«На людей не должны охотиться, как на животных». В Танзании убивают и калечат альбиносов – бороться им помогает футбол
Вадим Кораблев – о команде, которой нужна справедливость.
В 2008 году в Танзании появился необычный футбольный клуб «Альбино Юнайтед», который наполовину состоит из альбиносов. Прозвучит страшно, но футбол им нужен для спасения и доказательства, что они ничем не отличаются от других людей: в Танзании на альбиносов постоянно нападают и продают их части тела за большие деньги.
Рассказываем, как в таких условиях живут альбиносы и как их реальность меняет футбол.
Тяжелая глава о страданиях альбиносов: их продают даже родственники, а из частей тела делают амулеты для богатых африканцев
Обычно Танзания вызывает только приятные ассоциации. Ей принадлежит Занзибар – архипелаг у восточного берега Африки и его главный остров, куда туристы летают за прозрачной водой индийского океана и белоснежными пляжами. На материке тоже красиво – озеро Виктория, Килиманджаро и сафари.
Но туризм лишь отчасти спасает Танзанию от бедности: из почти 60 миллионов человек 15 миллионов лишены предметов первой необходимости, а 4 миллиона – чистой воды. Больше 60% населения живет в сельской местности, многие тратят не более двух долларов в день. Страдает образование: почти половина из 1,3 миллиона детей семи лет не ходит в школу. Неудивительно, что в такой обстановке люди активно обращаются к колдунам и ведьмам, уважают их и боятся.
Совсем иначе в Танзании относятся к людям с альбинизмом – это наследственное заболевание, при котором в организме почти или полностью отсутствует пигмент меланин, отвечающий за цвета кожи, волос и радужной оболочки глаз. Если в среднем в мире альбинизмом болеет один человек из 18-20 тысяч, то в странах Африки цифры совсем другие: в ЮАР – один из четырех тысяч, в Малави – один из двух, в Танзании – один из полутора.
Почему так? В Танзании альбинизм чаще всего вызван одной и той же мутацией в гене OCA2 (классический глазокожный альбинизм) – основной причиной ученые считают близкородственные браки и низкую мобильность в сельской местности, но точного ответа исследования пока не дают.
Поскольку меланин не защищает альбиносов от ультрафиолета, им вредно находиться на солнце: 80% альбиносов в Африке умирают из-за рака кожи до 35 лет.
Но и без таких рисков им тяжело.
Несмотря на то, что в стране более 30 тысяч альбиносов, местные не считают их полноценными людьми. В Танзании верят, что зелья и амулеты из плоти альбиносов приносят удачу и избавляют от болезней. В докладе Красного Креста и Красного Полумесяца за 2009 год говорилось, что в крупнейшем городе страны Дар-эс-Саламе четыре конечности, уши, язык, нос и гениталии альбиноса стоили 75 тысяч долларов. Такие деньги платят богатые заказчики, чтобы колдуны помогли им с карьерой в политике или избавили от проблем на работе.
ООН посчитал, что с 2000-го по 2016-й в Танзании убили 75 альбиносов, но даже власти не скрывают, что реальная цифра наверняка выше официальной. Часто их не убивают, а калечат, отрезая нужные части тела – почти всегда жертвами выбирают детей и подростков.
Репортажи журналистов, которые летали в Танзанию и писали про альбиносов, наполнены шокирующими сюжетами. The New York Times рассказывает о 17-летней девушке Вумилии, которая ужинала с родителями в своей хижине, пока туда не ворвались мужчины с ножами. Они отрезали ей ноги выше колена и убежали с обрубками. Вумилия умерла.
Герой материала National Geographic – 15-летний парень Эммануэль Фесто: в шесть лет четверо неизвестных с мачете отсекли ему часть левой руки и несколько пальцев на правой, выбили кусок челюсти и выдрали четыре зуба. «На мой вопрос о проблемах Эмма отвечает: дразнят из-за вырванных зубов, – пишет автор. – А потом решается на признание: «Трудно ходить в туалет. Друг помогает, но иногда не дает туалетную бумагу или слишком мало отрывает, мне не хватает».
Многие альбиносы в Танзании не ходят в школы (по статистике – 90% детей), потому что там их унижают и бьют, но Эммануэлю повезло: фонд Under the Same Sun («Под одним солнцем») оплачивает ему частную охраняемую школу и сиделку. Сейчас в таких закрытых приютах Танзании учатся и живут около тысячи детей-альбиносов.
«Под одним солнцем» основал канадский бизнесмен – и тоже альбинос – Питер Эш. Благодаря ему ООН объявил 13 июня Международным днем знаний об альбинизме и призывал правительство Танзании жестко бороться с преступлениями. После 2007 года, когда 19 альбиносов были убиты или искалечены, процесс запустился: в парламент Танзании вошла женщина-альбинос, власти нанимают альбиносам охранников и вычисляют тех, кто может быть для них опасен.
«Изменения начались при позапрошлом президенте Джакайя Киквете (был у власти с 2005-го по 2015-й), – объясняет Sports.ru старший преподаватель кафедры африканистики СПбГУ Александр Зданевич, который работал в Танзании с 2012-го по 2015-й. – Киквете был достаточно вовлечен в проекты гуманитарного толка, американцы долго считали его чуть ли не самым демократичным президентом в Африке. Поскольку каждый новый случай [насилия над альбиносами] воспринимался все острее, истории выливались в прессу, в том числе международную. И власть грустила. Только раньше она грустила и ничего не делала, а при Кикветте начались конкретные процессы.
В целом в Танзании проблему с альбиносами обсуждают всплесками, поскольку там есть еще масса других проблем. Но она ощущается, тем более альбиносов встречаешь на улицах – их не много, но они есть. Общество поступает понятным образом – капсулирует проблему. Создает интернаты, поскольку взрослое население старается от таких детей избавляться. Часто избавляются сразу после рождения: или продают охотникам за альбиносами, или, что намного лучше, отдают в приюты. Очень редко они остаются в социуме.
Например, в Шиньянге (область, где часто происходят нападения – Sports.ru) есть интернат, где детей охраняют и обучают как могут. Но больше, конечно, охраняют: у них очень небольшой шанс дожить до сознательного возраста при той обстановке, которая сохраняется в Танзании и сегодня. Причем абсолютно здравомыслящие люди с хорошим образованием могут в любой момент что-то учудить, пойдя на консультацию к ведунам. Получают указание и обращаются за криминальными услугами – найти их в Танзании не очень сложно. Потом происходят нападения. Чаще люди становятся калеками – согласно внутреннему мифу, жертва должна остаться жить».
С 2009 года суды Танзании приговаривают убийц альбиносов к смертной казни, но в 2017-м местный прокурор Беатрис Мпембо говорил, что наказываются не больше 5% арестованных. Близкие пострадавших боятся сотрудничать со следствием, потому что не доверяют даже родственникам. Страшных случаев и правда много: например, в 2010 году муж отправил жену-альбиноса в соседнюю Демократическую Республику Конго за 4,5 миллиона танзанийских шиллингов (около 84 тысяч рублей).
В 2015-м правительство Танзании законодательно запретило колдовство и арестовало более 200 знахарей, но это не сильно помогло – нападения случаются до сих пор. А этим летом в ООН забеспокоились, что во время пандемии их стало больше. Объяснение простое: из-за проблем с деньгами жители Африки хотят заработать на альбиносах.
«На самом деле никто особо не знает, что со всем этим делать, – говорит Зданевич. – В Танзании сейчас очень жесткое законодательство, но оно не останавливает [преступников]. Разные фонды пытаются раздуть проблему, но единого решения нет до сих пор. Боюсь, что преодоление архаического сознания в головах людей – тема на долгие-долгие годы, которая может затронуть не одно поколение. Убедить сельского жителя, что его представления о реальности ложны – тяжелейшая задача. Нужна постоянная работа в фондах, пропаганда в школах, адаптация альбиносов в социуме. Остается надеяться, что в Танзании еще появятся просвещенные лидеры, у которых хватит сил и рассудка все это прекратить».
«Я создал команду после серии убийств»: как появился и живет «Альбино Юнайтед» (его придумал не альбинос)
В 2008 году танзанийский предприниматель Оскар Дэниел Холе выбрал небанальный способ борьбы с предрассудками. В Дар-эс-Саламе он создал футбольную команду «Альбино Мэджик», которая со временем переименовалась в «Альбино Юнайтед», чтобы не ассоциироваться с колдунами.
Холе поставил четкую задачу: альбиносы должны наслаждаться жизнью, а не прятаться и бояться. «Я создал команду после серии убийств альбиносов, – говорит основатель в сюжете Trans World Sport. – Подумал, что так мы сможем показать поощряющим убийства, что альбиносы – такие же люди, как и все остальные. На них не должны охотиться, как на животных. Футбол – мой способ эффективно донести эти мысли, потому что футбол любят во всем мире. Мы хотим, чтобы альбиносы интегрировались в общество».
Сначала в команде было только трое темнокожих – Оскар и его брат Джон тренировали, а их приятель стал вратарем, потому что у альбиносов слабое зрение, бывает нистагм (непроизвольное движение глаз). Сейчас темнокожих и альбиносов в команде примерно поровну. Первые годы они тренировались на пляже и на пыльной площадке, которую хитро превратили в поле: сделали ворота из веток деревьев и веревок. Тренировки начинаются не раньше 17:00, когда солнце уже не такое активное. Теоретически можно начинать и раньше, но большинство танзанийцев не могут себе позволить солнцезащитные кремы – альбиносам их поставляют фонды.
Бедность мешает покупать и основную футбольную экипировку – некоторые играют босиком. Это видно и в сюжете Trans World Sport, и описывается в тексте медиа Dawn.com, которое цитирует парня без обуви, мечтающего о карьере в Европе. Но дискомфорт и риски травм не пугают игроков, которым намного важнее сама идея.
«Я присоединился к команде, когда услышал о последних убийствах, – рассказывает футболист-альбинос Джейкоб Мвинла. – Я играл в футбол и раньше, можно сказать, у меня есть немного таланта. И я посчитал, что сейчас отличное время прийти в команду и противостоять тем, кто поддерживает убийства. Пришло время бороться вместе. Мы живем с ощущением того, что общество не принимает нас, считает неподходящими для работы в любой области. Люди видят в нас фриков, они будто не понимают, что мы не выбирали быть такими – нас такими создал Бог».
Джон Дэниел Холе, брат основателя и тренер, рассказывал, что сначала люди над ним смеялись: «Они говорили, что альбиносов невозможно тренировать, что они не могут играть в футбол. Но я все равно продолжил с ними заниматься. Я делаю это бесплатно, потому что хочу, чтобы все знали – они все могут. Просто посмотрите на них».
Сначала команда играла только товарищеские матчи, но затем ее поддержало правительство, и она заявилась в третий дивизион Танзании (по другим данным – в четвертый) – полупрофессиональный. В дебютном сезоне «Альбино Юнайтед» занял четвертое место и поездил по ближайшим городам. Чтобы все прошло спокойно, команду сопровождала вооруженная охрана, и хотя игроков все равно оскорбляли болельщики, уже ближе к концу сезона издевательства практически исчезли. В 2011-м Оскар Холе гордился: «В столице Танзании и крупных городах альбиносов начинают уважать. Когда мы на поле, все смотрят на нас как на обычную футбольную команду. Это чудо футбола и «Альбино Юнайтед».
В комментариях журналистам основатель подчеркивал, что ищет спонсора. В последний раз он говорил об этом журналу Panenka в 2018 году: «Мы растем, нам нужно обновлять учебные материалы, нужны собственные микроавтобусы. Мы хотим поднимать проблему во всех регионах Танзании и путешествовать по стране. Но нам нужны средства».
Впрочем, судя по тексту Panenka, «Альбино Юнайтед» и так стал солиднее: теперь команда иногда тренируется на «Ухуру» – 30-тысячном стадионе, который лежит прямо перед главной ареной Танзании, где на сборную собираются 60 тысяч человек.
В другом интервью Холе делился мечтой: создать академию для альбиносов с натуральным полем.
«Альбино Юнайтед» помогали «Барса», «Реал» и «Эвертон». Недавно дети-альбиносы выводили футболистов на поле в чемпионате Танзании
Медийно «Альбино Юнайтед» точно самый популярный футбольный клуб страны. В 2010 году команду заметила ФИФА и пригласила на чемпионат мира в ЮАР. Перед этим несколько альбиносов встретились с Дидье Дрогба и посмотрели товарищеский матч Кот-д’Ивуара и Танзании.
Но главные чудеса начались позже. В 2015-м вышел документальный фильм испанского режиссера Хосе Мануэля Колона «Черный человек, белая кожа» о том, как испанцы помогают альбиносам в Танзании (раньше фильм был на Netflix, но теперь недоступен). Одна из сюжетных линий построена вокруг «Альбино Юнайтед»: оказывается, «Барселона» и «Реал» (фронтменом выступил Икер Касильяс) объединились, чтобы помочь клубу, и подарили игрокам свои футболки.
«Выше соперничества «Барсы» и «Реала» стоят права человека, – говорил режиссер. – Эти ребята не могли и мечтать, что однажды два лучших клуба мира обратят внимание на эту проблему и подарят им футболки – Один парень показал мне потрепанную футболку «Реала», которую он хранит как сокровище, другой – бутсу. Он очень гордится ей. Для этого парня это и есть «Золотая бутса».
В 2017 году альбиносов поддержал «Эвертон». Клуб заключил партнерство с кенийской букмекерской компанией SportPesa и провел серию предсезонных матчей в Дар-эс-Саламе. Перед одним из них три игрока «Эвертона» – Майкл Кин, Мухамед Бешич и Том Дэвис – встретились с «Альбино Юнайтед» на стадионе «Ухуру». Футболисты пообщались с альбиносами, провели тренировку и подарили им новую гостевую форму.
«Сегодня я убедился, что альбиносы переживают трудные времена, им здесь очень нелегко, – делился Майкл Кин. – Хорошо, что они могут наслаждаться футболом и совместными тренировками. Их тренер действительно хорошо занимается с ними. Я сказал им, чтобы они продолжали получать удовольствие от футбола – это совет, который вы дадите любому футболисту, особенно молодому».
Главная акция в поддержку альбиносов запустилась в 2018-м – внутри танзанийской Премьер-лиги. История «Альбино Юнайтед» вдохновила фонд альбиноса Джозефата Торнера (умер в 2020 году в 43 года) и Федерацию футбола Танзании разместить на стадионах баннеры, разбивающие странные мифы. «Я верю, что благодаря футболу многие люди получат правильные сигналы и изменят представление о том, что части тела альбиносов могут сделать их богатыми или помогут занять высокие политические посты», – комментировал акцию Торнер.
Благодаря ему на стадионах появились не только баннеры, но и сами альбиносы. В апреле 2018-го 22 белокожих ребенка вывели клубы «Симба» и «Янг Африканс» на поле главного стадиона Танзании.
Я хотел узнать, как дела у «Альбино Юнайтед» сейчас, стучался в фейсбуки местной федерации футбола и главного правозащитного фонда – они читали сообщения, но не отвечали. Танзанийские журналисты рассказывали, что команда тренируется и играет товарищеские матчи, но подробностей у них нет.
Чтобы жизнь и успехи «Альбино Юнайтед» были прозрачнее, ждем его в Премьер-лиге Танзании, а еще новых рукопожатий с европейскими топ-клубами – каждая такая акция делает жизнь альбиносов спокойнее.
Фото: globallookpress.com/Haydn West, Herman Emmanuel; eastnews.ru/YASUYOSHI CHIBA; twitter.com/MichaelMwebe
Если вы сравниваете эту дикость у людей без образования и верящих в колдовство с дикостью образованных людей остающихся расистами - ну, стоит подумать ещё.
Ни того, ни другого существовать не должно.
Респектище. Особенно на контрасте с коньюктурщиками из blm