Энди Кэпп – персонаж комиксов, которого футбольные фанаты изображают на баннерах, стикерах, шарфах и даже татуировках
63 года назад на свет "появился" Энди Кэпп – персонаж из популярнейшего комикса британского таблоида "Daily Mirror", которому спустя много лет будет суждено стать негласным символом фанатов по всему миру. Как так получилось и почему именно с Энди стали ассоциировать себя европейские фанаты – в сегодняшнем материале.
5 августа 1957 года на одной из полос популярного "Daily Mirror" впервые появился комикс про Энди: в нём его жена Фло обсуждает с подругой своего проблемного мужа, уставившегося в экран телевизора, в котором щеголяет певица с внушительным декольте. Сопровождается жена Энди увиденное фразой "Это его любимая певица – он может часами "смотреть" на её голос".
Автором комикса был 40-летний британский карикатурист Реджинальд Смит, в последствие ставший более известным под своим псевдонимом Рег Смайт. Есть несколько версий о том, что Рег "подсмотрел" образ Энди: по одной из них, Энди и Фло – это прототипы родителей Смайта, тем более его мать также звали Фло. По другой версии Рег "увидел" Энди в одном из фанатов "Хартлпула", когда пришёл на игру команды из родного города – когда пошёл дождь, этот фанат снял кепку и убрал её в карман. На вопрос молодого Рега зачем он это сделал, фанат "Хартлпула" невозмутимо ответил: "Ты ведь не думаешь, что я буду сидеть у себя дома всю ночь в мокрой кепке?". Но самой похожей и логичной версией было то, что Рег в комиксах изображал собственную семейную жизнь, причём скорее всего сам того не осознавая. Один из редакторов "Daily Mirror" Кен Лейсон вспоминал, как однажды пришёл в гости к карикатуристу и его жене Вере: "После того, как она налила Регу чай, он посмотрел на свою чашку и крикнул ей, что что-то не так. Вера вернулась и, не говоря ни слова, повернула чашку так, чтобы её ручка указывала в нужную для Рега сторону".
Реджинальд Смит – он же Рег Смайт.
И как раз версия о том, что Энди – это и есть Рег, нашла своё подтверждение спустя 26 лет после выхода первого комикса, когда в 1983 году Энди, пьяница и дебошир, вдруг бросил курить! Поклонники комикса пришли в ярость, обвиняя руководство "Daily Mirror" в том, что это они заставили Смайта сделать так, чтобы Энди бросил курить. Читателям не нравилось, что простак Энди, который славился своим буйным нравом, с каждым годом становился всё более политкорректным и слишком правильным, теперь вот ещё и бросив курить. Но на самом деле Энди "бросил" курить лишь потому, что сам Рег отказался от сигарет. Фергус МакКенна, один из руководителей в издательстве "Daily Mirror", говорит: "Честно говоря, Рег тогда сам бросил курить и сказал, что если он сам не курит, то и Энди не станет продолжать курить при каких обстоятельствах".
Так или иначе, все эти эпизоды откладывались в памяти Смайта, а окончательно воплотились в Энди уже на трассе А1, соединяющей Эдинбург с Лондоном, когда карикатурист ехал в офис "Daily Mirror", где его попросили придумать персонажа комиксов для манчестерского издания газеты. Ради этой поездки Рег даже прервал свой отпуск в родном Хартлпуле. Чуть позже комиксы стали выходить и на страницах "The Sunday Mirror" – воскресной газеты, которую также выпускало "Daily Mirror".
Смайт прекрасно понимал, что в 50-х годах газеты были доминирующим источником информации для британцев, так как телевизоры были далеко не у всех, а основным источником юмора среди простого населения оставалось домашнее насилие, поэтому с самых первых выпусков сделал физическое противостояние Энди и Фло одним из основополагающих для всего комикса. В первом же выпуске Энди открыто признаётся, что одно из его удовольствий – избивать Фло, поэтому Кэпп частенько отправляет свою жену в глубокий нокаут.
– "Его насилие по отношению в собственной жене было вполне приемлемо для читателей, так как в то время насилие в семье считалось обычным делом", – признавался сам Смайт.
За первые 10 лет его работы в "Daily Mirror" Смайт сделал более 2.800 зарисовок с Энди, 140 из которых содержали случаи домашнего насилия. Позднее он признает, что Энди с самого начала был слишком жестоким, настоящим хулиганом, и что он действительно жалеет о жестокости своего персонажа по отношению к Фло. Смайт не одобрял такого поведения Энди, и спустя много лет первые зарисовки, конечно же, выглядят дикими, поэтому со временем Энди стал более гуманным, перестал бить жену, а вместо этого они с Фло стали ходить к семейному психологу, но образ абьюзера уже закрепился за ним навсегда – так сильно, что даже Гомер Симпсон в одной из серий назвал его "пьяницей, избивающим жену". При этом важно отметить, что насилие в их семье далеко не всегда было односторонним – иногда агрессором выступала и Фло, хотя, возможно, в те моменты у неё, уставшей от его антисоциального поведения и образа жизни, просто сдавали нервы. Но в любом случае навешивать на Энди ярлык обидчика жены тоже неправильно, ведь даже через физическое насилие в семье Смайт пытался донести и что-то хорошее: вот, например, как в этом комиксе, где Энди, Фло и приехавший на вызов о домашнем избиении полицейский бьют друг друга по кругу, а в конце Энди и Фло мирятся и всё равно остаются вместе, так как любят друг друга.
Но домашнее насилие – не единственный порок Энди: он невероятно ленив и легкомыслен, поэтому практически никогда не работает, хотя и носит эту клетчатую кепку, символизирующую его принадлежность к рабочему классу. Энди Кэпп (Andy Capp) с лондонским произношением звучит как "гандикап" (handicap), где "cap", то есть кепка на голове Энди, несёт в себе и потайной смысл: она всегда натянута на глаза главного героя, как бы олицетворяя его ограниченное видение жизни и то, что под своей кепкой Энди скрывается от многих реальных проблем, которые сопровождают его на протяжении всего жизненного пути. Энди даже спит и купается в ней.
В его остальной "джентльменский набор" входят следующие занятия: вести разгульный образ жизни, флиртуя (конечно же, безуспешно) с официантками в местном пабе либо крича на них, когда его долго обслуживают, бухать там же до поздней ночи и до такой степени, чтобы иногда падать в реку Тис и периодически попадать в тюрьму, валяться на диване (обычно в эти моменты Фло что-то кричит мужу из соседней комнаты). Ну и куда же яркому представителю британского рабочего класса без спорта? Эти обожает снукер (разновидность бильярда, если кто не в курсе), крикет, дартс, регби, ставки на скачках, рыбалка (разумеется, он почти никогда не приносит никакой улов), голубиная гонка и, конечно же, футбол – тут Энди всякий раз дерётся с другими игроками, за что его, разумеется, сразу удаляют. Но иногда он сам оказывается в роли жертвы и его уносят с поля на носилках.
Из-за такого образа жизни Энди и Фло живут в нищете, у них вечная задолженность за квартиру, так как зарплаты уборщицы, которой трудится Фло, на это явно не хватает. Из-за этого в сюжете периодически возникает коллектор Перси Ритсон, который вынужден в счёт долга вынести из их квартиры какую-то мебель, но в целом Перси уже давно не питает иллюзий по поводу погашения Энди его долга. Зато Кэпп даже при таких раскладах умудряется занимать у Фло деньги на пиво (бармен Джеки знает, откуда у Энди появляются деньги, но не видит в этом ничего плохого) и ставки. При этом очевидно, что на самом деле Энди просто не собирается в своей жизни ничего менять: когда ему кто-то предлагает получить работу, он всякий раз отвечает "Не смеши меня!", а после редких посещений Центра занятости оправдывает свой очередной отказ от предлагаемых рабочих мест тем, что ему постоянно предлагают какое-то дерьмо, а не ту работа, которая будет подходящей для него. Хотя в выпуске 24 октября 1972 года говорится, что когда-то много лет назад Энди работал художником афиш, а также служил в Королевских военно-воздушных силах Великобритании.
Бирдекель (поздравляю, вы узнали новое бесполезное слово (можно добавить к мюзле и пунту) – это пивная подставка) в одном из английских пабов во время ЧМ-1966 года.
Есть в комиксе и другие персонажи – например, тёща Энди, которую Смайт всегда изображал лишь в виде голоса за кадром, который капает Энди на мозг. Или соседская пара Чаки и Руби – с Чаки Энди вместе ходит в паб, где они постоянно напиваются, а Фло с Руби сплетничают о мужьях. Отношения Чаки и Руби куда более нормальные, тем более Чаки, в отличие от Энди, ходит на работу. Также в комиксе упоминаются отец и брат Энди, старшая сестра Фло, их собака Нэнси и 2 полицейских – Алан и Тревор.
Видимо, такой образ жизни и простота Энди и привлекли футбольных фанатов, ведь в глазах общественности их образ как раз и является таким: вечно пьющий, дерущийся и неработающий мужик, который прожигает все деньги в пабе, на ставках и на футболе. Вот уже много лет изображение Энди появляется в различных перфомансах, на баннерах, флагах, стикерах, футболках и фанатских розах по всей Европе. Ещё в 60-х годах стамбульская газета "Hareket Gazetesi" наиболее точно и ёмко охарактеризовала интернациональную любовь к Кэппу: "Энди в такой же степени турок, как и англичанин. А также грек, итальянец и поляк".
Перфоманс фанатов испанского "Депортиво" с Энди Кэппом:
Логично, что во многих странах Энди Кэпп получил своё имя на местный лад – Чарли Каппл в Австрии, Туффа Виктор в Швеции или Вилли Вакер в Германии, причём в немецком "Нюрнберге" его сделали талисманом команды, причём в этом самое активное участие принимали именно ультрас "Нюрнберга": "Он тот, кто отстаивает свои убеждения и любит настоящий, олдскульный футбол – футбол без дорогих билетов, которые могут позволить себе только представители высших слоёв общества. Он – типичный представитель рабочего класса, поэтому довольно прямолинеен. Энди близок нам, фанатам, именно своим беспечным образом жизни", – признался однажды журналистам фанат "Нюрнберга" Кристиан Месснер.
Сегодня Энди невероятно популярен в фанатской среде – перфомансы с образом простого рабочего из Хартлпула постоянно встречаются на полотнах в самых разных частях Европы.
"Лион" (Франция).
"Хапоэль" (Тель-Авив, Израиль).
"Колорадо Рэпидс" (США).
"Нюрнберг" (Германия).
"Рома" (Италия).
4-й дивизион чемпионата Бельгии.
"Орлеан" (Франция).
Но образ Энди Кэппа давно уже далеко за пределы стадионов и встречается на бригадных баннерах, фанатских стикерах и шарфах.
Стикеры тифози итальянского клуба "Катандзаро".
Стикер фанатов португальской "Боавишты".
Стикеры венгерского "Дебрецена".
"Земун" (Сербия).
Фэны итальянского клуба "Трани" (потерял профессиональный статус в 2013 году) из любительских итальянских лиг со своим бригадным баннером.
Шарф фанатов питерского "Зенита".
В 1998 году Рега Смайта не стало, но комиксы о нём продолжили выходить, причём в стилистике, максимально приближенной к той, в которой его много десятков лет выпускал Смайт. Причём у издателя даже не было возможности отказаться от продолжения публикаций комиксов про Энди, иначе бы читатели просто съели с потрохами руководителей издания – так, в 2010 году редактор пенсильванской газеты "Lebanon Daily News" Пол Бейкер проглядел, что в финальной версии очередного выпуска, который отправлялся в типографию, отсутствовала полоса со ставшим уже привычным для читателей комиксом. Из-за этого на газету и него лично вылилось море обвинений и угроз бойкотировать издание в дальнейшем, если Энди не вернут на страницы газеты.
Но время идёт и прогресс не стоит на месте, поэтому большое распространение Энди получил во всемирной паутине. Один из админов паблика об Энди в фэйсбуке Лоренс Голдсмит поражен количеству фотографий, которые ему приходят на почту каждый день: "Энди – воплощение человека из рабочего класса и настоящий фанат красивой игры, даже если он сам играет в неё, мягко говоря, не очень некрасиво. Приятно осознавать, что сотни фанатов по всей Европе сделали его своим талисманом и стали ассоциировать себя с ним".
Отдельно Лоренс в хорошем смысле сокрушается татуировкам с Энди Кэппом: "Когда я думаю, что это была последняя фотография татуировки с Энди, которую мне прислали для нашего паблика, как тут же на почту приходят ещё две! Я всегда знал, что Энди популярен за пределами Великобритании, но я был сильно удивлен, когда увидел, сколько людей по всему миру посвящают ему татуировки на своем теле. Рег, должно быть, смотрит с небес на своего старого друга с огромной гордостью, ведь он видит, что сегодня Энди стал для многих чем-то большим, чем просто комикс, который он когда-то создал".
Татуировка тифози итальянской "Сампдории".
Татуировка болельщика "Ромы".
Татуировка фэна венгерского "Уйпешта".
И ещё один вариант нательного рисунка с Энди Кэппом.
Есть поклонники Кэппа и среди известных людей – например, соло-гитарист и вокалист британской рок-группы "The Kinks" Дэйв Дэвис, который в 2003 году вошёл в список "100 лучших гитаристов всех времен", или американский рок-музыкант Нильс Лофгрен из группы "The E Street Band". Голдсмит настолько удивился, когда среди подписчиков увидел Дэйва Дэвиса, что тут же связался с ним: "Я большой поклонник "The Kinks", поэтому написал Дэйву сразу же, как узнал о его симпатии к персонажу Энди Кэппа. Но ещё больше я удивился, когда Дэйв мне ответил, что любовь к Энди к нему перешла от его отца!".
Несмотря на то, что сегодня Энди Кэпп стал глобализированным, его корни всё равно всегда ведут в Хартлпул – портовый город на северо-востоке Англии с населением меньше 100.000 человек. С 1957 года этот стереотипный северянин из Хартлпула в плоской кепке более 20.000 раз появлялся в газетах по всему миру! Разумеется, не так давно было принято решение о том, чтобы установить в городе бронзовую статую Энди Кэппа, которую торжественно открыла вдова Рега Смайта. Автором работы стала скульптор Джейн Роббинс.
Другим известной визитной карточкой Хартлпула стали фанаты одноимённого футбольного клуба "Хартлпул Юнайтед", которые прославились своей любовью к маскарадам во время выездных и домашних матчей.
Вот так фанаты "Хартлпула" в образе имперских штурмовиков из "Звёздных войн" приехали на выезд в Плимут.
А ранее, в 2013 году, на выезд в тот же Плимут отправилась сотня Тандербёрдов – персонажей из британского анимационного научно-фантастического телесериала середины 60-х.
Или вот пингвины из Хартлпула едут выпить пива в Карлайле.
Смурфики приехали в Лондон на игру против "Чарльтона".
А как вам образ умпы-лумпы из фильма "Чарли и шоколадная фабрика"? Это снова Лондон, снова игра с "Чарльтоном", только 2011 год.
В Челтенхэм отправились мимы, которых многие из вас могли видеть у российских стадионов или на каких-либо городских праздниках и гуляниях.
А в Транмере – просто клоуны. Сразу вспомнилось карнавальное шоу от фанатов немецкого "Майнца":
Но всё-таки об Энди Кэппе знает значительно большее число людей за пределами Хартлпула, чем о фанатах "Хартлпул Юнайтед", поэтому вклад Рега Смайта в такую рекламу Хартлпула для остального мира нельзя недооценить – об этом говорит хотя бы тот факт, что за всё время комиксы с Энди были переведены на 14 языков, а общая уникальная аудитория составила 250 миллионов человек в 52 странах мира! Хотя сам Смайт часто называл Энди "маленьким ужасным человеком": "Несмотря на то, что у Энди был скверный характер, ко мне он всегда относился хорошо". И это действительно так – иначе комиксы про простого работягу не продолжали бы выходить по всему миру даже спустя 20 лет после смерти его создателя – в США, Австралии, Италии, Швеции, Бразилии, Норвегии, Финляндии, Ямайке, Таиланде, Германии, Дании, Индии, Филиппинах или Южной Африке. Увековечили память Смайта и в родном Хартлпуле – в городском музее Хартлпула есть выставка, посвященная жизни и творчеству Рега Смайта. Разумеется, львиная доля там посвящена тому, кто и прославил когда-то простого карикатуриста. И имя ему – Энди Кэпп.
Понравился пост? Тогда ставьте плюсы, пишите комментарии и подписывайтесь на блог "100% фанатский стиль!". А еще есть твиттер и инстаграм:
https://www.instagram.com/u1tramir/
До новых встреч!