10 мин.

Брайан Кристанте: теневой лидер полузащиты «Ромы»

Текст подготовлен специально для сайта Реджиста.

Переход одного из самых перспективных итальянских футболистов в 2014 году в возрасте 19 лет из Милана в Бенфику стал для многих неожиданностью. Талантливый воспитанник академии Милана уходит из клуба на правах трансфера, да еще и в другой чемпионат. Галлиани объяснял этот переход желанием самого игрока получить стабильное игровое время и нежеланием играть против родного клуба в чемпионате страны. Еще большей неожиданностью стал всего один матч(!) в стартовом составе (еще 6 выходов на замену) за полтора года в Лиссабоне. Тогда многие, в том числе и ваш автор, уже списали некогда большой талант со счетов. Но Брайан – это тот игрок, который не перестает удивлять. Две аренды на родину, сначала в Пескару, затем в Палермо вернули Кристанте на футбольные радары. Игрока подписала Аталанта, которую только возглавил Гасперини. В первом же сезоне итальянец канадского происхождения стал основным игроком команды и сумел дважды занять места в зоне лиги Европы с новой командой. После стабильного отрезка в Аталанте игрока подписывает Рома. Где Брайан почти сразу становится игроком основного состава.

Сложность перехода на взрослый уровень во многом была обусловлена травмами и развитием организма от юношеского возраста к зрелому. Эти процессы сказались на физических способностях Кристанте. Пропала скорость, резкость и ловкость, которая во многом выделяла игрока по юношам. Многие игроки, сталкиваясь с подобными трудностями, так и не могут реализовать все надежды, которые на них возлагались. Таких примеров можно привести нескончаемое множество. Но наш герой смог взять свои лучшие игровые качества и вывести их на новый уровень, что в купе с его игровым интеллектом позволяет ему быть основным игроком в команде, которая борется за самые высокие места в Серии А.

Давайте подробнее рассмотрим игровые черты, благодаря которым Брайан смог вернуться на самый высокий уровень и даже заслужить вызов в национальную сборную.

 Позиция и роль на поле

Брайан начинал как атакующий полузащитник, но со временем опускался все ниже по позиции. Сейчас он чаще выступает опорным полузащитником в паре, но может сыграть 8ку или даже опуститься на позицию центрального защитника (подробнее ниже).

 На позиции опорника, несмотря на его атакующий бэкграунд, он не является глубинным племейкером в широком смысле этого слова. Он не слишком активен в открываниях, медленно подстраивается под партнеров, не прилагает больших усилий, чтобы открыть линию паса на себя, находясь за первой линией прессинга. Но тем не менее его движение можно назвать умным, так как он зачастую стягивает на себя соперника, а то и двух, (почему отпускать Брайана чревато- разберем ниже) и освобождает пространство для более подвижных партнеров (для Пеллигрини, который часто опускается вглубь для начала атак Ромы или для Диавары, который часто выходит в паре с Кристанте).

На позицию Пеллегрини поднимается второй опорник, а Кристанте продолжает движение и подстраивается под партнеров уже в развитии.

Тут же можно отметить один из недостатков игрока при подстройке под партнеров – он часто делает лишние шаги к партнеру, тем самым ворую свое же пространство. Это можно заметить на скрине выше.

 Выходя на поле на позиции 8ки, наш герой часто подключается в атаку. Открывания между линий — это не совсем его стезя, с его комплекцией больше подходят рывки за последнюю линию обороны соперника.

Тут есть несколько вариантов.

Первый: получает мяч на ход и продавливает соперника за счет силового ведения.

 

Второй: уводит своим рывком оппонента и освобождает зону партнеру

 

Третий: отскакивает от последней линии, получает мяч в ноги и имеет несколько выигранных секунд за счет ложного открывания, чтобы обострить игру.

Игра на мяче.

Обладая не самыми быстрыми и резкими ногами и не самым пластичным корпусом, итальянец здорово действует в ограниченных пространствах. Он заранее оценивает все возможные варианты продолжения атаки и может скоординировано, не тратя лишних касаний в динамике эпизода, продлить владение, находясь под давлением.

 

Оценивает ситуацию вокруг и в одно касание отдает на Дзаньоло.

Также Брайан хорошо оценивает собственные возможности и просит мяч, когда есть возможность продвинуть владение. Не передерживает мяч и обостряет только если уверен, что не обрежет команду. Получая мяч спиной к чужим воротам, Кристанте акцентировано ставит мощный корпус и укрывает мяч за счет длины и жесткой постановки ног. Этими качествами обусловлена хорошая статистика Брайана по потерям и неудачным касаниям (Выборка за 1644 минуты в сезоне 19/20: 0,5 лишений мяча за 90 минут, 0,6 неудачных касаний за 90 минут)

 Почему же, спросите вы, нельзя пренебречь Брайаном при прессинге? Ответ прост. Он обладает отличным первым пасом. Замечательно находит варианты между линий и канал для самой передачи. Исполняет вертикальные пасы низом оптимально по силе и точности, на очень высоком уровне. Мяч не дробит по газону и почти всегда вкладывается в удобную ногу партнеру. Положением корпуса часто ловит соперника на противоходе, закладывая корпус в одну сторону, в то время как пас идет в другую.

 

Помимо передач низом, Брайан на хорошем уровне исполняет и передачи верхом: диагонали, мягкие забросы за спины, плассеры в недодачу, все это он исполняет так же на высоком уровне.

Игра в обороне.

Два сезона под руководством Гасперини точно не прошли зря. У Брайана есть понимание, когда нужно доигрывать по своему игроку персонально, когда передать или забрать опеку у партнера, или когда сесть в свою зону и страховать партнеров. Все эти непростые решения игрок принимает в динамике эпизода за доли секунды, оценивая положение мяча (открытый/закрытый мяч), положения партнеров и соперников, при этом соблюдая установки тренерского штаба.

При игре 1в1 часто не хватает резкости, но в отбор идет акцентированно и жестко ставит ногу. Правда вступать в отбор приходится не так часто, так как Брайан чаще выступает в роли страхующего для своих партнеров. Он грамотно подстраивается под партнеров, когда те идут в борьбу, занимает зону подбора, благодаря чему собирает вторые мячи.

Страхует линию прессинга в схеме 5-1-3-1 и в нужный момент выдергивается на Матьюиди.

 Рома умеренно и организованно включает высокий прессинг. За сезон 19/20 имеет 9 результат по интенсивности давления, имея показатель выше среднего по лиге.

 Возникают проблемы в переходных фазах. Случаются эпизоды, когда Брайан застывает в полупозиции, стараясь вроде как соблюдать общекомандную компактность, но в итоге не успевает вступить в контрпрессинг и не закрывает свою зону ответственности.

 Универсальность.

Мы уже говорили о том, что Кристанте может сыграть опорного полузащитника, восьмерку и даже десясятку. Помимо этого, он может закрыть бреши и в обороне.

В первом матче нынешнего сезона Фонсека переместил Брайана на позицию центрального защитника в тройке. В первую очередь это обусловлено кадровыми проблемами, Кумбула был подписан буквально за день до матча и не был готов выйти в старте. Так что вряд ли эта перестановка будет системной на протяжении сезона. Хотя у Кристанте и до этого был опыт игры на позиции цз, что говорит об его универсальности. Мы не забываем о хорошем выборе позиции, подстройке и подстраховке партнёров от итальянца. Плюс он хорошо навязывает борьбу как вверху (имеет хороший прыжок и смело идёт в единоборства), так и внизу (хорошо встречает соперника со спины, мешает развернуться и часто вытекает мяч из-под ноги). Благодаря этим качествам Брайан может подменять партнёров по обороне, как центрального, так и крайних в тройке.

В матче с Вероной Кристанте часто играл персонально по 10 номеру, часто выходил из линии за опекаемым и навязывал борьбу. Помимо того, такая кадровая рокировка положительно сказалась на контроле и переходе в атаке от Ромы. Брайан часто начинал атаки как вертикальными пересдачами низом, так и верхом, разрезая или отрешая агрессивный прессинг-блок от Вероны (6ая команда по прессинг метрике в Серии А, использует схожие принципы персонально ориентированной игры с Аталантой)

Итог.

Конечно, Кристанте нельзя назвать игроком, вокруг которого строится игра топ-клуба. У него есть большое количество слабых мест, на которые я старался сильно не акцентировать внимание. Он скорее должен служить примером для больших молодых талантов, которые при переходе на профессиональный уровень уже не сияют так ярко. Многие не могут справиться с этим психологически. И иногда для того, чтобы выбраться на топ уровень, нужно в первую очередь думать о черновой работе, играть на команду и делать вещи, которые не бросаются в глаза на первый взгляд.

Телеграмм-канал автора.

Сайт Реджиста.