В июне Маркус Рэшфорд выбил бесплатные обеды для детей. Эта история отсылает к началу 70-х и Маргарет Тэтчер
*** 2020 год уже несколько раз отметился различного рода активизмом, часто подогретым затяжным карантином. В начале лета форвард "Манчестер Юнайтед" и сборной Англии Маркус Рэшфорд выступил против планов британского правительства урезать государственное обеспечение детей из неблагополучных семей. Из-за эпидемии коронавируса и, как следствие, удара по британскому бюджету, кабинет Бориса Джонсона чуть было не принял в целях экономии решение лишить бедных детишек (по подсчетам, около 200 тысяч) полагающихся им ваучеров на пятнадцать фунтов в неделю. Популярный игрок (который сам является выходцем из бедной семьи) отреагировал быстро и через соцсети обратился к правительству с просьбой оставить данную инициативу. Но премьер Джонсон ответил отказом.
Тогда Рэшфорд подключил возможности крупных медиа и выступил со своим требованием уже через телеканал BBC и крупнейшую в стране газету The Times. История получила огласку колоссальных масштабов.
И на этом фоне правительству Британии уже не оставалось ничего другого, кроме как отменить предыдущее решение и выделить на поддержку малообеспеченных школьников 120 млн фунтов. Сам Рэшфорд собрал на их нужды около 20 миллионов.
Логика Джонсона в вопросе урезания социальных выплат более чем понятна. Консервативная партия Британии, чьим лидером является нынешний премьер-министр, издавна гнула линию минимального участия государства в экономической жизни страны и снижения налогов. А где снижение налогов - там и сокращение социальных программ. Увеличение же "социалочки", по мнению консерваторов, ведет к инфантилизации, лени и безответственности населения.
История, произошедшая с Рэшфордом, напомнила о знаменитых в Британии событиях пятидесятилетней давности. Мой рассказ будет мало связан с футболом, его цель - скорее просветительская. Я думаю, пользователям "Спортс. ру" будет интересно узнать некоторые политико-исторические вещи из прошлого. (Да и тем более, нужно же как-то применять знания, полученные на магистратуре истфака, хе-хе). Впрочем, скажите спасибо Маркусу. Это его заслуга.
Противостояние лейбористов (левых) и консерваторов (правых) в области экономики приняло особо яркий характер в 70-80-е годы. В 1970 году победу на очередных выборах одержала Консервативная партия, а кресло премьера занял Эдвард Хит. Новый лидер правительства назначил на должность министра просвещения и науки тогда еще малоизвестную Маргарет Тэтчер (у которой, к слову, день рождения 13 октября).
На выборы консерваторы шли под красивым лозунгом о снижении налогов. Британцам это обещание, разумеется, понравилось, но при этом они не подумали, что за низкие налоги им придется заплатить расставанием с некоторыми льготами. И уж тем более никто не мог помыслить, что нож оптимизации новое правительство первым делом направит на сферу образования.
Тэтчер, вдохновленная трудами австрийского либерального экономиста Фридриха Фон Хайека, фанатично взялась за установление новых порядков. Она выступала за еще большее развитие элитных школ и приватизацию системы образования и науки. Все это делалось в пику лейбористам, традиционно продвигавшим идею об общедоступности образования. Тэтчер лихо отменила и затормозила левые проекты.
И тут мы подходим к самому интересному. Дабы уменьшить государственные (или если уж по-тэтчеровски "налогоплательщицкие") расходы, будущей "железной леди" было принято решение увеличить стоимость школьных завтраков на треть, а также отменить бесплатную раздачу молока. (Чувствуете связь времен, да?) Разумеется, народ встретил подобные инициативы с негодованием. Британцы придумали министру прозвище "Margaret Thatcher - milk snatcher" (Маргарет Тэтчер - воровка молока), устраивали демонстрации, где ругали ее последними словами, сочиняли про нее злые песни и попросту желали скорейшей смерти.
По подсчетам аналитиков, меры Тэтчер позволили сэкономить незначительные для Англии 8 миллионов фунтов. Но, несмотря на это, Маргарет твердо стояла на своем. Кроме того, в английском обществе тогда не нашелся яркий активист вроде Рэшфорда, который бы выступил против и повлиял бы на правительство.
Отказывалась Тэтчер и повышать зарплаты учителям, а также существенно урезала государственное финансирование университетов.
Чтобы отвести народный гнев, премьер-министр назначил помощником Тэтчер Нормана Сент Джона-Стивеса, который должен был удерживать ее от слишком резких движений.
В 1974 году консерваторы потерпели поражение на новых выборах и Маргарет Тэтчер лишилась своего поста. Простые британцы вздохнули с облегчением. Впрочем, ненадолго. Уже через пять лет Тэтчер станет премьер-министром и маховик непопулярных реформ заработает с утроенной силой. Некоторые преобразования коснутся и футбола. Но это, как говорится, уже совсем другая история.