Мариус Вольф: «Наконец-то я здесь!»
«Волк пришел в себя, у него за плечами долгий и интересный путь«, - говорит о себе Мариус - фамилия Вольф. Он живет девизом клуба, который гласит: «И ты встаешь снова и снова...» С третьей попытки 26-летний футболист зарекомендовал себя в составе пока еще действующего обладателя Кубка Германии, и чувствует себя «двенадцатым игроком». Как минимум, один из первых вариантов замены со стороны главного тренера Марко Розе. Но если Вольфа не выпускать играть с самого начала, то он может сыграть на любой позиции. Гибкость — это одна из его сильных сторон. А еще есть целеустремленность и узнаваемость. Что еще важнее.
У него до сих пор есть первая футболка. «Она где-то в доме моих родителей», — говорит Мариус. Классическая желтая с черным воротником и с черными длинными полосами на рукавах. В этой футболке в 1996 году дортмундская «Боруссия» стала чемпионом Германии. Это также дало BVB вечную и искреннюю любовь со стороны Мариуса Вольфа. Хотя в то время этот факт остался для всех незамеченным.
Кузен отдал ему футболку, поскольку ему была уже мала, но маленькому Мариусу она доходила до колен. «Это было больше похоже на ночную рубашку», и это превратило его в ночного поклонника. О, черно-желтая «Боруссия», как ты прекрасна! С тех пор он стал приставать к отцу с просьбой отправиться в этот легендарный город Дортмунд, «хотя я совершенно не представлял, где это может быть». Так что отец Вольфа посадил своего восьмилетнего сына в машину и поехал с ним на игру Бундеслиги против леверкузенского «Байера» на самый красивый стадион в мире. 430 километров в одну сторону, поскольку дом Вольфов находится в Айнберге в Верхней Франконии (в Баварии). Когда 15 лет спустя Мариус подписал контракт с BVB, его мать прислала ему ту самую фотографию в черно-желтой ночной рубашке и написала под ней: «Мечта сбылась!»
Историю первой футболки можно найти в очаровательно красивой книге Рональда Ренга «Великая мечта», в которой он сопровождает трех мальчиков старше девяти лет, которые абсолютно все хотят попасть в Бундеслигу. Мариус, каково это быть героем книги?
Это было очень захватывающе. Прежде всего, я должен сказать, что Рональд все очень хорошо описал. Время от времени я думал: как жаль, что в моем детстве не было такой книги. Там рассказывается еще о некоторых важных вещах. Например, о том, как обстоят дела со школой и ежедневными тренировками, и о повседневных проблемах, с которыми сталкиваешься, если хочешь стать профессиональным футболистом. Это совершенно другая книга с совершенно новым подходом! Очень рекомендую всем юным футболистам и их родителям. И ее итог известен: наконец-то я здесь!
Волк нашел свою территорию?!
Так оно есть! Волк сделал свой выбор, он прошел долгий и интересный путь, я обратил на это внимание, читая книгу. В молодом возрасте я уже являюсь чем-то вроде «странствующего эксперта». Нюрнберг, Мюнхен, Ганновер, Дортмунд — и некоторое время между Берлином и Кельном. Спроси моего отца и моего двоюродного брата...
Того самого, кто подарил тебе твою первую футболку «Боруссии»?
Именно! Он был с моим отцом, когда я переезжал. Мы все вместе искали территорию волка и наконец-то нашли ее. И, в конце концов, я там, где я должен быть!
В книге есть счастливый конец и для тебя. Ты единственный из трех парней, кто добрался до вершины. И не всегда это казалось очевидным. Ты столкнулся с неудачами. Молодым в «Нюрнберге», позже профессионалом в «Мюнхене-1860», во время твоего первого выступления в Бундеслиге в Ганновере, а также в «Боруссии». Многие люди думают точно так же, но самое замечательное в тебе то, что ты продолжал вставать! Ты не позволил всему этому сбить себя с толку, пока, наконец, не оказался там, где хотел быть! Это твоя отличительная черта, выходящая за рамки футбола?
Абсолютно. Всегда есть этапы, когда дела идут не так хорошо, как в обычной жизни, так и в футболе. Это неизбежно, и особенно для меня. Но теперь я здесь, и это главное!
Ты когда-нибудь думал о том, что дальше невозможно продолжать? Что я просто недостаточно хорош как профессиональный футболист, и мне нужно делать что-то еще?
Я никогда не заходил так далеко в своих размышлениях. Но пять лет назад в Ганновере, когда я очень хотел пробиться в Бундеслигу, а меня выслали во вторую команду, у меня были сомнения. Я был далеко от дома, сначала травмировался, а потом еще и заболел лихорадкой. В спортивном плане я был полностью выбит из колеи. Мне очень повезло, что на том этапе я всегда чувствовал поддержку со стороны своей семьи и своих друзей.
Это сформировало тебя таким. Что бы ни случилось, ты знаешь, что справишься. Ты также растешь благодаря своим неудачам.
Как ты определил, что это неудачи? Я вижу только вызовы, и должен их принимать. Вот почему я сейчас играю за «Боруссию»! Например, у меня в начале карьеры в Нюрнберге была проблема с ростом и так далее. За два года я стал выше на двадцать сантиметров. Потеряв некоторые вещи, их можно вернуть потом, но тогда об этом еще не было известно. На это у меня ушло девять месяцев, а потом все вернулось на круги своя. В то время мне повезло, что мой бывший тренер из команды до 15 лет в «Нюрнберге» стал главой академии в «Мюнхен-1860». И что он еще держал меня в поле зрения.
В клубе «Мюнхен-1860» ты взялся за дело. Обычным игроком Бундеслиги (до 19 лет) и через команду до 23 лет профессиональным игроком второй Бундеслиги, но и там были проблемы. Потому что ты не сразу согласился на продление контракта и потом не был взят на выездную игру в Бохуме.
Это был настоящий опыт. Мой первый в профессиональном футболе. Я этого не понимал и не верил, что что-то подобное вообще возможно. Я только что получил свое первое приглашение в сборную до 21 года, так что не ожидал, что клуб пойдет на такой шаг.
Но теперь это уже неважно. Просто я попал в сборную в качестве отстраненного игрока, и у меня еще было кое-что в Мюнхене, чем я мог отвлечься от этого стресса.
Затем последовал культурный шок в «Ганновере». Впервые вдали от семьи и друзей.
Я увидел в этом изменении шанс. Я хотел играть в Бундеслиге, и «Ганновер» дал мне такую возможность. Чтобы потом произошло так: травма, лихорадка и ссылка во вторую команду... Не беда! На этот раз я не хотел упускать свой шанс. Я знал, что смогу заиграть в Бундеслиге. Если не в Ганновере, то где-то еще.
То, что потом произошло, — одна из самых безумных историй в Бундеслиге, в которой и так немало сумасшедших историй.
Ты имеешь в виду переезд во Франкфурт, хотя изначально уже договорился с «Бохумом»?
В январе 2017 года ты уже заселился в отеле Бохума в предпоследний день зимнего трансферного окна. Телефон зазвонил в половине одиннадцатого вечера. Звонил Бруно Хюбнер, спортивный директор франкфуртского «Айнтрахта», который очень хотел тебя подписать. 22-летний парень, который не пробился в «Ганновер» и предстояло играть всего лишь в региональной лиге...
Да, иногда случаются странные вещи. Я был полностью готов к «Бохуму» и очень хотел получить там игровую практику. Все изменилось, когда позвонил Бруно Хюбнер. Его сыновья знали меня и, должно быть, замолвили за меня словечко. Как я мог это упустить? У меня был шанс снова сыграть в Бундеслиге, и это было моей мечтой! И не было никаких колебаний. Так что я съехал из отеля, отменил переход в «Бохум» и отправился прямо во Франкфурт.
Прошло два месяца до твоей первой игры в Бундеслиге за «Айнтрахт» и еще четыре месяца до твоего первого гола в Бундеслиге, который ты забил в матче против «Боруссии». Ты можешь найти все голы на YouTube. Даже гол за команду «Мюнхен-1860» до 23 лет в игре против «Вюрцбурга». Но этого гола против «Боруссии» просто нигде не найти.
Ну, я был бы рад помочь тебе! Это была очень бурная игра, Дортмунд вел со счетом 2-0, но мы быстро догнали и поняли: есть еще куда стремиться! Мы побежали, Мият Гачинович отдал, и я подумал про себя: возьми и пробей! Так что я взял и пробил.
Кстати, это была первая игра Джейдона Санчо за дортмундскую «Боруссию».
Ах, да? Я этого не знал, так что это был своего рода двойной дебют. Опять-таки снова узнал что-то новое.
Даже во время того приятного периода во Франкфурте тебе пришлось пережить небольшую психологическую неудачу. В полуфинале Кубка Германии против менхенгладбахской «Боруссии» ты так сильно повредил плечо, что пропустил финал против дортмундской «Боруссии».
Это было чертовски тяжело. Айнтрахт не так часто добирается до финала кубка. Так же, как и я. Поверьте, я долго досаждал врачам и все умолял их, можно ли что-нибудь сделать, чтобы отложить операцию. Без шанса! Травма была настолько серьезной, и плечо нуждалось в немедленной операции. Нет ничего хуже для футболиста, чем сидеть сложа руки, пока твои товарищи по команде на поле, в такой игре, как эта...
... которая затем была проиграна дортмундской «Боруссии» со счетом 1-2. Но на следующий год все сработало как надо. Да еще как! 3-1 в финале против главного фаворита «Баварии»!
Это был невероятный опыт по нескольким причинам. Это была не просто сенсационная игра и мой самый большой спортивный успех на сегодняшний день. Но это была и моя последняя игра за «Айнтрахт» перед переездом в Дортмунд. Лучшего прощания, чем эта победа в кубке, и быть не могло!
Во Франкфурте ты встретил друга на всю жизнь в лице Кевина Принса Боатенга. Ты говорил с ним о «Боруссии» до переезда? Он немного поиграл здесь несколько лет тому назад.
Конечно. Он был одним из первых, кому я рассказал о своем переходе. Потом мы вместе летали в отпуск на Ибицу и постоянно это обсуждали. Кевин сказал: Очень хорошее решение, брат, ты обязательно должен его принять, Дортмунд — суперклуб!
Первый год в дортмундской «Боруссии» прошел неплохо, но во втором ты принял поспешное решение отравиться в Берлин.
Конечно, я представлял себе это совсем по-другому. На мой взгляд, подготовка летом 2019 года была лучшей из всех, которую я когда-либо проходил. Вот почему я так долго ждал, прежде чем сделать какой-то шаг, до последнего дня, потому что клуб не подавал никаких признаков того, что они хотят меня отпустить. Но в какой-то момент пришлось признаться себе, что в том сезоне будет сложно. Нет проблем, тогда мне просто придется поиграть в другом месте, чтобы в ближайшем будущем я мог лучше помочь Дортмунду. Отсюда и переезд в Берлин в последнюю минуту.
Тогдашний тренер «Боруссии», Люсьен Фавр, уже перепрофилировал Лукаша Пишчека из нападающего в защитника, и он также разглядел и твои большие способности. Это делает тебя еще более универсальным игроком. Осталось ли какое-то положительное воспоминание об этом не самом лучшем периоде?
Да, я совершенно точно выиграл от этого. Время от времени я играл в качестве защитника во Франкфурте. Но в цепочке из 5 игроков все по-другому, чем сейчас в цепочке из 4 человек. Конечно, в итоге я вырос как футболист, так что этот этап был выгодным для меня. Я вижу только положительные моменты из этого этапа в Дортмунде!
В Берлине тоже была неудача, но она коснулась не только тебя. «Герта» была на грани вылета, когда Юрген Клинсманн в спешке покинул Берлин, оставив после себя довольно странное наследие. Ты был одним из немногих, кто получил положительную оценку в его характеристике. В его дневнике, опубликованном изданием «Sportbild», говорится: «Мариус Вольф, 24 года, арендованный игрок из Дортмунда, отличное отношение к делу, просто необходимо выкупить его, а затем он принесёт больше пользы».
Ну, что я могу сказать об этом? Такого в Бундеслиге еще не было. Как игроки, мы не особо обращали на это внимание. Даже если потом мне придется сказать, что, конечно, приятно, когда тебя оценивают так положительно, пусть даже и в очень необычном контексте. В любом случае, для меня, как для игрока, это мало что дало, потому что сразу же пришел новый тренер и, конечно же, у него были свои критерии оценки.
После года в «Герте» ты вернулся в «Боруссию» и начал все сначала. Снова отдавал все силы и старался, но в конце подготовки была еще одна аренда, на этот раз в «Кельн». Не казалось ли тебе, что тебя гоняют туда-сюда?
Никогда об этом не задумывался. Так устроен бизнес. Я хотел играть в футбол, и, поскольку в том сезоне в «Боруссии» это было бы очень сложно, мне просто нужно было уйти в другое место. Я пытался смотреть на ту ситуацию позитивно. С помощью несколько трансферов и аренд я многое для себя почерпнул, познакомился с большими городами и интересными людьми. Никто не сможет этого у меня отнять. И еще: я всегда играл за клубы с крутыми болельщиками!
Год в Кельне едва не закончился очередной неудачей. Вы избежали вылета только во второй игре против клуба «Хольштейн Киль».
О, я был почти уверен, что мы справимся. С одной стороны, потому что у нас была хорошая команда. А, с другой стороны, потому что я знал ситуацию. Я уже играл против Киля в игре на вылет в составе «Мюнхен-1860», и после довольно слабого первого матча мы сохранили место в лиге по итогам второго матча. Это был очень забавный момент.
Этим летом ты приехал в Дортмунд в третий раз, но на этот раз при совершенно новых обстоятельствах. Появился новый тренерский штаб, а вместе с ним и новый шанс для тебя.
Это безусловно мотивировало! Новый тренер меня не знал и заставил всех начинать все сначала. Прежде чем ты спросишь, боялся ли я еще одной неудачи из-за дурацкой травмы лодыжки в процессе подготовки, то скажу, что нет, я совсем об этом не думал. Во-первых, травмы никогда не случаются вовремя, и я быстро понял, что очень скоро вернусь. Опять же, невероятно важно мыслить позитивно. Это одна из причин, почему я вернулся на поле спустя всего две недели.
Твой приятель Кевин-Принс Боатенг мог бы сказать совершенно так же. Насколько близок ваш контакт сегодня в этом напряженном графике Бундеслиги?
Мы по-прежнему разговариваем по телефону каждую неделю и часто играем в Playstation друг против друга.
Кто выигрывает?
Я выигрываю. Это тоже вопрос поколения, и, извини, Кевин: твое поколение не очень хорошо играет в Playstation!
Ещё прошлым летом Мариус Вольф был одним из главных кандидатов на продажу, но сейчас все указывает на то, что он станет важной частью перестройки «Боруссии» и в следующем сезоне продолжит играть в Дортмунде…