«Шальке» вернулся в женский футбол – и начинает с седьмого дивизиона. 40 лет назад клуб был одним из лучших в Вестфалии
В 2020 году «Шальке» основал отдел женского футбола – второй раз в истории клуба. Ранее он существовал с 1975 года по 1987 год и был довольно успешен – по крайней мере, успешнее мужской команды.
Женская команда «Шальке» на рубеже 70-х и 80-х годов
Впервые «Шальке» ворвался в женский футбол в 1975 году. Но в Германии он появился немного раньше: первый чемпионат Немецкий футбольный союз провел в 1974 году. В дебютный сезон формат турнира был таким же, как у мужчин во времена Оберлиги – турнира-предшественника Бундеслиги. Сначала клуб должен выиграть региональный чемпионат, после чего он попадает в предварительный раунд: 16 лучших команд ФРГ разбиваются на четыре группы, победители которых выходят в полуфиналы и разыгрывают финальный раунд. В первом сезоне весь этот путь прошел «Айнтрахт» из Эрле – района Гельзенкирхена: он стал чемпионом Вестфалии, одержал три победы в группе и обыграл «Бубах-Кальмесвайлер» в полуфинале. В финале, прошедшим 8 сентября на «Брухвегштадионе» в Майнце в присутствии почти четырех тысяч зрителей, гельзенкирхенская команда разгромно проиграла «Вёрштадту» (0:4).
Впрочем, по сравнению с мужским футболом отличался тогда не только формат чемпионата, но и множество других деталей. Зимняя пауза у женских команд длилась полгода из-за их, согласно официальному обоснованию, «более слабой натуры», бутсы с шипами были запрещены, а мячи были меньше и легче, чем у мужчин. Кроме того, матч в женском футболе длился не 90 минут: поначалу игровое время составляло 70 минут, позже – 80 минут.
Успех соседнего клуба привлек внимание президента «Шальке» Гюнтера Зиберта, который загорелся желанием основать женскую команду в своем клубе. К тому же, середина 70-х – это время, когда скандал 1971 года с участием «Шальке» все еще вызывал резонанс в СМИ, а некоторые футболисты по-прежнему отбывали дисквалификации за договорняк. Успехи в женском футболе «королевским синим» тогда точно не помешали бы.
План Зиберта был прост и понятен: он хотел, чтобы женский отдел «Айнтрахта» из Эрле, состоявший из двух команд, перешел под крыло «Шальке». Козырем в рукаве Зиберта был Лотар Дембински – тренер первой команды «Айнтрахта», который выступал за резервную команду «Шальке» и который в итоге поспособствовал слиянию клубов. «Эрле» долго думать не пришлось: успехи женской команды на самом деле лишь уничтожали кассу клуба, который не мог дальше самостоятельно финансировать длительные поездки, ночевки и тренировочные сборы. Предложение от «Шальке» пришлось кстати.
Получив согласие, Зиберт отправился прямиком в Западнонемецкую федерацию футбола и легкой атлетики. Там он добился разрешения на участие первой команды в высшем дивизионе (тогда – чемпионат округа) под эмблемой «Шальке». Впрочем, президенту еще предстояло договориться о сумме выплаты клубу из Эрле: он предложил провести товарищеский матч с участием мужской команды «Шальке», выступавшей в Бундеслиге, в гостях у «Айнтрахта», которому и пойдут все доходы с игры. Страдающий от финансовых проблем сосед это предложение принял – за две тысячи проданных билетов футболистки из Эрле стали игроками «Шальке».
Женская команда «Шальке» перед товарищеским матчем с «Нидеркирхеном» в 1976 году
Новому отделу Гюнтер Зиберт выделил относительно приличный бюджет – поначалу он составлял 300 марок в месяц. «Эта сумма – на весь женский отдел, а не на каждую из нас, – вспоминает Марион Моленкамп. – Мы, женщины, полный день работали медсестрами, госслужащими, продавцами и парикмахерами. Тогда мужчины за такую сумму даже на одного человека не прикоснулись бы к мячу. Тем не менее, вряд ли была какая-то женская команда с более мощным финансированием». Немного позже Зиберт даже увеличил бюджет до 600 марок.
Недостатка в финансовых ресурсах новосозданная женская команда «Шальке» не испытывала – в отличие от игровой формы. «После слияния Зиберт хотел представить нас болельщикам, – вспоминает Моленкамп. – Перед первым матчем мужской Бундеслиги в сезоне 1975/76 против «Дуйсбурга» нам, женской команде, разрешили на «Паркштадионе» провести «разогрев» против «Бад-Нойенара». Для Зиберта было очевидно, что мы сыграем в форме «Шальке». Но ее для нас никто не заказал. Футболки, которые мы надели, были из старого комплекта мужской команды. Они были слишком длинными. Мы даже не знали, как заправить столько материала в шорты».
Впрочем, столь скомканный старт в новом клубе девушки перенесли стойко. По словам Регины Клозе, хотя ей и было комфортно в «Айнтрахте», она с детства болела за «Шальке», как и многие другие ее партнеры по команде. «Когда я раньше говорила, что выступаю за «Айнтрахт» из Эрле, меня всегда спрашивали: «Это где?» Затем, когда я уже могла упоминать «Шальке», я всегда слышала лишь «вау», – вспоминает Регина. О позитивном эффекте переезда команды из Эрле под крыло «Шальке» рассказывает и ее куратор Вольфганг Левандовски: «Я вспоминаю турнир в Билефельде – зал был наполнен не более чем наполовину. Но слухи о том, что здесь играет женская команда «Шальке», распространились очень быстро. И вдруг все места забились до отказа. Болельщики пришли с огромными флагами, чтобы нас подбодрить. Это было чистое безумие». Оглядываясь назад, Вольфганг называет себя «мальчиком на побегушках»: в той команде он и тренировал, и занимался организаторской работой. Его брат также был при деле: Клаус Левандовски возглавлял отдел женского футбола в «Шальке» с 1976-го по 1982-й.
Треть века спустя: Марион Моленкамп, Клаус Левандовски, Регина Клозе и Вольфганг Левандовски (слева направо)
Но не всегда зрители приходили на игры с серьезным интересом к футболу женской команды «Шальке». «Когда мы ездили в деревни на товарищеские игры, над нами часто смеялись. Мужчины приходили позабавиться. Они совершенно не воспринимали нас всерьез. Но когда мы по делу выносили их женскую команду, что зачастую обуславливалось невероятной разницей в качестве игры, шутки прекращались», – рассказывает Регина Клозе. Ее подруга Марион Моленкамп после ухода из первой женской команды «Шальке» стала играющим тренером второй команды. Она подтверждает, что футболистки тогда привлекали внимание, и вспоминает историю, когда они на автобусах отправились на совместные сборы в Испанию: «Каждый день, когда две наши женские команды шли к полю по пляжу в полной экипировке и с сетками для мячей, собиралась толпа. Мы вызывали огромный ажиотаж и ежедневно тянули на буксире уйму отдыхающих. Хильдегард Фрауэнрат, бывшая тогда нашим тренером, заставляла нас попотеть бегом по песчаному грунту – вероятно, она хотела показать, на что мы способны».
На что способны женщины, не укрылось и от мужчин. По словам Вольфганга Левандовски, после женского матча против одной деревенской команды к нему подошел руководитель отдела главной мужской команды этого клуба. «Он спросил, что он может предложить мне за нашего восьмого номера – это была Регина Клозе. Они хотели пригласить ее в свою мужскую команду. Наблюдать за ее игрой было наслаждением, – признается Вольфганг. – Если бы уже в то время была женская национальная сборная, ее бы туда пригласили».
Однако такие признания были лишь исключениями. В основном тренеры и кураторы женских команд должны были снова и снова оправдывать свою работу в женском футболе. «Когда я сказал, что имею отношение к женскому футболу, первое, что у меня спросили, было: «Они тоже обмениваются футболками?» Затем последовал вопрос: «И душ вы принимаете вместе?» Мне постоянно приходилось сталкиваться с подобными проявлениями мачизма», – рассказывает бывший руководитель женского отдела клуба Клаус Левандовски. К женщинам, играющим в футбол, долгое время не мог привыкнуть даже клубный журнал Schalker Kreisel: на протяжении двенадцати лет редакция постоянно употребляла термин «амазонки». Однако Регина Клозе, которая выросла футболисткой на улицах, с гордостью говорит о том, что тогда ее раздражало: «В конце концов, кто-то же должен был быть новатором в женском футболе. Это были мы. Без нас женский футбол, вероятно, стал бы не таким, какой он есть сегодня. Мы были первопроходчицами».
24 июля 1977 года: перед матчем чемпионата Вестфалии против «Зигена» (0:0)
«Лучшие в Вестфалии», «Элита женской Ландеслиги», «Титул чемпионок Вестфалии успешно защищен», «17 голов в трех играх», «Непобежденные с 11 очками» – таковы были заголовки местной прессы. Относительный успех женской команды «Шальке» был достигнут не в последнюю очередь благодаря тренеру Лотару Дембински. «Для тех условий Лотар был чрезвычайным профессиональном. Мы тренировали не только технику или игру в пас. Его девизом было: «Мы занимаемся так усердно, что официальная игра с дополнительным временем покажется нам отпуском!» Даже если обычно мы тренировались всего дважды в неделю, эти занятия были близки к высшим стандартам профессионалов», – сообщает Моленкамп, которая впервые пошла в футбольную школу «Рессе 08» в 15 лет.
Столь усердная работа на тренировках окупилась: первая женская команда «Шальке» выиграла чемпионат Вестфалии в 1977, 1980, 1981, 1984 и 1985 годах. Во все остальные сезоны она занимала второе место после «Зигена» – главного конкурента тех лет. Пресса с признательностью отмечает: «Двенадцать лет женская команда «Шальке» радует стабильными успехами – в отличие от мужчин». Справедливый подкол в адрес последних: в конце 70-х и на протяжении всех 80-х мужская команда лишь борется за выживание в Бундеслиге, а в 1981-м и 1983-м и вовсе вылетает во вторую лигу. В это время женская команда «Шальке» в качестве чемпионок Вестфалии принимает участие в финальном раунде немецкого чемпионата – но до чемпионского титула никогда не добирается: во всех пяти случаях она вылетала в первом раунде.
Спортивный успех сопровождается ростом отдела женского футбола «Шальке». Заинтересованные девушки, для которых футбол все еще является чем-то новым, пополняют вторую команду, которая ориентируется на массовый спорт и иногда выступает в качестве резерва первой команды. Тренером второй команды становится Петер Кольмзее, который позже еще вернется в «Шальке»: в 2020 году он вошел в тренерский штаб новой женской команды. Для молодежи клуб основывает школьную команду, которую тренирует Маргрет Рюкс – футболистка первой, а позже и второй команды «Шальке». Новый отдел быстро обзаводится более чем сотней членов. «У нас никогда не было проблем с молодежью, – вспоминает Клаус Левандовски. – Хотя в Гельзенкирхене было много хороших женских команд. Главным нашим конкурентом был «ETuS Гельзенкирхен». Сильна была и «Боруссия» из Шольвена – оттуда к нам перешли Инге Велльпот и Дорис Гард». «Шальке» не страшился усиливаться игроками из соседних клубов: из «Дуйсбурга» пришла Мери Моос, из «Ваттеншайда» – Эльке Дёринг, из «Бохольта» – Бригитт Худевенц, а из «Марля» – Хельга Юберле и Розвита Гирот. Впрочем, увеличение состава сопровождалось увеличением затрат – изначально роскошный бюджет стал скудным, а футболисткам пришлось пополнять кассу за счет товарищеских матчей.
Школьная команда «Шальке» на «Фестивале женского футбола» в 1980 году. Средний возраст: 12,5 лет
Через год клуб из Гельзенкирхена пригласил двух англичанок – Сью Холт и Сэнди Хауэллс. К счастью, уроженка Нидерландов Марион Моленкамп успела заранее подать заявление на получение немецкого гражданства, поэтому никому не пришлось сидеть на скамейке. В то время в женском футболе действовал лимит на иностранок: на поле у одной команды одновременно не могли находиться более двух футболисток не из Германии.
Футболисткам был важен лишь спортивный успех, а не деньги. «В финансовом плане мы не получали ничего, кроме компенсации за поездки. Но дух товарищества у нас был невероятный. Как и опыт, пережитый во время наших последних поездок», – резюмирует Регина Клозе, которая провела более сотни матчей за «Шальке». Вместе они спали в палатках, праздновали Октоберфест в Мюнхене, прогуливались по венскому Пратеру и ночевали в подтрибунке берлинского «Олимпиаштадиона» перед товарищеским матчем с «Гертой». Они получали приглашения на турниры в Монако, Англии, Испании и возвращались «с такими большими трофеями, что для их транспортировки нужны были телеги».
С тех пор, как в 1975 году они стали выступать за «Шальке», футболистки никогда не тренировались на территории клуба. Первые несколько лет они оставались в спортивном комплексе на Остштрассе в восточном Эрле, где они обосновались еще в бытность выступлений за «Айнтрахт». В 1979 году три женские команды «Шальке» переехали на только что отремонтированный стадион «Бюра 07/28», но это решение оказалось неудачным: соседям из Эрле, часто посещавшим матчи на Остштрассе, добираться до северного Бюра оказалось слишком далеко, а местные жители «королевскими синими» женскими командами поначалу не интересовались. Кроме того, ни старый, ни новый стадионы не подходили для матчей немецкого чемпионата: регламент требовал, например, наличие крытой трибуны. Поэтому игры часто проходили на стадионе в Хесслере, совсем недалеко от «Глюкауф-Кампфбана» – первого стадиона «Шальке».
1980-е были для «Шальке» уже не такими радужными. Основная мужская команда стала называться в прессе «командой-лифтом» – трижды за десять лет она вылетала во вторую лигу и возвращалась. Ухудшалось и финансовое состояние клуба. В 1987 году Гюнтер Зиберт принимает решительные меры по сокращению затрат: одна из них – ликвидация отдела женского футбола. Для некоторых футболисток это решение стало моментом для прекращения карьеры, другие присоединились к «Бюру 07/28» и заложили основу для новой женской футбольной команды в Гельзенкирхене. «Для меня тогда все было кончено, – размышляет Регина Клозе. – Любопытно, что получится у сегодняшней женской команды «Шальке». Интересно, что в чемпионате округа ей предстоит сыграть против «Айнтрахта» из Эрле. И, возможно, однажды они еще проведут матч на этой исторической земле». Речь про поляну «Бюра 07/28», на которой сорок лет назад играли женские команды: покрытие было грунтовым – теперь «Шальке», в отличие от некоторых клубов, играет на искусственном газоне «Глюкауф-Кампфбана».
Воссозданный перед сезоном 2020/21 отдел женского футбола пока находится в зачаточном состоянии, и «Шальке» обещать выстраивать целостную структуру в отделе женского и девичьего футбола в течение следующих месяцев и годов. Пока у «Шальке» есть две конкурентные команды под простыми названиями: «Синяя» и «Белая». И поскольку сейчас это не слияние с другим клубом, как в 1975 году, обе команды начинают с самых низов, в Крайслиге А – окружной лиге города Херне (а «Синяя» команда еще и выступает в окружном кубке Херне). Это аж седьмой дивизион в системе лиг женского футбола в Германии: лучшие команды выясняют сильнейшую в своей Бундеслиге, а уже многократно упомянутый «Бюр 07/28» ныне играет в Ландеслиге – в пятом дивизионе. Обе шалькерские команды прекрасно начали сезон в 2020 году и до его приостановки успели одержать десять побед на двоих в десяти матчах.
Но пока главной целью для «Шальке» в женском футболе являются не успехи галактического масштаба и выступление в Бундеслиге, а развитие любительского футбола среди женщин и девочек, ориентация на массовый спорт и укрепление молодежного футбола в регионе в целом. Управляющим отделом женского футбола «Шальке» назначен Бодо Менце – человек, сделавший себе имя на развитии академии «королевских синих» в последние 30 лет. По словам 67-летней легенды клуба, создание отдела женского футбола не имеет ничего общего с маркетинговым трюком, призванным сгладить негативное отношение к «Шальке»: «Это произошло не по чей-то прихоти – это была долгосрочная идея, за которой стоит зрелая концепция».
Эта идея пришла в голову Менце во время женского чемпионата мира 2019 года. По его мнению, «Шальке» и в женском футболе должен заниматься тем же, что в мужском: растить таланты – и Бодо, при котором «королевские синие» выпустили из академии Мануэля Нойера, Месута Озила, Юлиана Дракслера и многих других классных футболистов, подходит для этого как никто другой. «Мы хотим находить таланты, помогать им и обучать их – при этом, работая со всеми клубами из региона, располагающими отделом женского и девичьего футбола, – заявляет Менце. – Мы воспринимаем себя не как конкурента, а как партнера».
Ажиотаж, вызванный созданием женских команд в «Шальке», оказался действительно огромным: заявки на пробные тренировки подали 279 женщин. «Мы без проблем могли бы провести еще четыре или пять отборов, – признается спортивный руководитель отдела женского футбола Марко Фладрих. – Резонанс был огромный: к нам приезжали не только из Северного Рейна-Вестфалии, но даже из-за границы». Возможно, крупный статус клуба для некоторых желающих попасть в команду затмевал реальность – такую, что клуб начинает играть лишь с Крайслиги, седьмого дивизиона. «Некоторые из футболисток действительно раздумывали о том, чтобы сменить место жительства или учебы только для того, чтобы играть в форме «Шальке», – говорит Фладрих. – Нам приходилось – это наша ответственность – дать понять им, что здесь речь идет о женском футболе как хобби и массовый спорт». В итоге «Шальке» набрал в две свои команды 43 футболистки – все они из Рурского региона и проживают в радиусе пятидесяти километров от клуба.
В лигу выше поднимется только одна команда – сделать это обеим шалькерским командам не удастся, но ни для клуба, ни для футболисток это не проблема. «У нас очень дружеские отношения, и мы всегда будем поддерживать друг друга, если игры не запланированы на одно и то же время», – уверяет главный тренер «Синих» Штефан Кольмзее. Его отец Петер, уже упоминавшийся выше, работал в «Шальке» в 80-х (ради возвращения в тренерский штаб женской команды «королевских синих» он покинул должность управляющего директора гельзенкирхенского клуба «Виктория Рессе»): «С тех пор женский футбол полностью изменился: игра стала гораздо быстрее, а футболистки – более атлетичными». Женские команды тренируются дважды в неделю – по вторникам и четвергам. В 2021 году «Шальке» планирует организовать первую юниорскую команду, а в дальнейшем клуб собирается пополнять женскую академию одной командой каждый год.
Пока клуб никак не освещает жизнь своих женских команд: официальных аккаунтов, посвященных им, в соцсетях еще нет, а на сайте «Шальке» отделу женского футбола уделена лишь одна страничка. Более того, недостатков в работе и действиях клуба в отношении своего же женского отдела пока так много, что болельщица «Шальке» Анника Беккер выкатила целый текст с претензиями, требованиями и предложениями – и не только к «Шальке», но и к DFB (Немецкому футбольному союзу). Среди них: более четкие и амбициозные цели (женская команда при поддержке такого большого и популярного клуба, как «Шальке», достойна играть в Бундеслиге – ведь даже пробные тренировки в Крайслигу собрали сотни желающих играть за клуб), поддержка тренеров-женщин, которых по-прежнему слишком мало даже в Бундеслиге («Шальке», который ратует за развитие талантов и активно помогает молодым тренерам, мог бы преуспеть и в этом деле), а также очень маленький обзор женского футбола – даже от DFB (проблемы с трансляциями, рекламой и статистическими данными).
Выпуск подкаста Hexenkessel о женском футболе в Германии
История брата и сестры из Косова: от норвежского гражданства и бегства с родины до «Шальке»
Подписывайтесь на телеграм-канал о «Шальке» и присоединяйтесь к сообществу болельщиков «Шальке» в ВК
Фото: FC Schalke 04/Karsten Rabas, Peter Colmsee, Klaus Lewandowski, Wolfgang Lewandowski, Marion Molenkamp, Margret Rucks
Пришёл в голову после чтения ещё и Гамбург, которые кинули свою женскую команду из-за смешных 100 тысяч евро. пришлось девушкам спускаться из первой Бундеслиги в Регионаллигу, только потому, что клуб зажал деньги. Могли бы мужики и скинуться из солидарности, не обеднели бы, но нет. А теперь девушки HSV прозябают в футбольных подвалах.
В принципе надо сделать женский футбол обязательной частью лицензирования в немецких профессиональных лигах, как и академии.