6 мин.

Впечатления со стадиона в Севилье, который страдает уже 22 года. Зачем ему отдали Евро? Как там внутри?

Репортаж Вадима Кораблева.

Во время Евро многие узнали, что в Севилье есть не только «Рамон Санчес Писхуан» и «Бенито Вильямарин», но и третий стадион – «Ла Картуха». Он в последний момент – 21 апреля – перехватил матчи сборной у «Сан Мамеса» из Бильбао и спешно преображался: там занялись газоном, почистили фасад и заменили 5 из 44 текстильных полотен на крыше, которая деформировалась под дождем. 

Впрочем, полноценно подготовить стадион к Евро не получилось, после первого же матча Луис Энрике грустил: «Мы старались создавать опасные моменты, но поле было не лучшим. Игроки жаловались на него». 

А болельщики жаловались на беговые дорожки, отдаляющие поле от трибун. 

Мы добрались до «Ла Картухи», чтобы увидеть пятый по величине стадион Испании, который вмещает 57 619 зрителей (сейчас пускают около 20 тысяч), но который почти не мелькал в трансляциях до Евро.

Сначала история: стадион построили для ЧМ по легкой атлетике. Там могла играть «Севилья», но вовремя продала Рейеса «Арсеналу»

Луис Энрике отлично помнит открытие «Ла Картухи»: 5 мая 1999-го он сыграл там в товарищеском матче Испания – Хорватия (3:1). Стадион не задумывался чисто футбольным: архитектурная компания Cruz y Ortiz (среди других работ – «Ванда Метрополитано») проектировала его для чемпионата мира по легкой атлетике-1999 и ради мечты властей об Олимпийских играх, которые Севилья пока так и не получила. 

Одно время на стадион хотели переселить «Севилью» и «Бетис» одновременно, вдохновляясь романтикой соперничества на миланском «Сан-Сиро». «Севилья» действительно задумывалась о переезде, так как хотела продать «Рамон Санчес Писхуан» для погашения долгов. В 2003-м она даже провела на «Ла Картухе» матч Ла Лиги (проиграла «Реалу 1:3), но через несколько месяцев заработала 20 миллионов евро на трансфере Хосе Антонио Рейеса в «Арсенал» и выдохнула. 

«Бетис» сыграл на «Ла Картухе» два матча (в 2007-м и 2009-м), но только пока родной стадион был дисквалифицирован за поведение фанатов. 

И все-таки арене доставались большие события: два финала Кубка Дэвиса, финал Кубка УЕФА-2003, особенно их много сейчас, потому что правительство Андалусии боится окончательного превращения стадиона в белого слона и хочет оживить его, поэтому подписало контракт с Федерацией футбола Испании. Там уже провели два последних финала Кубка (это которые играли с разницей в две недели в апреле, дважды с участием «Бильбао», который ничего не выиграл), а еще Суперкубок-2021 (а тут как раз победил «Атлетик» – когда Месси обезумел и схватил первую красную в «Барсе»).

Правительство Андалусии беспокоят затраты: с открытия в стадион вложили более 250 миллионов евро, но только сейчас власти занялись репутацией стадиона, чтобы в будущем отбить вложения. «Последние инвестиции позволили добавить стадион, Севилью и Андалусию на карту элитных мировых спортивных событий, – сказал Хосе Мария Аррабаль Седано, генеральный секретарь по спорту в регионе. – Мы и дальше будем делать это место важной точкой притяжения футбольных фанатов».

Стадион впечатляет размерами, но, похоже, никто не знает, что делать с огромной территорией

«Ла Картуха» находится на окраине Севильи, в 10 километрах от соседнего городка Сантипонсе. Из центра Севильи до стадиона можно добраться за 15 минут на электричке, на автобусе сложнее – нужна пересадка. Многие болельщики приезжают на такси, на улицах выстраиваются небольшие очереди, потому что на десять машин с табличкой Ocupado («Занято») только одна с Libre («Свободно»). Можно вызвать убер, но из-за высокого спроса (два дня он был высоким круглосуточно) подача машины затягивается до 10 минут и стоит на пару евро больше. 

Внешне стадион похож на огромный деловой центр, и этот эффект неслучаен: здесь более 25 тысяч квадратных метров офисных площадей. Масштаб конструкции удивляет, «Ла Картуха» мне показался крупнее римского «Олимпико». 

Поскольку стадион находится за пределами города, пейзаж соответствующий: трасса и милые поля.

Сразу поражаешься количеству полицейских – группы из 5-7 человек буквально на каждом шагу. Многие патрулируют территорию на лошадях, которые минируют землю и раздражают болельщиков – приходится лавировать и внимательно смотреть под ноги. 

Большинство испанцев, с которыми я говорил, не сильно беспокоятся из-за удаленности стадиона от города, но некоторым не нравится обзор из-за ворот (да-да, беговые дорожки) и легкая запущенность. На «Ла Картухе» много пустующих пространств, где скучают заборы и газоны без активностей. При входе на территорию нужно обогнуть строительные материалы и большие контейнеры.

Я прочувствовал масштабы «Ла Картухи», когда меня 15 минут гоняли от одного входа к другому, чтобы в конце концов ответить: «Извините, журналисты могут зайти только с другой стороны арены». Обойти ее – это 8-10 минут мимо пустырей, газонов и конной полиции, которой некого охранять.

   

Внутри стадиона намного приятнее. С открытой площадки за воротами классный вид.

Несмотря на беговые дорожки, обзор порадовал (я был почти под крышей): поле будто совсем рядом, зрители включены в игру. Испанцы вообще поразили уровнем громкости и вовлеченностью в каждый момент. Казалось, они не расслабляются, даже когда на поле не происходит ничего динамичного – для таких случаев есть фирменное «Оле!» на каждый пас. Тем более в этот раз испанцы конвертировали владение в пять голов, да и вообще наблюдать за таким стилем с трибун намного интереснее, чем по телевизору, где скрыта большая часть перемещений. 

Газон, на который жаловался Энрике, выглядел достойно, хотя иногда казалось, что трава слегка затягивает мяч и сбивает темп, плюс заметны поредевшие куски и небольшие кочки в центре. Но вряд ли кто-то заговорит о них после 5:0. 

В 2030-м правительство Андалусии мечтает провести здесь матчи чемпионата мира. Испания и Португалия подали совместную заявку, итоги узнаем в 2024-м. 

За девять лет точно можно превратить газон в идеальный и подумать, как сделать просторы вокруг стадиона полезными людям.

Вадим Кораблев видел вживую еще и этот нелепейший автогол вратаря Словакии: он вбил рукой, как волейболист 😳

Фото: globallookpress.com/Mutsu Kawamori, Joaquin Corchero