Евротур пары из Питера: пели Софию Ротару на матче Украины в Бухаресте, застали вылет России в Севилье, сдавали ПЦР-тесты в 5 странах (это больно)
7 городов за 3 недели.
За несколько дней до старта Евро мы говорили с людьми, которые беспокоились о проблемах с билетами и поездками на матчи. Одними из героев были Константин и Марина, пара из Петербурга. Они рассчитывали прорваться сразу на три игры, несмотря на ограничения и сложности с маршрутами. И у них все получилось.
3 недели, 3 матча, 6 стран, 7 городов:
😎 Пула и Загреб, Хорватия
🤝 Белград, Сербия
😏 Бухарест, Румыния
🏆 Рим, Италия
😍 Севилья, Испания
💑 Париж, Франция
Мы попросили их рассказать о большом путешествии в эпоху полузакртых границ.
Все началось в Хорватии: в фан-зоне Загреба просили надеть маски только для фото, в Пуле нашелся свой Колизей
Сначала мы полетели в Хорватию, чтобы неделю отдохнуть на пляже в маленьком городе Пула – он находится на юге полуострова Истрия. Оказалось, там есть огромный амфитеатр – один в один Колизей.
По традиции наших путешествий, в каждом городе мы смотрели футбольные арены, первым оказался стадион клуба «Истра 1961». Попасть внутрь было очень легко, никто особо не следил: поднялись на трибуны, даже могли спуститься к полю.
План был такой: из Пулы едем в Загреб, оттуда летим в Белград, дальше – в Бухарест на первый матч. Мы переживали, что на момент въезда в Румынию страна вылета может оказаться в оранжевой зоне (во время пандемии Европа поделена на зеленую, оранжевую и красную зоны – Sports.ru) – тогда в Бухаресте можно находиться 72 часа. Пришлось выбрать извилистый путь, чтобы были комфортные рейсы, позволяющие уложиться в это время. Перед поездкой в Загреб сдали ПЦР-тесты, их делали прямо на полуострове. Тест стоит 375 кун – около 4000 рублей. И это один из самых дешевых тестов за поездку.
В Загреб поехали на FlixBus. Добрались вечером, а на следующий день немного погуляли, увидели «Максимир» и пошли в фан-зону смотреть матч Хорватия – Англия. Фан-зона была импровизированной, хорваты не стали покупать официальную франшизу и просто поставили экран на площадь. Выступали музыкальные группы, болельщики устраивали переклички – тогда мы впервые ощутили атмосферу Евро. За нами даже стоял один англичанин, но болел он не очень охотно, потому что приехал в Хорватию искать девушку, а не смотреть футбол.
В какой-то момент подошел человек и попросил нас и всех вокруг надеть маски. Когда мы это сделали, подошел его коллега, сфотографировал нас и сказал: «Все, можете снимать». У человека была папка с документами, на которой было написано «Администрация Загреба».
В Сербии очень странные (но колоритные) экскурсии по стадиону «Партизана». И очень дорогие ПЦР-тесты
В Белграде пограничники традиционно радостно перешли на русский. Когда они видят наш паспорт, обо всем забывают. Им не важно, откуда мы прилетели, есть ли у нас тест, что мы хотим, когда уедем. Если русский – добро пожаловать.
В Сербии не было ощущения Евро. Понятно, что сборная не попала на турнир, но матчи не показывали вообще нигде – даже в барах. В европейских городах в дни больших турниров обычно все по-другому: идешь по центру, вокруг бары и ресторанчики, где почти все смотрят телевизоры и болеют.
В Белграде мы съездили на стадион «Црвены Звезды», хотели попасть в музей, но он был закрыт. Поехали на стадион «Партизана», вошли в первую попавшуюся дверь, и нас встретил какой-то дед. Мы общались с ним по-английски, а когда он понял, что мы русские, наехал: «Надо было сразу по-русски». Дед предложил: «300 динар с человека (это где-то 250 рублей) – и я проведу вас на стадион и устрою экскурсию». Не обманул: провел в чашу, а в музее заставил подержаться за каждый кубок, с каждым сфотографироваться, поднять некоторые над головой. Забрал телефон Марины и наснимал кучу видосов.
Не отпускал нас, наверное, минут 20-30. Когда попадалось знакомое слово, мы ему аккуратно кивали. Вообще музей «Партизана» – очень странный. Метров 15, не очень систематизированный, не очень чистый, просто как будто в одно помещение всю жизнь заносили кубки.
Перед полетом в Бухарест нужно было снова сдавать ПЦР-тесты – и это был дурдом. За неделю до нашего приезда в Сербии были разные ценники на тест для своих и для иностранцев. Для иностранцев – около 150 евро, а для сербов – 75. Нам повезло, что за неделю цены уравняли (75 евро – это примерно 6500 рублей – Sports.ru). Но в любом случае мы обалдели, когда узнали стоимость – это самый дорогой тест за всю поездку.
Тест делается 48 часов, а мы всего в Сербии были двое суток. Записаться и оплатить тест в интернете нельзя – только по телефону. При этом звонить можно, условно, с 9:00 до 10:30 три дня в неделю. И оплатить можно только на почте: дают квитанцию, идешь с ней сдавать тест.
Хорошо, что за несколько дней до нашего прилета открылся мобильный пункт тестирования в аэропорту – результат за 2 часа. И здесь сербская государственная монополия на тесты сыграла в нашу пользу. В Питере экспресс-тест стоит даже чуть дороже – около 8 тысяч.
Одно из откровений тестов в Европе – это больно. В России я (Константин – Sports.ru) сдавал ПЦР довольно часто, так как работаю пресс-атташе хоккейной команды: тестировался перед каждым матчем – раз 50-70 за сезон. И всегда у нас брали только из горла. А в Европе брали только из носа. В России все занимает пару секунду, а в Европе процесс очень неприятный и долгий. Как будто пытаются добраться до мозга.
В аэропорту перед вылетом в Бухарест был сущий ад. В Европе обычно как: покупаешь билет, получаешь посадочный талон на почту, а потом просто везде сканируешь. Возможно, его попросят показать прямо перед посадкой, но и то не факт. В Сербии же нас не пропустили в зону посадки, указав, что посадочные нужно распечатать на стойке авиакомпании.
Мы летели румынскими авиалиниями, обошли весь аэропорт – стойки нет. Когда сказали об этом, нам не поверили, но потом что-то поискали в своих компьютерах: «Хм, действительно нет. Идите на стойку альянса, в который входит авиакомпания». Эта стойка оказалась закрыта, поэтому мы нашли прокат машин, где нам без проблем все распечатали. Только сотрудница аэропорта озвучила новую проблему: «Нужны стандартные посадочные талоны, а не просто на бумаге. Их печатают только на стойке авиакомпании».
Хорошо, что мы приехали в аэропорт за три часа до рейса. Сотрудница вместе с нами по всему аэропорту искала эту несчастную стойку. В итоге она нашлась совсем в другой части здания.
Бухарест, матч Украина – Северная Македония. Пели вместе с украинцами, все было очень дружелюбно
Румыния запрещала въезжать туристам, но буквально за несколько дней до нашего полета открыла границы для болельщиков с билетами. Бухарест стал первым городом, где у нас спросили о цели поездки. Все люди перед нами отвечали «бизнес», а мы сказали «Евро-2020» – больше вопросов не возникло. Перед таможней нужно было заполнить форму – грубо говоря, о том, что ты обязуешься самоизолироваться и, если понадобится, сдать тест.
На выходе из аэропорта мы подошли к стойке Евро-2020 и получили браслет для прохода на стадион – его дают, если у тебя есть билет и ПЦР. А еще мы получили бесплатные билеты на электричку до центра города и проездные в метро на сутки. Приятно.
В отеле спросили, заполняли ли мы ковидную форму, и какие у нас права, чтобы не сидеть на карантине. Мы сказали, что вакцинированы – сразу отпали все вопросы. Чем вакцинированы – им без разницы.
В день матча в городе было классно. В каждой его части собирались болельщики: македонцы в основном в барах, а украинцы – в туристических местах. К нам подходили украинцы (похоже, идентифицировали нас по браслетам) и задавали разные вопросы: как найти такое-то место, какие нужны документы для прохода на стадион. Все были дружелюбны и позитивно настроены, большинство говорило на русском. Никакого напряжения и неудобства.
Матч получился крутой. Не знаем, как по телевизору, но с трибун смотрелось очень драйвово. На нашем секторе – наверху, прямо напротив центрального круга – сидели харизматичные украинцы. Например, через ряд болел очень крупный мужчина с чубом – прямо «Вечера на хуторе близ Диканьки». Весь матч он орал так, что его точно слышали футболисты.
Нам понравилось, что за час-полтора до матча играли национальные песни двух стран. Например, «Червона рута» Софии Ротару. У меня дедушка (дедушка Константина – Sports.ru) очень любит Ротару, поэтому я с детства знаю все ее песни и исполнил «Червону руту» вместе с украинцами.
В некоторых спальных районах Бухареста было ощущение, что гуляем по Питеру. Обычные дома ну очень похожи на наши. Наверное, ожидания от города были чуть ниже, поэтому остались очень довольны.
Рим, матч Италия – Уэльс. Переживали, как бы итальянцы не врезали валийцу
За перелет в Италию Марина переживала больше всего, потому что друг, который живет в Румынии, сказал: «Румыния – вроде как Европа, но не вся Европа думает, что Румыния – Европа». Перед вылетом из Бухареста мы сдали тесты, они были вторыми по дороговизне – около 6 тысяч рублей. Делали за сутки до вылета в очень цивильной клинике.
Чтобы попасть в Рим, тоже нужно заполнять специальную форму: гражданство, цель поездки, посещенные страны за последние 14 дней. В Евросоюзе есть правило, что если последние две недели ты провел на его территории, тебя рассматривают как путешественника из Евросоюза. А мы к тому моменту как раз 14 дней провели в Европе.
Когда в аэропорту Чампино образовалась небольшая толкучка, подумали, что все – тут-то нас и завернут. Но оказалось, там просто сидел человек, который очень лениво спрашивал, есть ли у людей ПЦР, и даже не смотрел на бумажки. Мы обалдели. Думали, что будем отбиваться, потому что в России как раз увеличилась заболеваемость, но все прошло очень легко.
На всякий случай отошли подальше от аэропорта, взяли такси и уехали в отель.
Для похода на матч в Италии тоже нужен тест. Оказалось, что делать его очень дорого и долго – больше 24 часов. Так мы узнали, что в Европе очень распространен Rapid Antigen Test, который делают в каждой аптеке. Там стоят брезентовые палатки, нужно только заполнить бумагу – имя, фамилия, дата рождения. Если до этого было просто неприятно, то в Италии самая жесть – тебе неистово ковыряют в носу. Костя, наверное, после этого теста чихал еще минут 15. Как будто в глаз залезли.
Фан-зона в Риме показалась мертвой. Мы, конечно, не были там на матче Италии, потому что смотрели на стадионе, но во время остальных игр было скучно.
Зато не скучно было на «Олимпико» – мы впервые на него попали, прекрасный стадион. Предварительно купили Марине зеленую футболку Италии в самом большом магазине Puma, рядом с Площадью Испании. Поразила огромная очередь – человек 20. Она увеличивалась с каждой минутой и сгибалась в улиточку. Теперь очевидно, что люди не зря покупали форму.
Что было странно: на стадионе абсолютно ужасные фан-шопы. Хотели купить матчевый шарфик, но их не было. Пришлось брать неофициальные у чуваков, которые сами их шили. Но в остальном все четко: грамотно разведены потоки, никаких очередей.
Мы сидели почти под крышей – на 79-м ряду из 82. Весь стадион был на ладони. На нашем секторе шумели 15-20 валлийцев, один из них пытался задирать итальянцев, причем его главный посыл был в том, что итальянцы забили всего один. Он показывал пальцами счет, танцевал и взывал к причинным местам. По его поведению было ощущение, что Уэльс ведет 10:0. Некоторые итальянцы пытались ему что-то кричать, но в целом относились спокойно. Минуты с 60-й этот мужик повернулся спиной к полю, пытаясь найти соперников на трибунах. Подозреваем, если бы он так вел себя в России, его бы унесли через две минуты.
От гимна Италии – прямо мурашки. Невероятно звучит. И вообще понравилось, что итальянцы пытались заряжать друг друга, громко пели.
В Риме было чудесно: солнце, красота, счастливые люди, официанты зазывают в ресторанчики. Испанская лестница, Галерея Боргезе, фонтан Треви, Колизей. Там мы поняли, что точно не зря решились на поездку, полностью выдохнули.
Даже если бы мы не попали в Севилью, все равно бы считали путешествие успешным. Но в Севилью мы тоже попали.
Севилья, матч Испания – Словакия. Узнали, что сотрудница почты предпочитает «Бетис»
Мы летели в Севилью во время матча Россия – Дания. В аэропорту всех направили в маленький коридор, очередь медленно двигалась вперед – было очевидно, что просят не только полетную форму, но и задают какие-то вопросы. А Костя еще смотрел матч и на всякий случай периодически прятал телефон, чтобы не подумали, что мы прилетели из России – в Испанию от нас не пускают. Понятно, что сейчас это звучит очень забавно, но тогда мы волновались за каждую мелочь – правда, снова все прошло без проблем.
Выбежали из аэропорта, запрыгнули в такси и помчались в отель. Включили телевизор – и Роман Зобнин моментально отдал проникающую передачу на датчанина. В тот момент нас эмоционально вырубило. Был легкий взрыв с голом Дзюбы, но потом лишь опустошение. После матча пошли в бар и запили результат сангрией. Так получилось, что во время всех матчей России мы были в дороге. Кое-как смотрели в телефонах, очень надеялись, что сборная выйдет в плей-офф, и уже следующий матч мы наконец-то посмотрим нормально. Не сложилось.
Севилья – очень интересная и красивая. Почему-то перед поездкой казалось, что город больше, а он оказался довольно маленьким. Было шоком, что там аж три больших стадиона. Думали, чемпионат проводится на стадионе «Бетиса» или «Севильи» – у нас из окон как раз был виден «Рамон Санчес Писхуан». Но матчи были практически за городом – на «Ла Картуха». Он весь какой-то серый, никаких эмоций не вызвал.
Мы сидели прямо за воротами, в которые залетел самый невероятный автогол. На стадионе очень жестко всех просили надевать маски, с таким мы еще не сталкивались. В Риме и Бухаресте весь матч сидели без масок, потому что рядом даже и близко никого не было. А в Севилье, когда Костя допил лимонад и не надел сразу маску, стюард очень внимательно на него посмотрел. Один словацкий болельщик снимал маску, когда пытался заводить трибуны, и к нему трижды подходил стюард. Словак начал спрашивать, почему они не подходят с этим запросом к испанцам, но это просто не требовалось: каждый испанец сидел в маске.
В Севилье все кипело. После матча хотели посмотреть в баре следующую игру, но все заведения были забиты. Люди сидели даже на полу, чтобы увидеть хоть часть телевизора.
Из каждого города мы отправляли друзьям посылку в Питер – какие-то памятные вещи и шарфики местных команд. Из Севильи отправляли шарфики «Бетиса»: один был стандартный бело-зеленый, а второй – сиреневый. Когда сотрудница почты увидела первый шарфик, спросила, каким будет второй. Мы ответили, что тоже «Бетиса», и она выдохнула: «Уф, хорошо, что не «Севильи». Я бы не дала вам его отправить. Не люблю этот клуб».
Вернулись в Петербург через Париж – и поразились, что никто не носит маски
Домой мы летели через Париж. Искали рейсы, которые не стоят космических денег и которые точно улетят. Заложили на Париж дня три, потому что хотелось сделать расслабляющую точку.
Костя ни разу не был во Франции, хотя всегда мечтал. В школе учил французский. Париж только открылся от ограничений, там разрешили не носить маски на улице, недавно заработали магазины не первой необходимости. Правда, не работали примерочные во многих магазинах одежды.
Было бы совсем шикарно, если бы застали в Париже вылет Франции, но улетели за несколько часов до матча.
Приземлившись в Петербурге, поняли, что очень устали. В аэропорту нас встретили друзья, по ходу Евро мы вели для них закрытый телеграм-канал. Они были в курсе деталей путешествия практически 24 на 7. Это тоже помогало – постоянная отдача, поддержка. Изначально мы ведь должны были ехать с некоторыми друзьями, которые в итоге остались в России. И у меня (у Константина – Sports.ru) было ощущение ответственности – как будто везу всех с собой, небольшая миссия. Ребята нарисовали для нас карту в стиле настольной игры Ticket To Ride (нужно прокладывать маршруты, чтобы соединять города – Sports.ru). Шутили, что нам попались не очень удобные маршруты.
Что поразило после возвращения – в России вообще не носят маски. За три недели в Европе мы так к ним привыкли, что в России испытали легкий шок. Недавно ходили в банк, где маски носили только сотрудники. Это выглядело диковато. В странах, где ковид почти побежден, люди очень серьезно относятся к заболеванию. А в России, где сейчас ужасная ситуация, многим почему-то плевать на безопасность.
Это ваше лучшее путешествие?
Марина: «Я очень много где была, веду список стран – там их больше 50. Но это путешествие точно войдет в топ-5. Во-первых, мы поехали после длинной паузы, я сильно соскучилась по путешествиям. Во-вторых, все прошло очень эмоционально, за что мы и ценим большие турниры. Евро – замечательная штука».
Константин: «В моем рейтинге это путешествие точно на первом месте – с точки зрения ожидания, проработки и количества стран, которые мы посетили. Я никогда раньше не был в Хорватии, Сербии, Румынии и Франции. Да и никогда не уезжал из России на три недели. Забавно, что во время поездки я выставил 18 фоток в инстаграм. За весь прошлый год – штук 7. И это при том, что у нас была свадьба».
Привет бывшим коллегам :)