Эмре Джан: «Люсьен Фавр должен написать свою собственную историю с «Боруссией»
Это интервью Эмре Джан дал в конце тренировочного сбора в Бад Рагаце. И оно дополняет то интервью, которое игрок «Боруссии» дал официальному сайту во время межсезонья. Итак… Эмре Джан хочет выиграть титул с «Боруссией». В эксклюзивном интервью он рассказывает о своей карьере и опыте прошлого сезона и очень хвалит Люсьена Фавра.
Это Ваш первый тренировочный сбор с «Боруссией». Вы быстро стали одним из ведущих игроков в команде, но, говорят, что Ваше «крещение» ещё не состоялось. Очевидно, что даже лидеры команды должны петь. Ещё волнуетесь?
Это безумие, не так ли? Спустя шесть месяцев всё ещё нужно петь, и мы должны об этом поговорить. Я в самом деле не знаю, кто придумывает эти правила (смеётся).
Вы уже выбрали песню?
Нет (вечером в день интервью это была песня «Haydi Söyle» Ибрагима Татлисеса, прим. редактора). И я вообще-то худший певец в мире (это правда, прим. редактора).
Предполагалось, что «You’ll Never Walk Alone». Это напрашивалось, не так ли?
Нет, нет. Лучше не надо. К тому же мне бы понадобился еще один держатель для листов. Было бы вдвойне неудобно.
Оставим музыкальные способности. Где больше мурашек по коже при исполнении гимна, в Ливерпуле или Дортмунде?
Игроками мы слышим эту песню в разное время, поинтенсивнее именно в Ливерпуле, потому что фанаты поют её, когда команды выходят на поле. «You’ll Never Walk Alone» поётся в Дортмунде, когда мы находимся в тоннелях. Но в любом случае мне очень нравится эта песня. Она просто невероятно меня мотивирует, когда я её слышу, и каждый раз у меня мурашки на коже.
Если понаблюдать за Вами на футбольном поле, складывается впечатление, что ваше пение будет иметь требуемую силу звука. Вы очень шумный игрок или это не так?
Да. Я шумный на поле. Но за его пределами обычно говорят, что я говорю слишком тихо и иногда меня очень трудно понять. На поле всё по-другому. Я сознательно стараюсь быть громким и давать своим партнёрам правильные указания.
Вы фактически являетесь лидером на поле. И Вы также называете себя лидером, даже когда вы были значительно моложе. Откуда это?
Это сложно выразить словами. Я просто стараюсь идти вперёд и помогать другим игрокам. Я хочу увлечь за собой команду и всегда вкладываю в это всё. Если я смогу это сделать, я тоже являюсь лидером. В конце концов, однако, всегда наиболее важным значением является эффективность и манера держаться на поле, а не то, что рассказывают там или говорят. В любом случае, я считаю, что, в лучшем случае, можно научиться быть лидером лишь частично, но у вас всегда больше шансов родиться с этим. Некоторые игроки могут обладать необходимыми качествами больше, чем другие. Возраст здесь большой роли не играет.
Значит, как игрок, Вы всегда делали так, как сейчас?
Да, я всегда был таким. С тех пор, как я начал играть в футбол, я всегда хотел быть лидером. Где бы я ни играл.
Какую роль сыграло Ваше детство на северо-западе Франкфурта?
Для моего развития как футболиста просто огромное. Я убежден, что каждый ребенок должен начать играть в футбол именно на улице, потому что там есть чему поучиться. Самое главное - техника, но важно еще и проявить себя. Северо-западный город - не лучший район, но я всегда играл с парнями на пять или шесть лет старше себя. Тогда это было немного грубее.
Игрок обязательно должен быть немного шумным?
Должен быть сильнее! Если для этого ты не сделаешь всё возможное, то у тебя не будет никаких шансов, потому что ты всё равно не будешь успевать физически. Я рано понял, что если я хочу не отставать от ребят и быть лучше других, то я должен работать больше. Я везде приносил это с собой. Я просто всегда старался быть лучше других. Тогда всё остальное придет само.
Вы начали заниматься футболом в раннем детстве, переехали из Айнтрахта в Баварию в возрасте 15 лет и учились в школе-интернате. Сегодня становится ясно, что этот шаг, наверное, был правильным. Но, безусловно, Вы от многого отказались ради мечты стать профессиональным футболистом. Ваше детство закончилось в 15 лет?
Конечно, обошлось без многого, но детство мне понравилось. Я бы не сказал, что в 15-ть всё закончилось. Тем не менее, в футбольном бизнесе нужно очень быстро взрослеть. Если ты хорош, то ты очень рано окажешься в центре внимания, и нужно быть осторожным в том, что говоришь и как действуешь. Конечно, при этом теряется немного детской непосредственности. Становишься более осторожным, но мне всё равно нравится вспоминать своё детство.
Если сравнить свои первые дни в качестве профессионала с молодыми игроками, которые находятся здесь, на сборах, что вы думаете? Юссуфе Мукоко всего 15 лет, Джуду Беллингему — 17 лет, а его цена составляет уже более 20 миллионов евро. Этим ребятам ещё сложнее справляться с этим?
Легче им точно не будет. Мне кажется, что они пока очень хорошо справляются с ситуацией. Вы видите, что у них есть необыкновенное качество, иначе бы их не было с нами. В частности, для Джуда это, конечно, сложно, потому что он перезжает в страну, которую ещё не знает и на языке которой ещё не говорит. Я тоже довольно рано уехал за границу (в 20 лет в «Ливерпуль», прим. редактора) и могу понять, каково это. Всё вдруг новое, всё другое. Ему потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к Германии и к своему новому клубу. Мы обязательно поможем ему в этом.
Вы переехали из Мюнхена в Дортмунд транзитом через Леверкузен, Ливерпуль и Турин. Каковы Ваши первые впечатления о пребывании в «Боруссии»?
Просто отлично. Я чувствую себя здесь очень хорошо. У меня были отличные первые шесть месяцев, при том, что как и все, я, конечно, хотел бы обойтись без пандемии коронавируса. Но в жизни так бывает. Тем не менее, это очень и очень хорошо сочетается между мной и «Боруссией» Дортмунд. Мне нравятся мои товарищи по команде, мне нравится окружающая среда, мне нравится мой тренер. Всё подходит.
Что можно или нужно улучшить в следующем сезоне?
Мы должны побеждать в решающих матчах. Я верю, что наша молодая команда уже многому научилась. В важных матчах решающим является, кто больше хочет победить. В этом вопросе у нас наметился прогресс и нам еще предстоит развиваться в этом направлении. Я считаю, мы могли большего добиться в прошлом сезоне, хотя я в команде всего 6 месяцев. В матчах против Баварии и ПСЖ мы играли на одном уровне с соперником, но нам не хватило нескольких решающих процентов, чтобы добиться положительного результата. В новом сезоне мы должны лучше стараться, чтобы побеждать в подобных матчах. Никто не должен недооценивать нас, мы хорошо провели прошлый сезон, но я абсолютно уверен, что мы можем играть намного лучше. Это касается и лично меня. Я играл нормально, но мне есть куда расти.
Вы сказали, что всё дело в желании. Этому можно научиться, или это можно натренировать?
В любом случае. Я убежден, что поражения в прошлом сезоне нам помогут, потому что мы действительно хотим добиться большего в будущем. Может быть, сначала нужно познать горечь поражения для того, чтобы развить менталитет победителя, который уже есть в больших клубах. Это процесс, через который должна пройти молодая команда. Если все это поймут, то в следующем сезоне мы не будем проигрывать решающие матчи.
Вы знаете, как все устроено в «Баварии». И когда видите, как «Бавария» играет под руководством Ханси Флика, трудно поверить, что «Бавария» из Мюнхена не станет чемпионом Германии в 2021 году. Это вас разочаровывает или вдохновляет?
Для меня это скорее мотивация, но, на самом деле, мне всё равно, что делает «Бавария». Конечно, они достигли невероятного уровня, и, конечно, их сложно оставить позади. Но для меня самое главное, что я хочу побеждать в каждой игре. Остальное не имеет значения, и, в конце концов, мы посмотрим, что из этого получится.
Вас пригласили в «Боруссию» не только из-за вашего футбольного мастерства, но и из-за Вашего сильного характера. Однако иногда складывается впечатление, что тема ментальности затмевает тему футбола. Вас это раздражает?
(смеётся) Большое спасибо за такую оценку. Честно говоря, это и в самом деле немного раздражает. Я бы не играл за такие большие клубы, если бы не умел держать мяч. Иногда об этом забывают.
В любом случае, на поле в «Боруссии» Вы должны брать ответственность на себя. Изменится ли из-за этого Ваша роль в новом сезоне после полной подготовки с командой?
Время покажет. Моя эффективность всегда на первом месте. Если это неправильно, тогда мы не должны говорить об ответственности. Есть ли у вас амбиции занять соответствующий место в команде? Командный совет — это ключевое. Я не беспокоюсь об этом. Если решат так, то так и будет. Однако мне не нужна повязка или место, чтобы выразить свое мнение. Если есть что сказать, то я доверю сам себе сделать это.
На какой позиции Вы видите себя?
Раньше я считал себя полузащитником, но со временем всё изменилось. Теперь мне всё равно, играю ли я в полузащите или в защите. Для меня важно только то, что меня используют в центре поля, потому что я чувствую себя там намного комфортнее, чем на бровке. Тренер должен решить, где именно я могу лучше всего помочь команде.
В преддверии чемпионата Европы летом следующего года постоянная позиция может сослужить неплохую службу, правда?
В первую очередь, сыграть было бы неплохо (смеётся). Уверен, что тренер сборной знает меня достаточно хорошо и знает, какие на позиции он может меня поставить. Будь то защита или полузащита, мне действительно всё равно, как я уже сказал, но позиция должна быть в центре. Я считаю, что моя универсальность помогает мне, а не вредит.
Что обращает на себя внимание здесь, в Бад Рагаце, так это в первую очередь то, что Вы так много общаетесь с молодыми игроками в команде, особенно с Юссуфа Мукоко. Как можно помочь парням, что Вы можете им дать?
Уверен, что молодым игрокам хорошо, когда их немного опекают более опытные. Раньше я всегда был счастлив, когда мне помогал игрок постарше. Мы хотим, чтобы молодые игроки чувствовали себя с нами комфортно, и, конечно, нам тоже помогает то, что мы общаемся с ними. Вне зависимости от того, насколько у ребят уже есть уверенность в себе, они, конечно, немного волнуются, когда впервые сталкиваются с опытными. Так оно и есть, и это совершенно нормально.
Вы как-то сами сказали, что на улицах подражали Зинедину Зидану. Сегодняшнее молодое поколение игроков, вероятно, больше склоняется к Лионелю Месси или Криштиану Роналду. Есть ощущение, что молодые игроки Вас особенно внимательно слушают, потому что вы играли вместе с Роналду?
Как ни странно, Юсуфа (Мукоко, прим. редактора) просто прижал меня к стенке во время обеда. Он захотел знать, каково это с ним играть, и что он за человек.
И что Вы ему ответили?
Что мне приходилось слишком часто отвечать на эти вопросы (смеется). Но всё же я сказал ему, что Криштиану не только невероятно талантлив, но и трудоголик, профессионал до мозга костей. Он не оставляет места случайности.
Считают, что Вы одержимы успехом. Роналду ещё больше одержим успехом?
Всё ещё так. Если он проигрывает тренировочную игру, то он злится. Если он не забивает достаточно голов во время тренировки ударов по воротам, то он злится. С другой стороны, когда он выигрывает, он счастлив, как маленький ребёнок. Пока ещё всегда так, спустя столько лет. И каждый день.
«Боруссии» надо навёрстывать упущенное?
Не только «Боруссии». Любой игрок мира может многому научиться у Криштиану. Он нацелен только на успех. И так должно быть, если хочешь быть лучшим в мире футболистом.
Однажды Вы рассказали о своем пребывании в «Ювентусе», когда у Вас всё складывалось хорошо в Турине: «Ювентус — это семейный клуб. Все относятся друг к другу с уважением и с большой сердечностью — начиная с менеджера по экипировке и кончая президентом. У нас каждый обратил бы обратил внимание на любого». Насколько важны такие ценности в футболе?
Честно говоря, очень важны. Молодой игрок, возможно, об этом не имеет никакого представления. Если на поле в футболе одиннадцать воинов, то можно многое выиграть, даже если соперник может оказаться сильным. В футболе это не изменится. Речь идёт о том, чтобы на поле каждый был за себя и за того парня, а не только сам по себе.
Что меняется в профессиональном футболе? Лучшие таланты присоединяются к профессионалам всё раньше и раньше, а иногда уже на ранней стадии становятся брендами, появляются в социальных сетях, и в обращении находится всё больше и больше денег. Командный успех немного отошёл на задний план, личный успех становится всё более важным? Или это всё только кажется?
На этот вопрос вообще очень сложно ответить. Я могу говорить только за себя, и, честно говоря, должен сказать: в 20 лет командный успех, вероятно, был не так важен для меня, как сейчас, в 26 лет. В 20 лет, возможно, не так сильно переживаешь из-за поражения если при этом сам хорошо сыграл. Со временем учишься по-другому ценить командный успех. Если мы проиграли, то сегодня мне это не поможет, даже если при этом я хорошо сыграл. Потом я всё ещё не сплю по ночам, не могу заснуть и удивляюсь, почему мы не выиграли. Будучи молодым игроком я не был к этому готов, поэтому я определенно не буду винить в этом молодых игроков. Но сейчас я просто хочу выигрывать титулы, остальное для меня неважно. Многим молодым игрокам в «Боруссии» необходимо как можно быстрее понять, что им надо выигрывать титулы. Я надеюсь, что мы, игроки старшего возраста, сможем приучить их к этому как можно быстрее. Думаю, что у нас в команде для этого есть тот самый правильный состав.
В прошлом сезоне Люсьена Фавра постоянно критиковали за его упущенные шансы на титул с «Боруссией». Вы с самого начала публично высказались в поддержку тренера. Что Вам нравится в его работе?
Его человечность. Меня не волнует, громкое имя у тренера или нет. Прежде всего, он должен быть хорошим человеком, чтобы я его ценил. Это на 100% так и с Люсьеном Фавром. А в его профессиональных качествах я не сомневаюсь.
В Дортмунде каждого тренера недавнего прошлого сравнивали с Юргеном Клоппом, по крайней мере, это делали болельщики. Это несправедливо?
Я думаю, что да. Юрген Клопп — это Юрген Клопп, его просто невозможно скопировать. Люсьен Фавр — это совсем другой человек, и ему нужно написать свою собственную историю с «Боруссией». Надеюсь, следующий сезон будет очень и очень успешным.
Вы работали с обоими тренерами. Можете их сравнить?
Нет, абсолютно нет. Это совершенно разные люди. Но это не значит, что один хороший, а другой плохой. Дело не в этом. Для меня оба они по-своему отличные тренеры, и я рад, что оба были или остаются моими тренерами. В идеале мы будем столь же успешными в следующем сезоне под руководством Люсьена Фавра, как и «Боруссия» под руководством Юргена Клоппа. Тогда больше не будет никаких вопросов.
И последний вопрос: как Вам удаётся в перерывах отключаться от ежедневного футбола?
Если честно, я не могу отключаться по ходу сезона. Я просто не могу это сделать. Я могу отключиться только тогда, когда у меня будет отпуск на несколько недель, иначе всё вращается вокруг футбола. Я всегда полон энергии, потому что следующая тренировка и игра всегда живут у меня в глубине души. Так что летние каникулы были действительно хорошими. Нас ждут напряженные месяцы, но я с нетерпением жду этого.