Возможно, Василия Березуцкого позвали в ЦСКА только ради Алексея – чтобы быстрее освоился. До этого братьев хотел забрать Семин
На старте в Василия не верили.
На этой неделе все готовились к перестановкам в ЦСКА: шумели новости, что Виктор Гончаренко уходит, а его место займет Василий Березуцкий. После хет-трика Чалова «Ростову», похоже, все успокоилось, но вряд ли остаются сомнения: назначение Василия главным – лишь вопрос времени.
Вспоминаем, как началась любовь Березуцких и ЦСКА, и перемещаемся в начало нулевых.
Березуцкие ушли из «Торпедо-ЗИЛ», когда начались проблемы с деньгами. Василий мог уехать с братом в «Черноморец», но помешала любовь
В 2000 году Борис Игнатьев вывел «Торпедо-ЗИЛ» в главную лигу, но смущал руководство тем, что опирался на опытных игроков и не доверял молодым – в том числе Василию и Алексею Березуцким. Братьям было по 19 лет, их всегда выделяли на молодежном уровне, а начальники «Торпедо» гордились, что растет сильное поколение. Только при Игнатьеве поколение скучало на лавке: в 2000-м Алексей вышел три раза, а Василий – два.
Перед сезоном-2001 у братьев появился еще один повод переживать. Клуб и так периодически страдал из-за нехватки денег, а после выхода в элиту его совсем укачало.
«Мы начали сильно отставать даже от среднего уровня, необходимого для профессиональных клубов, – рассказывал Владимир Овчинников, заместитель гендиректора «Торпедо-ЗИЛ». – Все хуже и хуже становилось буквально с каждым месяцем. [Президент] Валерий Носов, если мыслить глобально, конечно, молодец – возродил команду. Но опять же, когда речь заходила о коммерции, зарабатывании денег самим клубом, говорил нам: «Это не ваше дело. Занимайтесь футболом». А ведь можно было найти акционеров, готовых помочь команде. Некоторые из них сами приходили к Носову и предлагали свои услуги. Но он всякий раз отказывался, мотивируя тем, что эти люди не имеют к команде никакого отношения. И мы оказались заложниками такой политики. Денег у нас не было, но до поры до времени выручала школа. Она по-прежнему работала и воспитывала неплохую смену».
У клуба не было денег не только на трансферы и организацию, но и на то, чтобы повышать зарплаты и платить премии – наоборот, появились сильные задержки. В поисках более выгодных контрактов молодые разбегалась по другим клубам. Березуцкие еще в 15 лет получали стипендию 50 долларов, а потом «Торпедо» повысило зарплату в шесть раз, и Василий шутил, что они с братом Рокфеллеры. Но когда зарплата перестала дарить приятные сравнения, а скамейка запасных утомила, Березуцкие подумали об уходе.
В межсезонье братьев звали «Сатурн», «Динамо», «Черноморец» и особенно активно – «Локомотив». «Юрий Семин очень хотел, чтобы мы перешли, но мы его предложение всерьез даже не рассматривали, – рассказывал Алексей «Спорт уик-энду» в 2014-м. – Вариант появления в основном составе «Локомотива», в то время как мы не сыграли ни одной минуты в главной лиге, был малореальным. Я – не Криштиану Роналду, а Вася – не Месси. А в этом возрасте необходимо постоянно появляться на футбольном поле, чтобы прогрессировать. Перейдя в «Локомотив», мы с большой долей вероятности оказались бы в дубле».
Алексей хотел уйти сильнее Василия. В 2003-м они вместе давали интервью «Спорт-Экспрессу»: Василий признавался в детской любви к «Торпедо-ЗИЛ» («все-таки родной клуб»), а Алексей сурово подчеркивал, что нужно идти дальше. Он и пошел – в аренду в «Черноморец», чей тренер Анатолий Байдачный говорил «Советскому спорту», что звал и Василия, но его не отпустила девушка: «Вася не смог уехать из Москвы, что-то у него там было с девушкой – кажется, она была против. Алексей уговаривал, но так уж получилось – у Васи была любовь».
Первым в ЦСКА оказался Алексей. «Торпедо-ЗИЛ» возвращало Гинеру кредиты талантливыми игроками (за минимальную цену)
Чтобы понять, как Василий Березуцкий перешел в ЦСКА, важно знать, как в 2001-м там оказался Алексей. ЦСКА в то время плотно следил за «Черноморцем», селекционеров настолько впечатляла команда Байдачного, что первая покупка при Гинере была именно оттуда – пришел нападающий Денис Попов. Алексей Березуцкий рассказывал, что ЦСКА нашел его именно в Новороссийске: «Намекали, что за мной из ЦСКА наблюдают. Поначалу значения не придал. Но вскоре [спортивный директор Валерий] Четверик позвонил, задал единственный вопрос: «Хочешь играть в ЦСКА?» – «Хочу». – «Все, считай, ты в команде». За месяц до завершения первого круга меня вызвали в Москву на сбор с молодежкой, и я подписал контракт».
Но есть и другая версия.
В книге «Как уничтожили «Торпедо» журналист Иван Тимошкин со ссылкой на источники в клубе утверждает, что ЦСКА нашел Алексея в «Торпедо-ЗИЛ», а переход в «Черноморец» был частью сложной схемы, которая позволяла заплатить ниже рынка. Дело в том, что ЦСКА связывали особые отношения с «Торпедо-ЗИЛ», где директором работал Владимир Сахаров – близкий друг Евгения Гинера. Когда «Торпедо» было нечем платить игрокам и персоналу, помогал владелец ЦСКА – давал небольшие кредиты, а взамен получал лояльность и лучших молодых игроков.
«Практически за бесценок были проданы Алексей Березуцкий, [Алексей] Трипутень и [Игорь] Пиюк (лучший бомбардир клуба в сезоне-2001 – Sports.ru), – пишет Тимошкин книге. – На Алексее зиловцев и вовсе показательно развели. ЦСКА попросил отдать его по-хорошему – автозаводцы отказались. Тогда с ними поступили по-плохому. В тот период в «Торпедо-ЗИЛ» уже начались задержки с выплатой зарплаты. Алексей – понятно, не сам, а скорее всего наученный и поддержанный другими – написал заявление в КДК с просьбой разорвать контракт из-за невыполнения его условий. Чтобы не терять игрока, клуб изыскал возможность погасить задолженность перед ним. Но он отказался брать деньги. Последними, как выяснилось позже, его снабдил армейский клуб. И отправил в краткосрочный отпуск – на время разбирательства дела.
В итоге зиловцы получили за него всего 76 тысяч долларов. Разве это цена за российского игрока основного состава команды высшей лиги? Более того, Березуцкий выступал тогда за молодежную сборную России – значит, во всех взаиморасчетах за него действовал надбавочный коэффициент. То есть, если бы он уходил в другой российский клуб официально, по правилам, то за него «Торпедо-ЗИЛ» должно было бы получить порядка 150 тысяч долларов. Дабы снизить цену, его формально устроили в таллинский клуб «Тулевик», на трансфер в который эти коэффициенты не распространялись. Эстонцы перечислили за якобы покупку деньги, а Алексей, пробыв там месяца три, оказался в новороссийском «Черноморце».
Главный селекционер ЦСКА начала нулевых Виктор Панченко подтвердил Sports.ru дружбу Гинера и Сахарова («Да, было такое, у них теплые отношения») и добавил, что Гинер хорошо знал тогдашнего тренера «Торпедо-ЗИЛ» Евгения Кучеревского: «С Гинером у него были очень хорошие отношения. Кучеревский, кажется, и просил у нас игроков».
Последняя фраза – о переходах из ЦСКА в «Торпедо-ЗИЛ». За сезоны-2001 и 2002 такой маршрут проделали семь футболистов. Чуть позже, когда «Торпедо» уже совсем задыхалось от финансовых трудностей, Гинер помог продать клуб «Норильскому Никелю», которым владел Михаил Прохоров.
Первое время Василия спрашивали, не завидует ли он брату – Алексей был намного сильнее
Василий перешел в ЦСКА через полгода после Алексея – зимой 2002-го. Братья даже успели сыграть друг против друга один матч: Алексей вышел левым защитником, а Василий – правым. Судья Николай Иванов весь матч шутил: «Васек, не трогай Леху!», «Ты хоть брата-то не убей!»
Василий рассказывал, что договорился с ЦСКА еще летом, и вот почему его трансфер связан с братом: Виктор Панченко вспоминает, что красно-синие не хотели брать Василия, но так было нужно, чтобы заиграл Алексей. «Когда мы забрали Алексея из «Черноморца», Байдачный сказал: «Такими и должны быть российские игроки: краснощекие, здоровые, с сумасшедшей самоотдачей, – рассказывает Панченко. – Алексей тогда котировался намного выше Васи. Помню, у нас было совещание, и с подсказки старших товарищей мы решили, что близнецы все-таки должны играть в одной команде. Потому что это одна кровь, одна жизнь. Когда они вместе, каждому спокойнее на душе, они легче переживают непредвиденные обстоятельства. Так что Васю мы, можно сказать, взяли прицепом.
Тогда никто не мог предположить, что Вася станет одним из лучших игроков чемпионата и сборной. Первые пару лет Леша играл намного больше, Васе не так доверяли. Но он прорвался и все доказал. Оба брата очень спокойные, дисциплинированные, трудолюбивые. Молча пахали».
Впрочем, скаут Алексей Зинин в блоге на Sports.ru писал, что Василий понравился Газзаеву. В 2001-м, когда тренер только ушел из «Динамо», он поехал на стадион имени Стрельцова и позвал Зинина посмотреть «одного мальчика». Аргументация для томной спортивной драмы: «Если в 18 лет центральный защитник хотя бы в двух матчах подряд выходит в составе клуба высшего дивизиона, то я обязан знать о нем все».
«Здорово, что сырой. Учить легче, чем переучивать». Как Василия Березуцкого нашли для ЦСКА
Дальше Зинин пересказывает их диалог с Газзаевым после игры.
– Что скажешь? – спросил Газзаев.
– Не боится, злой в единоборствах, сконцентрирован, ответственен, хорошие физические данные.
– Согласен. Просто машина!
– Валерий Георгиевич, но у него же жуткие минусы.
– Давай разбирать.
– Очень сырой, совсем слабый тактически.
– Здорово, что сырой. Значит, из него можно вылепить что угодно. Учить заново легче, чем переучивать. Буду лепить то, что мне нужно. А тактику подтянем. Через четыре года будет в первой сборной на ведущих ролях!
– Он же не координирован совершенно. С мячом деревянный. Фолы на ровном месте.
– Технику подточим за два года. На первых порах запрещу ему мудрить с мячом: отдай ближнему или выбей подальше! Наберется уверенности, набьет шишек, только потом выход из обороны начнем отрабатывать. Тактически за три года выведу его на уровень ведущих защитников в чемпионате. Буду долбить каждый день, часами, чтобы тактика из ушей лезла, чтобы перестроения по ночам снились. А придет тактическое понимание – уйдут фолы. И еще он, что очень важно, стрессоустойчивый. Ты видел, как он плохо начал, но как сам себя взял в руки?!
Журналист Иван Тимошкин писал, что за Василия заплатили в четыре раза больше, чем за Алексея – 300 тысяч долларов. По его словам, Сахарову надоело отдавать Гинеру игроков по смешным ценам, поэтому после трансфера Алексея он активнее торговался, но «Цены все равно были минимальными, просто смешными, причем опять-таки эти деньги пошли в счет погашения прежних задолженностей».
Первое время Алексей действительно выглядел мощнее Василия, у которого в 2003-м «Спорт-Экспресс» спросил: «Не завидуете успехам брата? Он и в ЦСКА чаще в составе появляется, и в сборной уже дебют отметил». Василий ответил, что гордится Алекссем, а тот дополнил: «Уверен, что Васины проблемы – дело времени. Главное, травму наконец-то залечил. У нас почему-то вся карьера зигзагами идет. То у одного подъем, то у другого».
Похоже, скоро Василий поднимется на место главного тренера.
Фото: Instagram/berezutskiy24; Twitter/RetroTerritory; еженедельник «Футбол»/Сергей Дроняев; bolshoisport.ru
Отношусь с большим уважением к его карьере и благодарен ему за выступления и за клуб, и за сборную.
Но в ЦСКА, как и в любом другом клубе премьер-лиги, хочется видеть грамотного, уже сложившегося и достигшего определенных успехов тренера. На мой взгляд, клуб РПЛ не должен быть полигоном для экспериментов из серии "а вдруг получится?"
Тренерскую карьеру - опять-таки, на мой взгляд, - нужно начинать с команды поскромнее, из низших дивизионов. Если там будет получаться, то пост главного тренера ЦСКА никуда не денется. А если получаться не будет, то и говорить не о чем.
"По-моему, так" ©