7 мин.

Шатова жалко, но виноваты не только травмы. После 2016-го он зазвездился и не прогрессировал

Переживания Вадима Кораблева. 

Когда Олег Шатов объявил, что приостанавливает карьеру, я вспомнил май 2015-го. «Зенит-2» играл против «Спартака-2» на «Петровском», на трибунах собрались игроки основы, в том числе Шатов. Когда он спустился с сектора, его облепили болельщики, и Олег произнес фразу, которую я хорошо запомнил: «Мне приятно, что вы подошли». 

Очень здорово было услышать такое от футболиста сборной и новой звезды «Зенита». Этот статус он закрепил уже в следующем сезоне при Виллаш-Боаше: не просто не терялся рядом с Халком и Витцелем, а добавлял атаке остроты и легкости. Да, тогда «Зенит» не выиграл чемпионат, но набрал 15 очков в группе ЛЧ с «Валенсией», «Лионом» и «Гентом», а Шатов был прекрасен: 10 голов + 9 ассистов. 

Виллаш-Боаша так впечатлял полузащитник, что он засыпал его комплиментами даже в Китае. «Это лучший футболист, с которым я когда-либо работал. Я бы взял его в любой клуб мира», – говорил тренер в 2017-м. 

После того сезона я мечтал увидеть Шатова в Европе, наконец-то реальный кандидат в топ-лигу: техничный, быстрый, одинаково эффективный на обоих флангах и под нападающим. Олег сканировал движения партнеров, умно развивал атаки и отдавал тонкие проникающие передачи. В Петербурге спорили, уместно ли сравнивать его с Аршавиным, а отец Олега добавлял романтики: «Когда был маленьким, он спал с мячом в ногах».

Шатов стабильно давал качество и до «Зенита», а не вспыхивал раз в пару лет: в 2008-м, всего в 19, забрался в основу «Урала» и прибавлял с каждым годом, в 2013-м взял бронзу с «Анжи», проведя 24 матча с Это’О, Виллианом и Буссуфа. Когда в 2020-м Это’О спросили, кто из русских игроков ему запомнился, он сразу назвал Шатова: «У него очень хорошая техника, видение поля, быстрота футбольного мышления. Мне казалось, он способен уехать в суперклуб».

История Шатова казалась особенной еще и из-за редкой для нашего футбола самокритичности и адекватности в оценках. Вот что он говорил о перспективе уехать в топ-лигу после Евро-2016: «Вы смеетесь? После Евро, думаю, нас даже взглядом никто не окинет. Конечно, хотелось бы уехать, нужно работать в этом направлении».

До Евро, в ноябре 2015-го, об интересе к Шатову рассказывал Нобель Арустамян, называя главным претендентом «Боруссию». Позже Дортмунд опроверг новости, но было очевидно, что рано или поздно «Зенит» получит хорошее предложение, пусть и не от такого сильного клуба. Шатов и сам рвался в Европу, причем не только говорил об этом в интервью, но и доказывал делом. В том же 2015-м он продлил контракт с «Зенитом» на невыгодных условиях: потерял в зарплате, чтобы снизить сумму отступных для европейских покупателей. Его агент Кахор Муминов гордо добавлял, что терять деньги ради мечты – совсем не страшно. 

Но все мечты и надежды так и остались в сезоне-2015/16. Оказалось, Шатов не готов бороться, если ему заранее не доверяют место в основе. Мирча Луческу, сменивший Виллаш-Боаша, говорил, что Олег недостаточно работает, и выбирал Роберта Мака. Тренер рассказывал, что Шатов мог в любой момент уйти с тренировки, сославшись на травму, и добавлял: «Он не может играть под нападающим, не может играть на позиции того же Кокорина. Он может играть на месте Данни, но Мигель на сегодняшний день лучше него. Вот и все, что я могу сказать».

Правда, Луческу так неудачно управлял командой, что ему никто не верил, и Шатова заранее амнистировали. Вот только с приходом Манчини ничего не изменилось. Еще в шестом туре сезона-2017/18 итальянец намекнул: «Я хочу, чтобы Шатов больше боролся и не боялся обыгрывать один в один». Манчини все реже доверял Олегу, а в 20-м туре совсем разозлился: выпустил его на 55-й минуте против «Ахмата», но через полчаса заменил обратно. «Шатов плохо бегал, – ругался Роберто. – Мне не понравилось, как он двигался, поэтому я заменил его на Полоза».

После Манчини Шатов показывал добротные отрезки у Семака, а потом у Слуцкого в «Рубине», но звездой его больше никто не воспринимал: чаще Олег сидел на скамейке или лечился. Я не хочу обесценивать травмы Шатова, но убежден, что проблемы не только не в них. После сезона-2015/16, когда Олег искрил на поле, вежливо общался с фанатами и планировал уехать в топ-лигу, он сильно изменился. Точнее всех эти изменения описывал журналист Федор Погорелов в интервью Александру Дорскому

«В какой-то момент футбола в жизни Шатова стало меньше, чем каких-то других элементов. Когда я находился рядом с ним, мне казалось, что корона чуть-чуть мешает заходить в помещение. Я общался с Шатовым перед Евро-2016 – была очень приятная беседа для GQ. В сезоне-2016/17, когда я комментировал выездные матчи «Зенита», было уже совсем иначе. Высокомерие, снобизм, корона – показатели так себе».

В октябре 2020-го уже сам Шатов аккуратно признался в интервью Sport24, что не все делал правильно. 

– Вы задавали себе вопрос: почему не получилось [уехать в топ-лигу]?

– В первую очередь дело в здоровье. Я не получал тяжелых травм, но меня постоянно преследовали маленькие болячки, которые не позволяли полноценно играть последние 2,5 года, набрать оптимальные кондиции. А в чем-то, может, и сам виноват.

– В чем?

Сбавил требования к себе. Был удовлетворен тем, что было. Хотя по потенциалу и возможностям моя карьера могла бы быть еще более яркой и выдающейся по сравнению с тем, чего я добился в России.

В том же интервью Шатов неоднозначно рассказал об отношениях с алкоголем: 

– Я не скажу, что был пай-мальчиком. У меня есть вредные привычки, могу после игры позволить себе бокал вина или пива. Могу и напиться, но нужно знать меру, время и место. Я обычный человек. Мне хочется отдыхать, расслабляться.

– Была ситуация, когда приходили на тренировку пьяным?

– Один раз. Я тогда играл в «Анжи». Был последний день сборов в Дубае, а с утра легкая тренировка, вот я позволил себе лишнего. Володя Габулов дал тогда мне ценный совет: «Ты можешь быстро закончить, не начав. Давай договоримся, что я первый и последний раз вижу тебя в нетрезвом виде на тренировке». Сейчас хочу сказать ему большое спасибо, что вовремя вразумил меня. В дальнейшем я не позволял себе такого.

Заметьте, что Шатов обозначил конкретный момент, когда травмы серьезно вмешались в карьеру – начало 2018-го («Постоянно преследовали маленькие болячки, которые не позволяли полноценно играть последние 2,5 года»), хотя все сломалось еще во второй половине 2016-го. Его исповедь Sport24, слова Погорелова и тренеров четко объясняют, почему Шатов сдулся. Все слишком просто: он банально зазвездился и потерял мотивацию расти – в 26 лет. А когда начались проблемы, уже не поверил, что выберется. В интервью «Спорт-Экспрессу» после дубля «Локомотиву» в 2018-м («Зенит» победил 5:3) Шатова спросили, настроен ли он вернуться в сборную. Ответ звучал тоскливо: 

«Нет, целей таких перед собой я не ставлю. Если я в какой-то мере буду полезен сборной, то меня вызовут. Если нет, то я не расстроюсь».

Теперь расстраиваемся мы. История Шатова бьет сильнее других сюжетов про талантливых футболистов, которые завяли в наших реалиях. Олег и правда хотел в топ-лигу, был самокритичен и мощно играл большую часть карьеры. 

Но все равно не справился. 

Желаем вернуться и закончить под аплодисменты болельщиков, а не через видеообращение. 

И, конечно, здоровья. 

🤝 Телеграм-канал Кораблева

«Знаю, что попытаюсь вернуться. Я реально люблю футбол». Грусть дня: Шатов в 31 приостановил карьеру

Фото: РИА Новости/Михаил Киреев, Рамиль Ситдиков, Максим Богодвид; Gettyimages.ru/Epsilon; globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press