырнуло в стену. Удар был столь сильным, что не выдержал каркас безопасности, а гонщик получил травмы, от которых позднее скончался в госпитале. Алану было всего 34 года, у него осталась годовалая дочь…
Трагедия, первая в Ле-Мане за полтора десятка лет, наложила грустный отпечаток на всю гонку – каждый разворот, каждый вылет, каждая авария заставляла сжиматься сердце, поневоле думать о чем-то плохом. Автоспорт опасен – простая истина, за которой стоит столько человеческого горя…
Жизнь продолжается – машина безопасности более часа поводила за собой пелотон, и свернула в боксы, после чего начался «настоящий» Ле-Ман. Уже в первый час после рестарта стало ясно, что хваленая экономичность «Тойоты» не может справиться с чистой скоростью «Ауди». Пилоты японских экипажей, среди которых можно найти немало знакомых имен – Александр Вурц, Энтони Дэвидсон, Стефан Сарразен, Николя Ляпьер, могли оставаться на трассе на круг-два дольше, чем соперники из «Ауди», но проигрывали на трассе больше, чем могли отыграть в боксах. Особенно впечатлял темп «Ауди» под номером 1, двукратные победители Ле-Мана Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе, буквально летели по кольцу «Сартэ», не обращая внимания на периодически поливающий трассу дождь.
Дождь то начинался, то заканчивался на разных секторах 13-километровой трассы, приводя к многочисленным ошибкам и вылетам, но не он остановил чемпионскую «Ауди», а проблемы с генератором. Едва над Ле-Маном стемнело, как экипаж № 1 зарулил в боксы, чтобы простоять там более получаса и вернуться на трассу, проигрывая уже 10 кругов лидерам. В это же время пару кругов в боксах потерял третий экипаж «Ауди» в составе экс-пилотов «Формулы-1» Марка Жене и Лукаса ди Грасси и бывшего пилота ДТМ Оливера Джарвиса. Проблемы у немецких машин вывели на виртуальный подиум сразу два болида «Тойоты», но лидировали-то все равно представители «Ауди». Сверхопытные Аллан Макниш и Том Кристенсен в компании Лоика Дюваля использовали весь свой опыт, задавая темп.
Но что мы все о LMP1 – борьба кипела во всех классах. В LMP2 на победу мог всерьез претендовать экипаж, в составе которого ехал Роман Русинов, но проблемы с фарами отбросили их на шестое место в своем классе сразу после наступления темноты. Майк Конвей, Джон Мартин и наш Русинов не сдались и атаковали на всю катушку, и это принесло свои плоды – по истечении 24 часов они финишировали третьими в своем классе и девятыми в абсолютном зачете, поздравляю ребят, которых не остановили проблемы! За победу в LMP2 боролись два экипажа «Морган», и в итоге впереди оказалось трио в составе Бертана Багге, Родольфо Гонзалеса и Майкла Плоумэна, которых не остановило даже столкновение с прототипом, отставшим на круг, за несколько часов до финиша.
Невероятно плотным получилось сражение в классе GTP, том самом, где за победу должен был бороться Алан Симонсен. В «Астон Мартин» приняли решение продолжить борьбу в память о погибшем пилоте и попытаться выиграть в память о датчанине. Сражение кипело 24 часа, по чистой скорости лучшим выглядел экипаж, в составе которого выступал небезызвестный Бруно Сенна, но его напарник Фред Маковецки разбил машину на 20-м часу гонки. После этого в лидеры вышел «Порше» № 92 в составе Романа Дюма, Марка Либа и Райнхарда Литца, а по пятам их преследовал самый конкурентоспособный из оставшихся на трассе «Астон Мартин». Счет шел на секунды, но в «Астон Мартин» намудрили с тактикой пит-стопов, откатившись под финиш гонки на третье место и пропустив вперед еще один экипаж «Порше», которые в следующем сезоне возвращаются в класс прототипов. Кстати, в классе GTP можно было увидеть много известных лиц – Джанкарло Физикелла, Джанмария Бруни, Камуи Кобаяси, приятель Кими Райкконена Тони Виландер. Жаль только, что «Феррари» в этом году смотрелась лишь третьей по скорости машиной, и вышеперечисленные гонщики не смогли побороться за победу в своем классе.
«Ле-Ман» 2013 года запомнится огромным количеством аварий и выездов машины безопасности. Сотрудники трассы периодически занимались ремонтом ограждающих барьеров после очередной проверки их на прочность. Жуткая ночная авария прототипа «Орека», который буквально развалился на две части; разбитый «Рибеллион» под «несчастливым» номером 13; упомянутая авария «Астон Мартин» под управлением Фреда Маковецки; столкновение одной из «Феррари» в боксах с прототипом – «нарезка» из всех этих происшествий наверняка будет в официальных клипах, посвященных гонке.
В довершение ко всему сказанному, над Ле-Маном периодически шел дождь, который вмешался в распределение мест на итоговом подиуме. Сражение за третье место между «Тойота» №7 и «Ауди» №3 кипело несколько часов, но после того, как защищающий цвета японской команды Николя Ляпьер ошибся в «эсках» на первом секторе, «бронза» досталась ди Грасси, Жене и Джарвису без непосредственной дуэли на трассе. Поврежденная «Тойота» все-таки добралась до боксов, где машину починили, и даже выпустили на трассу, чтобы отстоять четвертое место, впереди самой быстрой, но, увы, ненадежной «Ауди» №1.
«Тойота», тем не менее, финишировала на подиуме в Ле-Мане. Энтони Дэвидсон, Стефан Сарразен и Себастьян Буэми не смогли на равных бороться с «Ауди», но сосредоточились на том, чтобы без проблем добраться до финиша – все гораздо лучше, чем в 2012-м, когда гонка закончилась для этого экипажа аварией, а Дэвидсон угодил в больницу с травмой позвоночника.
Победа в Ле-Мане, 12-я в истории, все же досталась «Ауди». «Ветеранский экипаж» справился со всеми трудностями 24-х часовой гонки, и пересек финишную черту первым. Эта победа стала уже девятой в карьере Тома Кристенсена, третьей в Ле-Мане для Аллана Макниша и первой для местного героя Лоика Дюваля. Рекордсмен «кольца Сартэ» 45-летний Том Кристенсен не скрывал слез после финиша, он вспоминал трагически погибшего товарища и соотечественника.
24 часа пролетели как один миг, вместив в себя много грустного и забавного, слез после трагедии и шуточек механиков в боксах во время ночных смен, напряжения борьбы и веселья зрителей на трибунах. В любом случае, спасибо, Ле-Ман! До встречи в 2014-м!
Праздник отложен. Чем запомнится этот «Ле-Ман»
Симонсен должен был бороться за победу в классе GTE Am, это не тот класс Pro, где присутствуют Сенна, Физикелла и Кобаяси. В нём кстати тоже победили гонщики на Порше, это тоже стоило бы отметить. Потому что перед гонкой на Порше не ставил вообще никто, они капитально проигрывали и Астонам, и Феррари. А вот Феррари как раз провалились.
По поводу победившего экипажа - здесь представлено всё так, что тащили его опытные Кристенсен и МакНиш, на самом же деле (не умаляя их заслуг, разумеется) быстрейшим всю неделю был Дюваль, он просто летел по трассе, стал первым на тестах, в тренировках, взял поул и вообще смотрется просто потрясающе. Так что по-моему на 100% справедливо, что победил именно он. Ну а Кристенсен - просто король Ле-Мана, не думаю, что его 9 побед менее ценны, чем, например, 7 титулов Шумахера.
Тойоте же спасибо за борьбу, они реально сделали всё, что смогли и выжали из своего ведра максимум. Думаю, тоже не лишним было бы это упомянуть, до этой гонки они НИ РАЗУ (НИ РАЗУ!) не проехали 24-часовую дистанцию. Ни в боевом, ни в тестовом режиме. Поэтому иногда могло казаться, будто они не рискуют, экономят, предпочитают синицу в руках. Но их можно понять. С Ауди по чистой скорости тягаться сейчас не может никто, да и в следующем году, я не уверен, что Порше и прочие новички сходу смогут.
А вообще конечно гонка получилась очень эмоциональная и запоминающаяся. На мой взгляд, наряду с гонкой 2011-го года - лучшая за последние несколько лет. Очень жаль, что такое событие было омрачено трагедией. Но... это автоспорт, это риск.
В рунете отличная табличка приведена здесь: http://www.f1news.ru/news/wec-86275.html. На английском языке, например, по этому адресу: http://www.crash.net/le+mans/results/192695/1/le_mans_24_hours_-_class_results.html
Судя по последним новостям, Ауди остаётся как минимум на следующий год, так что никуда от ингольштадтского экспресса нам не деться))
Дмитрий, я почерпнул это произношение ещё в конце 90-х, когда Евроспорт транслировал Ф-3000. Увы, во французском я не дошёл далее 60-й страницы самоучителя, да и тот помню не очень)).
Справочник произношения иностранных фамилий говорит о том, что Вы правы...Если кто-то ещё, кто знает французский лучше меня, даст пояснения, буду благодарен!