8 мин.

Эмре Джан: «Я выбрал правильный путь»

Ему всего 26 лет, он находится в середине карьеры и, тем не менее, уже столько всего пережил: путь Эмре Джана из сурового северо-запада Франкфурта в «Боруссию» не был совсем обычным. Разговор с уверенным в себе молодым человеком об уважении среди детей на резиновых площадках, раннем взрослении и опыте работы с Пепом Гвардиолой, Криштиану Роналду и Эрлингом Холандом.

Эмре, чему можно научиться на северо–западе Франкфурта? Для жизни и как футболисту?

Это не самое дружелюбное место; Там учишься быть сильным, учишься уважению ко всему, что делают; учишься делиться; учишься идти правильным или неправильным путём. К счастью, я выбрал правильный путь. Но я был свидетелем того, как другие подростки, такие как школьные друзья, употребляли наркотики. Рядом со мной была семья и верные друзья. Как футболист, я узнал, что нужно стараться и отдавать всего себя без остатка, чтобы победить. Мы играли на резиновой площадке, и каждый день речь шла только о победе, а не о том, откуда ты родом. Не сомневаюсь, из поражения можно извлечь уроки. Но побеждать намного круче. А я ненавижу проигрывать.

В первой половине сезона шла публичная дискуссия о менталитете, о мужском футболе. Были разговоры о мужестве и решительности. Это все добродетели, которые приносит с собой тот, кто вырос в северо-западном городе и преуспел там?

По крайней мере, нужно иметь мужество верить в то, что можно достичь вершины. В шесть лет мне уже разрешали играть в одной команде со старшими, потому что у меня был талант. Они были на одну-две головы выше. Уважение надо заработать.

Ты смелый парень?

Я бы сказал так, да.

Начало было каким? Твоя мать боялась за тебя, когда ты, будучи четырехлетним ребенком, выходил из квартиры, чтобы играть в футбол с другими парнями перед мусорными баками и против них.

Мы жили в многоэтажке, и у меня там было очень много друзей. Мне разрешили, потому что она видела нас с балкона. Позже, во время школьных каникулах, я выходил из дома утром в десять, а вечером возвращался в восемь. В шесть я сказал: хочу в футбольный клуб – и был недоволен до тех пор, пока мама не отвела меня туда. В первый клуб меня не пустили тренироваться, потому что там было слишком много детей. Через несколько дней мы отправились в сине-желтый Франкфурт. Несколько дней я тренировался с командой детей, которые родились до 1994 года, но потом тренер сказал: «Ты слишком хорош, ты должен играть со старшими».

Ты удивился такому суждению, или ты в какой-то степени осознавал, что улица дала тебе преимущество?

Я просто хотел играть в футбол и никогда не задумывался об этом. Но да, тут может быть какая-то связь: все мои друзья были немного старше меня. Это и сегодня так.

Ты познакомился с жизнью в суровых условиях, но рано пришел в академию, зная жизнь с обеих сторон. Является ли уличный футбол по-прежнему лучшей школой?

Со мной было именно так. Когда я стану отцом, я тоже отправлю своего мальчика на улицу (смеется). Он должен узнать, каково это – утверждаться там. Со мной всё было по-другому. Я всегда был в порядке, без вопросов! Мои родители много работали для этого, мой отец на стройке, моя мама в клининговой компании. Но я не мог выходить каждый день на улицу с купюрой в 20 евро. Моя мама, время от времени, давала мне один или два евро. Мне нужно было хорошенько подумать, как я справлюсь с этим два-три дня, смогу ли я позволить себе что-нибудь поесть и когда. Теперь я зарабатываю много денег, я это знаю, и очень ценю это. Потому что я никогда не забуду, что мои родители сделали для меня. Этот опыт всегда держит меня на земле.

Логично, что ты в двенадцать лет перешел из маленького франкфуртского клуба SV Blau-Gelb в самый большой клуб города Айнтрахт. Однако, удивило решение в 15 лет переехать в Мюнхен в «Баварию», расположенный в 400 км от дома. Каковы были причины этого шага?

Как я уже сказал, У меня было относительно много таланта, я играл в хессенском отборе и в 14 лет познакомился со своим нынешним консультантом. Он мне сказал: Ты очень зрелый для своего возраста-застенчивый, но зрелый. Можешь ли ты представить себе переход в Баварию? Мама, на самом деле, не хотела, чтобы я уезжал так рано, но мой папа сказал, что я могу решить это сам.

Мама должна быть храброй в этом деле. Несмотря на это - ещё один смелый шаг...

Первый шаг во взрослую жизнь, я бы сказал так, оглядываясь назад. Нам, футболистам, не повезло, что мы становимся взрослыми очень рано и должны отказываться от многого, но не от каждой подростковой вечеринки (смеется) …

Драке ты научился в северо-западном городе, а самосознанию Миа Сан Миа, потом в Мюнхене?

Я уже тогда был чрезвычайно сосредоточен на победе. Я не боялся, когда пришел в мюнхенскую «Баварию» в 15-летнем возрасте. Стефан Беккенбауэр, который, к сожалению, умер слишком рано, был моим тренером. Через несколько дней я уже тренировался на ребятами до 19 лет, но играл команду 17-летних. В 16 лет я перешёл в команду 19-летних. Я был зрелым, большим и имел талант. На второй год в профессиональном футболе пришел Пеп Гвардиола.

Как складывались Ваши отношения?

Я прямо спросил его, каковы мои шансы. Он был очень честен со мной и сказал мне, что будет нелегко. Я понимал, что для моего развития будет важно, чтобы я много играл и как можно меньше сидел на скамейке запасных. Предложение из Леверкузена пришло в нужный момент.

«Годы за границей были классными»

Удивительно, но уже через год уехал в Англию.

У меня был супергод в Леверкузене, и было много критических голосов: переехать за границу в 20 лет был слишком рано. Однако я был уверен: я хорош, я могу это сделать. И еще: все видели, что я пробился в состав в Ливерпуле. Я был важен для команды и почти всегда играл.

Чему ты научился в Ливерпуле, а затем и в Турине?

В Англии — это игра в огненный футбол, борьба, точный длинный пас. В отличие от Италии, где тактика имеет первостепенное значение. Я очень благодарен за опыт, который я получил на каждой своей остановке. Я повзрослел как футболист и человек. Годы за границей были классными.

В «Ювентусе» ты играл с Криштиану Роналду. Чему можно научиться у него?

Он каждый день делает то, что должен делать. На сто процентов. Он живет чрезвычайно профессионально. Вот почему он так успешен. Быть таким сильным против себя – уникально, это Роналду. Вот почему он там, где он есть. То, как он работает, поразило меня.

Ты решил переехать в Дортмунд в январе после полугода работы в Ювентусе. Почему?

К «Боруссии» я всегда испытывал большую симпатию. Я хотел попасть в клуб, для которого я могу быть важным там, где я нужен. Это в Дортмунде. Боруссия мне подходит. И наоборот.

Ты признанный лидер. В этой роли вырастают или, быть может, рождаются?

Нури Шахин однажды так сказал, и это тоже правда: уже в школах видно, кто в первую очередь заботится о себе, а кто больше заботится о команде. Об этом можно сказать, когда кто-то играет роль лидера. Я хочу помочь команде и внести свой вклад в успех.

Ты говоришь, что никогда не видел такого игрока, как Эрлинг Холанд. Что делает его таким особенным?

Каждый игрок по-своему особенный. У Эрлинга есть все, что характеризует выдающегося нападающего. Он невероятно быстр, он большой, сильный, у него хороший удар, и у него голевое чутье. И еще: он очень зрелый для своего возраста! Эрлинг очень профессиональный. Если он продолжит в том же духе, то впереди у него будет отличная карьера.

Ответственные лица, поклонники и эксперты сходятся во мнении, что Эрлинг и ты являетесь своего рода недостающими частями мозайки в «Боруссии».

Мы часто беседуем о том, как принципиально улучшить себя и как наилучшим образом внести свою лепту в успех команды. Мы думаем очень похоже. Мы хотим успеха. Мы тоже подталкиваем друг друга. Эрлинг воплощает собой исключительный менталитет. Его подход мне очень, очень нравится.

Тебе всего 26 лет, находишься в середине карьеры, и ты уже столько всего пережил. Все произошло так, как ты мечтал или как  представлял себе это маленьким мальчиком?

Будучи четырех или пятилетним ребёнком, я играл против мусорных баков, и моей мечтой было стать футболистом. В пятнадцать лет появился план. И, да, он, по большому счету, действительно оправдался. За это я чрезвычайно благодарен всем, кто сопровождал меня на этом пути.

«Айнтрахт» Франкфурт, «Бавария» Мюнхен, «Байер» Леверкузен, «Ливерпуль», «Ювентус» Турин, «Боруссия» Дортмунд – ты гордишься этим послужным списком?

Очень даже. Если бы кто-то сказал мне об этом десять лет назад, я бы ему не поверил. Но я никогда не пожалею ни об одном из этих шагов, потому что я везде чему-то научился. А сейчас с «Боруссией» у меня большие планы!