Дортмундская «Боруссия» борется с финансовыми трудностями
В этом финансовом году у «Боруссии» на 20 миллионов евро меньше доходов от бизнеса во время матчей, на 25 миллионов евро меньше доходов от конференций и общественного питания. Кроме того, на 15 миллионов евро меньше дохода от телемаркетинга, потому что поступления стали меньше или, как в случае некоторых правообладателей из других стран, не поступают вообще. Финансовые убытки, которые имеет компания Borussia Dortmund GmbH & Co KgaA теперь отразились на полугодовых показателях. И с экономической точки зрения они по всем направлениям являются катастрофическими по сравнению с предыдущим годом. И всё это следствие пандемии коронавируса.
Рыночная цена акции BVB, которая до пандемии стабильно держалась в районе 8-10 евро, сейчас стабилизировалась на уровне немногим более пяти евро. Даже тот факт, что баланс компании по истечении половины финансового года составил всего лишь минус 26,3 миллиона евро, что оказалось гораздо лучше, чем ожидалось руководством клуба. Будущее профессионального футбола пока остаётся очень туманным, поскольку до сих пор нет ответов на самые важные вопросы. Когда на стадионы будут допущены зрители? И будут ли работать старые бизнес-модели во время и после кризиса?
Дортмундская «Боруссия» пытается компенсировать финансовые потери с помощью строгой дисциплины в отношении расходов. Все очень затратные проекты были отложены. Самая большая статья расходов у компании приходится на профессиональный футбол. Отказ игроков от части зарплаты, поспособствовал тому, что по сравнению с тем же периодом прошлого года расходы на игроков уменьшились почти на 10 миллионов евро. И в дальнейшем всё будет зависеть от BVB, закончится ли финансовый год запланированными убытками в 75 миллионов евро или же потери будут гораздо большими.
Болельщики во время матчей всегда были одной из основных статей дохода клуба. И, скорее всего, мы их ещё очень нескоро увидим на трибунах. Поэтому сейчас больше всего внимания уделяется классическому каналу дохода: спортивному успеху на местной и на международной аренах. В марте с интервалом в 7 дней дортмундская «Боруссия» вышла в полуфинал Кубка Германии (победа в четвертьфинале над менхенгладбахской «Боруссией» со счётом 1-0) и в четвертьфинал Лиги Чемпионов (победа в 1/8 финала над испанской «Севильей» по сумме двух матчей 3-2 и 2-2), что дало клубу дополнительные 20 млн евро. Во времена пустой казны — это прямо-таки золотой дождь.
Но в прошлом году BVB заработал около 72 миллионов евро в Лиге Чемпионов (15,25 миллиона за участие, 23 миллиона бонусами, 24,5 миллионов от маркетингового пула и 9,5 миллионов за телеправа). Поэтому, чтобы хотя бы приблизиться к прошлогодним показателям и этим минимизировать потери от пандемии, спортивные достижения не должны ограничиваться лишь полуфиналом Кубка Германии и четвертьфиналом Лиги Чемпионов.
Доходы клубов в сезоне 2019-2020 годов (в фунтах стерлингах). 1 фунт стерлингов = 1,14 евро (Match Day – в дни матчей, Broadcasting – от трансляций, Commercial – от коммерческой деятельности).
В этом сезоне выкуп контракта нового главного тренера команды у Менхенгладбаха уже стоил клубу порядка шести миллионов евро. Это за Марко Розе и его тренерский штаб. При этом клуб не хочет и не собирается использовать доступные для него кредитные линии на сумму более 100 миллионов евро для подписания новых игроков. И почти наверняка болельщикам стоит ожидать одного трансфера на выход. Джейдон Санчо? Эрлинг Холанд? Учитывая информацию о том, что Розе вроде пообещали, что норвежец останется в команде ещё, как минимум, на сезон, а также после заявления руководителей клуба о том, что Холанд летом не будет продан даже за 200 млн, первым кандидатом на продажу является именно англичанин.
В любом случае без дополнительных финансовых вливаний со стороны УЕФА и Немецкого футбольного союза (DFB) существует риск отсутствия трансферов в летнее межсезонье. А ведь за выход в финал Кубка Германии можно получить от DFB дополнительно 3,5 млн, а за победу в матче в Берлине — ещё 4,5 млн. Неплохие деньги от УЕФА можно получить за выход в полуфинал Лиги Чемпионов - 12 млн (за выход в финал — ещё 15 млн). Победитель ЛЧ получит ещё 7,5 млн, из которых 3,5 млн. ему будет начислено за участие в Суперкубке УЕФА в качестве триумфатора ЛЧ.
Но в этом сезоне на футбольных полях Германии игроки и тренеры «Боруссии» решают вопрос о бюджете клуба уже следующий финансовый год. Речь идёт о попадании в Лигу Чемпионов на следующий сезон. А для этого нужно занять в чемпионате, как минимум, 4-е место, до которого за 9 туров до конца осталось всего 2 очка. Непопадание в главный клубный турнир Старого Света будет стоить потери, как минимум, 20 млн. Это в случае одного только непопадания в групповой раунд. Но в планах клуба всегда был выход из группы и попадание в 1/8 финала. Таким образом, потери составят порядка 40 млн. евро. И это только без зрителей на трибунах.
Что повлечёт за собой неучастие «Боруссии» в Лиге Чемпионов? В первую очередь, невозможность подписания новых высококлассных игроков под нового главного тренера Марко Розе. Потому что не будет денег на серьёзные трансферы, и не будет мотивации у потенциальных новичков играть в клубе, который не участвует в главном клубном турнире Старого Света. Да и игроков нынешнего состава будет трудно сохранить и дальше, поскольку зарплаты согласно контракту останутся те же, а денег на это будет гораздо меньше. Но совершенно недавно стало известно, что «Боруссия» уже согласовала кредит на 26 млн под низкий процент. Как сказал Ватцке, этот кредит даст возможность клубу сохранить всех игроков летом и никого не продавать. Значит руководство клуба нашло ещё какие-то дополнительные источники дохода, о которых неизвестно журналистам.
разве это не бизнес модель Дортмунда ?