История культовой колонки You are the ref – там с 60-х объясняли работу судей. Наш блогер поговорил с ее создателями
От редакции: вы попали на впечатляющую историю о том, как судейство стало намного понятнее английским болельщикам благодаря газетной колонке – ее рассказывает наш блогер. А еще больше впечатляет, что он пообщался с создателями сам – вау! Точно заслуживает плюса, подписки и коммента с респектом!
В 2011-м я пошел в одиннадцатый класс. До сих пор помню, что по понедельникам первым уроком у нас была информатика. Когда я приходил в класс и включал компьютер, первым делом заходил на сайт бобсоккер.ру, чтобы следующие полчаса потратить на изучение колонки You are the ref («Вы – судья»), которая выходила каждый понедельник.
Колонка, тогда выходившая в The Guardian, состояла из трех загадок – спорных судейских моментов, которые предлагалось решить читателю. Каждая загадка сопровождалась рисунком, изображающим игровой момент, а также портретом футболиста, тренера или судьи. В конце колонки давались ответы на загадки от профессионального судьи.
Для наглядности вот пример – выпуск колонки из 2013-го:
1) После навеса в штрафную площадь мяч исчезает в облаке дыма, которое образовалось после выброшенного фанатом файера. Когда мяч касается земли, нападающий запихивает его в ворота. Защитники в ярости: они хотят, чтобы вы отменили гол из-за наличия «постороннего фактора». Что теперь?
2) Нападающий, известный своими артистическими способностями, падает после тяжелого столкновения. Вы бежите к игроку, чтобы оценить его состояние. В это время на поле выбегает физиотерапевт команды, крича, что он только что на скамейке запасных посмотрел повтор момента, и защитнику должна быть показана красная карточка. Поднимается шум. Как вы поступите?
3) Защитник выбивает мяч прямо с линии ворот. В то время как нападающая команда призывает засчитать гол, утверждая, что мяч пересек линию ворот, выбитый защитником мяч попадает в вытянутую нападающим руку и залетает в ворота. Система определения гола фиксирует, что мяч оказался в воротах, но вы не знаете, произошло ли это после первого удара или же после отскока от руки. Засчитаете ли вы гол?
Как бы вы поступили на месте судьи? Пишите свои варианты в комментариях. Там же я опубликую правильные ответы.
В конце года, ностальгируя по You are the ref, я заглянул на сайт The Guardian и, к сожалению, обнаружил, что колонка больше не выпускается. Меня заинтересовала богатая история созданной в 1957-м культовой в Англии колонки. Чтобы узнать об истории появления You are the ref, я поговорил с ее создателями – художником Полом Тревильоном и судьей Китом Хакеттом.
You are the ref создал художник Тревильон. Он стал известен благодаря портрету Черчилля и умел привнести движение в рисунок
Пол Тревильон родился в 1934-м – по его словам, родители и школьные учителя с раннего возраста заметили, что у него исключительный художественный талант, и они лелеяли его, поощряли развитие.
Когда Полу было 3 года, его отец привел сына на футбол. Пол жил буквально за углом от стадиона «Тоттенхэма» – клуб, за который Тревильон болеет 80 лет. Первым матчем, который он увидел, была игра между «Тоттенхэмом» и «Эвертоном»:
«Я всегда был очарован движением, волнением и невероятными навыками и талантами представителей спортивного мира. Моя любовь к футболу зародилась благодаря выдающемуся матчу Дикси Дина за «Эвертон». Я наблюдал за ним с благоговением и после этого при каждой возможности начинал рисовать игрока, который так сильно вдохновил меня».
В 1952-м случилась встреча, которая позволила Полу начать профессиональную карьеру художника. На одной из церемоний Тревильон встретил герцога Эдинбургского Филиппа и нарисовал его портрет. Филипп был впечатлен работой художника и отправил ему письмо со словами поддержки, вдохновившими Пола: «Относитесь к каждому препятствию как к препятствию, которое необходимо преодолеть». Письмо попало в прессу и газета «Sporting Record» подписала контракт с Тревильоном – ему поручили нарисовать сборные Англии и Австралии по крикету во время традиционной серии матчей между командами.
Настоящая известность пришла к Полу в 1955 году, когда он удостоился чести встретиться с сэром Уинстоном Черчиллем. «Я нарисовал улыбающегося Черчилля в честь его 81-летия, поэтому я был безмерно горд, когда Великий государственный деятель подписал мой портрет, сказав: «Вы прекрасно передали блеск моих глаз, молодой человек!» Это единственный портрет Черчилля, подписанный бывшим премьер-министром. Для Тревильона этот портрет – самое престижное достояние в его владении.
Тревильона всегда вдохновляло наблюдать за выступлениями величайших спортсменов мира. Поэтому Полу нравится рисовать именно на спортивную тематику. За умение изображать действие на рисунке, Тревильона прозвали «Мастер движения». «В 1990-х года я работал с диснеевским художником Милтом Нилом, работавший над Белоснежкой, Дамбо, Пиноккио, Дональдом Даком, – вспоминает Пол. – Он сказал, что ему потребуется 20 рисунков, чтобы привнести движение, которое я могу запечатлеть в одном рисунке! Замечательная награда от легенды диснеевской анимации».
Идея колонки пришла Тревильону на стадионе, вопросы для новых выпусков присылали болельщики
«Будучи художником, мне нравилось быть ближе к происходящему, а это значит, что я всегда стоял с болельщиками как можно ближе к полю, и на каждой игре болельщики кричали «Эй, судья!» и добавляли свое собственное мнение о его работе», – говорит Пол, вспоминая о том, как пришла идея создания колонки.
В 1957 году Тревильон разработал и проиллюстрировал серию статей о судействе, которая появилась в журнале People под названием Hey ref! («Эй, судья!»)
«Это были рисунки со сценариями футбольных матчей, которые, я был уверен, заинтересует читателя так же, как и меня: найти, какое именно решение должен принять судья, – рассказывает Тревильон. – Колонка была создана, чтобы развлекать и информировать всех футбольных фанатов, и очень быстро стал темой для разговоров в пабах и на футбольных площадках по всей стране!»
В 1960-е колонка под названием If You Were The Ref («Если бы вы были судьей») выходила в комиксе Roy of the Rovers – сборнике историй о вымышленном футболисте Рое Рэйсе, в издании которого принимал участие Пол. С 1969-го колонка стала издаваться в журнале Shoot!, где получила свое нынешнее имя.
«Читатели присылали в журнал свои судейские головоломки, – описывает процесс создания You are the ref Пол Тревильон. – Их обрабатывала редакция, а затем мне присылали список из наиболее интересных и наводящих на размышления вопросов о судействе. Каждую неделю я выбирал три вопроса и решал, как буду иллюстрировать каждый кадр, кого буду изображать. Затем один из судей, с которым я работал, отвечал на вопросы».
За годы существования колонки Пол работал с тремя арбитрами:
«У меня была возможность встретиться и поговорить о футболе с величайшими спортсменами мира и теми арбитрами, которые находились на вершине судейского мира, – говорит Тревильон. – Я испытываю огромное уважение и восхищение судьями, с которыми я работал над You are the ref.
Первый – Стэнли Лавер. По окончании карьеры арбитра он работал в ФИФА и занимался обучением судей, а также издал книгу про футбольные правила. Следующим судьей был Клайв Томас, который работал на чемпионатах мира в 1974-м и 1978-м, а также на Евро-1976. В Англии он стал известен под прозвищем Книга, которое получил за строгое следование правилам.
У Пола были проблемы в коммуникации с Томасом: ответы на вопросы приходили от судьи с задержкой. Ситуация изменилась, когда в 1981-м к You are the ref присоединился Кит Хаккет.
Хаккет работал на финале Кубка Англии, Евро и Олимпиаде. Тревильон ценит его за глубокие знания и профессионализм
Кит Хаккет родился в 1944-м в Шеффилде. «Это дом футбола, – с гордостью рассказывает Кит. – Здесь находится старейший футбольный клуб в мире и старейшее поле – Sandygate. Здесь были изобретены «Шеффилдские правила» игры в футбол, был сыгран первый матч, мы изобрели перекладину, угловой флажок, именно здесь судьи впервые начали пользоваться свистком».
За свою карьеру Хаккет работал в Первом дивизионе Англии, на чемпионате Европы-1988 и Олимпийских играх в Сеуле. Также в его карьере есть интересные матчи: Кит работал на игре восточногерманского клуба «Кемницер» вечером 2 октября 1990 года, а на следующий день ГДР перестала существовать, а также он судил матч гданьской «Лехии» против Ювентуса в 1983-м – это тот самый матч, куда пришел лидер «Солидарности» Лех Валенса.
А в 1981-м Кит Хаккет был главным судьей 100-го в истории финала Кубка Англии. «Только раз в карьере ты можешь быть судьей на этом матче. На тот момент я был самым молодым из арбитров, назначенных на финал, – вспоминает Хаккет. – До этого я работал судьей на протяжении 12 лет. Довольно быстро я получил назначение на финальную игру, это большая честь».
В финальном матче играли «Тоттенхэм» и «Манчестер Сити». Тот финал стал культовым. Первая игра закончилась со счетом 1:1, поэтому обладателя Кубка выявили в переигровке, в которой «Тоттенхэм» победил со счетом 3:2. Каждый из матчей посетило около 100 000 человек. Среди них был и болельщик «Тоттенхэма» Пол Тревильон.
«После игры мне позвонил редактор журнала Shoot и предложил поработать вместе с Полом. Так с 1981-го мы этим и занимаемся», – говорит Хаккет.
Пол же был очарован работой судьи на поле и его знаниями:
«Он видел, как я работал, и знал меня как судью, – вспоминает Кит Хаккет. – Пол отправлял мне вопросы, и я отвечал на них незамедлительно. Думаю, он иногда удивлялся: по его мнению, вопросы были сложные, но я быстро находил ответ».
«Я называю его голосом судей, – говорит Тревильон. – Как судья он должен был принимать быстрые и хорошо обоснованные решения в накаленной атмосфере на поле. Именно эти знания и профессионализм Кит привнес в You are the ref. И не только это, Кит – прекрасный парень, и с ним очень весело. Мы определенно динамичный дуэт!»
Еще Тревильон работал в США и иллюстрировал книги Гаскойна и Линекера. Хаккета после судейства позвали в УЕФА, он был главой Судейского департамента Англии
Несмотря на свою популярность, с 1983-го по 2006-й колонка не выходила. Пол Тревильон объясняет это своей занятостью:
«Моя карьера всегда вела меня от одного испытания к другому. В 1980-е я был очень занят, работая во многих национальных газетах над материалами не только про футбол, но и про регби, крикет, теннис, легкую атлетику. А в 1990-е я провел много времени в США: работал во время чемпионата мира-1994 с Umbro, создавал иллюстрации для НФЛ, MЛБ, НБА, NASCAR и World Championship Wrestling. Также я занимался иллюстрированием книги Пола Гаскойна «Футбольные навыки» и книги Гари Линекера «Нападающий. Навыки и тактика». Так что даже You are the ref пришлось отойти на второй план».
У Кита Хаккета тоже хватало работы в этот период. В 1986-м он издал книгу «Записная книжка судьи», а перед завершением карьеры в 1994-м отработал главным судьей в первых двух сезонах существования Английской Премьер-Лиги. После Кит стал частью судейской конвенции УЕФА и помогал в разработке тренировочного процесса для судей, их умственной и ментальной подготовке.
С 2002-го по 2009-й Хаккет возглавлял Судейский департамент Англии (занимается подготовкой и назначением судей на матчи под эгидой АПЛ, Футбольной лиги и Футбольной ассоциации Англии). Это время, по мнению Кита, было продуктивным: «Когда я был главой Судейского департамента, мы впервые использовали систему автоматического определения гола. Мы первыми стали использовать спортивную науку, спортивную психологию, визуальную науку. Мы были первыми судьями, внедрившими профессиональный подход в подготовку».
You are the ref вернулась через 23 года. «В 2005 году мне позвонил редактор The Observer Дэвид Хиллс, – с энтузиазмом вспоминает Пол. – Он был безумно увлеченным фанатом You are the ref с тех пор, как колонка регулярно появлялась в журнале Shoot!, и поскольку The Observer вносил большие изменения в газету, он почувствовал, что You are the ref была бы захватывающим дополнением... но на этот раз в цвете – чего никогда раньше не делалось».
Таким образом, в течение следующих десяти лет You are the ref появлялся на страницах газеты The Observer, а электронная версия колонки – на сайте The Guardian.
You are the ref стала культовой в Великобритании. Все благодаря рисункам Тревильона, дискуссиям о судействе и компетентным комментариям Хаккета
Вместе с возвращением You are the ref в 2006 году Пол и Кит выпустили одноименную книгу – сборник вопросов, накопившихся за годы существования колонки. Впоследствии вышли еще 3 книги.
Еще любовь Тревильона к спорту привела к появлению колонки You are the Umpire, в которой публиковались судейские вопросы, касающиеся крикета. Ампайром (судья в крикете) был англичанин Джон Холден.
You are the ref так и осталась британским явлением. Хотя желание публиковать колонку в других странах было: «Мы хотели продвигать колонку за рубежом, – делится Кит Хаккет. – Но одним из факторов, почему этого не случилось, был The Guardian – они не хотели, чтобы мы создавали реплики где-то еще. Тем не менее, у нас были проекты в Европе. Мы сделали пивные стаканы с вопросами You are the ref, создавали коллажи, в барах проводились викторины».
В Великобритании за годы существования колонка оставалась популярной у нескольких поколений, в том числе игроков и тренеров:
«Иногда, люди покупали воскресный выпуск, – вспоминает Кит. – А потом на следующий день они собирались в пабе и пытались отвечать на вопросы самостоятельно – это было своего рода соревнование. И такие вещи продолжались в течение долгого времени».
«Тот факт, что You are the ref в различных форматах выпускается, начиная с 1957 года, свидетельствует о его авторитете в футбольном сообществе, – делится мнением Пол. – Колонка известна как культовый классический футбольный комикс – фанаты всегда говорят мне, как сильно он им понравился. Эта любовь передается от дедов, от отцов к сыновьям и дочерям.
Что касается игроков и менеджеров – они всегда были очень любезны, и популярность You are the ref привела к тому, что Футбольная ассоциация Англии, Профсоюз футболистов Великобритании и Судейский департамент поручили мне работать над некоторыми национальными футбольными проектами, в том числе кампаниями Respect the Referee и Report It.
Говоря о причинах популярности колонки, Тревильон выделяет работу судей и ее спорную сущность как таковую:
«Я полагаю, что популярность You are the ref объясняется тем, что судья – это голос и глаза футбольных законов, а футбольные фанаты и зрители невероятно увлечены игрой. Как чтение книги, от которой вы просто не можете оторваться, футбол полностью захватывает на все 90 минут плюс дополнительное время. И футбольный матч может вызывать споры и дискуссии, которые будут продолжаться в течение нескольких дней после окончания игры. Таким образом, у каждого будет свое мнение о подкате, назначении пенальти, нечестной игре, угловых ударах и т.д. и т.д. и т.д.».
Кит Хаккет же полагает, что своей популярностью You are the ref обязана именно таланту Тревельона, а рисунки помогали не отвлекаться на лишние детали:
«Я думаю, люди наслаждались просмотром рисунков. Есть люди, которые коллекционируют работы Пола. Они вырезали колонку из газеты и сохраняли ее. Ответы же публиковались на обратной стороне листа, так что людям даже не приходилось портить газету. Работы Пола были наиважнейшим фактором. Если, например, показывать видеофрагмент того, как игрок получает красную карточку – болельщики этой команды будут недовольны. С рисунками Пола, они оставались нейтральны. Таким образом, люди концентрировались на вопросах. Цветные иллюстрации Тревильона передавали энергию и страсть момента, гарантируя, что сценарии будут захватывающими, познавательными и увлекательными для чтения».
Однако они оба сходятся во мнении, что судейская составляющая колонки и возможность получить компетентный комментарий об эпизоде также сыграли ключевую роль в популярности You are the ref:
«Мы знаем, что результатом фола может быть штрафной удар или пенальти, – рассуждает Хаккет. – Но кто скажет, в чем разница между беспечным, чрезмерным и безрассудным поступком, результатом которого может быть просто фол, желтая или соответственно красная карточка. Это предмет для обсуждения. Когда я присоединился к You are the ref, в основе всего была проверка того, как интерпретация правил влияет на их применение.
Таким образом, You are the re – это проект, если вам угодно так выразиться, где и судья может увидеть, каков правильный ответ в конкретной специфической ситуации. Это расширяет правила игры. Поэтому судьи тоже были заинтересованы колонкой. Вопросы из нее служат примером для обучения. Проблема в том, что правила могут поменяться. С этим нужно считаться».
«Для болельщиков важно знать официальные правила игры, и колонка была такой функцией на протяжении многих лет, – рассказывает Пол Тревильон. – Иногда мы думаем, что знаем все правила, но рядом есть судья, чтобы мы могли убедиться, что у нас есть правильное решение. В You are the ref Кит Хакетт всегда давал нам самую последнюю официальную реплику – независимо от того, насколько странным или необычным был сценарий. Кит всегда мог быстро подвести итог ситуации и квалифицированно объяснить в нескольких словах правильный курс действий, который должен предпринять судья».
The Guardian закрыли колонку в 2016-м. Сейчас Тревильон и Хаккет работают над другими проектами, но не отрицают возможного возвращения You are the ref
В 2016 году The Guardian решили ограничить объем воскресного выпуска, поэтому колонка перестала выходить. Однако как проект You are the ref продолжает существовать: кроме нескольких книг в Национальном музее футбола в Манчестере создана интерактивная экспозиция You are the ref.
Кит Хаккет продолжает работу как судейский эксперт: разбирает спорные судейские моменты для Football weekly, издаваемого в Китае, работает на Sky, а также по понедельникам появляется на радио FOX Sport и анализирует работу судей.
Пол Тревельон в свои 87 лет также ведет активный образ жизни. Он нарисовал портреты футбольных легенд для создания «Аллеи славы» в Национальном музее футбола. В 2017 году Пол работал с Пеле в рамках кампании «Сникерс» – «Играй как Пеле»: он сделал эскизы для упаковки батончика. По словам художника, это одна из работ, которой он гордится больше всего.
В последнее время Тревильон был занят за работой над своей новой книгой «The Beaver – The story of Sock Tags & Self Belief» («Бобер – история Бирки для носков и веры в себя». Бобер – прозвище Пола), в которой рассказывает о сотрудничестве с «Лидс Юнайтед» и Доном Реви в сезоне 1971-1972 годов, когда «Лидс» стал обладателем Кубка Англии. Пол придумал во время разминки прикреплять к гетрам пронумерованные бирки, подписанные игроками, а после разминки дарить бирки болельщикам на трибуне. Выход книги намечен на 2022 год, к 50-летию победы «Лидса» в Кубке Англии.
Отвечая на вопрос, хотел бы он снова выпускать колонку на постоянной основе или нет, Пол Тревильон говорит, что «его часто об этом спрашивают, и это, конечно, возможно. Это культовая футбольная колонка, так много людей наслаждались ею на протяжении многих лет. Это мое творение, и я всегда буду испытывать личное чувство волнения и радости от You are the ref.
«Что невозможно, – продолжает Пол. – Так это чтобы кто-то другой стал выпускать эту колонку, так как я владею и авторским правом, и зарегистрированным товарным знаком You are the ref. Если кто-то другой начнет это делать, я этого так не оставлю!»
Фото:globallookpress.com/ Pressefoto Rudel; Gettyimages.ru/Evening Standard, Allsport
Такой околофутбик нам люб!😻😻
2. По современным правилам врачу можно показать карточку (какую - зависит от его напористости) и попросить удалиться с поля, пока вы его сами не позовёте. Что он там насмотрел на лавке отношения к делу не имеет.
Если вы видели момент нарушения, то принимаете решение сами. ВАР смотреть не выйдет, потому что такие нарушения они не смотрят, если дело не в штрафной и не была, по их мнению, ошибочно показана красная карточка. При затруднениях совещаетесь с лайнсменами.
А, ну и игроку, который на поле всё-таки надо врачей вызвать, а то мало ли.
3. Мяч, забитый рукой, даже если это вышло случайно, это нарушение. Осталось понять, был ли забит мяч в первом эпизоде. Тут надо или самому глазоньками всё видеть или, опять же, посовещаться с линейными. Если нет уверенности, что гол был забит в первом эпизоде засчитывать нельзя, игра возобновляется штрафным ударом обороняющейся команды.
Мое мнение:
1. Если не остановил игру до гола, нужно засчитывать
2. Физиотерапевта удалять (в 2013 такого еще, наверное, не было). Наказание для защитника - исходя из игровой ситуации (срыв атаки), собственного мнения и мнения бокового судьи (прямая нога, видимые повреждения у нападающего)
3. Оценить положение защитника при спасении, запросить мнение бокового. Если он в первом моменте гола не было - штрафной в пользу защищавшейся команды.
1) Защитники правы: дым является посторонним фактором. Вы должны были остановить игру в момент, когда мяч оказался в облаке дыма. В любом случае, решение одно и то же. Матч возобновляется розыгрышем спорного мяча на линии площади ворот, параллельной линии ворот.
2) Успокойте ситуации твёрдым, рассудительным общением. Во-первых, попросите физиотерапевта оказать помощь травмированному игроку, который должен покинуть поле после оказания помощи. Во-вторых, отведите физиотерапевта в сторону, и изложите некоторые истины: он не может выходить на поле пока не получит сигнал от вас, разрешающий это сделать, а его замечания о том, что он утверждает, что видел повтор момента, не имеют отношения к делу. В-третьих, примите необходимые меры против нарушителя (красная, желтая карточка или вообще без карточки) и возобновите игру штрафным ударом. После игры сообщите обо всем, что произошло, в соответствующие инстанции.
3) Если вы не уверены, пересёк ли мяч линию ворот после первой фазы инцидента, то вы не можете засчитать гол. Вместо этого работайте на том основании, что этого не произошло – поэтому назначьте штрафной удар в пользу защищающейся команды и покажите нападающему желтую карточку, если вы считаете, что игра рукой была преднамеренной.
2) Судья определяет было ли нарушение правил в момент столкновения. Если нет нарушения, то успокаиваем официальных лиц, применяем дисциплинарные санкции: игроку за симуляцию и физиотерапевту за несогласие с решением арбитра, и возобновляем игру свободным ударом. Если было нарушение, то успокаиваем официальных лиц, применяем дисциплинарные санкции по отношению к физиотерапевту за несогласие с решением арбитра и назначаем штрафной или 11 метровый удар (в зависимости от места нарушения).
3) В данной ситуации главному судье должен помочь его ассистент, который определяет момент взятия ворот.