«NATO! Stop the war, stop the bombing!»: 22 года назад в Белграде состоялся один из самых необычных товарищеских матчей
Сегодня в блоге "100% фанатский стиль!" рассказ об одном из самых необычных товарищеских матчей, состоявшемся 22 года назад (и 1 день).
24 марта 1999 года силы НАТО начали бомбардировку Югославии, нанеся воздушные удары по крупнейшим городам: Нови-Саду, Подгорице, Ужице, Крагуевацу, Приштине и, конечно же, по столице – Белграду. Такой была реакция США на Косовскую войну между косовскими албанцами и войсками Югославии, которую годом ранее развязали как раз косовары – американцы, разумеется, встали на их сторону и, прикрываясь желанием "остановить войну и убийства мирных жителей" в Косово и Метохии, начали войну и убийства мирных жителей остальной Югославии, применяя при воздушных атаках кассетные бомбы, запрещенные международными конвенциями. Гуманитарную помощь Сербии оказали Швейцария, Австрия и Россия, которая ко всему прочему оказала и военную поддержку, когда летом того же года наши десантники марш-броском из Боснии и Герцеговины заняли аэродром Слатина близ Приштины, опередив войска НАТО. Была среди "сочувствующих" Югославии и Греция, которая оказалась в этом конфликте в самом интересном положении: будучи членом НАТО, она не могла открыто выступать против объединенных сил, но жители Греции в ту пору почти ежедневно проводили акции протеста против авиаударов по дружественной им стране, а Греческая православная церковь с самого начала кризиса выразила поддержку своим православным сербским братьям. Но в реальности самый широкий жест поддержки Югославии продемонстрировали не греческие политики или представители Греческой православной церкви, а футболисты "АЕКа". Но обо всём по порядку.
За несколько дней до начала бомбардировок на стадионе "Црвена Звезда", который в 2014 году переименуют в стадион "Райко Митич", состоялось Вечное дерби между красно-белыми и "Партизаном", завершившееся боевыми 2:2. Когда началась война, футбол, как и весь спорт в стране, был поставлен на паузу – во время бомбардировок югославских городов народу было совсем не до футбола. В течение двух следующих недель авианалёты неоднократно повторялись, причём в ходе которых они целенаправленно подвергали бомбардировкам объекты химической промышленности, водоснабжения и электроснабжения, что едва не привело к экологической катастрофе в Сербии. Смотря на всё это по телевизору, президенту "АЕКа" Димитрису Мелиссанидису пришла в голову идея сыграть товарищеский матч на территории Югославии, дабы продемонстрировать сербам своё братское отношение даже в такие сложные моменты. На руку греческому клубу сыграла и пауза в национальном первенстве из-за Пасхальной недели, во время которой футболисты греческих команд обычно проводили время с семьей и близкими, но у Мелиссанидиса были иные планы. Он устроил клубное собрание с участием сотрудников и футболистов "АЕКа", где поделился своей идеей. И работники столичного клуба, и футболисты во главе с капитаном Демисом Николаидисом с энтузиазмом встречают это предложение. Мелиссанидис открывает таблицу чемпионата Югославии, видит на первой строчке белградский "Партизан" и начинает недолгие переговоры об игре с руководством чёрно-белых – сербы с большой радостью принимают вызов. Матч был назначен на 7 апреля – Великую среду, в христианский праздник, который отмечается в последнюю среду перед Пасхой. Великая среда – третий день Страстной недели, которая посвящена воспоминаниям о земных страданиях Иисуса Христа.
Защитник "Лацио" Синиша Михайлович в то время под игровой футболкой римлян носил майку с лозунгом "Мир! Нет войне!", которую периодически демонстрировал всему миру.
Вторник, 6 апреля. За день до матча греческая делегация из 16 игроков, а также трёх десятков официальных лиц клуба и политиков, вылетает в Будапешт, где и ночуют. За день до этого из Афин выезжает автобус с 50 фанатами "АЕКа" из группировки "Original 21" – перед отъездом всем им пришлось написать в посольстве Сербии заявление о том, что они едут туда на свой страх и риск. Уже в столице Венгрии фанаты и футболисты встречаются, чтобы с наступлением рассвета на 5 автобусах пересечь границу с Югославией и отправиться в Белград. Во время 300-километрового путешествия, занявшего 5 часов, греки смогли увидеть последствия военных действий в первые дни конфликта – руины зданий, следы от падения бомб, покалеченные люди. Каждый раз, когда во время этого пути колонна автобусов делала техническую остановку, к ней сразу подходили случайные сербы, которые даже не знали, что в них едут футболисты, а просто предлагали иностранным гостям хлеб-соль как символ сербского гостеприимства. Греки прибыли в столицу Югославии ранним утром.
Автобус с футболистами "АЕКа".
Члены группировки "Original 21" в своём автобусе.
Организаторы матча объявили, что выручка от игры будет передана югославским гуманитарным организациям. На матч было продано около 40.000 билетов, но на трибунах стадиона "Югославской народной армии", являющегося домашним для "Партизана", собралось лишь около 25.000 человек – говорят, что причиной этого послужил тот факт, что по пути на стадион в машинах многих югославских болельщиков просто кончился бензин, острая нехватка которого в то время объяснялась его очень сложной транспортировкой в условиях войны.
Футболисты обеих команд вышли на поле в специальных футболках с мишенями на груди – мишень была символом югославского гражданского сопротивления агрессии НАТО. Посыл спортсменов был простым: "Зачем нужна эта война? Зачем убивать невинных граждан?".
После чего прямо на поле вместе развернули баннер с надписью "НАТО, остановите войну! Прекратите бомбардировки!".
Такой же лозунг был выведен и на табло стадиона "Югославской народной армии".
Игра началась с минуты молчания в честь погибших, после чего фанаты начали громогласно скандировать против НАТО и в поддержку Югославии, а также развернули баннер "Православные вместе сражаются против дьявольских бомб", небольшое полотно в поддержку Радована Караджича (лидер боснийских сербов в 90-е и основатель Сербской демократической партии. Выступал за единство сербов в рамках единого государства, из-за чего 5 лет назад "самый гуманный" гаагский суд приговорил 70-летнего Караджича к 40 годам тюрьмы за "осаду Сараево и геноцид в Сребренице"), попутно сжигая американские флаги.
Отдельных оваций со стороны сербских фанатов удостоились и футболисты "АЕКа", причём в эти моменты даже вражда между "Партизаном" и "Црвеной Звездой" отходила на второй план. Вот что по этому поводу говорит сербский футболист "АЕКа" Бранко Милованович: "Я, хоть и не играл за "Звезду", но являюсь её фанатом, и все "Гробари" об этом знали. Но когда фэны "Партизана" стали скандировать моё имя, у меня мурашки побежали по телу – я просто не мог поверить своим ушам!".
На 13-й минуте "Партизан" открыл счёт, причём сделал это Матея Кежман, который спустя 3 месяца уедет в "ПСВ" (Эйндховен) покорять Европу. В середине тайма греки восстановят равновесие, а на 56-й минуте игра внезапно будет прервана из-за прорыва фанатов на поле – выбежавшие с заворотки сербы и с центральной трибуны греки принялись обнимать друг друга и игроков, а также петь песни, наглядно подтверждая историческую близость между сербским и греческим народами, объединенными единой православной верой. Матч так и не был возобновлён.
Но растянуть радость на более долгий срок у футболистов и фанатов возможности не было, так как грекам предстояло пересечь границу с Венгрией до наступления темноты, а сербам – спрятаться в укрытиях, чтобы пережить очередную ночь бомбардировок.
Бол-бои на матче "Партизан"-"АЕК" в футболках с лозунгом "Футбол за мир".
Военные действия на территории Югославии продлятся до середины июня, поэтому чемпионат страны по футболу так и не будет возобновлён, а чемпионом досрочно объявят "Партизан", который за 10 туров до конца опережал клуб "Обилич", принадлежащий одиозному Желько "Аркану" Ражнатовичу, всего лишь на 2 очка. Самого "Аркана" убьют через год в лобби белградского отеля "Continental", в Косово откроется военная база США, а само Косово перейдёт под управление ООН, чтобы в 2008 году объявить себя независимым государством. В ходе военного конфликта с НАТО погибнет 1.700 мирных сербов (из них более 400 детей), а десятки тысяч людей навсегда останутся инвалидами.
Сегодня, спустя 20 с лишним лет, Белград, разумеется, практически восстановили. Но некоторые здания специально не восстанавливают – как напоминание о НАТОвских бомбардировках 1999 года. Цити третира ране, ране на срцу не лечи икада! (с) – раны города залечили, раны в сердце не вылечить никогда! При этом разговоры о восстановлении самого известного из них, здания минобороны Югославии, расположенного в самом центре сербской столицы на пересечении улиц Неманьиной и Князя Милоша, звучат всё громче и громче. Причём последними предложили финансовую помощь в его восстановлении как раз власти США. Президент Сербии Александар Вучич, давно смотрящий в сторону Евросоюза, не против принять эту помощь. А вот обычные сербы в большинстве своём как раз против такой "помощи", так как считают, что США таким образом хотят стереть последний памятник своих преступлений на территории Югославии.
2 года назад представители "Партизана" и "АЕКа" начинали переговоры о том, чтобы снова сыграть товарищеский матч в честь 20-летия исторического события на поле стадиона "Югославской народной армии" в 1999 году. Но почти сразу все эти разговоры свернулись из-за того, что в начале нулевых фанаты "Партизана" завязали тесную дружбу с фанатами "ПАОКа" из группировки "Gate 4" – ну а в каких отношениях фэны "ПАОКа" и "АЕКа", думаю, можно и не озвучивать. Так что больше таких искренних и добрых объятий между фанатами и футболистами "Партизана" и "АЕКа" мы не увидим – если только, не дай Бог, не новая война.
До новых встреч!