Футбольная философия Марсело Бьелсы. Глава 1 «Бьелса: наследие»
“Оригинал не соответствует переводу”
Хорхе Луис Борхес (“The original is unfaithful to the translations”)
Каждый раз, когда я думаю о Марсело Бьелсе и влиянии, которое он оказал на игру, я вспоминаю стих “Definitions with Which to Await my Death” (Определения, с которыми я дожидаюсь смерти) великого аргентинского поэта Омеро Манци:
“I know my name will resound in the ears of my loved ones as perfectly as picture.And I also know that sometimes it will cease to be a name and will just be a pair of meaningless words” (“Я знаю, моё имя будет звучать в ушах моих близких так же прекрасно, как картина. Ещё я знаю, что однажды оно перестанет быть именем и превратится в пару бессмысленных слов”)
Стихотворение трогает меня, потому что за всю историю футбола лишь несколько личностей вызывали изменения в игре. Футбол всегда находился в постоянной стадии изменения, улучшения, принятия и отторжения чего-либо.
Чилийский автор Роберто Болано, говоря об изменениях, происходящих в его области говорил: “as a general rule, human being either imitate or reject the great moments they experience, rarely do they acknowledge the small, nearly invisible treasures the great moments” (“как правило люди либо принимают, либо отвергают великие моменты, которые они пережили, редко признают маленькие, почти невидимые сокровища”)
Мне бы не хотелось, чтобы тренер, который создал Философию для множества других тренеров, когда-нибудь стал “парой бессмысленных слов”, но именно это словосочетание располагается рядом с человеком, чья футбольная тень растет с течением времени, набирая новую силу. Некоторые готовы называть его бессмысленным лишь потому, что он не выиграл много трофеев. Для тех, кто знает его, и для тех, кто не знает, он остается тайной. Некоторые оценивают его вклад в игру как огромный, а некоторые, как несущественный.
Эта книга была написана, чтобы дать интерпретацию Философии, и я верю что её содержание будет либо принято, либо отвержено читателем. Либо принято, либо отвержено, но не проигнорировано и обесценено. Не обесценено.
Книга и предложенная в ней философия представляют основу для обучения тренеров и игроков структуре Бьелсы, структуре, которая вдохновила таких тренеров элитного уровня как Маурисио Почеттино, Херардо Мартино, Хорхе Сампаоли, Эдуардо Бериссо, Пеп Гвардиола, Мариано Сосо, Диего Симеоне, Дарио Франко, Хуан Мануэль Льоп, Роберто Мартинес и множество других, каждый из которых является учеником Бьелсы, названным прессой Бьелсиста. Бьелса оставил большое наследие в сборной Чили и аргентинском Ньюэллс Олд Бойз, который даже назвал стадион в честь Бьелсы.
“В чем я совершенно уверен, так в это в том, что Марсело Бьелса оказал огромное влияние не только на игру в тактическом плане, но и на тренеров. Мы видим множество специалистов, использующих методы тренировок, похожие на методы Бьелсы, например Почеттино, Симеоне, Бериссо” - Эрик Тенлладо, тренер “Эспаньола”
Эпиграф главы - “оригинал не соответствует переводу”, - высказывание, сделанное легендарным аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом, когда он хвалил переведенный и измененный Сэмом Хенли в 1786 году роман Уильяма Бекфорда “Ватек”. А Философия Марсело Бьелсы является продолжением предшествующих философий других тренеров.
“Я всегда представлял, что Рай будет видом библиотеки” - Хорхе Луис Борхес
Часто говорят, что Бьелса владеет самой обширной библиотекой проанализированных и теоретизированных футбольных материалов. От сборной Колумбии девяностых Франсиско Матурано, сборной Австрии тридцатых Джимми Хогана и Хуго Майзля, сборной Венгрии пятидесятых Густава Шебеша до Йохана Кройфа, Ринуса Михелса, Виктора Маслова, Валерия Лобановского и Сесара Луиса Менотти, Бьелса относится к каждому предшественнику как к мудрому философу и берет от каждого что-то новое.
Кроме указанных тренеров, есть в библиотеке и и неочевидные тренеры: Артуро Салах, Энцо Глереан, Зденек Земан, Рикардо Ла Вольпе. Каждый из них добавил в анатомию игры Бьелсы что-то своё, способствуя развитию Философии.
Луи Ван Гал, возможно, добавил в Рай больше, чем остальные тренеры. В последние годы он возглавлял одни из самых сильных клубов: “Баварию”, “Барселону”, “Аякс” и “МЮ”, а также сборную Нидерландов, занявшую третье место на ЧМ в Бразилии. На бумаге (за исключением “МЮ”) выглядит так, будто Ван Гал овладел искусством руководства по приведению лучших команд к национальным и еврокубковым трофеям. Однако успех “Аякса” (достижение двух подряд финалов ЛЧ и победа в одном из них) был маловероятен: команда была составлена из неопытных тинейджеров. Ван Гал повторил это достижение, приведя маленький клуб “АЗ” к чемпионству в 2009 году, обойдя такие гранды как “Аякс”, “ПСВ, “Фейеноорд” и “Твенте”.
Бьелса смотрел финал ЛЧ 1995 года между “Аяксом” и итальянским Голиафом, “Миланом”, снова и снова, снова и снова. Я убеждён в этом: снова и снова, вечность. Существует соблазнительная симметрия между системой игры “Аякса” на стадионе “Эрнст Хаппель” (четвертый финал в истории на этом стадионе) и свободой, которую Бьелса применял в структуре игры в последние годы в сборной Чили и в “Атлетике” из Бильбао.
В идее, позже принятой Бьелсой, и Эдгар Давидс, и Рональд Де Бур занимали позиции центральных полузащитников, располагаясь выше Франка Райкарда в полузащите в структуре 1-3-3-3-1 (не забывайте вратаря). Тройка защитников “Аякса” (Франк Де Бур, Михаэл Райцигер, Данни Блинд) была сформирована двумя центральными защитниками и либеро, поддерживающим узость оборонительного блока.
Стандартное мышление предполагает, что вингеры в такой системе игры возвращаются назад и обороняют более глубокие пространства между тройкой защитников и боковой линией, или как минимум один из вингеров будет опускаться назад, а линия будет сдвигаться (асимметричная схема, которую Роберто Мартинес использовал в Уигане). Луи Ван Гал, однако сделал систему, в которой 2 центральных полузащитника (Давидс и Рональд Де Бур) играли по вингерам соперника и сами занимали глубокие пространства, при этом делая линию защиты узкой.
Существует простое и логичное объяснение, почему такая система игры считается уникальной сегодня. Так как два из трех центральных полузащитников покидают свои позиции, команда обороняется только с одним центральным полузащитником, который должен покрывать большую зону, из которой приходит бОльшая часть голевых передач. Луи Ван Гал затем увеличил численность в центре, опустив ниже Яри Литманена при обороне.
Изменение позиции (части поля, которую ожидаемо закроет определенный игрок) само по себе - интересная идея, я пытался реализовать её в команде “Оксфорд Юнивёрсити” в последние годы, когда работал там главным тренером. Я раскрою результаты обучения команды (в том числе главного тренера), экспериментировавшей со стилем игры в направлении, недоступном многим командам.
Идеология и принципы Марсело Бьелсы сформировали содержание этой книги больше, чем любой человек, но в книге моя интерпретация Философии и нужно отметить, что многие из примеров, приведенных в ней, были использованы мной. Я ездил по миру, чтобы встретить людей, работавших с Марсело, и его последователей, но не чтобы посплетничать, а чтобы поговорить о футболе и разобрать основы его стиля игры.
Важно, что я признаю, что ничего не изобрёл в этой книге, и ни одна идея этой книги мне не принадлежит. Я собрал вместе идеи многих тренеров, но в них нет ничего нового.
Путешествие через эту книгу показывает персональный опыт в раскрытии и понимании Филисофии.
“Я не уверен, что существую. Я это все произведения, что я читал, все люди, которых я встречал, все женщины, которых я любил; все города, в которых я бывал” - Хорхе Луис Борхес
Беседы, проведённые мной, теоретизированы и/или переносят нас к командам, которые не связаны со спикерами, чтобы соблюдать конфиденциальность тех, кто поддерживает Философию. Эта книга больше о идеях, чем о людях, которые их рассказывают. Эта книга о футболе и только о футболе, а не о звездном статусе людей, рассказывающих идеи.
Я уверен, что эта книга перевешивает любую из работ, которую я делал в своей жизни, и уверен, что она выполнит свою миссию. Ты, читатель, либо отвергнешь приведенные идеи, либо примешь эту книгу как величайший драйвер изменения взгляда на футбол, раскрывающий невидимые сокровища Философии Марсело Бьелсы и его последователей: Пепа Гвардиолы, Маурисио Почеттино, Херардо Мартино, Хорхе Сампаоли, Эдуардо Бериссо, тебя и меня, Бьелсист и Бьелсист.