Ловкость ног и никакого мошенничества.«Joga Bonito» как эссенция футбола и почему она умирает
Мысли и мнения, изложенные в этом тексте, являются субъективными и основаны сугубо на моем видении и представлении футбола, что было обусловлено периодом, во время которого я рос и созерцал игру миллионов. Отчасти, на мои взгляды и суждения повлияла ностальгия по утерянному и нежелание принимать или признавать действительность. Поэтому, дорогой читатель, если мои рассуждения покажутся тебе неверными, а в моей правде ты найдешь несправедливость знай, мы просто по-разному смотрим на футбол!
Эссенция футбола в его красоте и необычайности
Кто-то помнит тот день или момент, когда он впервые увидел футбольный матч, и чем именно его зацепила игра, в которой 22 дядьки бегают за круглой, пятнистой сферой по огромной, зеленой лужайке, которая симметрично изрисованная белыми линиями? Возможно, вас зацепили яркие футбольные формы или эмоции фанатов на трибунах, которых нельзя сравнить с обычными зрителями, а может вас восхитили эффектные и немыслимые прыжки вратарей, рискованные и смелые подкаты защитников или мощные и точные удары нападающих, после которых сетка ворот натягивается, словно стрела в луке. У каждого из нас есть своя история любви к футболу я же попробую рассказать свою.
Момент, когда бабочки в животе запорхали, а я понял, что футбол это мое, начался не совсем обычным образом, он начался с пляжного футбола - очень яркой и зрелищной игры. Уже точно вспомнить, кто играл и что это был за турнир я не могу но отчетливо помню босоногих чуваков, которые изящно поднимали мяч в воздух, помню как элегантно и непринужденно они принимали мяч любыми частями тела или просто не останавливая круглого, пяткой пробрасывали мяч своему партнеру, а тот в свою очередь, в прыжке через себя, мощным ударом отправлял мяч в ворота. Я торжествовал! Никогда прежде мне не удавалось видеть, таких ярких акробатических движений и пируэтов. Все что мне хотелось в тот момент, это повторить увиденное, но увы… пляжей в моих краях и близко не было.
Но грусть моя продлилась не долго, спустя несколько недель мне посчастливилось увидеть игру, очень похожую на предыдущую, но куда масштабней и продолжительней. Вместо белоснежного песка был изумрудный газон, а вместо босых акробатов, были обутые в непонятные кроссовки спортсмены, но кое-что общее у них все же было – стиль, техника и улыбки на лице, в тот день я увидел, как играет сборная Бразилии по футболу. Роналдиньо, Роналдо, Кака, Робиньо; каждый раз, когда они касались мяча, мой эмоциональный фон подлетал к небесам, то, что они делали с мячом, было невероятным зрелищем, а соперник, как не старался, не мог повторить того, что предлагала ему Бразилия. Движения были чистой магией, маневры, которые они проделывали казались мне жульничеством и обманом, это было похоже на трюки уличного фокусника, казалось, вот мяч, прямо перед соперником, просто отбери и все, но нет. Каждый раз им удавалось в долю секунды сделать, невидимое для человеческого глаза движение, после которого соперник оказывался на пятой точке, а смуглый и вечно улыбающийся бразилец пытался перехитрить уже следующего оппонента. И вот пазл сошелся, травянистое покрытие есть, мяч есть, осталось только кроссовки такие же найти, но пока можно и босиком побегать, как в пляжном футболе. После того матча я редко когда смотрел пляжный футбол, моими кумирами стали Роналдиньо Кака и Робиньо, а я навсегда влюбился в картины, которые рисовали кудесники мяча, я влюбился в «Джога Бониту»!
Спустя годы я нахожу красу во многих аспектах футбола, но до сих пор, ничто меня так не восхищает, как та магия, которую носили в своих ногах бразильцы. А квинтэссенцией игры, стали те редкие случаи, когда футболист полностью отдается моменту, погружается в своего рода медитацию, где есть только он, мяч и соперник, а в голове полное отсутствие плана, лишь импровизация, после которой чувствуешь в себе жизнь.
Что же такое «Joga Bonito» и кто ее придумал
В преддверии ЧМ в Германии 2006 года «Nike» выпустила рекламную кампанию под названием «Joga Bonito», это был мини-сериал, состоявший из коротких роликов, в которых звезды мирового футбола (по большей мере бразильцы) демонстрируют свои скиллы. Анри финтил с обычными пацанами во дворе, Златан соревновался в технике с Роналду, а бразильцы в раздевалке и не только танцевали фламенко с мячом, ну а хедлайнер той кампании Роналдиньо, жонглировал вместе с партнерами по сборной, играл в пинг-понг с перекладиной и пытался повторить финты, которые ему удавались в детстве на футзальных полях. Сериал мгновенно стал вирусным, а в каждом дворе мальчишки со всего мира пытались повторить трюки своих кумиров. В ходе рекламной кампании «Nike» выпустила манифест футболиста и призывала всех к честной, творческой и красивой игре, а девиз кампании «играй сердцем» лучше всего отображал главный принцип «красивого футбола».
Но понятие «Joga Bonito» придумали не в отделе маркетинга компании «Nike», этот термин своими корнями уходит в глубь начала 20-го века. Началось все с Чарльза Миллера, британца, родившегося в Сан-Паулу, в семье шотландца Джона, который прибыл в Бразилию для работы в железнодорожной компании, и бразильянки английского происхождения Карлоты Фокс. В 1884 году родители Чарльза, отправляют сына за океан в «Публичную школу» в Саутгемптоне. В Англии, учась в школе, парень учится играть в футбол. А спустя десять лет Миллер возвращается в Бразилию, привезя из Англии футбол и правила этой игры. Изначально футбол в Бразилии был исключительно игрой для богатых людей и мигрантов из Британии, но позже начал распространяться и среди рабочего класса, чем хотел воспользоваться Миллер, попытавшись объединить враждующие нации. В то время между белыми и африканскими бразильцами были очень натянутые отношения, так как вторые, долгое время были рабами и не имели тех же привилегий что у европеоидной расы, но из-за постоянной расовой дискриминации и нежелания признавать чернокожее населения его попытки успехом не увенчались.
Чарльз Миллер
Со временем в Бразилии появилась своя сборная, а львиная часть команды была составлена из темнокожих игроков, даже несмотря на их дискриминацию нельзя было не признать того, что им удавалось на поле куда больше, чем белым. А президент страны Жетулиу Варгас, активно увлекавшийся спортом, в особенности футболом, создал повествование о том, что стиль игры сборной Бразилии, напоминающий самбу, является символом национального стиля страны. Это не только помогло объединить соперничающие государства под одной целью, но и сумело улучшить расовые отношения между бразильцами разных происхождений. Говорят, что именно их культурный стиль стал причиной успеха Бразилии. Импровизация, креативность и хитрость чернокожих футболистов заменили негативные стереотипы позитивными. Национальный имидж футбольной команды Бразилии и, как следствие, всей страны был построен на афро-бразильской культуре.
Особенным стал Чемпионат Мира в 1958 году, тогда на полях Швеции собрались вместе такие игроки, как Пеле, Гарринча, Диди, Вава и Марио Загалло - это было золотое поколение «Джога Бониты». Главный тренер «Селесао» Висенте Феола, взял на вооружение идею игры в удовольствие, философия которой позже станет революционной в футболе. Типичный бразилец не только умел владеть мячом, но и бесстрашно сражался с противником один на один. В отличие от Испании и Барселоны, которая ранее применяла позиционную игру или «Juego de Posición», в «Joga Bonito» передачи использовались только для того, чтобы передать мяч игроку, который имеет лучшую позицию чтобы забить гол. Они не стремились сохранять владение мячом на протяжении всей игры, поскольку упор всегда делался на создание моментов и забивание голов.
По правде говоря, «Joga Bonito» — это не столько стратегия, сколько состояние души. На каждого игрока ложилась ответственность использовать свои навыки и творческий подход не только для того, чтобы просто забивать, а забивать красиво. Эта философия передавалась из поколения в поколение в сборной Бразилии. Между 1958 и 1970 годами бразильцы сумели трижды выиграть чемпионат мира, успешно реализовав идеалы «красивого футбола».
Со временем футбол изменился, появились такие стили, как катеначчо и тотальный футбол, которые были более прагматичными, организованными и нацеленными в первую очередь на результат. Игра «Селесао» тоже изменилась, один из творцов «золотого поколения» Марио Загалло, позже ставший тренером национальной команды, несмотря на то что, будучи игроком бразилец исповедовал «красивый футбол», в роли тренера он решил придерживаться принципов организованной игры. Отчасти ему это удалось, под его руководством Бразилия еще дважды стала чемпионом, в 1970 и 1994(в 1994 году Загалло был координатором, но по сути, именно он руководил сборной) и взяла серебро в 1998 году, но полностью осуществить свои планы Загалло не смог. Бразильцы были настолько пропитаны танцами с мячом, что просто не могли отказаться от этого, да их игра изменилась, но игроки вроде Роналдо, Ривелино, Зико и Жаирзиньо продолжали играть под музыку.
Наследники «красивого футбола»
Представителей «красивого футбола» не так много, как, к примеру нападающих с мощным и точным ударом или же полузащитников с невероятно точным пасом, это совершенно отдельная каста игроков, которые во время игры находятся в творческом полете, которое присущее лишь настоящим художникам. Больше всех таких игроков находится естественно на родине «Joga Bonito», в Бразилии. И этому есть несколько объяснений : во-первых, бразильцы очень яркий и веселый народ, который просто обожает танцы, в особенности самбу – главный танец в Бразилии, многие движения оттуда и передались футболу; во-вторых это капоэйра – бразильское национальное боевое искусство, которому характерны обилие акробатики, специфическая биомеханика движений и свободные телесный ритм, которого кстати говоря, афро-бразильцы были лишены во время рабства. Ну и в третьих, пляжный футбол и футзал, где начинают свой путь большинство бразильских мальчишек. Береговая линия Бразилии которая тянется от Порту-Алегри к Французской Гвинеи составляет практически 7,5 тысяч км, поэтому песок и пляж куда популярней футбольных полей, а как я уже писал, пляжный футбол очень изящный и акробатический вид спорта где ноги превращаются в кисть руки художника. Ну а в футзале, который является вторым по популярности видом спорта в Бразилии, игроки оттачивают технику и скорость принятия решений, ведь футзал очень динамичен и ограничен в пространстве, так что, если ты не успеешь в долю секунды принять решения, как именно обыграть соперника у тебя попросту отберут мяч.
Но не Бразилией единой, последователи «красивой игры» есть и в других странах, например в Португалии или Аргентине и всё же несмотря на их незначительное количество, чтобы рассказать о всех понадобится отдельная статья, поэтому я постараюсь выделить самых, по моему мнению, ярких представителей «Joga Bonito» за последнее 20 лет, тех кто никогда не отказывался от принципов «красивой игры».
Роналдиньо
«Nike» неспроста выбрали Рони, как гвоздя программы в своей рекламной кампании, бразилец идеально подходил под концепцию «Joga Bonito», так как он практически всегда использовал ее на поле, равных в технике и импровизация ему не было и не будет. Волшебник – единственное слово которым можно его описать. Роналдиньо никогда не парился на футбольном поле, он выходил на важнейшие матчи словно на пляжи Порту-Алегри, где в детстве гонял со сверстниками мяча, а его улыбка делала футбол проще, не таким серьёзным и важным, простой забавой, веселием.
Джей-Джей Окоча
Сделать радугу в матче АПЛ против «Арсенал»? – Не проблема! Остановиться возле углового флажка в окружении нескольких соперников и начать жонглировать? – Да раз плюнуть. Заставить «Гориллу» Оливера Кана бегать за мячиком словно собачка? - С удовольствием. Он никогда не играл за топ-клубы, не выигрывал большие трофеи, но делал на поле то, что мало кому под силу. Именно он повлиял на стиль Роналдиньо, именно он тот человек, ради которого люди включали телевизор чтобы посмотреть матчи «Болтона».
Рикарду Куарежма
Португальцу не удалось добиться таких высот как его товарищу Роналду, во всех топовых клубах он проваливался, а о его непрофессионализме и недисциплинированности ходят легенды. Но у него есть то, за что его никогда, и никто не сможет обвинить - Куарежма никогда не изменял себе и своему стилю. Вместо обычного приема мяча он предпочитал принимать его пяткой, которую он закидывал за опорную ногу, вместо привычной передачи щечкой он отдавал рабоной, а бил только шведой.
Неймар
Бразилец является, пожалуй, главным современником «Joga Bonito». Неймар не самый приятный персонаж, он много симулирует и часто кичиться, ставя себя выше других. Но его игра является отдушиной в современном футболе, Неймар играет в непростое для «красивого футбола» время, ему часто достается по ногам но он не отступает и продолжает гнуть свою линию бесстрашно идя на нескольких человек, чтобы обыграть их всех каким-то красивым и изящным финтом, и в этом его упрекнуть нельзя. Думаю, что по достоинству оценить Неймара, общество сможет только после того, как бразилец завершит карьеру, когда все поймут, какое сокровище они потеряли.
Почему современный футбол убивает индивидуальность игроков, а Винисиус последний из могикан
22 сентября в матче 7-го тура Лиги 1 «Лион» - «Метц» полузащитник хозяев Лукас Пакета в концовке встречи попытался обыграть соперника финтом «радуга», за что арбитр предъявил бразильцу желтую карточку, ссылаясь на неспортивное поведение и неуважение к сопернику, да-да, вы все правильно прочли, это не шутка, а правило, теперь за финты могут давать желтые карточки и этот случай не единичный. Вот как на следующий день прокомментировал действий арбитра товарищ Пакеты по сборной Неймар: «Крайне печальный момент, желтая карточка за дриблинг. «Радуга» – это способ обыграть соперника, и неважно, где она была исполнена и на какой минуте.
Со мной подобное произошло в прошлом сезоне. В этом – с Пакета. Я не понимаю причин этого. Знаменитой «Joga Bonito» больше нет. Наслаждайтесь, пока она еще сохраняется».
И бразилец абсолютно прав, «Joga Bonito» умирает, состояние настолько плачевное, что можно уже смело заказывать гроб. Вот к чему эволюционировал современный футбол – желтая карточка за финт, какой позор! Но проблема здесь отнюдь не в правилах, она зарыта значительно глубже.
С каждым годом футбол все больше и больше видоизменяется и в этом нет ничего странного и необычного, это норма для любого вида деятельности, но вопрос в другом, к чему мы стремимся? Какая цель? Станет ли после этого игра лучше?
Как я уже писал, с приходом итальянского катеначчо и голландского тотального футбола команды стали играть более организованно и дисциплинировано, многие поняли, что, защищаясь всю игру тоже можно победить, что дисциплина бьет талант, а соперника можно просто-напросто перебегать. Я не говорю что команды стали играть некрасиво или скучно,(хотя много кто так и играет) напротив, «Ливерпуль» Клоппа играет в прессингующий и динамичный футбол, создавая при этом множество моментов, команды Гвардиолы играют в доминирующий футбол с тотальным контролем мяча, создавая кучу моментов и забивая по 2-3 мяча каждую игру. Но есть в этом всем одна общая деталь. Они играют настолько структурировано и четко, а тренеры, объясняющие игрокам буквально каждый этап игры, вплоть до того куда игрок должен отдать передачу, что это кажется больше похожим на какую-то компьютерную игру, где все твои действия просчитаны уже наперед, ни капли импровизации, никакой свободы, только четко продуманные наперед действия, которые помогут забить гол. Зачем изобретать велосипед, если за тебя уже все придумали, просто отдай пас и откройся, все остальное не важно, как там говорил Лобановский: «Игра забывается, а результат остается».
Кстати, Валерий Васильевич был одним из тех, кто предрек ультра-прессингующий футбол и выматывал своих игроков на тренировках так, словно готовил «морских котиков» к войне. И это еще одна из проблем, которые лишают жизни «красивый футбол». Сейчас больше ценятся твои физические способности нежели техника и мастерство, сколько парней в академиях отсеивается из-за их физических особенностей, наступает эра атлетов, которые смогут выдерживать любые нагрузки бегая как ужаленные все девяносто минут от флажка до флажка. Я не могу не согласиться, что результат в игре важен, а победа является целью любого спорта и футбол не исключение, но как именно была добыта эта победа? Футбол — это игра, а игра в первую очередь является веселым времяпровождением и развлечением, но увы… все это отошло на второй план
К счастью, среди группы атлетов еще остались кудесники и артисты. Все, кто следит за мадридским «Реалом» и видит, как разрывает левую бровку Винисиус Жуниор, тому на ум сразу же приходят ассоциации пятнадцатилетней давности, когда на тех же стадионах, на том же фланге, правда в футболке другого испанского гранда творил свою историю Роналдиньо. Их игра и вправду очень похожа, те же движения, та же беззаботность и легкость, конечно молодому бразильцу еще далеко до своего соотечественника но как же приятно наблюдать за игроком который идет в одиночку против двух-трех игроков, импровизирует, пытается сыграть красиво но с пользой, несмотря на свой юный возраст. Иногда Вини ошибается, у него отбирают мяч, особенно много потерь было в его первых сезонах, но разве не стоит те несколько ошибок и потерь одному пробросу «между» или элегантном «эластико», или если конечно позволят умопомрачительной «радуге». Вопрос риторический. Он делает большое дело, разбивая наши зачерствелые сердца привнося в игру романтику. Кто-то скажет – эгоизм, красота ради красоты, но перейдя в контрнаступление задам встречный вопрос: назовите мне творца не лишенного эгоизма и шедевра искусства, созданного лишь на основе чужих предпочтений?
Сейчас среди молодых игроков, выступающих на топ-уровне, Винисиус является одним из немногих, если не единственным, кто продолжает танцевать самбу и фламенко, как это делали их кумиры и любимцы прежних поколений. Мы стоим на гране полного уничтожения «Joga Bonito» среди игроков наивысшего уровня, на команды все надежды уже умерли, поэтому парни вроде Вини настоящие сокровища, которые нужно беречь, как зеницу ока, а то, кто знает, куда еще зайдет футбольная эволюция и что с собой принесет.
Источники: As.com,GettyImages.com,Eurosport.com,Elartedf.com
В последнее время Тите пытается поставить Бразилии тактически грамотный футбол, но он всё равно оказывается слабее Бельгии, например.
А Неймары и Роналдиньо...возможно производят яркое впечатление, но ведь искусство футбола не только в финтах и пяточках, а и в искусстве побеждать. Поэтому мы видим Луку Модрича, умнейшего, интеллигентейшего футболиста, "дирижёра" своих команд, берущих ЛЧ 4 раза за 5 лет и выводящего нетоповую сборную в финал чемпионата мира, а при слове "Неймар" мы в лучшем случае вспоминаем красивые финты, а вот матчи, в которых бы эти финты привели к большим трофеям - как-то не вспоминаются.
Своё добавили комментаторы. Если раньше они были людьми, призывающими восхититься красотой игры, то теперь положено восхищаться эффективностью прессинга и опорниками. Извращенцы. Их ведут в хороший винный погреб, а они требуют водки с колой, а чё, по шарам же круто даёт (счёт на табло)
И да, автор прав в том, что нынешние тренеры напрочь отбивают охоту импровизировать на поле. Времена, когда Эрик, Асприлья, Дзола, Кинкладзе и др. стояли у истоков английского футбола, добив наконец-то олдскульное регби, существовавшее на британских островах более 100 лет и родившее за всё время 1.5 приличных игрока (Бест и м.б. Киган с Гаскойном) прошли.