6 мин.

«Шальке» – моральный банкрот: клуб погряз в хаосе, а кризис развивается уже долгие годы

«Шальке» находится в худшем за последние три десятилетия состоянии. Один из самых крупных футбольных клубов Германии (входит в топ-3 по интересу и количеству членов) находится на грани вылета из Бундеслиги. Если это все-таки случится, «Шальке» будут ожидать очень трудные времена во второй лиге.

Но как «королевские синие» докатились до такой жизни? Еще недавно в глазах общественности «Шальке» был регулярным участником еврокубков с современным и всегда забитым дополна стадионом, а великолепные футболисты типа Мануэля Нойера, Месута Озила, Бенедикта Хёведеса, Юлиана Дракслера, Лероя Сане и, конечно же, Макса Майера выпускались из академии регулярно. Теперь же «Шальке» – самый жалкий клуб Бундеслиги, откуда приходят только дурные вести.

2020 год для «Шальке», худший в истории клуба, можно охарактеризовать типичной картиной, которую мы наблюдали практически на каждом матче: руководитель спортивного отдела Йохен Шнайдер – ныне главный объект ненависти в Гельзенкирхене – неподвижно сидит на пустой трибуне и, закрыв маской рот и нос, смотрит на поле, где играет команда, которую он собрал, под руководством тренеров, которых он приглашал. Его взгляд направлен немного вниз, а в его глазах видна пустота. Именно таким «Шальке» и выглядел в этом году: пустым и низким. С пустым стадионом, пустой кассой и низким уровнем выступлений.

***

Если копнуть глубже и рассмотреть не только события последнего года, то можно заметить, что курс на нынешнее ужасное состояние был взят в начале 2010-х годов, когда «Шальке» свернул со своего, казалось бы, не самого презентабельного и «попсового» пути «клуба приятелей и работяг» и попытался зажить роскошно. Регулярные выступления в еврокубках и увеличение доходов по всем фронтам подтолкнули «Шальке» к более масштабному мышлению. Тем более, что у «Шальке» была блестящая возможность закрепиться на самом верху футбольной иерархии Германии – сразу после «Баварии» и «Дортмунда». У «королевских синих» тогда для этого были все ресурсы, они еще имели в распоряжении сильный набор футболистов, а в лиге была не такая мощная конкуренция: в те годы регулярным участником борьбы за топ-4 был лишь «Байер» – в отличие от нынешних времен, когда к вышеупомянутой тройке добавились как минимум «Лейпциг» и «Гладбах».

Но «Шальке» решил пойти по особому пути. Чтобы соответствовать новому образу, клуб стал тратить больше денег на трансферные и агентские выплаты, а также, что гораздо важнее, значительно раздул зарплатную ведомость. В 2018 году расходы на персонал (где большая часть это зарплаты футболистов) составили 124,9 млн евро (больше только у «Баварии», «Дортмунда» и «Вольфсбурга»), в 2019 году – 123,8 млн евро («Байер» и «Лейпциг» обошли, но ниже по-прежнему такие клубы, как «Гладбах», «Айнтрахт» и «Хоффенхайм»). Средняя зарплата игроков «Шальке» в 2019 году была 2,4 млн евро в год, к началу пандемии в 2020 году она сократилась до 2 млн евро в год (все еще в топ-6 лиги). В то же время, результаты выступлений в последних четырех сезонах совершенно точно не соответствовали размерам зарплат: трижды «королевские синие» не финишировали даже в верхней половине таблицы (10-е в 2017-м, 14-е в 2019-м, 12-е в 2020-м), и лишь однажды им удалось запрыгнуть на вторую строчку (в 2018-м). Все последние годы «Шальке» неумело обращался с собственными ресурсами (очередной раз дружно вспомним ушедших бесплатно Матипа, Колашинаца, Горецку, Майера, Нюбеля), выкидывал деньги на сомнительные активы (19 млн евро за Бенталеба, 12,5 млн евро за Коноплянку, 16 млн евро за Руди, 6 млн евро за Мендиля) и жил словно одним днем и без какой-либо стратегии. С таким подходом к 2020 году гельзенкирхенский клуб пришел, уже не зарабатывая так много, как в первой половине десятилетия, но расходуя еще больше.

«Шальке» начал стремительно терять свою удивительную и по-своему симпатичную идентичность. Многие новички, приходившие на жирную зарплату, не соответствовали ей по качеству, а также не обладали подходящим этому клубу и региону менталитетом. Что особенно забавно: с легкостью тратя такие деньги на футболистов, клуб умудрялся приглашать непримечательных тренеров типа Йенса Келлера, Андре Брайтенрайтера и Роберто Ди Маттео, с которыми точно не сделать шаг вперед и которые как будто подбирались генератором случайных имен. Все это происходило параллельно с лозунгами бывшего председателя наблюдательного совета Клеменса Тённиса о том, что «Шальке» находится на одном уровне с дортмундской «Боруссией» и что вообще было бы неплохо замахнуться на салатницу. «Шальке» заболел манией величия, проявлявшейся в бессистемном расходе средств и неадекватном самоопределении, а главной клубной философией стало отсутствие клубной философии.

Столь неудачное управление клубом в неподходящей манере продолжается и по сей день, а проблемы накапливаются как снежный ком. Притом ведь нельзя сказать, что в этом виноват кто-то один – какой-то тренер, или Хорст Хельдт, или Кристиан Хайдель, или даже Клеменс Тённис. Это коллективный провал всех руководящих органов клуба на протяжении долгих лет: от сменяющихся каждый год непонятных тренеров и спортивных директоров, приглашающих этих тренеров и игроков, до наблюдательного совета – высшего органа клуба, который контролирует каждый важный шаг в клубе и без одобрения которого не принимается ни одно ключевое финансовое и кадровое решение. В конце 2020 года мы наблюдаем лишь закономерный итог беспорядочной жизни клуба во втором десятилетии XXI века – «Шальке» в агонии катится к обрыву. Процесс самоуничтожения зашел так далеко, что его, кажется, уже вряд ли можно остановить.

Многие фанаты «Шальке» (и не только они) считают, что клубу поможет так называемое «очищение пердивом». Это утверждение вполне имеет право на существование: клуб избавится от пассажиров, которые непомерно много зарабатывают и не идентифицируют себя с клубом (привет, Набиль!), выручит неплохие деньги от продаж (Кабак, Маккенни, Сердар, Арит), расстанется с некомпетентными руководителями (под прицелом сейчас как минимум члены правления Йохен Шнайдер и Александр Йобст, а также весь наблюдательный совет), найдет интересного тренера, сделает ставку на свою молодежь и постарается перезагрузиться, начав новую жизнь. Звучит красиво. Но в то же время нужно помнить, что чересчур расточительная политика клуба в последние годы поставила «королевских синих» в крайне неприятное положение в финансовом плане – пандемия коронавируса в 2020 году лишь добила стоящий на коленях клуб. Долги «Шальке» на начало сезона составляли 205 млн евро, а к концу 2020 года прогнозировалось их увеличение до 240–250 млн евро. Конечно, сам по себе вылет не станет мгновенной угрозой банкротству клуба – «Шальке» наверняка получит лицензию даже с такими сложностями. Но во Второй Бундеслиге доходы клуба уменьшатся значительно и на всех уровнях: одни лишь поступления от ТВ-прав сократятся на 30–35 млн евро, не считая, например, спонсорских соглашений. Поэтому скорейшее возвращение в Бундеслигу (и вообще на данный момент сохранение прописки в Бундеслиге – команда все-таки еще не вылетела) будет играть колоссальную роль в финансовой стабильности клуба.

«Шальке» одновременно переживает финансовый кризис, спортивный кризис, управленческий кризис и кризис идентичности. Притом все эти кризисы достигли разрушительных масштабов. Команда почти год не может выиграть в лиге и распадается изнутри, фанаты без устали ругаются с правлением, которое вынуждено работать под огромным давлением и с жесткими финансовыми ограничениями. В клубе творится хаос, разбираться с которым приходится тому же некомпетентному руководству, которое и создало такую ситуацию. Инсайды из клуба говорят о частых разногласиях и обреченном состоянии работников, напоминающих музыкантов на «Титанике». И именно с тонущим «Титаником» сейчас можно сравнить «Шальке»: такой крупный и особенный клуб уверенно идет ко дну, а страдает от этого в основном многотысячная фан-база.

Фанаты «Шальке» добились отставки Клеменса Тенниса. Теперь в клубе смена вектора

У «Шальке» беда не только с результатами, но и с деньгами. Новый контракт с «Газпромом» под вопросом

Подписывайтесь на телеграм-канал о «Шальке» и присоединяйтесь к сообществу болельщиков «Шальке» в ВК

Фото: imago-images.de/Poolfoto; globallookpress.com/Bernd Thissen/dpa; Guido Kirchner/picture alliance via Getty Images