От Семина до Николича: «Локомотив» под призмой статистики
1. «Локомотив» этим летом не блещет результативностью: 16 забитых мячей (5 из них – с пенальти) в 13 матчах в рамках РПЛ – это почти вдвое меньше, чем у «Зенита» за тот же период (31). При этом в креативном плане у «железнодорожников» все довольно неплохо. В среднем команда создает 5,1 голевых моментов за матч (2,6 – явные), но реализация оставляет желать лучшего – лишь 24%.
2. Персональную ответственность за низкую общекомандную эффективность после ковид-каникул несут два основных нападающих: Эдер и вернувшийся из испанской аренды Смолов из 14 голевых шансов на двоих (при 9 явных) реализовали только один. Если показатели нерадивых форвардов вывести за скобки общей статистики, командная реализация «железнодорожников» окажется в пределах нормы – 29%.
3. У «Локо» прилично работает позиционное нападение: в прошлом сезоне «железнодорожники» в атаках из статики забили почти половину своих голов в чемпионате (20 из 41), конкретно на летнем отрезке – сразу 11 из 16. При этом в переходных фазах (контратаки + прессинг-атаки) «Локомотив» в последнее время не блещет: если при Семине в динамике забивалось в среднем 0,54 гола за игру (12 мячей в 22 турах), то при Николиче – только 0,23 (3 гола в 13 турах).
4. В векторном плане атака москвичей достаточно сбалансирована. По итогам минувшего чемпионата с фланговых направлений было забито лишь на два мяча меньше, чем через центральную зону (16 против 18; для сравнения аналогичное соотношение у «Зенита» - 28 против 27). На старте нынешнего векторные пропорции пока сохраняются.
При этом правый фланг «Локо» на дистанции работает значительно продуктивнее левого – 16 результативных атак против 8 в матчах РПЛ с лета прошлого года.
5. Алексей Миранчук – основной генератор идей и главная движущая сила в атаке «Локомотива», на котором завязаны и позиционная статика, и выход в быстрое нападение, и большинство стандартов. Он организовал 26 из 41 голов команды по итогам прошлого чемпионата (63%), став лучшим по забитым мячам (12), голевым и предголевым передачам (по 5).
6. На летнем отрезке зависимость команды от Алексея только усилилась: до травмы, полученной им неделю назад в матче со «Спартаком», он поучаствовал в 12 из 14 (!) голах «железнодорожников». Интересно, что вторым по продуктивности за отчетный период стал молодой вингер Дмитрий Рыбчинский (5 голов с участием за 470 игровых минут), от которого особенно больно досталось «Рубину» (в двух матчах с казанцами – 3 голевых передачи плюс заработанный пенальти).
7. Гжегож Крыховяк, очень ярко смотревшийся вплоть до коронавирусной паузы, летом резко ушел в тень (в первых 22 турах при Семине – 15 голевых соучастий, в последних 8 при Николиче – только 1). Тем не менее, в последнем матче с «Ахматом» поляк напомнил о себе забитым голом – удачно завершил атаку, которую сам же и разогнал из глубины.
8. Крыховяк – главный дальнобойщик «Локомотива» и второй в лиге после Влашича по ударной активности (в среднем 2 попытки за игру). В прошлом сезоне поляк забил сразу 5 мячей точными выстрелами из-за пределов штрафной (т.е. уровень голевой конвертации – почти 10%, цифра просто гигантская), причем три из них – в ключевых матчах с «Зенитом», «Краснодаром» и «Ростовом».
К слову, в прошлом сезоне «Локомотив» наряду с ЦСКА был лидером РПЛ по голам после ударов из- штрафной с учетом последующих добиваний (по 11), а в последних 6 очных матчах с «Зенитом» 6 из 8 мячей «железнодорожники» забили именно такими ударами. Помимо Крыховяка, к числу дежурных специалистов-дистанционщиков можно смело отнести Антона Миранчука и Рифата Жемалетдинова.
9. В минувшем чемпионате «Локомотив» стал одной из двух команд лиги (наряду с «Уфой»), которым удалось не только не пропустить от «Зенита», но и почти полностью его обезвредить (в двух матчах - лишь два допущенных момента, и оба неявные). При этом в целом по сезону оборона «железнодорожников» сверхнадежностью не отличалась: 3,5 допущенных моментов в среднем за матч и 29 пропущенных мячей – за последнюю пятилетку больше было пропущено только в сезоне 2015/16 (33 гола), по итогам которого команда финишировала лишь на 8-м месте.
10. На летнем отрезке при Марко Николиче «Локомотив» поначалу приобрел очертания бронепоезда: в 10 матчах в рамках премьер-лиги команда 6 раз сохраняла ворота «сухими» - в предыдущих 22 матчах при Семине было столько же. Однако после потери Баринова и Алексея Миранчука в первом тайме матча со «Спартаком» в трех последующих таймах «Локомотив» пропустил сразу 5 мячей.
11. При позиционной обороне и динамике переходных фаз красно-зеленые пропускают примерно в равных пропорциях. В прошлом чемпионате в контратаках после потерь на чужой половине было пропущено 8 мячей, в прессинг-атаках после потерь на своей – еще 5, а остальные 14 голов «с игры» соперники организовали в статичных розыгрышах с продолжительным контролем мяча.
12. В двух последних матчах со «Спартаком» и «Ахматом» команда Николича трижды пропускала в однотипных ситуациях.
При контроле мяча соперником на фланге линия обороны «Локо» располагалась достаточно высоко, поджимая прессингующую группу ради сохранения вертикальной компактности, и не успевала реагировать на передачи за спины, которые оборачивались максимально комфортными выходами один-на-один (дважды на эту удочку попался Мурило).
13. «Локомотив» в целом очень плотно обороняется перед своей штрафной (во многом это заслуга сыгранной связки опорников Крыховяк – Баринов), но при этом регулярно проваливается на флангах. За последний год в рамках премьер-лиги (35 матчей) после комбинаций через центр «железнодорожники» пропустили только 11 мячей, а вот после фланговых атак – сразу 25 (13 – слева, 12 – справа). По голу с каждого из флангов «Локо» получил и от «Зенита» в недавнем матче за Суперкубок.
14. Еще одно косвенное доказательство качественной работы опорников: в прошлом сезоне «Локомотив» стал единственной командой лиги, которая не пропускала «с игры» после дальних ударов (единственный результативный выстрел издали в ворота «Локо» удался динамовцу Филиппу – прямым ударом со штрафного). В том числе и поэтому гол-шедевр Магомеда Оздоева в августовском Суперкубке можно назвать исключительным.
15. Несмотря на проблемы на флангах и значительном количестве пропущенных мячей после подач и забросов в штрафную (13/29 в минувшем чемпионате и 3/6 на старте нынешнего), «Локомотив» традиционно хорош при обороне на стандартах у своих ворот. В сезоне 2018/19 в рамках РПЛ с угловых и фланговых штрафных «железнодорожники» пропустили только 3 мяча, в сезоне 2019/20 – всего лишь один (лучший результат в лиге наряду с «Рубином»).
«Зенит» в последнее время регулярно практикует нетривиальные розыгрыши стандартных положений (в частности, так был забит победный гол в игре с ЦСКА), и против «Локомотива» творческий подход к таким ситуациям может быть очень кстати.
Больше интересностей по РПЛ и «Зениту» у нас в соцсетях, подключайтесь:
1) Забрать у локомотива мяч.
2) Перегружать полуфланги.
3) Сыграть либо 4-4-2 либо 4-4-2 узкий ромб. Так можно получить преимущество в полуфлангах за счёт лишнего.
4) Задушить центр поля локомотива и лишить их дальнобойщиков возможности атаковать с удобных позиций.