Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 9. Джордан Хендерсон
***
Об общем качестве этого «Ливерпуля» многое говорит тот факт, что игроком, который, возможно, наименее защищен на своей позиции в команде, является капитан клуба Джордан Хендерсон. Однако это не значит, что Хендерсон не является ценным членом команды, скорее, его роль в основном функциональная, а не творческая.
Мерилом психологической устойчивости Хендерсона является то, что он по-прежнему считается таким важным членом команды «Ливерпуля», а ведь его уже давно критикуют как за его выступления в футболке «Ливерпуля», так и за его предполагаемые ограничения. Однако интересно то, что эти ограничения были в значительной степени вызваны тем, что предыдущие тренеры использовали Хендерсона на позициях и в ролях, которые не соответствовали его сильным сторонам или профилю игрока. Подписание контракта с Фабиньо, который будет играть в качестве «шестерки», позволило Хендерсону перейти на более продвинутую позицию в полузащите, и его тактическая гибкость и атлетизм на этих позициях оказались для «Ливерпуля» чрезвычайно важными.
Джордан Хендерсон дебютировал в Премьер-лиге в 18-летнем возрасте в составе своего родного клуба «Сандерленд». Он провел короткое время на правах аренды в «Ковентри Сити», но вскоре вернулся на северо-восток, чтобы стать ключевой фигурой в первой команде «Сандерленда». Его атлетизм быстро проявился, когда он оказался на правой стороне полузащиты, где, несмотря на отсутствие скорости, обычно присущей вингеру, выделялись его трудолюбие и способность играть активную роль как в атакующей, так и в оборонительной фазах игры. Постепенно мы увидели, что Хендерсон оказывает все большее влияние в центре поля, в то время как у «Сандерленда» были проблемы с травмами более опытных игроков на этой позиции. С того момента Хендерсон шел только вперед, и был вознагражден пятилетним контрактом, так как «Сандерленд» надеялся связать его с клубом этой долгосрочной сделкой.
Однако этого контракта оказалось недостаточно, чтобы удержать Хендерсона в клубе, и в 2011 году он перешел в «Ливерпуль» за сумму, которую, как полагают, составлял около £18 млн. Этот трансфер представлял собой значительную инвестицию со стороны клуба с «Энфилда» в то время, когда их стратегия подбора игроков только начинала становиться более аналитически ориентированной. «Ливерпуль» в настоящее время принадлежит Fenway Sports Group (FSG), и они заключили сделку по получению контроля над клубом в 2010 году. FSG уже были владельцами «Бостон Ред Сокс», легендарной бейсбольной франшизы, и они убедились в Манибол-стратегии, которая позволила Билли Бину и «Окленд Атлетикс» последовательно играть выше своих возможностей против гораздо более крупных франшиз, включая «Ред Сокс».
Манибол, в бейсбольном смысле, был относительно простой концепцией. «Атлетикс» начали оценивать игроков с использованием передовых показателей, на которые большинство бейсбольных организаций не обращали внимания. При этом они сумели выявить недооцененных игроков, которых можно было приобрести гораздо дешевле, чем игроков, показавших лучшие результаты по более устоявшимся показателям.
Те, кто стоял за группами FSG, уже начали внедрять подобные стратегии в «Ред Сокс», и они все больше убеждались, что те же принципы могут быть применены и к футболу для «Ливерпуля». Чтобы осуществить это, FSG назначила француза Дамьена Комолли на новую должность директора по футбольной стратегии. На этой должности Комолли, ранее работавший в «Арсенале», Шпорах и «Сент-Этьене», отвечал за стратегию подбора персонала в клубе.
Это привело к группе подписаний, которые имели, мягко говоря, неоднозначный успех на «Энфилде»; в зимнее трансферное окно прибыли два новых нападающих: Луис Суарес из «Аякса» и Энди Кэрролл из «Ньюкасла». В конце того сезона внимание было обращено на игроков, которые, по мнению Комолли, могли бы повлиять на создание моментов для этих новых нападающих, и трое из них были определены и приняты в клуб. Чарли Адам прибыл из «Блэкпула» с репутацией игрока, забрасывающего опасные мячи в штрафную со стандартных положений, в то время как Стюарт Даунинг и Джордан Хендерсон также были подписаны благодаря их впечатляющим результатам с точки зрения создания шансов для своих товарищей по команде.
Из пяти упомянутых игроков лишь Суарес в конечном итоге был продан «Барселоне» со значительной прибылью, и Хендерсона можно считать успешным, но роль, которую в итоге сыграл Хендерсон, была вовсе не творческой. В конце концов, Комолли покинул «Ливерпуль» по обоюдному согласию в 2012 году на фоне критики решений о подбору игроков, которые считались провальными. Весь этот эпизод был интересным предшественником подхода к подбору персонала, основанного на данных, который мы рассматриваем как неотъемлемую часть того, как был построен нынешний состав «Ливерпуля». Заслуга FSG в том, что они придерживались своей веры в то, что данные могут сыграть ключевую роль при подборе игроков, несмотря на эту первоначальную неудачу.
Вернемся, однако, к Джордану Хендерсону. C тех пор за свою карьеру в «Ливерпуле» он играл под руководством трех разных тренеров, и с каждым из них его роль немного менялась. Поначалу, при Кенни Далглише, мы видели, как Хендерсона использовали экономно, поскольку он только пытался приспособиться к разнице в обстановке, переехав из «Сандерленда» в «Ливерпуль». Затем появился Брендан Роджерс, и первая смена роли — Хендерсона стали чаще всего использовать в качестве «шестерки» на позиции опорника у основания полузащиты из трех человек. Хотя Хендерсон был способен играть в этой роли, это, безусловно, не играло на его сильных сторонах. Роджерс предпочитал, чтобы игрок на позиции «шестерки» был относительно статичным и обеспечивал функцию, которая позволяла бы передавать мяч через центр поля в рамках системы с большим количеством владения мячом, которую предпочитал сам Роджерс. Эта роль помешала Хендерсону совершать прорывы через центр поля в заключительную треть, которые стали ключевым фактором его игры. Его стиль паса, обычно безопасный и не прогрессивный, подходил для этой роли, но болельщики вскоре были разочарованы тем, что они расценили как нежелание отдавать мяч вперед в заключительную треть.
В этой роли он продолжал использоваться, когда Юрген Клопп сменил Роджерса на посту тренера, но существовала очевидная разница между тем, чего немецкий тренер ожидал от своей «шестерки», и тем, что мог предоставить Хендерсон. Подписание Фабиньо в 2018 году, по-видимому, стало негативным событием для Хендерсона, и многие полагали, что в результате количество минут, отводимых Хендерсону в первой команде, значительно сократится. Вместо этого мы увидели, как Хендерсон вернулся к роли, которая ему больше всего подходит, той, в которой он играл в качестве одного из двух «восьмерок» в системе «Ливерпуля». Мобильность и мощь, которые сделали Хендерсона столь успешным в «Сандерленде», внезапно стали ключевым компонентом для «Ливерпуля», когда он перемещался из центра во фланг, обеспечивая ширину с правой стороны, в то время как Трент Александер-Арнолд смещался в центр, чтобы легче занимать полупространство. Однако это не значит, что подобная позиционная гибкость — все, что Хендерсон привносит в «Ливерпуль». Он агрессивно прессингует игрока с мячом, что является ключевым для «Ливерпуля», когда команда не владея мячом контрпрессингует, но он все равно активно участвует в создании атаки, когда «Ливерпуль» владеет мячом. На момент написания статьи Хендерсон совершал в среднем 69,44 паса за 90 минут, что является третьим показателем среди этого «Ливерпуля», уступая только Вирджилу ван Дейку и Джо Гомесу. Стоит также отметить, что Хендерсон делает в среднем наибольшее количество пасов за игру в последнюю треть поля в этом «Ливерпуле» — 11,97 за 90 минут. Это говорит о том, что отсутствие прогрессивного паса при Брендане Роджерсе, скорее всего, было вызвано тактикой, а не отсутствием способности или желания играть прогрессивно.
Джордан Хендерсон — один из самых недооцененных игроков «Ливерпуля», и его способность эффективно действовать на обоих этапах игры чрезвычайно важна в этой тактической системе. Не владея мячом, его атлетизм и скорость работы позволяют ему одинаково комфортно чувствовать себя независимо от того, защищается ли он спиной к своим воротам или прессингует игрока с мячом, лишая соперника возможности играть вперед.
На рисунке 46 мы видим пример такого атлетизма вне владения мячом, когда Хендерсон работает над восстановлением своей позиции. Этот конкретный пример был взят из матча сезона 2019/20 против «Норвич Сити». «Ливерпуль» находился в фазе атаки, но атака была прервана до того, как удалось создать шанс. Завладевший мячом игрок «Норвича» смог продвинуться вперед, и в полупространстве его атаковал Трент Александер-Арнольд. Единоборство замедлило переход в атаку, но мяч все равно перешел к игроку «Норвича» на фланге, и внезапно «Норвич» двинулся вперед на позиции, где они могли бы создать перегрузку на стороне той стороне поля, где находился мяч.
Однако это получалось до тех пор, пока Хендерсон не совершил оборонительный забег из-за мяча, заняв позицию, чтобы не только блокировать забег владеющего мячом игрока, но и отвоевать мяч и самому начать атакующий переход. Джордан Хендерсон способен быстро переходить от одной фазы к другой, в то время как остальная часть функциональной полузащиты, состоящей из Фабиньо и Вейналдума выполняет больше отсеивающих функций.
На этот раз на рисунке 47 мы видим ситуацию, когда Джордан Хендерсон играет ключевую роль в продвижении к мячу, чтобы предотвратить быстрый переход соперника. И снова два других полузащитника занимают заданную позицию за мячом, но они не двигаются, чтобы присоединиться к прессингу. Это одно из ключевых различий в структуре прессинга между этим «Ливерпулем» и дортмундской «Боруссией» Клоппа — прессинг гораздо более взвешенный.
Когда Хендерсон движется, чтобы прессинговать игрока с мячом, он закрывает пространство вокруг мяча и лишает возможности сыграть либо во фланг, либо более прямым способом на переднюю линию. Этот прессинг, однако, предназначен не только для того, чтобы отвоевать мяч, но и для того, чтобы действовать в качестве эффективной тактики сдерживания. Это позволяет атакующим игрокам опуститься и атаковать мяч сзади, и именно в этот момент мяч «Ливерпулем» и отвоевывается. Эта форма контрпрессинга со стороны Хендерсона в значительной степени ситуативна, но его способность прессинговать, а затем восстанавливать позицию, если мяч идет дальше, чрезвычайно эффективна.
Этот атлетизм одинаково эффективен для «Ливерпуля», когда они владеют мячом. Его способность быстро покрывать поле придает определенное ощущение динамизма атаке «Ливерпуля». Мы видим это на рисунке 48, когда «Ливерпуль» быстро переходит в фазу атаки.
Начальный пас идет вперед от вратаря, который разыгрывает прямой пас на противоположную половину поля. Роберто Фирмино опустился в центр поля, и это движение потянуло за собой защитника соперника.
Бразильцу не удается завладеть мячом, но тот свободно откатывается на правую сторону. Хендерсон совершает решительное движение к правой стороне поля и подбирает ничейный мяч.
Конечно, недостаточно просто иметь возможность выдвинуться и завладеть мячом на этом широком пространстве; игрок также должен уметь делать пас за линию обороны. Начальное движение Фирмино было эффективным для того, чтобы вытащить игрока обороны из слота, и, таким образом, между игроками обороны создалось пространство. Мохамед Салах расположен между двумя игроками на линии обороны, и он немедленно стремится совершить вертикальный забег, чтобы прорвать линию противника и получить доступ к пространству за линией обороны. Джордан Хендерсон обладает таким качеством владения мячом, что может завладеть им и закрутить мяч мимо защитника, давая Салаху шанс забить.
Хендерсон эффективно контролирует бо́льшую часть поля благодаря своей мобильности и готовности работать как во владении мячом, так и вне его.
На рисунке 49 мы видим еще один пример того, как Хендерсон может расположиться в свободной зоне, чтобы самостоятельно контролировать участок поля.
Пространство создается с помощью простой ротации, которую мы регулярно видим в исполнении «Ливерпуля», когда Александер-Арнолд перемещается в свою теперь стандартную позицию в полупространстве. При этом он тащит за собой в центр защитника, а Хендерсон выбегает во фланг, чтобы обеспечить ширину и предотвратить перегрузку центрального пространства. Это механизм, который мы довольно подробно описали в этой книге, но он так важен для того, чтобы «Ливерпуль» растягивал оборонительный блок противника, создавая пространство, к которому могут получить доступ их атакующие игроки.
В этом примере Хендерсон получает контроль над мячом и показывает дальность своей передачи, открывая доступ к ключевому пространству за линией обороны. Пас закручивается на пространство между линией обороны и вратарем, в пространство, где Мане находится между двумя игроками обороны и в положении, позволяющем бежать на мяч.
Еще одна ключевая позиция, которую мы видим, что Хендерсон занимает в атакующей структуре «Ливерпуля» — поддерживающая, когда он выходит на угол штрафной площади, располагаясь за мячом. На рисунке 50 мы запечатлели этот момент в матче против «Саутгемптона». Изначально мяч был отправлен в правый фланг на Александер-Арнолда, и молодой английский крайний защитник продвинулся еще шире на пространство вместо того, чтобы смещаться в центр, как он обычно делал в течение прошлого сезона. По мере того как Александер-Арнолд выходит на более выдвинутую позицию, его забег отслеживается защитником, и прострелить в штрафную становится намного сложнее.
И здесь мы видим, как Хендерсон выдвигается, чтобы поддержать игрока с мячом, но под углом, чтобы суметь принять мяч, а затем мы видим, что стало чем-то вроде фирменного стиля английского полузащитника, когда он в касание как бы обвивает мяч ногой и совершает навес в сторону дальней штанги.
Эти поддерживающие забеги еще и дополняются поздними врываниями в штрафную соперника, когда фаза атаки замедляется. Хендерсон демонстрирует множество инструментов для доступа к штрафной площади, будь то с широких пространств или более централизованно, поддерживая нападающих посылаемыми в штрафную пасами.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.