13 мин.

Гильем Балаге. «Сезон на Грани» 12. Уставшие ноги в дополнительное время

Об авторе/Благодарности/Вступление

  1. Прибытие Рафы

  2. Перед началом матча (Болельщики)

  3. Перед началом матча (Команда)

  4. Клуб, который унаследовал Бенитес

  5. Менеджер, которого заполучил «Ливерпуль»

  6. Признаки неравенства

  7. Стивен Джеррард: Особый случай «Ливерпуля»

  8. Перерыв

  9. Дорога на Стамбул

  10. Полуфинал

  11. Шесть незабываемых минут

  12. Уставшие ноги в дополнительное время

  13. Пенальти

  14. Парад Победы

  15. Новый сезон

  16. Триумф в Кубке Англии

Фотографии

***

Полагаю, что после этого я легко мог бы завершить с футболом.

«До и во время дополнительного времени я перекинулся парой слов с Хаби Алонсо и Луисом Гарсией, но почти ни с кем другим, — говорит Рафа Бенитес. — Я хотел посмотреть, как они себя чувствуют, и подчеркнуть им, что приоритетом является сохранение владения мячом. Я сказал им набраться терпения, чтобы мы могли попытаться воспользоваться ситуацией на стандартных положениях, если они будут, и, прежде всего, использовать скорость Джибриля Сиссе».

Эти простые инструкции передавались от тренерского штаба игрокам по мере того, как их ноющие мышцы массировались и возвращались к жизни. Им нужно было приложить еще тридцать минут усилий. Пока его товарищи по команде сидели, растянувшись на газоне «Ататюрка», в центральном круге Стивен Джеррард с нетерпением ждал момента, когда все остальные встанут на ноги и битва возобновится. За заметным исключением капитана, у игроков «Ливерпуля» опасно заканчивалась энергия.

Слишком часто, когда слово «опытный» используется в отношении футболиста, это просто эвфемизм для обозначения «старого». Подлинно больший опыт игроков «Милана» в играх такого уровня привел к чему-то гораздо более важному в тот момент: разумному распределению их адреналина и сил. «Милан», возможно, был более старой командой, чем «Ливерпуль», но в дополнительное время они играли с большей свежестью и энергией. После шокирующе ужасных последствий этих судьбоносных шести минут во втором тайме итальянцы просто вернулись к работе. Они восстановили свой контроль над мячом и почти полностью доминировали в игре. «Ливерпуль» уже усвоил, что гораздо утомительнее играть вторым номером и постоянно защищаться, и урок должен был стать гораздо более жестким. Не помогло и то, что усилия команды Рафы до этого момента были близки к сверхчеловеческим. Только так можно объяснить тот факт, что, несмотря на все проверки физической формы и медицинские осмотры, которые показали, что команда находится в отличной физической форме, в дополнительное время по крайней мере четыре игрока были хронически уставшими.

На четвертой минуте Пирло пробил прямым ударом со штрафного чуть выше перекладины. «Ливерпуль» уже начал быстро терять мяч, а «Милан» снова играл хорошо, перемещая мяч и терпеливо ожидая открываний. «Мы думали, что по ходу игры они устанут, — признается Рик Пэрри. — На самом деле все было наоборот. Первые двадцать минут второго тайма заставили наши ноги подкашиваться».

Чуть позже, в короткой трагикомической сцене, Дудек сначала чуть не отступил назад через линию собственных ворот, ухватившись за мяч после прострела Пирло, а затем сделал пять быстрых шагов вперед с идеей начать быструю контратаку. Семеро измученных товарищей по команде остались тащиться за ним по пятам. Голкиперу буквально некому было отдавать.

Хаби Алонсо признает, что команда считала невозможным делать основные вещи, которые обычно становятся для них второй натурой: «Многие парни чувствовали, что их подколенные сухожилия и икроножные мышцы готовы уступить. Так что те из нас, кто был посвежее, знали, что мы не можем продвигаться дальше по полю, дабы поддержать какие-либо атаки. Мы знали, что крайне важно оставаться и защищаться, помогать тем, кто действительно страдает». С самого начала дополнительного времени игроки «Ливерпуля» знали, что все их усилия должны быть направлены на то, чтобы закрыться сзади, потому что никто не был в состоянии совершить длинный забег вперед, чтобы поддержать Сиссе, а затем еще и вернуться назад. Что оставляло один вариант: длинные забросы на француза и полагаться на чудо, что итальянцы не забьют.

На одиннадцатой минуте дополнительного времени Томассон был в нескольких сантиметрах от того, чтобы замкнуть передачу Сержиньо. Как и большинство атак «Милана», эта исходила с левого фланга. Но Джеррард на своей новой позиции правого защитника, по крайней мере усложнил жизнь бразильскому полузащитнику. «Стиви — это сила природы, и он очень быстро понял, что требовалось в тот момент», — говорит Рафа.

В редкие, приятные моменты, когда «Ливерпуль» владел мячом, Дудек обычно посылал его далеко и высоко в направлении Сиссе. Хаманн, Луис Гарсия, Джеррард и Траоре делали то же самое. «Мы понимали, что должны справиться с ситуацией в том виде, в каком она была, и каким-то образом довести дело до серии пенальти, не пропустив еще один гол», — объясняет Траоре. У Шмицера, который провел на поле на двадцать минут меньше, чем большинство его товарищей по команде, начались сильные судороги.

На последней минуте первого тайма дополнительного времени Шевченко замыкал на дальней штанге кросс Кафу, но мяч попал прямо в руки Дудеку. Затем прозвучал свисток судьи. Выжить оставалось лишь пятнадцать минут. В этот момент пути Джеррарда с украинским нападающим пересеклись и он обнял его за плечи. На лице Шевченко отразилось разочарование от его последнего момента, и Джеррард спросил его, все ли с ним в порядке. Шевченко чувствовал, что еще есть луч надежды, еще есть немного времени, чтобы вернуть матч к тому состоянию, которое было в течение первого часа, и снова сделать его миланским. У него оставалось достаточно сил в ногах, и он доверял своему квартету полузащитников в том, чтобы те доставляли ему мяч. Но он знал так же хорошо, как и все остальные, что время уходит. Прежде чем уйти, Джеррард пожелал ему удачи до конца матча.

Пока команды менялись местами, а игроки ловили несколько ценных секунд на лечение, Пако Айестаран поделился своими мыслями с Бенитесом. Он вспоминает: «Мы все отчаянно цеплялись за серию пенальти. Команда была на грани срыва — четверо или пятеро парней бегали исключительно из-за размера своих сердец, но без какой-либо энергии. Это еще более опасная позиция, если у вас нет мяча, потому что вы просто бегаете туда-сюда в поисках владения. Это процесс выматывания и деморализации. Но именно так обстояли дела у нас в дополнительное время. У нас просто не было физических ресурсов, чтобы забить еще один гол».

Пять минут после начала второго тайма. Было очевидно, что «Милан» стал играть первым номером, и за оставшиеся десять долгих минут «Ливерпулю» каким-то образом нужно было вернуть себе эпический дух, который они демонстрировали ранее в этом матче. Джейми Каррагер решил подавать пример. После очередного навеса Сержиньо во вратарскую центральный защитник бросился под мяч. Судорога, как горячее масло, распространилась по его ногам, не давая ему подняться. Ему предложили носилки, но он отказался: он настоял на том, чтобы встать и, прихрамывая, покинуть поле на своих двоих для получения лечения. Прихрамывая, он вернулся на поле, и ему тут же пришлось сделать еще один ныряющий подкат после очередного прострела Сержиньо.

«Сломанная нога причиняет боль, но боль проходит, — со смехом говорит Каррагер. — Но судороги — по-настоящему серьезная вещь. Ты просто не знаешь, что можешь сделать, чтобы избавиться от нее. Каждое твое движение, кажется, только усугубляет ее. Это трудно объяснить, если у тебя их никогда не было. У меня была паховая судорога, и я подумал: "Я женюсь через пару недель, а у меня судорога в паху!"»

Осталось семь минут. Руй Кошта, заменивший Гаттузо всего двумя минутами ранее, подал угловой. Мяч уклонился от всех, но безвредно просвистел мимо дальней штанги. К этому времени, по данным статистики, владение мячом «Милана» в дополнительное время было 64%. Рик Перри знал, что означает такое превосходство: «В дополнительное время должен был быть только один победитель, и это были не мы». Пару минут спустя мяч со штрафного Пирло отскочил от Луиса Гарсии на очередной угловой. «Да, мы легко могли проиграть финал в дополнительное время», — признает Пако Айестаран.

Осталось три минуты. Решающий момент. Выездной «Коп» начал петь. «"Ливерпуль", "Ливерпуль"», как вдруг Дудек совершил эффектный двойной сейв после ударов Шевченко: сначала отразил мощный удар головой на высоте колена, а затем каким-то образом заблокировал последующий удар в упор. Шевченко казался ошеломленным и отшатнулся от ворот, когда мяч полетел на угловой. Казалось, он искал кого-нибудь, кто мог бы рассказать ему, почему он не забил. «Я был уверен, что забью с метра-то, — говорит он сейчас. — Я сильно пробил, но, возможно, это и помогло Дудеку, поскольку мяч отскочил от его руки и поднялся вверх, вместо того чтобы пролететь мимо него или отлететь обратно ко мне. Я мог бы пробить так еще десять тысяч раз, и все, кроме одного или двух, попали бы в ворота. Держу пари, что если спросить у Дудека, он не смог бы рассказать, как ему удалось отбить эти удары. Нет никакого логического объяснения тому, что произошло».

В то время как Шевченко закрыл лицо руками и разинул рот в недоумении, Дудек щеголял полуулыбкой, высунув язык и приподняв брови, казалось, спрашивая: «Как же это случилось-то?» Позже он попытался ответить на свой невысказанный вопрос: «Мне удалось отбить его удар головой, но было очевидно, что он доберется до рикошета — и доберется до него первым. Я просто вскочил так быстро, как только мог, и постарался стать как можно больше. К счастью, мяч попал мне в руки. Внезапно он оказался высоко над воротами, и я просто подумал: "Это невозможно! Как такое возможно?!" Наш тренер вратарей Очото спросил меня после матча, как я это сделал. Я сказал ему: "Если бы знал, то сказал бы тебе!"»

«Дудек занял позицию еще до того, как Шевченко нанес удар головой, — рассказывает Хосе Мануэль Очоторена. — Он автоматически поместил свое тело в единственную зону ворот, где он мог максимизировать потенциальный шанс добраться до мяча. И правильно расставил руки. Он верно рассудил и парировал удар. Речь шла как о технических способностях, так и о чистом инстинкте. Но что тебе нужно сделать дальше в этой ситуации, так это сосредоточиться на отскоке. Ты должен немедленно вернуться в игру и занять точно правильную позицию, чтобы блокировать последующие действия. Тело инстинктивно стремится еще больше опуститься на землю, когда сейв происходит вблизи линии ворот, и, если твое положение тела низко согнуто во время удара по мячу, то велика вероятность того, что мяч продолжит свой путь в заднюю части сетки ворот. Но если вратарь поднимается и встает во весь рост, то он подобен стене. Мы очень, очень усердно работали над этими концепциями с Дудеком на тренировках».

«Заслуга сейва должна включать в себя технические знания, которые Дудек и тренеры привнесли в ситуацию, но также, что очень важно, мы настаивали на том, чтобы он практиковал это снова и снова в течение всего сезона. Мне нравится много работать в ситуациях один в один — например, с близкого расстояния. И мы настаивали на том, чтобы часто повторять их в течение сезона. Но, помимо повторений, важны также интуиция и рефлексы».

«В-третьих, решающее значение имеет степень, в которой нападающий использует свой последующий шанс. В этом случае Шевченко мучился по поводу своего беспокойства из-за того, что упустил эту возможность. Шанс забить горел у него в голове так ярко, что он, очевидно, решил, что лучше всего нанести свой удар как можно быстрее. Поэтому он снова отправил мяч обратно в зону, где находился Дудек. Оглядываясь назад, можно увидеть, что у него было гораздо больше вариантов относительно того, куда пробить. В тот конкретный момент психология была важна, потому что Дудек был более расчетлив, нежели Шевченко. Конечно, была и доля везения, но это также превратилось в поединок один на один между двумя игроками, и более сильный победил благодаря скорости мысли, реакции и тренировке».

В ложе директоров Рик Пэрри, осознав масштабность сейвов, сразу подумал об Очото («тренере, которого никто не знает», по словам некоторых журналистов «Ливерпуля»). «Посмотри на позу, которую принял Дудек, и не один раз, а дважды, и увидишь, что это произошло после большой работы с его тренером, — подтверждает исполнительный директор. — Частая реакция после первого сейва была бы прыгнуть назад, но Дудек увеличил площадь своего тела. Для меня это был классический момент с точки зрения парней Рафы и их методов. Может быть, я предвзят, потому что я был вратарем, но этот сейв не был случайностью, знаешь ли».

На краю вратарской Джейми Каррагер наблюдал за двойным сейвом, как будто это происходило в замедленной съемке. «Это был отлично сыгранный мяч. Ежи спас первый удар, но потом я просто ждал, когда мяч попадет в сетку ворот. Если бы гол был забит, нам бы все равно воздали должное за то, что мы сделали — вышли в финал и отыгрались с трех мячей – но в конце концов мы бы все равно проиграли. Это был один из тех моментов, в которые буквально невозможно поверить. Заслуга Ежи, но это был и грубый промах Шевченко».

Сразу после сейва центральный защитник призвал к вниманию, повернулся и потребовал, чтобы его товарищи по команде вошли в штрафную и сосредоточились на защите углового. Траоре, стоявший в этот момент рядом с Дудеком, все еще недоверчиво раскинул руки. «Все были уверены в Ежи после сейва от ударов Шевченко. Я понял, что если мы не пропустим до конца матча, то реально можем победить по пенальти», — говорит он.

Диди Хаманн стоял на краю штрафной и наблюдал за геройствами Дудека: «Удар головой был хорошим шансом моментом, но нужно было его отбивать, а также отбить и отскок… там должен был быть гол. Серия пенальти должна была стать бонусом, было трудно поверить, что у нас все еще был шанс до нее добраться».

Джеррард был перед Сержиньо, когда бразилец переправил мяч в штрафную: «Я подумал, что он залетит. "Вот и все", — подумал я». Капитан, как и все остальные (кроме Риисе, который беззастенчиво поцеловал Дудека в щеку), забыл тогда поздравить польского вратаря. «Был угловой. Все так устали, и мы играли на автопилоте, — вспоминает Очоторена. — Так же, как и жест Риисе, Каррагер протянул руку, чтобы коснуться руки Дудека, но я не думаю, что они даже соприкоснулись. В конце дополнительного времени все они подошли поздравить его с сейвом». Многие в команде теперь говорят, что сейв Дудека заставил их думать, что им суждено победить.

Проведя на грани краха полчаса, «Ливерпуль», по крайней мере, психологически, теперь выигрывал по очкам. Игроки «Милана» наконец-то согнулись под тяжестью стольких упущенных моментов. «"Ливерпуль" явно устал, — вспоминает Гаттузо, который к этому времени наблюдал за драмой со скамейки запасных. — Но в тот момент я уже думал: "Может быть, нам не суждено победить в этом матче". Затем, когда я увидел двойной сейв Дудека, "может быть" исчезло из этой мысли! Серьезно, я знал, что в серии пенальти мы проиграем». Креспо признался после матча, что героизм Дудека был моментом, когда «мы попрощались с кубком».

Пако Айестаран наблюдал за всем этим с изумлением. «Дудек отбил первый удар, и мы все предполагали, что Шевченко забьет с отскока. Но вместо этого он сильно пробил по мячу». На трибунах, в конце матча с «Ливерпулем», болельщики отреагировали, как и на протяжении всего матча, на полсекунды позже, чем все остальные. Всё — все голы, двойной сейв, подкаты Каррагера, даже серия пенальти позже — происходило на стороне миланских болельщиков. Издалека, как только стало понятно, что произошло, они наслаждались еще одним «моментом Гудьонсена». «Полагаю, что после этого я легко мог бы завершить с футболом, — размышляет Дудек с ухмылкой. — Это было, безусловно, самое важное событие за всю мою жизнь. Мой брат позвонил мне на следующее утро и сказал, что мне нужно посмотреть матч, потому что сейв был "рукой Бога". Когда я не чувствую давления, я могу быть лучшим в мире».

Бенитес, который знает, что то, как игроки справляются с давлением, так же важно, как и их технические способности, уже решил подписать нового вратаря. Что бы ни случилось тем вечером, Дудек почти наверняка будет лишним в следующем сезоне, и он это знал. «Я слышал, что в клуб сватали других вратарей, но такова природа игры», — безропотно сказал польский вратарь после финала. Но Ежи, который до этого момента провел смешанный матч, теперь знал, что это была его игра. В этот момент он почувствовал, что ему море по колено.

Двойной сейв фактически возвестил об окончании игры, которая, по сути, завершилась четырьмя минутами позже. Отыгрывая эти последние, мучительные минуты, «Ливерпулю» удалось всего дважды пересечь линию центра поля.

Прозвучал финальный свисток, и пришло время для лотереи. Футбольная версия русской рулетки. Серия пенальти.

***

Приглашаю вас в свой новый телеграм-канал, где только переводы книг о футболе.