13 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 13. Мохамед Салах

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

Оглядываться назад — замечательная вещь, особенно в контексте футбола. Как часто мы видели игроков, по сути, отвергнутых клубами, поскольку они не чувствовали, что рассматриваемый игрок соответствует стандартам клуба или лиги, и вот игрок развивался в своем новом клубе и внезапно реализовал свой потенциал? В последние сезоны «Челси» был одним из худших примеров этого, отпустив таких игроков, как Кевин Де Брюйне и Ромелу Лукаку, за то, что оказалось было лишь малой частью их будущей стоимости. К этому списку мы можем добавить форварда сборной Египта Мохамеда Салаха, которого «Челси» первоначально привел в Премьер-лигу из швейцарского «Базеля», но не смог предоставить ему адекватные возможности в первой команде.

Из всех игроков, которые в настоящее время находятся в этом «Ливерпуле», потенциально Салах лучше всего представляет основанную на данных работу отдела по подбору персонала. По мере того как сезон 2016/17 подходил к концу, «Ливерпуль» работал над потенциальными целями, которые могли бы усилить линию атаки. У Юргена Клоппа был для этого свой игрок и он хотел, чтобы клуб преследовал нападающего «Байера» из Леверкузена Юлиана Брандта, молодого немецкого нападающего, который обычно играл с левой стороны в передней тройке. Это была, конечно, также лучшая позиция и роль Садьо Мане. Отдел по подбору персонала, однако, был единодушен в своем убеждении, что правильным подписанием на самом деле будет Мохамед Салах, поскольку египетский форвард произвел впечатление в течение сезона в Серии А с «Ромой».

В то время как некоторые другие игроки в «Ливерпуле» делали взвешенные шаги в своей карьере и постепенно проходили этапы, затрачивая время на адаптацию на каждом уровне, прежде чем двигаться дальше, мы видели, как Салах выбрал более окольный путь к вершине.

Мохамед Салах начал свою профессиональную карьеру в своем родном Египте в клубе «Эль Мокавлун», дебютировав в первой команде в 2010 году в возрасте 18 лет. Учитывая то, что мы знаем о Салахе сейчас, неудивительно, что его талант не остался незамеченным, но, в отличие от таких, как Мане в Сенегале, для североафриканцев не было устоявшегося пути в Европу. Что просто означало, что швейцарская команда сумела позиционировать себя как те, кто привез Салаха в Европу в 2012 году.

Египетский форвард почти сразу обосновался в Европе и начал впечатлять своей скоростью и способностью проносить мяч за пределы оборонительных линий соперника, хотя на данном этапе его завершающие удары были в лучшем случае сыроватыми. И пусть даже голы не шли столь свободно, Салах все равно стал неизменным фаворитом болельщиков в Швейцарии, и постепенно его игра стала привлекать скаутов, стекавшихся на матчи в Базеле, чтобы понаблюдать за нападающим в действии. Однако, несмотря на возросший интерес, все равно стало неожиданностью, когда после двух сезонов в Швейцарии он перешел в «Челси» за сумму, которую, как считалось, составляла около £11 млн.

В то время как такие, как Садьо Мане и Фабиньо, предпринимали постепенные шаги для прихода в Премьер-лигу, то же самое нельзя было сказать о Салахе, и после двух лет без особо значительных статистических результатов египетский форвард сразу же оказался в Премьер-лиге. Возможно, тогда не стоит удивляться тому, что Салаху было сложно оказать реальное влияние на уровне первой команды «Челси». Его подписание было частью открытой стратегии по набору игроков, которая была направлена на то, чтобы подписывать талантливых молодых игроков со всей Европы, а затем искать для них время и место в первой команде других клубов, отдавая их в аренду. Это была та же стратегия, благодаря которой такие игроки, как Лукаку и Де Брюйне, подписывали контракт, а затем обосновывались в другом месте, после чего окончательно покидали клуб. Также стоит отметить, что в тот момент тренером «Челси» был Жозе Моуринью, который, как известно, предпочитал небольшой состав первой команды и предпочитал опытных игроков, нежели молодежь в клубе. Несмотря на это, Салах произвел достаточно сильное впечатление, чтобы 13 раз сыграть за «Челси» в течение двух лет своего пребывания в клубе. В этот момент Салах почувствовал себя неуютно и поверил, что его развитие застопорилось из-за отсутствия матчей за первую команду. Он начал агитировать за уход из клуба и в конце концов сделал это, присоединившись к «Фиорентине» в январское трансферное окно 2015 года в полуторагодовалую аренду. Именно во Флоренции Салах по-настоящему начал превращаться в игрока, которого мы видим сегодня. Его завершение атак и последнее касание начало полностью развиваться, чтобы соответствовать его взрывным движениям у штрафной площади. Казалось, что в этот момент все, наконец, пошло хорошо для форварда, и в конце его первого сезона в Италии ожидалось, что он будет играть весь следующий сезон во Флоренции. Так было до тех пор, пока Салах не отказался вернуться во Флоренцию на следующий сезон. Сделка между «Челси» и «Фиорентиной» была все еще действительной, и обе стороны ожидали, что Салах выполнит условия аренды.

Это был первый момент в его карьере, когда мы по-настоящему увидели упрямую сторону Салаха, и в конце концов соглашение с «Фиорентиной» было расторгнуто, хотя Салах все еще играл в том сезоне в Серии А, но перейдя в «Рому».

В Риме Салах продолжил свое превосходное развитие, опираясь на свои выступления за предыдущие шесть месяцев в «Фиорентине». В конце того сезона «Рома» превратила аренду в постоянным трансфер в рамках сделки стоимостью £13,5 млн. В конце концов, «Челси» получил лишь небольшую прибыль от трансфера игрока, который провел годы в их системе развития и был всего в 12 месяцах от признания одним из лучших игроков в мировом футболе.

Сезон 2016/17 стал настоящим прорывом для Салаха, так как он играл на столь высоком уровне, что его данные сияли, как маяк, для отдела по подбору игроков «Ливерпуля». Салах теперь был не только одним из самых эффективных атакующих игроков в Европе, он также был способен создавать моменты и, что более важно, создавать пространство для других. Только благодаря своему позиционированию на поле Салах привлекал к себе все больше и больше оборонительного внимания, и это, естественно, создавало пространство в других местах поля, к которому могли получить доступ его товарищи по команде.

Мы начали эту главу, говоря о ретроспективе, и в этом смысле решение команды по подбору персонала «Ливерпуля» и Клоппа подписать Салаха, похоже, было совершенно логичным, но «Челси» все еще выглядит так, будто позволил двум лучшим игрокам в мире, Салаху и Де Брюйне, покинуть клуб, не дав им времени или возможности стать постоянными игроками первой команды в клубе. Несмотря на то, что мы время от времени говорим о качестве подбора персонала в «Ливерпуле», они извлекают выгоду из ошибок других.

Теперь в «Ливерпуле» Мохамед Салах полностью превратился в одного из самых опасных и смертоносных завершителей атак в мировом футболе. Его статистические данные — это профиль футболиста мирового класса. Он забивает в среднем 0,61 гола за 90 минут, совершает 3,57 ударов за 90 минут и 4,29 дриблинга за 90 минут, а также лидирует в команде с 6,69 касаниями за 90 минут в штрафной соперника. Поскольку Роберто Фирмино опускается в более глубокие участки поля, Мане и Салах должны занимать место в штрафной соперника, и с этих позиций оба игрока смертельно опасны.

 

C момента своего прибытия Мохамед Салах оказал такое влияние на «Ливерпуль», что его позиционирования на поле достаточно, чтобы повлиять на соперника. Опасность, которую несет в себе египтянин, такова, что, как правило, несколько игроков смотрят где он находится, когда «Ливерпуль» строит свою атакующую фазу.

Это позволяет Салаху создавать пространство для других, а затем получать доступ к этому пространству с помощью умных пасов в последней трети. Все еще есть ощущение, что Салах эгоистичен в этих областях, но на самом деле он очень хороший связующий игрок со своей способностью маскировать пасы и идеально рассчитывать их силу.

Пример этого мы видим на рисунке 68, где «Ливерпуль» пытается сломить упорный оборонительный блок «Борнмута». Первый пас разыгрывается напротив Мане слева, при этом Салах слегка отодвинулся от центра. Это позволяет египетскому нападающему двигаться к мячу, чтобы завладеть им, одновременно занимая центральную позицию. Без немедленного давления на мяч в этом пространстве можно было бы ожидать, что Салах повернется и пробьет. Вместо этого Энди Робертсон совершил вертикальный забег через половину поля в штрафную. Когда левый защитник совершает этот забег, Салах идеально исполняет пас через линию обороны, отзываясь на забег.

 

Салах не предпринимает никаких защитных усилий, кроме как прессинговать и противодействовать немедленным переходам. Вместо этого он остается в центральных зонах высоко на поле и, по сути, восстанавливает свою энергию для того, когда «Ливерпуль» вернет себе мяч. Когда это происходит и когда «Ливерпуль» переходит в фазу атаки, мы видим, что Салах, как правило, готов взорваться на пространство.

На рисунке 69 показан пример этого, когда «Ливерпуль» получил вбрасывание в широкой зоне. Бросок производится быстро, и два защитника соперника попадают в ловушку, пытаясь выиграть мяч; в итоге они оба промахиваются головой, и мяч падает к Салаху, который находится на свободном пространстве и ищет возможность завладеть мячом.

Как только Салах это делает и когда у него появляется пространство для движения, он целеустремлен в своем намерении атаковать штрафную как можно быстрее. Мы видим это, когда он поворачивает свой забег в сторону штрафной площади. Два игрока соперника пытаются занять позицию, чтобы побороться за мяч, но оба раза их ловят на простом финте, когда Салах как бы готовится к удару, а затем продолжает свой забег по той же траектории.

Хотя, как мы уже видели, Салах способен взаимодействовать в последней трети, он также является одним из самых целеустремленных и опасных атакующих игроков в мировом футболе, растягивая поле посредством этих вертикальных забегов. Салах стабильно играет на самой высокой линии «Ливерпуля» в тех областях, где, получив мяч, он может немедленно развернуться и атаковать защитников. Это одна из ключевых особенностей концепции вертикальности, которую Клопп предпочитает, когда «Ливерпуль» владеет мячом.

 

На рисунке 70 мы снова видим, что Салах рад оставаться в центре атакующей линии, когда «Ливерпуль» не владеет мячом. На этот раз, в матче против Волков, построение атаки соперника включает в себя несколько странных, мягко говоря, вариантов. Когда мяч изначально находится в штрафной, игрок Волков пытается разыграть мяч поперек ворот, и мы видим, что два игрока «Ливерпуля», Салах и Фирмино, расположены по центру, и между ними и мячом нет игрока соперника.

Когда диагональный пас находит игрока Волков — учитывая характер паса, жесткий и слегка приподнятый, а также положение принимающего игрока, близкое к его же зоне и обращенное к его же воротам — запускается прессинг, и игрок «Ливерпуля» выдвигается вперед, чтобы попытаться выиграть мяч. Игроку Волков удается отбить мяч, но прежде чем он достигнет игрока своей команды, мы видим, как Джордан Хендерсон выдвигается вперед и высоко прессингует, чем он, как мы уже видели на протяжении всей этой книги, и известен. Хендерсон отвоевывает мяч и может быстро отдать его Салаху, располагавшемуся в центральной позиции.

И снова, хотя египтянин, похоже, мало отрабатывает в обороне, он просто занимает идеальную позицию, чтобы воспользоваться следующим атакующим переходом.

 

На рисунке 71 мы снова видим Салаха, расположившегося в центре, а не на правой стороне, против команды соперника, играющего в защите из пяти человек. Этот пример показывает интеллект и технические способности Салаха находить пространство в труднодоступных местах.

Когда мяч попадает к Хендерсону, который находится в правом полупространстве, мы видим отсутствие движения со стороны «Ливерпуля» в заключительной трети, но с Хендерсоном во владении Салах распознает, что он мог бы создать себе пространство между игроками в оборонительной линии.

Первое движение Салаха — в сторону от мяча. Это эффективно приводит его на слепую сторону защитника, против которого он находится 1 в 1. Это заставляет защитника пытаться приспособиться так, чтобы он мог прикрывать и отслеживать забег, который совершает Салах. Хендерсон, прочитав движение Салаха, исполняет пас, который попадает в пространство между линией обороны и вратарем. Теперь, когда защитник потерял равновесие, Салах завершает свое двойное движение, срезая путь и добираясь до разыгрываемого через линию паса.

 

Поскольку Салах сохраняет высокую позицию, когда «Ливерпуль» не владеет мячом, оборонительный блок явно немного не сбалансирован. В то время как на левой стороне мы видим, как Мане отступает назад, чтобы прикрыть левого защитника, то же самое не относится к правой. Чтобы Александер-Арнолд не был изолирован в обороне, диапазон Хендерсона и Фабиньо в центре поля является ключевым, поскольку оба способны перемещаться на правую сторону, помогая Александер-Арнолду, по мере того, как мяч переходит на эту сторону.

Для такого тренера, как Клопп, чтобы допустить подобный оборонительный дисбаланс, он должен быть уверен, что положительные стороны перевешивают отрицательные, и это, безусловно, относится к Салаху, способному позиционировать себя в выгодных областях, где он может находиться 1 в 1 против игрока обороны.

На рисунке 72 мы видим наглядный пример этого, в то время как «Ливерпуль» стремится двигаться вперед за счет быстрого перехода. Мяч перемещается на левую сторону, где Садьо Мане нашел вертикальную линию, по которой он может двигаться вперед. Как только мяч пересекает среднюю линию поля, Салах начинает совершать вертикальное движение, стремясь растянуть линию обороны и получить доступ к пространству за обороной соперника. Учитывая, что эта ситуация сложилась после исполнения стандартного положения соперником, в настоящее время они пытаются восстановить свою оборонительную позицию, но «Ливерпуль» атакует столь быстро, что защитник все еще изолирован. Это, опять же, пример вертикальности, в которую любит играть «Ливерпуль». Когда Мане овладевает мячом, то играет пас под углом вперед на ход Салаху, и египетский форвард может оторваться от защитника и совершить движение в штрафную площадь, чтобы получить шанс забить.

 

Рисунок 73 — наш последний пример в этой главе, и он показывает эффективность движений вверх/вниз, которые форварды «Ливерпуля» используют для прорыва глубокого и пассивного оборонительного блока. С расположенным в центре мячом, на позиции, куда Садьо Мане переместился в пространство, мы видим Салаха, расположенного справа от мяча, в то время как Фирмино находится в центральном слоте.

Оборонительная линия соперника пытается оставаться компактной, и они не проявляют никаких признаков желания выйти и вступить в единоборство или прессинговать игрока с мячом. Они довольствуются тем, что пытаются лишить «Ливерпуль» пространства, на котором они могут играть вперед.

Вот тут-то и вступает в игру движение вверх и вниз. Мы знаем, что Фирмино предпочитает отступать в пространство «десятки», и в этой ситуации он это и делает, двигаясь к мячу, создавая возможность для паса; опять же, мы видим, что задняя линия пассивна, поэтому и нет движения преследования Фирмино. Его движение, однако, служит, по крайней мере, для отвлечения защитников, и поскольку Фирмино движется низко, мы видим, как Салах совершает диагональный забег к верхней линии за него. Этот забег прорывает линию обороны, и Мане обладает качествами владения мячом, чтобы распознать это движение и исполнить пас, который позволяет Салаху выйти за пределы линии обороны.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.