Деклана Райса в 16 выгнали из «Челси» – парень резко вырос и стал неуклюжим. Теперь он в финале Евро
Вадим Кораблев – о драме опорника Англии.
Деклан Райс не самый яркий, но важный игрок Англии Саутгейта. На Евро он выходил в основе во всех матчах и был очень полезен: помогал обороне, иногда опускаясь на место центрального защитника, оптимально двигал мяч и составил такую пару с Кэлвином Филлипсом, что отсутствие Хендерсона никто и не заметил. В «Вест Хэме» Райс играет раскованнее, потому что ему никто не запрещает обострять, а скоро станет еще заметнее – топ-клубы Англии готовят за него около 100 млн фунтов.
Райс и сборная Англии познакомились только в 2019 году. До этого он играл за молодежки Ирландии и даже провел три товарняка за главную сборную, но потом сменил футбольное гражданство, несмотря на угрозы. Через 10 часов Саутгейт вызвал его на матч квалификации Евро против Чехии (5:1).
Райс добрался до финала Евро в 22 года, хотя еще в 16 не пригодился «Челси». Как так?
Маленького Райса обожали за легкость: он разряжал обстановку пародиями и шутил над тренерами
Когда Райсу было 7, его жизнь за день изменили сразу два больших события.
В 2006-м Деклан приехал на просмотр в академию «Челси», зарядил в девятку первым ударом и узнал, что зачислен. А еще познакомился с улыбчивым длинноволосым парнем. Они разговорились и следующие восемь лет приезжали на тренировки за 20 минут до начала, чтобы попинать мяч вдвоем.
Тем парнем был Мэйсон Маунт. Они до сих пор лучшие друзья.
О том, что для Райса значит тот день, можно судить по интервью The Guardian через 13 лет: «Это было во вторник вечером».
В академию «Челси» Деклана привело непослушание. Все началось с занятий в центре для детей Dickerage Sport and Community, где он пробовал разные виды спорта. «Деклан был самым талантливым, – рассказывал The Times Дэн Слокомб, главный менеджер центра. – Он был хорош во всем: в регби, в настольном теннисе и, конечно же, в футболе. Но у него не получалось скалолазание. Как-то он упал с горки и сломал руку».
За талант Райса прозвали Дэйвом (в честь Бэкхема), но он слышал это прозвище недолго. Как-то отец отпустил его поболеть за двоюродного брата на турнире в Гилфорде (полчаса на электричке из Лондона), но предупредил: не лезь играть со старшими. Райс полез и носился целый матч – так его заметил скаут «Челси» Боб Осборн и пригласил на тот самый просмотр.
В детских командах «Челси» Райс и Маунт образовали связку в центре, ее успех раскрывает парное интервью The Guardian:
Журналист: Что вы выиграли вместе?
Райс: Что мы не выиграли?
Маунт: Помню турнир в Голландии, в Венло.
Райс: Мы побеждали в Венло, в Брюсселе, в Виллеме.
Маунт: Еще в паре турниров Премьер-лиги.
Майкл Бил, бывший тренер академии «Челси», который сейчас помогает Джеррарду в «Рейнджерс», вспоминал парней так: «Они точно не были самыми большими и сильными, но у них был настоящий взрослый характер, они хотели сражаться с каждым».
Тренеры обожали Райса. Он любил с ними соревноваться, устраивал кроссбар-челлендж (удары по перекладине) и просил играть 1-на-1 и 2-на-2. Бил подобрал забавное сравнение: «Деклан был похож на кролика из Duracell. Никогда не останавливался».
Райса ценили не только за игровые качества. Он много шутил и не стеснялся быть собой при старших – это сделало его лидером раздевалки. Бил рассказывал The Athletic:
«Мы играли с «Арсеналом» на выезде в Хейл-Энде. Шел ливень, и начало игры отложили, поэтому командам до 10, 12 и 14 лет пришлось ждать. 11-летний Деклан развлекал ребят в раздевалке, делая пародии, шутя, танцуя и напевая. Он был пацаном, которого ничего не волновало. Превращал хождение на работу в радость. Подшучивал над тренерами в своей милой, нахальной манере. С Декланом тренировки были лучше».
Непосредственность Райса впечатляла как минимум еще одного человека – его учителя физкультуры Стивена Уиллмора в школе Grey Court. Он рассказывал The Telegraph, что Райс был капитаном школьной команды и не пропустил ни одного матча, даже когда расписание в «Челси» съедало почти все время.
«Он никогда не выпячивал себя», – емкий портрет Райса от Уиллмора.
Райс быстро рос, техника ухудшалась – его двигали по всему полю. Пережить отчисление помог звонок Джона Терри
В феврале 2014-го, через месяц после того, как Райсу исполнилось 16, идиллия разрушилась. И это тоже был вторник.
Родители игроков ждали звонка из клуба: им должны были подтвердить, что дети остаются в академии еще на год. В тот день отец Райса Шон нервно ходил по офису с телефоном в руках, но тот молчал.
«Это было ужасно, – признавался Шон The Telegraph. – Нам всем сказали, что позвонят с 15:00 до 17:00. Пока шли минуты, мне звонили другие родители и говорили: «Мы в деле».
Шон дождался звонка только в 19:00 и услышал совсем не то, чего ожидал: оказывается, Райс «не выполнил требуемый стандарт». «Челси» больше не мог оставить его в команде, но предложил ходить на тренировки, пока не найдется новый клуб.
«Помню, как ехал домой и думал: «Что я ему скажу?» Когда вошел, Деклан сидел на лестнице. Я только покачал головой, и он убежал в свою спальню. Он плакал с разбитым сердцем», – вспоминал Шон.
Тем вечером плакал не только Райс. «Я не мог поверить в эту новость, – рассказывал Маунт. – Моя мама и мама Деклана вместе плакали по телефону».
Отец успокаивал Райса, повторяя, что в Англии еще 91 профессиональная команда, но, конечно, это не помогало. Парню стало лучше только через несколько дней, когда раздался еще один звонок.
Это был Джон Терри.
Они познакомились еще в академии и случайно пересеклись на улице – Терри помнил обаятельного парня и не знал, что он больше не в команде. Звучит как голливудская выдумка, но как-то вечером Джон позвонил Райсу и полчаса его успокаивал. «Передал весь свой опыт, дал советы, – делился Деклан с The Times. – Он попросил не останавливаться, продолжать усердно работать и отдавать все, что у меня есть. Это осталось у меня в голове».
«Челси» назначил Райсу и его родителям встречу, чтобы объяснить отчисление, но отменил ее за несколько часов до начала. Впрочем, Райс и так догадывался, что могло смутить тренеров. В 15 лет он сильно вырос (сейчас его рост – 1,85 см), и это повлияло на технику. Источник The Athletic рассказал, что за пару недель до звонка отдел спортивной науки «Челси» предупредил клуб о последствиях и посоветовал перетерпеть адаптацию. Только либо отдел науки неправильно поняли, либо просто проигнорировали.
«Я был как Бэмби на льду, – говорил Райс. – Мое тело просто не привыкло к себе, поэтому я не мог бегать должным образом».
Когда начались эти изменения, тренеры «Челси» двигали Райса по всему полю в поисках лучшей позиции. Родственники Деклана удивлялись, когда видели его то в центре полузащиты, то на фланге атаки, то вообще в обороне.
Тренер Майкл Бил на застал проблем Райса, потому что сменил «Челси» на «Ливерпуль», но очень переживал: «Это был шок. Я думал, клуб поддержит его из-за индивидуальных качеств. Достаточно было посмотреть на рост его отца и брата, чтобы почувствовать, что у Деклана будет скачок роста».
Еще одна версия: «Челси» мог расстаться с Райсом, потому что купил защитника Швеции U16 Джозефа Колли, который сейчас принадлежит «Кьево». «В академиях всегда есть риск, что клуб найдет лучшего игрока и забудет о том, который уже есть. Я знаю, что один из тренеров, имя которого я, разумеется, не назову, почувствовал, что сделал ошибку, когда это произошло», – сказал инсайдер The Athletic.
На следующий день после отчисления Райс пропустил школу и поехал с папой на одну из последних тренировок в «Челси». Но по пути отцу позвонили с неизвестного номера – это был сотрудник «Фулхэма». Он позвал Райса на просмотр, и машина развернулась.
Деклана хотели взять сразу после просмотра, но он не спешил. В следующие пару недель он также потренировался еще с «Вест Хэмом» и «Тоттенхэмом», которые тоже предлагали контракты.
Райс выбрал «Вест Хэм».
Чтобы сделать Райса снова счастливым, сотрудники «Вест Хэма» его часто хвалили. И не испугались, когда он вырос еще на 8-10 сантиметров
– Мой двоюродный брат им не пригодился.
– О чем ты говоришь? Ты уверен?
Такой диалог с двоюродным братом Райса вспоминал Дэйв Хант, главный по подбору игроков в академию «Вест Хэма». Он давно следил за Декланом и не мог поверить, что тот свободен.
«Я всегда выделял его, – рассказывал Хант The Athletic. – Каждый раз, когда мы играли с «Челси», я внимательно за ним наблюдал. Он был таким элегантным. Всегда был лидером, даже в 9 лет. Играл весело и с наслаждением. Он показывал уровень в каждом матче, неважно, кто выигрывал – «Челси» или «Вест Хэм». В первый день у нас он был лучшим из всех, кого я когда-либо видел».
При этом «Вест Хэму» нужно было решить важную задачу. После «Челси» Райс потерял прежнюю уверенность, меньше шутил и больше стеснялся. Чтобы взбодрить парня, Тони Карр, директор по развитию молодежи «Вест Хэма», договорился с тренерами почаще хвалить Райса – даже за самые простые действия.
«Когда в клубе детства тебе говорят, что ты недостаточно хорош, это сильно подрывает уверенность, – рассуждал Карр. – Но он был решительно настроен доказать, что у него есть все, чтобы стать профессионалом. Когда говорили о «Челси», мы не вдавались в подробности, потому что не хотели возвращаться к старым ранам. Нам нужно было восстановить его уверенность в себе, мы не жалели похвалы, когда он ее заслуживал. Он был очень хорош в базовых вещах. Здорово владел мячом, здорово видел поле и отдавал правильные пасы».
«Вест Хэм» не только помог с психологией, но и повел себя спокойнее, когда Райс снова резко вырос. «Как-то он вернулся на предсезонную подготовку, и мы увидели, что он вырос на три или четыре дюйма (8-10 см – Sports.ru). Был очень высоким и стройным. Один из тренеров сказал: «Возможно, у него получится в центре защиты». Мы наигрывали его на этой позиции, и там он тоже был очень хорош».
В 18 Райс дебютировал за «Вест Хэм» и всего за пару сезонов стал ключевым игроком центра полузащиты. В 2020-м его мечтал вернуть в «Челси» Фрэнк Лэмпард, но трансфер не состоялся.
Этим летом за Райса борются «Челси» и «МЮ», а он не продлевает контракт с «Вест Хэмом» (нынешний – до 2024-го), потому что хочет в топ-клуб. Выбрать будет легко: неделю назад они с Маунтом на ютуб-канале сборной Англии составляли топ-5 игроков, с которыми бы хотели сыграть. Мини-фрагмент, который все объяснит:
Райс: «Я бы с удовольствием поставил нас с Канте в центр поля».
Маунт: «О да, это топ-уровень. Но нам еще понадобится техничный игрок. Как думаешь, может, Хавертц?»
Райс: «Да, было бы шикарно. Ну что за команда… Я бы заплатил огромные деньги, чтобы играть с этими парнями».
После Евро огромные деньги заплатят за Райса. Возможно, чтобы он играл как раз с этими парнями.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose; chelseafc.com; thesun.co.uktalksport.comgloballookpress.com/Daniel Hambu, imago-images.de
Что же касается игровых качеств Райса - то он безусловно важнейший игрок сборной Саутгейта (и все 6 матчей в старте тому подтверждение). И дело не только в травме Хендерсона, но и в том, что Райс - уникальный игрок на своей позиции, из тех, которые очень нравятся любым тренерам: дисциплина, полное выполнение установки, физика, которая позволяет не просаживаться в конце. От Райса тренер никогда не получит никаких неприятных сюрпризов - это машина. В клубе он действительно действует свободнее, а в сборной опускается ниже и ходит вперед только во второй половине второго тайма (и это тоже установка Саутгейта - добавить прессинга на уставшую защиту соперника за счет игрока, который не устает за 90 минут и которого не очень ждут и встречают в конце матча). С Филипсом на этом турнире я бы не стал его сравнивать - разные позиции и разные задачи на поле (и оба проводят великолепный турнир, каждый на своем месте). Что же касается игровой манеры, то я бы не сравнивал его в Макелеле и тем более Канте. Дело не в хуже-лучше. Другой стиль игры. Защитные навыки Райса в меньшей степени строятся на инстинктах и агрессии (это не опорник-собака, как принято говорить). Отборы Деклана в большмнстве случаев строятся на том, что он ловит атакующего игрока на малейшем ослаблении контроля над мячом. Чуть утратил контроль, отпустил мяч на сантиметр дальше, чем необходимо для контроля - и тут Райс отбирает. Это построено на игровом интеллекте и понимание игры для 22-летнего парня у него на топ-уровне.
Ну и плюс он вносит баланс в игру. Знает, когда лучше придержать мяч и успокоить игру, а когда ее надо наоборот ускорить быстрым пасом вперед.
Плюс бонусом (это редко используется, но есть в арсенале) - очень мощный удар и игра вверху на стандартах при подачах в чужую штрафную.
Будет жалко если он уйдет из "Вест Хэма". Найти ему полноценную замену вряд ли возможно. Штучный игрок